Глава четвертая. О незрелом жаре



Новый рассвет

Или

Краткая суть медицины

 

Перевел с тибетского А.А. Кособуров

 

",,Ccé-_ÉC-£ÉE-T¥àc-«-_äEc-Cc_-T,,

 

T c U - C K P - n Ì c - T ‘ U c ,

 

Улан-Удэ

2006

 

УДК 615.89

ББК 53.59

У911

 

Ответственный редактор

канд. мед. наук Д.А. Потанин

 

Рецензенты

канд. фарм. наук Т.В. Корнопольцева

канд. фарм. наук Г.В. Чехирова

 

У911

 Учебник тибетской медицины. Новый рассвет или краткая суть медицины. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. – 144 с.

ISBN 5-7925-0003-7

 

  В представляемой работе содержится перевод одного из самых извест­ных учебников тибетской медицины, написанного современным тибетским врачом, профессором Лхасской медицинской академии Самтэном. Эта книга, в которой описаны этиология, симптоматика и ме­тоды лечения наиболее распространенных в наши дни болезней, является основным учебным пособием в медицинских учебных заведениях совре­менного Тибета. В процессе работы над русским изданием произведена идентификация большинства тибетских нозологических форм с позиций европейской медицины. Книга адресована врачам и ученым, изучающим тибетскую медицину.        
  ISBN 5-7925-0003-7  

 

                       © А.А. Кособуров, 2006

                       © Изд-во БНЦ СО РАН, 2006


Предисловие переводчика

Преподавание тибетской медицины традиционно базируется на изучении канонического медицинского текста Чжуд-ши и комментариев к нему. Изложение медицинских знаний в Чжуд-ши идет от лица одной из эманаций Будды Медицины, поэтому неудивительно, что этот текст считается священным, предназначенным для заучивания наизусть и даже является пособием по медитации под руководством опытных наставников, в результате которой в сознании адепта должны произойти соответствующие трансформации и сформироваться особый образ мышления. Выбор способов структурирования медицинских знаний в этом тексте во многом связан с выполнением именно этих целей. Вместе с тем информация, касающаяся практических аспектов тибетской медицины, изложена в Чжуд-ши и в комментариях к нему крайне скупо. Очень сложно, а порой и невозможно по описаниям симптомов, приведенных в этих текстах, произвести идентификацию болезней с позиций европейской медицины, порой описываются болезни, которые в наши дни практически не встречаются, и, наоборот, широко распространенные болезни либо вообще не упоминаются, либо освещены очень кратко, многие методы лечения, описанные в коренных текстах, в настоящее время тибетскими врачами не применяются, поскольку разработано много новых лекарств и методов лечения, которые специально адаптированы к современным условиям. Все это диктовало потребность в создании современных учебников тибетской медицины, в которых были бы подробно описаны симптоматика и методы лечения широко распространенных в настоящее время болезней. Наиболее популярным из таких лечебных пособий является написанная одним из ведущих врачей Лхасы Самтэном книга  “Новый рассвет”, которая выдержала уже два издания – в 1977 и 1997 гг., причем второе издание было существенно переработано и дополнено. В настоящей работе представлен  перевод именно второго издания этой книги. Большинство описанных в этой книге  нозологических форм удалось идентифицировать с позиций европейской медицины. В этом учебнике описаны лекарства, которые широко применяются в настоящее время и описаны в современных рецептурниках. Большая часть упоминаемых в этой книге рецептов описана в недавно изданной работе “Рецептурник Менцикана. Избранные рецепты тибетской медицины”. Несмотря на подробные описания симптомов и методов лечения, содержащиеся в этой работе, не следует полагать, что можно лечить тибетскими лекарствами исключительно по книгам – необходимо длительное обучение под руководством опытных учителей. Данная работа может послужить лишь пособием в ходе такого обучения.

Необходимо особо подчеркнуть, что использование для лечения больных методов тибетской медицины без понимания принципов, на которых она базируется, таит в себе немалую опасность. Ошибкой было бы также полагать, что знаний, полученных при обучении европейской медицине в медицинском институте, достаточно для безопасного и эффективного применения методов лечения, предлагаемых тибетской медициной. Вместо помощи можно причинить организму больного ощутимый вред. Поэтому здесь мною предпринята попытка дать представление об этих принципах на основе моего личного понимания, которое я приобрел в процессе изучения тибетских медицинских источников, общения с носителями тибетской медицины, а также в результате многолетних размышлений.

Несомненно, краеугольным камнем всей тибетской медицины является представление о трех нйэс-па. В свою очередь, основой представления о нйэс-па является представление о пяти махабхутах (тиб. ‘бйунг-по-лнга). Поэтому ниже предпринята попытка объяснить возникновение этих представлений с позиций ученого и на примерах проиллюстрировать, как эти представления используются практически при лечении и диагностике в тибетской медицине.

Истоки теоретических основ тибетской, как и любой другой восточной медицины, по-видимому, следует искать в древней натурфилософии, когда первобытный человек, пребывая в постоянной борьбе за существование, пытался найти какие либо закономерности в окружающей природе, чтобы спрогнозировать меняющиеся внешние условия и приспособиться к ним просто для того, чтобы выжить. Например, наблюдая за огнем, он замечал, что ветер может его задуть, а может раздуть и вызвать пожар, вода только гасит огонь, землей его можно присыпать, также огонь быстро гаснет в замкнутом пространстве, т.к. для горения необходим воздух или пространство, ветер высушивает влагу, а земля ее впитывает и т.п. Волей-неволей древний человек должен был изучить подобные закономерности для того, чтобы приспособиться к изменениям окружающей среды. В описанном выше примере фактически представлены все пять “великих элементов” или “великих символов” (санскр. махабхута) – огонь, вода, земля, ветер и пространство. Изучая подобные закономерности, древний философ мог также предположить, что они носят всеобъемлющий характер и могут объяснять все явления материального и нематериального мира, если придать им статус неких общих символов и расширить их толкование[1]. В итоге каждая махабхута становится символом, обозначающим группу неких свойств, так или иначе связанных с названием данной махабхуты. Так, в группу свойств, обозначенных символом или махабхутой “огонь”, входит, в частности, свойство “согревание”, поскольку огонь согревает; в группу свойств, обозначенных символом “ветер”, входят такие свойства как “подвижность” и “охлаждение”, поскольку ветер подвижен и холодит при обдувании и т.п. В терминах введенных таким образом  махабхут можно описать и другие, более тонкие процессы – такие, например, как функционирование человеческого организма, связи между сознанием и телом и т.п. Например, страх вызывает дрожь тела и охлаждение покровов тела – говорят “дрожит или похолодел от страха”, что можно интерпретировать как  генерацию страхом махабхуты “ветер” в теле, поскольку усиливаются свойства, которые обозначены этим символом – дрожь, т.е. “подвижность”, и охлаждение покровов тела, т.е. “охлаждение”. Представления, связанные с махабхутами, получили свое развитие, прежде всего, в буддийской тантрической йоге[2] и, поскольку тибетская медицина считается одной из главных буддийских дисциплин, еще и поэтому не могли не оказать влияния на теорию тибетской медицины. Другим примером натурфилософии служит китайский даосизм, где в качестве пяти “первоэлементов” (кит. у-син) выступает другая пятерка – огонь, вода, земля, дерево и металл. Между этими элементами также существуют связи по типу “металлический топор вредит дереву, дерево своими корнями разрушает землю” и т.п. Даосизм оказал влияние на известную нам прежде всего благодаря иглотерапии китайскую медицину, которая вероятно в силу географической близости Китая и Тибета оказала, в свою очередь, влияние на тибетскую медицину – так, в тибетской медицине широко используется заимствованное, по-видимому, из китайской медицины представление о “плотных” и “полых” органах, каждый из которых связан с тем или иным “первоэлементом”, а также с соответствующим органом чувств; кроме того, представления о пяти “первоэлементах” используются в пульсовой диагностике и биоритмологии[3]. Еще один своеобразный пример явного применения натурфилософии нашел отражение в индийской медицинской системе аюрведе, основой которой является представление о трех доша, главной особенностью которых является, по-видимому, то, что первая из них символизирует холод, вторая жар, а третья то, что изменяет или регулирует их обоих. Поскольку буддизм зародился в Индии, а уже затем получил распространение в Тибете, неудивительно, что аюрведа оказала очень сильное влияние на тибетскую медицину, что вылилось в появлении в тибетской медицине трех т.н. “виновников” (тиб. нйэс-па), являющих собой аналог доша из аюрведы. Резюмируя, можно сказать, что тибетская медицина впитала в себя три философских подхода – о махабхутах, об у-син и о доша, представления о которых в ней полностью гармонизированы. Сверх того, на тибетскую медицину оказала свое влияние и собственно буддийская философия, что выразилось, например, в провозглашении неведения первопричиной всех болезней, поскольку в буддизме неведение считается причиной всех страданий, а болезни это лишь частная разновидность страданий. В тибетской медицине утверждается, что нйэс-па, включающие тройку из рлунг, мкхрис и бад-кан, так же как и их прототипы из аюрведы являют собой своеобразную свертку махабхут – так рлунг является проявлением махабхуты “ветер”, мкхрис проявлением махабхуты “огонь”, а бад-кан проявлением двух махабхут – “земли” и ”воды”, говорится также, что махабхута “пространство” присутствует в каждом из этой тройки[4]. Еще одним  примером применения натурфилософии, полезным для качественного анализа принципов функционирования организма, является уподобление в тибетской медицине желудка горшку для приготовления пищи, желчного пузыря мешочку с приправами и т.д.

Как же тибетская медицина объясняет возникновение болезней? Как уже было упомянуто выше, причиной всех болезней считается неведение, под которым подразумевается наделение обыденным сознанием Я и других явлений существованием вне зависимости от обозначения мыслью. Неведение, в свою очередь, порождает три основных омрачения – привязанность, производными которой являются вожделение и страх, отвращение, производными которого являются злость и гордость, и равнодушие, производными которого являются глупость и заторможенность сознания. Омрачания генерируют в теле проявления или свойства соответствующих махабхут примерно в том смысле, как это было показано выше, что передается по невидимым каналам от головного мозга на некие регулирующие системы. Привязанность генерирует проявления махабхуты “ветер”, отвращение генерирует проявления махабхуты “огонь”, а равнодушие генерирует проявления махабхут “вода” и “земля”. Теперь подробнее о регулирующих системах, в роли которых выступают “виновники[5]” (тиб. нйэс-па). Этим “виновникам” приписывается управление всеми физиологическими процессами организма, причем “виновник” рлунг управляет теми процессами, которые можно соотнести со свойствами махабхуты “ветер”, т.е. это те процессы, которые проявляются “подвижностью” и т.п. – например, рлунг регулирует процессы продвижения испражнений по кишечнику и т.п., в свою очередь, “виновник” мкхрис управляет теми процессами, которые можно соотнести со свойствами махабхуты “огонь”, и, наконец, “виновник” бад-кан управляет теми процессами, которые можно соотнести со свойствами махабхут “вода” и “земля”. Считается, что нйэс-па управляют физиологическими процессами через махабхуты или “на языке” махабхут. В отсутствие сигналов, поступающих по невидимым каналам из головного мозга, т.е. в отсутствие омрачений, “виновникам” ничто не мешает регулировать нормальную работу организма и болезни будут отсутствовать. О таком положении вещей говорят “нйэс-па пребывают в равновесии”. Когда же омрачения начинают генерировать махабхуты, соответствующие сигналы по невидимым каналам достигают регулирующих систем или нйэс-па, которые “выходят из строя”, что проявляется в усилении свойств соответствующих махабхут в физиологических процессах. Например, при генерации сознанием махабхуты “ветер” регулирующая система рлунг усиливает свойство “подвижность” в физиологических процессах, в результате чего, например, ускоряется эвакуации испражнений из кишечника – это происходит до того, как произошло всасывание питательных веществ и жидкости. О таком состоянии говорят “нйэс-па вышли из равновесия”, что будет означать  возникновение болезни. Любой физиологический процесс – будь то нормальное функционирование органа или болезнь и даже функционирование клетки – регулируется всеми тремя нйэс-па одновременно через махабхуты, которые к тому же оказывают  взаимное влияние друг на друга. Поэтому при наличии болезни чаще говорят о “нарушении равновесия между нйэс-па”. Например, если усилен бад-кан, автоматически происходит ослабление мкхрис, поскольку холод подавляет жар. Т.о., любая болезнь протекает с преобладанием одного из “виновников” – рлунг, мкхрис или бад-кан, а иногда с преобладанием их парных комбинаций, что следует обязательно учитывать при подборе лекарств. Целью лечения является выравнивание соотношения между нйэс-па или иногда говорят, что лечение болезни заключается в “восстановлении равновесия между нйэс-па”, а значит и между махабхутами. Следует иметь в виду, что термины рлунг, мкхрис и бад-кан имеют, как минимум, три значения – во-первых, эти термины используются для обозначения регулирующих систем, во-вторых, эти же термины обозначают болезни, вызванные этими нйэс-па, а, в-третьих, эти термины обозначают некий “запас” соответствующих махабхут, имеющихся в теле от рождения, т.е. значение зависит от контекста. Поэтому, например, говорят о болезнях рлунг, бад-кан и мкхрис. В тибетской медицине подчеркивается, что лечить следует в первую очередь не болезни органов, тканей и т.п., а нарушения работы регулирующих систем рлунг, мкхрис и бад-кан в этих органах, тканях и т.п. Все это крайне важно! Если рассматривать эти регулирующие системы более детально, то оказывается, что каждая из них подразделяется на пять подсистем, имеющих свои специфические функции, что отражено в их названиях, и место локализации в теле. Так, рлунг подразделяется на рлунг “Держатель жизни”, рлунг “Поднимающий вверх”, рлунг “Всеохватывающий”, рлунг “Выравнивающий огонь” и рлунг “Очищающий вниз”. Мкхрис подразделяется на мкхрис “Переваривающая”, мкхрис “Изменяющая прозрачный сок”, мкхрис “Осуществляющая”, мкхрис “Обеспечивающая видение” и мкхрис “Проясняющая цвет”. Бад-кан подразделяется на бад-кан “Поддерживающий”, бад-кан “Разлагающий”, бад-кан “Осуществляющий различение вкуса”, бад-кан “Удовлетворяющий” и бад-кан “Соединяющий”. Хотя все функции и места локализации этих подсистем подробно описаны в соответствующих текстах[6], в повседневной медицинской практике используются представления лишь о некоторых из них, а что касается мест их локализации, то такая информация носит условный характер – более того, эти подсистемы имеют ту же природу, что и невидимые канала и чакры, т.е. не имеют анатомических проявлений! Если рассматривать механизм возникновения болезней несколько подробней, то оказывается, что кроме причин – неведения и его производных омрачений, для возникновения болезней необходимы условия, в роли которых выступают диета, образ жизни, климат, местность проживания, конституция больного, болезнетворные микроорганизмы, духи и т.п. Считается, что болезнь возникает при одновременном[7] воздействии причин и условий, что уподобляется встрече огня и дров. Все эти причины и условия могут вызывать болезнь, воздействуя на описанные выше регулирующие системы нйэс-па[8]. Омрачения воздействуют на регулирующие системы через невидимые каналы. Пища воздействует на них же через содержащиеся в ней махабхуты, т.е. через некие свойства пищи, которым в данной парадигме приписывается едва ли не количественное выражение. При длительном употреблении вредной пищи регулирующие системы какое-то время способны поддерживать равновесие между махабхутами в тканях за счет неких собственных “резервов” – возможно, перераспределяя махабхуты в соседних тканях, чтобы удерживать их концентрацию в допустимых пределах, но рано или поздно “резервы” иссякают, нарушаются также регулирующая способность нйэс-па и равновесие между махабхутами,  что приводит к болезни. Чтобы восстановить равновесие между махабхутами в заболевшем органе, тибетский врач назначает диету и лекарства[9], которые одновременно восполняют дефицит соответствующих махабхут и восстанавливают регулирующую способность нйэс-па, в результате чего наступает выздоровление. В тибетской медицине различают шесть вкусов и семнадцать действий[10] лекарств и пищи. Считается, что и те, и другие отражают свойства тех или иных махабхут. Каждый вкус производится свойствами своей пары махабхут - например, махабхуты “земля” и “вода” создают сладкий вкус и т.п. Махабхута “земля” придает лекарству или пище такие действия как “утяжеляющее”, “крепящее”, “притупляющее”, “умасливающее” и “высушивающее[11]” и т.п. При описании любого лекарственного ингредиента указывают первичный вкус, вкус после переваривания[12] и действие лекарства. Т.о., лекарство и пища могут воздействовать на организм разными способами – например, посредством вкуса на вкусовые рецепторы, “вкусовое сознание” и далее на “ментальное сознание”, которое уже через каналы воздействует на регулирующие системы нйэс-па. Но главный механизм воздействия осуществляется после переваривания. В тибетской медицине считается, что признаки всех болезней можно свести к двадцати главным, причем, каждый признак является отражением свойств той или иной махабхуты. Например, признаки болезней рлунг являют собой отражение свойств махабхуты “ветер”, в приложении к человеческому телу они таковы: “грубый”, “легкий”, “холодный”, “тонкий”, “твердый” и “подвижный”. Для того, чтобы вылечить конкретную болезнь, соответствующее лекарство должно обладать действиями, которые являются антагонистами по отношению к признакам болезни. Например, лекарство, предназначенное для лечения болезни рлунг, должно обладать такими действиями как “смягчающее”, “утяжеляющее”, “теплое”, “умасливающее” и “придающее устойчивость”. Опираясь на представления о махабхутах и нйэс-па, можно подобрать лекарства для лечения большинства болезней – даже тех, которые не были известны во времена расцвета тибетской медицины, а появились или получили широкое распространение в настоящее время. Этим, т.е. глубокой проработкой медицинской теории, что позволяет находить решения новых задач, тибетская медицина отличается от знахарства. Когда спрашивают опытного тибетского врача, чем лучше лечить ту или иную сложную болезнь, чаще всего он говорит, что нет каких то жестких рекомендации – выбор лекарств зависит от стадии болезни, преобладающего нйэс-па и других факторов, поскольку соотношение махабхут на разных стадиях болезни и т.п. постоянно меняется и поэтому следует относиться осторожно к перечню лекарств, упоминаемых в тибетских медицинских текстах при описании конкретных болезней – всегда имелось в виду, что в первую очередь следует восстанавливать равновесие между нйэс-па, после чего назначение специфических лекарств может даже не понадобиться! Порой такие лекарства оказываются вообще неэффективными при лечении данной болезни, но практически всегда удается добиться излечения, опираясь в подборе лекарств на описанные здесь общие подходы. В тибетской медицине большинство лекарств являются многокомпонентными, причем ингредиенты лекарства подобраны таким образом, чтобы их действия, определяемые свойствами махабхут, так или иначе воздействовали на нйэс-па в том или ином органе или ткани организма. Есть и общие лекарства, которые воздействуют на тот или иной нйэс-па в целом, независимо от органа или ткани. Если, кроме нарушения одного из нйэс-па в отдельном органе, есть признаки нарушения этого нйэс-па во всем организме, то можно назначать общее лекарство – чаще всего этого оказывается достаточно для лечения интересующего органа. При назначении любых других методов лечения также в первую очередь производится анализ этого метода с позиций махабхут с тем, чтобы соотношение махабхут в методе лечения корректировало соотношение махабхут в теле, которое привело к болезни. Например, прижигание больше подходит при болезнях рлунг, поскольку оно обладает природой махабхуты “огонь” и, следовательно, будет противодействовать холодному свойству махабхуты “ветер” и т.п. Постановка диагноза в тибетской медицине также производится с позиций махабхут, тем более, что врача при постановке диагноза в первую очередь интересует, какое именно “нарушение равновесия между нйэс-па” произошло и в каком именно месте – органе и т.п. Например, европейский диагноз “кардиоаритмия” будет мало интересен тибетскому врачу, он будет определять, нарушение какого именно нйэс-па произошло в сердце и будет назначать лечение, исходя именно из этого. Если, к примеру, он обнаружит усиление нйэс-па рлунг и назначит лекарства для лечения болезни рлунг в сердце, то результатом будет излечение сердца, в том числе и от кардиоаритмии. Постановка диагноза в тибетской медицине производится исходя из осмотра, опроса, изучения пульса и мочи, причем при помощи каждого из этих методов врач старается определить характер нарушения среди нйэс-па по признакам, характерным для каждого нйэс-па, а также орган или ткань, в котором произошло это нарушение.

Ведущую роль в функционировании организма тибетская медицина отводит системе пищеварения[13], именно поэтому функционирование этой системы в тибетской медицине разъясняется довольно подробно, чего не скажешь о других системах и органах, функции которых обозначены весьма схематично[14]. Расстройства пищеварения[15] считаются ближайшими[16] причинами большинства болезней, поэтому, если таковые расстройства имеются, начинать лечение следует именно с них, кстати, еще и потому, что от работы пищеварения зависит и усвояемость лекарств, предназначенных для лечения других болезней.

Итак, вкратце о том, как рассматривается процесс пищеварения в тибетской медицине. Когда пища попадает в желудок, на первом этапе бад-кан “Разлагающий” начинает управлять процессами выделения пищеварительных соков и т.п., которые готовят измельченную в результате разжевывания пищу к дальнейшему усвоению, затем на втором этапе мкхрис “Переваривающая” управляет выделением желчи и т.п., которые переваривают пищу, и, наконец, на третьем этапе рлунг “Выравнивающий [пищеварительный] огонь” отделяет т.н. “прозрачный сок пищи”, который затем попадет в печень, от “осадка[17] пищи”, который представляет из себя основу кала и, в конце концов, выводится из кишечника наружу. Здесь следует заметить, что рлунг “Выравнивающий огонь” еще и управляет бад-кан “Разлагающим” и мкхрис “Переваривающей”, как бы согласовывая их работу, открывает и закрывает все сфинктеры, управляет продвижением частично переваренной пищи из желудка в кишечник и т.п. Если на всех этих этапах процессы пищеварения происходят без каких-либо сбоев, говорят о “сильной огненной теплоте желудка”. Если все процессы прошли без сбоев, “осадок пищи” пойдет вниз по кишечнику, а “прозрачный сок пищи” попадает в печень, где под действием мкхрис “Изменяющей цвет” будет преобразован в кровь – оставшийся после завершения этого процесса “осадок” будет являть собой желчь, которая собирается в желчном пузыре, желчь, в свою очередь, также трансформируется на “прозрачный сок” и “осадок” - “прозрачным соком” желчи будет чху-сэр[18]. Здесь необходимо отметить, что в тибетской медицине различают семь основных тканей – прозрачный сок пищи, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг и красное, либо белое семя, каждая из которых являет собой “прозрачный сок” предыдущей. Процесс образования крови из прозрачного сока пищи был рассмотрен выше, а далее кровь также трансформируется в “прозрачный сок” и “осадок” - “прозрачным соком” крови будет мясо, а “осадком”, по-видимому, сухожилия, затем мясо также трансформируется в “прозрачный сок” и “осадок” - “прозрачным соком” мяса будет жир и т.д[19]. Из всех тканей в тибетской медицине особая роль отводится двум – крови и чху-сэр[20],поэтому болезни крови и болезни чху-сэр относятся к категории главных наряду с болезнями рлунг, мкхрис и бад-кан, а также с болезнями ма-жу[21]и смуг-по. При сбое даже на одном из трех этапов переваривания пищи будет т.н. “истощение огненной теплоты желудка” или “несварение” (тиб. ма-жу), которое является причиной большинства болезней. Хотя эта болезнь имеет одно название, т.е. ма-жу, фактически мы имеем дело с тремя довольно различными разновидностями – различными как по причинам, так и по требуемой лекарственной терапии, поэтому вначале следует установить, на каком именно этапе произошел сбой, а затем назначить лекарство от ма-жу, которое было бы способно лечить ма-жу из-за бад-кан, мкхрис или рлунг. Впрочем, и здесь имеются свои нюансы – так, например, ма-жу может быть из-за “чистого” бад-кан, т.е. из-за бад-кан-скйа, из-за сочетания бад-кан и мкхрис, т.е. из-за бад-кан-сэр-по, и т.п. – все это следует учитывать в лечении. Кроме трех рассмотренных выше разновидностей ма-жу, т.е. из-за рлунг, мкхрис или бад-кан, выделяют еще две - “ма-жу осадка” и “ма-жу прозрачного сока”, причем здесь имеется в виду, что каждая из первых трех разновидностей будет являть собой либо “ма-жу осадка”, либо “ма-жу прозрачного сока”, но, видимо, чаще и то, и другое вместе. “Ма-жу осадка” считается менее опасной разновидностью, поскольку его следствием могут быть только болезни желудка или кишечника, т.е. те места, через которые непосредственно проходит пища. Опасность “ма-жу прозрачного сока” заключается в том, что его следствием является то, что в печень попадает не чистый “прозрачного сок пищи”, а в смеси с “осадком пищи”[22] – такая смесь в печени не сможет превратиться в здоровую кровь, а происходит образование т.н. “плохой крови”, которую можно условно считать зашлакованной – в текстах говорится, что такая кровь подобна яду и вызывает большинство болезней. Можно предположить, что при “ма-жу прозрачного сока”, кроме образования “плохой крови”, произойдет также обильное образование “плохой желчи” в результате стремления печени очиститься от “плохой крови”, следствием чего будет образование камней в желчном пузыре и другие болезни желчи, далее по цепочке произойдет также обильное образование “плохой чху-сэр”, следствием чего будут болезни кожи, суставов, отеки и т.п.

В тибетской медицине часто болезни разделяют на болезни жара и болезни холода, говорят также, что болезни жара вызываются кровью или мкхрис, а болезни холода могут быть только из-за бад-кан или рлунг; при более детальном рассмотрении говорят о жаре из-за крови[23], жаре из-за мкхрис, холоде из-за рлунг и холоде из-за бад-кан. Что касается нйэс-па, то их жар или холод связан со свойствами соответствующих махабхут, которые являются их основой. Почему же болезни из-за крови, которая является по сути тканью, также относятся к болезням жара? Во-первых, потому, что кровь образуется в печени под  действием мкхрис “Изменяющей цвет”, которая передает ей свою горячую природу, а, во-вторых, под “жаром крови” часто подразумевается “жар плохой крови”, который имеет отношение к т.н. “жару ядов”. Кроме того, иногда говорят о жаре бад-кан, но это всегда сочетанные болезни, поскольку сам бад-кан из-за свойств составляющих его махабхут всегда холодный. Жар бад-кан бывает при бад-кан-сэр-по или при сочетании бад-кан и мкхрис, при бад-кан-смуг-по или при сочетании бад-кан и плохой крови, а также при скрытом жаре или при “борьбе” бад-кан и жара. Иногда встречается болезнь под названием “горячий рлунг” или “жар рлунг”, что также подразумевает сочетание холодного по природе рлунг с горячими кровью или мкхрис – первый случай часто называют “борьбой крови и рлунг[24]”.

Что касается женских болезней, то, по-видимому, “опасная кровь” это аналог болезней, вызванных “плохой кровью”, а “опасный рлунг” – аналог “борьбы крови и рлунг”. Основное различие в том, что “плохая кровь” образуется в печени, а “опасная кровь” в матке.

Что касается болезней, вызванных болезнетворными микроорганизмами, то можно выделить “горячее воспаление”, вызванное кровью, мкхрис и болезнетворными микроорганизмами, и “холодное воспаление”, вызванное бад-кан, рлунг и болезнетворными микроорганизмами. В первом случае следует применять специфические лекарства, предназначенные для лечения жаров гнйан и римс, а во втором случае чаще всего достаточно лекарств, предназначенных для лечения холода рлунг или бад-кан, которые в крайнем случае можно[25] сопроводить такими лекарствами как Кхйунг-лнга, Ни-ла или На-ро-гсум-сбйор. Болезни чху-сэр также могут сопровождаться воспалением, что следует учитывать при назначении лекарств.

Перед тем, как приступать непосредственно к лечению методами тибетской медицины, следует несколько лет изучать теорию тибетской медицины по каноническому тексту Чжуд-ши, а также по таким комментариям к нему как Вайдурья-онбо и Лхан-таб под руководством опытных наставников, что можно уподобить окончанию медицинского института, а затем несколько лет сидеть на приеме с опытным тибетским врачом, наблюдая за тем, какие лекарства он дает, и выслушивая его разъяснения, что можно уподобить обучению в ординатуре. Главное отличие в путях развития тибетской и европейской медицин заключается, по-видимому, в том, что первая делает заключения о частностях на основе анализа общих закономерностей, а вторая делает заключения об общих закономерностях на основании изучения частностей. Опыт показывает, что наличие европейского медицинского образования на первом этапе мешает восприятию и изучению тибетской медицины в силу наличия устоявшихся стереотипов, но зато в будущем, когда стереотипы так или иначе трансформируются, может помочь более глубокому пониманию тибетской медицины.

 

Кособуров Андрей Александрович

kosoburov@inbox.ru

2006, Улан-Удэ


Часть первая. О тройке из рлунг, мкхрис и бад-кан

В понимании тибетской медицины основной силой, приводящей к возникновению в теле всех  [без исключения] болезней, являются нйэс-па – [имеется в виду] тройка из рлунг, мкхрис и бад-кан. [Диагностика сводится] к определению [соотношения между нйэс-па]. В ходе лечения следует выравнивать [соотношение] также между этими тремя, чем и достигается цель излечения [любой] частной болезни. Смысл этого [утверждения] очень обширен и всеобъемлющ.

Для примера можно рассмотреть с позиций нйэс-па т.н. “болезни рлунг”. Если говорить о постоянных местах [локализации] и связях, то, как разъясняется [в тантрах], этот рлунг локализуется преимущественно в сердце, [сосуде] жизни и толстой кишке, а болезни головного мозга и [спинномозговых] нервов {[имеется в виду] деградация белых каналов или [спинномозговых] нервов, неспособность сосредоточиться [на чем-либо] и т.п.}, болезни сердца, нестабильность кровяного давления, ухудшение [характеристик] крови, упадок телесных сил, старение организма и т.п. связаны с болезнями рлунг, поэтому при [поражении этих] мест [локализации и наличии описанных] патологий следует придерживаться следующей тактики: давать общие лекарства, предназначенные для лечения рлунг, с присоединением [лекарственных] ингредиентов, являющихся проводниками к конкретной частной болезни.

Можно также рассмотреть с позиций нйэс-па болезни мкхрис или т.н. “болезни жара”. Если говорить о местах постоянной [локализации] и связях, то, как разъясняется [в тантрах, эта мкхрис] локализуется преимущественно в легких, печени и желчном [пузыре], а болезни жара чхам-па, жара легких, жара печени, жара желчного [пузыря], жара тонкой кишки и другие разновидности жаров [римс и] гнйан связаны с болезнями мкхрис, поэтому будешь лечить эти частные болезни, являющиеся парными сочетаниями [с болезнями жара], посредством устранения жара.

И, наконец, можно рассмотреть с позиций нйэс-па [болезни] бад-кан или т.н. “болезни холода”. Если говорить [о постоянных местах локализации и связях, то, как разъясняется в тантрах, эта] бад-кан локализуется преимущественно в желудке, селезенке и почках, а ослабление тепла в желудке, почках и других частях тела, несварение пищи и питья, образование холодных скран’ов в желудке и в других [органах], усиление стихии воды в тканях тела и т.п. связаны с болезнями бад-кан, поэтому [при наличии этих патологий] будешь лечить болезни бад-кан, что приведет к избавлению от частных болезней, которые являются парными [сочетаниями с болезнями бад-кан].

 

Глава первая. О болезнях рлунг

О т.н. “болезнях рлунг[26]”: когда находящийся в местах постоянной локализации в организме нйэс-па рлунг, [обладающий] природой [ветра],выходит из равновесия и оказывает [вредящее] воздействие на все составляющие тела – сосуд жизни и другие, это может привести к появлению болезней; поскольку характеристиками этого рлунг являются легкость, подвижность и грубость, этот рлунг присоединяется как к жару, так и к холоду, раздувает жар мкхрис, [еще больше] выстуживает холод бад-кан, изменяет [размеры и места локализации отеков] дму, ‘ор и скйа-рбаб, скатывает [опухоли] скран, рлунг “поднимает с места” все накапливающиеся болезни, управляет всеми рассеивающимися болезнями, мелкие разрозненные рлунг обычно раздувают остатки жара, т.е., как разъясняется [в тантрах, рлунг] управляет другими болезнями, а также [может вызвать возникновение новой] болезни, присоединившись к хвосту [старой].

О провоцирующих условиях [возникновения этих] болезней: сильная скорбь, депрессия, раздражительность, чрезмерные размышления, чрезмерное употребление пищи и питья, обладающих горьким вкусом, а также легким и грубым свойствами, чрезмерные совокупления, длительные голод и отсутствие сна, недостаточное [употребление] сочной пищи, обильные кровотечения из органов тела, сильные понос и рвота, чрезмерное пребывание на холодном ветру, насильственное сдерживание отправления естественных [надобностей -] мочеиспускания, дефекации и т.п. - или, когда не выходит [самостоятельно], чрезмерное тужение и т.п. – короче [говоря, все] легкое и грубое в диете и образе жизни провоцирует [возникновение] болезней рлунг.

О признаках [этих] болезней: [при пальпации] пульсирующий сосуд [напоминает пустой] кожаный мешок – если надавить, [проявляется] качество пустоты, моча по цвету голубоватая, [по консистенции] легкая, сильно пенится, язык сухой, красный и грубый, будет головокружение, шум в ушах, мысли легко [меняются] и хаотичны, раздражительность, бессонница, [во время сна возникает] много сновидений, [время от времени появляются] колики неопределенной локализации и боли изменчивой локализации, при движениях боли усиливаются, зевота, дрожь тела, озноб, обмороки, одеревенение конечностей, [кожа] на ощупь грубая, появляется гусиная кожа, ощущение стягивание [в различных участках] тела, желание потянуться, тошнота, по утрам и вечерам [самочувствие] ухудшается, при кашле отходят пенистые мокроты, при нажатии на тайные [точки] рлунг - [точки] дкар-наг-мцхамс на передней поверхности груди, а также 6-й, 7-й позвонки [на спине] и т.п. – ощущается болезненность.

О том, что вредит и что помогает: улучшает [состояние больного] употребление мяса, чханг’а, патоки и других очень сочных и обладающих маслянистым и теплым свойствами пищи и питья, смазывание [кожи] кунжутным маслом и т.п., согревание у огня или на солнце и упитывание, а ухудшает употребление холодной воды, дар’а из коровьего и козьего [молока, сырых] овощей, [перца] гйэр-ма, крепкого чая и других [подобных этим] пищи и питья, скорбь, голодание, переохлаждение организма, длительные разговоры, отсутствие сна, совокупления и т.п. – [все это] указывает на наличие болезней рлунг.

Методы лечения: [в качестве диеты] назначь салат [из вареных листьев] крапивы и чеснока, зан-чханг, костный бульон, старое[27] {годичное} мясо [животных] луг, рта, бонг-бу и ‘пхйи-ба, каши (?), [кипяченое] молоко, патоку, чханг и подобные этим пищу и питье, обладающие теплым и очень сочным свойствами; в образе жизни следует рекомендовать [побольше] спать, одевшись в теплые одежды, в месте, где тихо, полумрак и тепло, или вести приятные разговоры с милыми сердцу людьми и т.п. – короче [говоря], рекомендуй образ жизни, который соответствует пожеланиям [самого больного; из лекарств] давай отвар трех сочных костей – пяточной, лопатки и копчика – с добавлением порошка из сга и пи-пи-линг, а из лекарственных составов, [которые готовятся в форме порошков], в зависимости от проявлений болезни можно применять А-гар-со-лнга, А-гар-нйи-шу, А-гар-бчо-лнга, Шинг-кун-нйэр-лнга, Би-ма-ла, Срог-‘дзин-бчу-гчиг и т.п.; кроме того, [из процедур] назначай окуривание рлунг-бдуг {[имеется в виду окуривание дымом от возжигаемого порошка] А-гар-со-гчиг}, смазывание ладоней, подошв и тайных [точек] рлунг кунжутным или старым [топленым] маслом, монгольское или [классическое] прижигание трутом [находящейся на] груди [точки] дкар-наг-мцхамс, а также 1-го, 6-го и 7-го позвонков, [точки] спйи-гцуг и т.п. – короче [говоря, различные] разновидности болезней рлунг необходимо лечить посредством применения диеты, образа жизни, лекарств и процедур, обладающих маслянистым, теплым и очень сочным качествами.

Глава вторая. О болезнях мкхрис

О т.н. [“болезнях] мкхрис[28]или [“болезнях] жара”: когда находящийся в местах постоянной локализации в организме [нйэс-па] мкхрис -па, [обладающий] природой огня,выходит из равновесия, это приводит к усилению тепла в теле, воспалению составляющих тела, возникновению колющих болей и других быстро развивающихся и острых болезней.

О провоцирующих условиях [возникновения этих] болезней: приступы сильной гордости[29], чрезмерное употребление вина и водки, старого мяса и других видов пищи и питья, обладающих кислым или жгучим вкусом, а также острым и очень теплым свойствами, наличие в организме борьбы жара и холода, употребление грязных пищи и питья, воздействие токсинов или инфекций, переутомление от выполнения тяжелой физической работы, перегревание у огня или на солнце, резкое изменение погоды и т.п. – такие условия провоцируют [возникновение] болезней мкхрис и жара.

О признаках [этих] болезней: [при пальпации] пульсирующий сосуд [воспринимается] широким, [биение] учащенное, [а главной] особенностью [пульса] будет напряженность, моча по цвету красноватая [или темно-]желтая, обладает сильным запахом и паром, [а главной] особенностью будет помутнение [мочи], повышается температура тела и выступает пот, краснеют или желтеют белки глаз, во рту будет кислый или горький привкус, [ощущается сильная] жажда, язык покрывается толстым светло-желтым налетом, сохнут носовые ходы и губы, возникают локализованные[30] колющие боли, будет бессонница по ночам и сильная сонливость днем, в полдень и полночь состояние ухудшается, а еще у некоторых больных возникает кашель с выделением красновато-желтых мокрот и понос или рвота с кровью или желчью и т.п.

О том, что вредит и что помогает: [больному] кажется, что прохладные диета, образ жизни, лекарства и процедуры помогают, а теплые вредят [- все это] указывает на наличие болезней мкхрис и жара.

Методы лечения: [в качестве диеты] назначь охлажденную кипяченую воду, жо и дар из коровьего или козьего [молока], свежее сливочное масло, корми мясом [животного] гн’а-ба и другой крупной дичи, козлятиной, говядиной и подобными видами [мяса, которые обладают] прохладным [свойством], супом из риса или рцам-п’ы, салатом из [листьев растения] кхур-манг и другими прохладными видами пищи и питья; [в образе жизни следует рекомендовать] спокойно сидеть в прохладных местах на берегу реки, в тени деревьев и т.п.; из лекарств в зависимости от проявлений болезни можно назначить ‘пхрул-тханг, Нор-бу-бдун-тханг, Спанг-рци-бчу-гнйис, Рта-зи-дмар-по и подобные [этим; из процедур назначай] компрессы камнем из водоема, холодной водой и т.п. - короче [говоря, различные] разновидности болезней жаранеобходимо лечить посредством применения прохладных диеты, образа жизни, лекарств и процедур.

 

Глава третья. О болезнях бад-кан

О т.н. [“болезнях] бад-кан[31]: когда находящийся в местах постоянной локализации в организме [нйэс-па] бад-кан , [обладающий] природой земли и воды,выходит из равновесия, это приводит к истощению тепла в желудке, почках и других [органах], увеличению доли стихии воды в организме, под воздействием чего возникают [соответствующие] болезни.

О провоцирующих условиях [возникновения этих] болезней: лень, возникшая из-за [усиления] глупости и равнодушия (?), чрезмерное употребление сырых или невареных [пищи и питья -] холодной воды, молока, редьки, фруктов и т.п., а также подгнивших в результате долгого [хранения] мяса, масла и т.п., а еще козлятины, свинины, пшеницы, гороха, фруктов и других видов пищи и питья, обладающих сладким вкусом и маслянистым и тяжелым свойствами, чрезмерно [длительное] пребывание в холодной воде, сон или сидение на сырой [подстилке], переохлаждение тела, несвоевременный прием пищи, прием пищи прежде, чем переварилось ранее съеденное, и т.п. – короче [говоря, все обладающее] качествами прохлады, маслянистости и тяжести в диете и образе жизни провоцирует [возникновение] болезней бад-кан и холода.

О признаках [этих] болезней: [при пальпации] пульсирующий сосуд [воспринимается] погруженным на глубину, [биение] слабое и медленное, моча по цвету белая, запах и пар невелики, глазные яблоки, лицо и т.п. становятся по цвету белесыми, истощается телесное тепло, будут боли в желудке, почках и пояснице, пропадает аппетит, пища и питье, не переварившись и не изменив собственный цвет, выходят [в виде] поноса и рвоты, становятся отечными веки, лодыжки и т.п., [ощущается] тяжесть в теле, [одолевает] лень, сильная сонливость, отходит много соплей, мокрот, слез и других липких [по консистенции выделений] и т.п.

О том, что вредит и что помогает: легкие и теплые диета, образ жизни, лекарства и процедуры вроде бы помогают, а прохладные ухудшают [состояние больного - все это] указывает на наличие болезней бад-кан и холода.

 Методы лечения: [в качестве диеты] назначь кипяченую с добавлением порошка из сга-смуг воду, старый чханг, каши (?) из старого, выросшего в сухих местах зерна, баранину, мясо дикого яка, рыбу, [мясо птицы] бйа-ргод, [животного] спйанг-ки и других хищников; в образе жизни следует рекомендовать согреваться у огня и на солнце, одеваться в теплые одежды, выполнять тяжелые работы в сухой местности; из лекарств в зависимости от проявлений болезни назначай Ргйам-цхва-гсум-тханг, [Ргйам-цхва-]бжи-тханг, Сэ-‘бру-бжи-па, [Сэ-‘бру-]лнга-па и подобные [этим; из процедур назначай] компрессы по месту болезни – на желудок, почки, поясницу и т.п. – нагретым [мешочком с] солью и т.п. и обладающими очень теплой [природой] шкурами [животных] гйу, спйанг-ки и т.п. или производи прижигание трутом - короче [говоря, различные] разновидности болезней бад-кан и холода необходимо лечить посредством применения теплых, легких и грубых диеты, образа жизни, лекарств и процедур.

 

Часть вторая. О болезнях [обычного] жара и жара римс

 

Т.н. “болезни [обычного] жара и жара римс” включают двойку – различные виды обычного жара и обладающие заразной природой болезни римс.

Раздел первый. О разновидностях [обычного] жара

О т.н. [“обычном] жаре”: когда находящийся в местах постоянной локализации в организме [нйэс-па] мкхрис-па, [обладающий] природой огня,усиливается, этот усилившийся жар поражает ткани тела подобно тому, как огонь при соприкосновении с деревом вызывает обугливание древесины. Однако, несмотря на [представленную выше двоичную классификацию, более известна другая]: поскольку у болезней жара имеется много различий в зависимости от происхождения или стадии и много различий в зависимости от вида, выделяют шесть [разновидностей] жара, [различаемых по] стадии – незрелый жар, распространенный жар, пустой жар, скрытый жар, застарелый жар и мутный жар и [три разновидности] жара, [различаемых по] виду – жар ‘грамс, жар ‘кхругс и жар римс.

Глава четвертая. О незрелом жаре

 

О т.н. “незрелом жаре”: жар в начальной [стадии] водит компанию с бад[-кан и] рлунг – рлунг  рассеивает жар по всем тканям, а бад-кан пригибает голову жара подобно тому как сырая древесина препятствует [распространению] огня, из-за чего этот жар не может усилиться, поэтому данную стадию называют незрелым жаром.

О провоцирующих условиях: сочетание болезни [жара] с местностью, сезоном или возрастом, [благоприятствующими] возникновению [болезней] бад[-кан или] рлунг, преждевременное назначение прохладных лекарств и процедур и т.п. провоцируют [возникновение[32] незрелого жара].

О признаках [этой] болезни: как разъясняется [в тантрах], “при незрелом [жаре] будет озноб и боли в крупных суставах  в сумерки”; будут болеть голова и все крупные суставы конечностей, озноб, появляется гусиная кожа, жар по ночам, [много] беспокоящих сновидений, зевота, [больному доставляет] удовольствие [греться] на солнце и у огня, возникает дрожь, пульс частый, характер [биения] неустойчивый, моча по цвету красновато-желтая, особенностью является наличие мути, язык по цвету белесый, а по краям выступает мелкая красная [из-за воздействия] рлунг сыпь и т.п.

Методы лечения: как разъясняется [в тантрах], “незрелый жар следует направить на путь созревания”; для того, чтобы устранить двух спутников жара - бад[-кан и] рлунг - и тем самым облегчить лечение этого жара, вначале необходимо несколько дней давать доводящие до созревания и разделяющие [отвары -] Нор-бу-бдун-тханг, ‘пхрул-тханг, Ма-ну-бжи-тханг и т.п., которые, устранив озноб [и другие признаки холода], вызовут появление признаков чистого жара - жажду, концентрацию болевых ощущений по месту поражения, усиление жара [в теле] и т.п. - когда это произойдет, необходимо будет применять прохладные[33] диету, образ жизни, лекарства и процедуры.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!