Поджо Браччолини. Против лицемеров



...Многие [из монахов], публично отказавшиеся от денег, благодаря тайным махинациям возвращались домой с туго набитой мошной... Цель их [лицемеров, т. е. монахов] совершенно ясна - это подлость, плутовство, ложь, коварство. Те, которые выставляют напоказ какую-то особую святость жизни, те, которые везде появляются с грязным лицом, в поношённой одежде, с босыми ногами; те, которые публично заявляют о презрении к деньгам; те, у которых всегда на устах имя Иисуса Христа; те, которые хотят, чтобы повсюду их считали и называли добродетельными людьми и которые, тем не менее, на деле не выполняют того, что можно было бы от них ожидать, судя по их облику и их речам, те, которые заманивают и соблазняют женщин; те, которые бродят за пределами своих монастырей, охотясь за славою, те, которые похваляются своими постами; те, которые обманывают других для собственной пользы..., все эти люди с полным правом могут быть названы лицемерами... Не существует худшего зла, не найдешь нигде большего бедствия, чем эти люди. Благодаря хорошей репутации они имеют доступ ко всему; пользуясь этим, они предают людей и города, они сеют ненависть между союзниками и друзьями, они публично отказываются от тех обещаний, которые дали с глазу на глаз... Самое отвратительное их злодеяние заключается, пожалуй, в том, что они подрывают веру в добродетель; поведение их таково, что своими гнусными поступками они пятнают честь людей порядочных и достойных. Так разве не является преступным это гнусное лицемерие, благодаря которому добродетель считается пороком, порядочные люди — негодяями, друзья — недругами?

 

II .

ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ГУМАНИСТОВ

Франческо Петрарка. О невежестве своем собственном и многих других (1367 г.)

Ученый, изучающий природу, знает многое о животных: птицах, рыбах, знает, сколько у льва волос в гриве, сколько перьев в хвосте у ястреба и сколькими витками спрут обвивает потерпевшего кораблекрушение... Эти вещи в большей части или ложны, что выясняется из многих подобных им случаев, когда они происходят в нашем мире, или достоверно неизвестны авторам, которые их сообщают, но потому что они их не видели, в них охотнее верят н легче измышляют их. И даже если эти факты были истинны, они бы ничем не способствовали счастливой жизни; ведь какая польза, спрашиваю я, знать природу зверей и птиц и не знать природы людей, не знать и не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда идем и куда направляемся... Те, следовательно, являются истинными моральными философами и полезными учителями в добродетели, первое и последнее стремление которых заключается в том, чтобы сделать добрым своего слушателя и читателя, и которые не только учат, что такое добродетель или порок, но и укореняют в душе стремление и любовь к добрым делам, ненависть к дурным и бегство от них...

...Некоторые не осмеливаются ничего писать сами и, страстно желая писать, становятся толкователями чужих трудов (уподобляясь тем, кто не способен стать архитекторами и делает своим занятием побелку стен); за это они стараются заслужить похвалу, каковой боятся не добиться сами по себе или с помощью других, если не будут хвалить ревностно, неумеренно и всегда преувеличенно своих авторов прежде всего и их книги, т. е. предмет, которые они занимаются.

...Сколько смешного пустословия у философствующих, сколько противоречия в противоположностях! Сколько упрямства и наглости! Какое количество школ и какие различия между ними! Какие настоящие сражения! Сколько двусмысленности в вещах, какая путаница в словах Как глубоки и недоступны тайники истины! Сколько козней у софистов, загораживающих со всем старанием, словно каким-то терновником, путь к истине, чтобы нельзя было распознать, какая дорога ведет туда прямее всего!

 

Леон Баттиста Альберти. О семье

 

Нет ничего, откуда так легко рождались бы бесчестие и бесславие, кроме праздности. Утроба праздных была всегда гнездом и пристанищем пороков! Нет ничего столь вредного и губительного для дел общественных и частных, как ленивые и бездеятельные граждане.

...Человек рожден не для того, чтобы, покоясь, увядать (в бездействии), но чтобы находиться в действии. Я, право, не знаю, какой глупец отрицал бы, что ум, интеллект, способность суждения, память, страсть души, гнев, рассудительность, осмотрительность и другие божественные силы и добродетели, с помощью которых человек побеждает силу, волю и ярость любого другого животного, даны нам для того, чтобы усердно трудиться.

...Человек рожден, чтобы быть угодным богу, чтобы познать истинную первопричину вещей, откуда происходит такое разнообразие и такое несходство, красота и множество живых существ, их форм, размеров, покровов и окраски...


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!