Колюччо Салютати. Письмо к Андреа Джусти да Вольтерра



...Хотя уединенная [монашеская] жизнь считается более спасительной, она вовсе не является таковой; честную деятельность в миру нельзя считать святой, однако она является более святой, чем бездействие в уединении... [Советуя другу не отказываться от предложенных емупочетных должностей, Салютати продолжает]. Изречение Платона, более того, [вся] его философия гласит, что мудрым надлежит заниматься государственными делами, дабы дурные и порочные не захватили в свои руки бразды правления, оставленные добрыми гражданами, с ущербом и опасностью для дела[200]. Я убежден, что на должностях, которые ты занимал, ты являлся не только вдохновителем, но и творцом многих добрых дел и избежал, благодаря своему благоразумию, многих распрей. Сужу об этом по себе, коему по милости бога выпало на долю управлять столь великим государством. И я часто был в состоянии противостоять усилиям дурных людей и содействовать честнейшим намерениям наилучших граждан... Одно лишь я могу с гордостью утверждать: что твердо и неизменно поддерживал добро и стремился к попранию зла...

Цицерон восхвалял и возвеличивал сельское хозяйство[201], и не без основания: это почетнейшее занятие, но оно касается лишь частных лиц. Насколько же выше занятия, приносящие пользу многим... Я бы желал, чтобы ты жил честно, не причиняя вреда другим, на благо многим, не только для себя, но и для отечества, родных и друзей.

 

Поджо Браччолини. Об алчности

Признаю, что это стремление к деньгам заложено в природе всех [людей]. Поэтому все, какого бы они ни были возраста, положения, звания, достоинства, одержимы страстью к золоту, то есть алчностью... Я не хочу, чтобы ты возражал мне, ссылаясь на тех грубых и праздно шатающихся лицемеров, которые под предлогом религии изыскивают себе без труда и усилий пропитание, проповедуя другим бедность и презрение к земным благам... Представь себе, в какой беспорядок пришло бы все, если бы каждый стремился обеспечить себя только необходимым... Города утратили бы все свое великолепие, всю свою красоту, не возводились бы храмы и колоннады, исчезли бы искусства; пришло бы в полное расстройство наше существование и государство... Для государства деньги необходимы, как жизненный нерв, и если в нем имеется много людей, стремящихся к приобретению денег их можно рассматривать как основу и фундамент государства. В самом деле, если государство нуждается в помощи, к кому оно прибегнет: к беднякам и наемным людям, а равно к тем, кто пренебрегает богатством, или же к богатым, то есть алчным, ибо трудно разбогатеть без алчности?

 

Лоренцо Валла. Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина

Много, очень много обнародовал я книг почти по всем областям знания. В этих книгах я осмеливался выражать свое несогласие с мнением некоторых выдающихся писателей, чей авторитет был непререкаем в течение очень долгого времени. И я возбудил этим против себя негодование у немалого числа людей, которые ненавидят меня за это и называют наглецом и святотатцем. Подумать только, что будут делать эти люди теперь! Как будут они неистовствовать! И если им представится возможность, с какой жадностью схватят они меня и как поспешно повлекут меня на казнь. Ведь я выступаю не только против умерших, но и против живых, я выступаю не против какого-нибудь одного человека, но против многих, я выступаю не только против частных лиц, но и против лиц, облеченных властью. И какой властью! Я дерзаю выступать против верховного первосвященника, который вооружен не одним лишь мирским мечом, как короли и князья, но и мечом церковным.

...Я утверждаю не только то, что Константин не даровал столько владений и римский первосвященник не мог приобрести на них права давности, а утверждаю также, что если бы и то и другое имело место, тем не менее, всякое право на владение было бы утрачено в результате преступлений, совершенных владельцами [папами], ибо мы видим, что разорение и бедствия всей Италии и многих провинций проистекали из одного этого источника... Можем ли мы признать законной самую основу папской власти, если мы видим, что папская власть является причиной столь страшных преступлений, столь громадных и столь разнообразных бедствий?

Поэтому я громко возглашаю, ибо я полагаюсь на бога и не боюсь людей: в наш век на папском престоле не было ни одного честного или разумного правителя... Папа и сам совершает нападения на мирные народы и разжигает вражду между государствами и государями. Папа же ждет чужих богатств и поглощает свои собственные... Но папа хочет вернуть себе остальные части «дара», и деньги, гнусным образом похищенные у порядочных людей, он тратит еще более гнусным образом: он кормит и поит несметные полчища конных и пеших войск, которые отравляют существование всем... Верховные первосвященники последних времен, утопающие в роскоши и наслаждениях, стремятся, по-видимому, только к тому, чтобы быть настолько же нечестивыми и глупыми, насколько древние папы были мудрыми и святыми, чтобы славу о прекрасных деяниях древних пап затмить своими позорными делами...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!