Тема 4- 5. Стилевые направления в европейскомформобразовании перед второй мировой войной.



Франкфуртская школа ШюттеЛихотцки.

Образцовый поселок «Вайсенхофф» (Марсель Бройер,.Людвиг Мисван дер Роэ, Ле Корбюзье)

Интернациональный стиль.

Арт-Деко как интернациональный стиль.

Новации в области моды. Стиль от кутюр.

Художественное формообразование в нацистской Германии.

Литература:

  1. Сто дизайнеров Запада. М., ВНИИТЭ, 1994
  2. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1-2. Учебник для вузов. М., Союз дизайнеров России, 2002-2004

 

Интернет источники:

 

7. http://window.edu.ru/resource/549/21549Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Ч.1: Всеобщая история архитектуры. Учебное пособие./ А.С. Куликов - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003.- 106 с.

8. http://window.edu.ru/resource/673/67673Катагарова Л.С. Конспект лекций по дисциплине "История культуры и искусств". / Л.С. Катагарова - Тула: Тульский гос. ун-т, 2006. - 62 с.

9. http://window.edu.ru/resource/051/75051Карлова Л.В. Основы рекламы: Учебное пособие. Часть I / Л.В. Карлова - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 112 с.

Основные положения:

20-е и 30-е годы были в Европе и в США временем, полным противоречий. На первый план в экономике стало быстро выдвигатьсямашинное производство, а первая мировая война навсегда изменила структуру общества и общечеловеческих ценностей. Война и последовавший за ней экономический кризис принесли с собой в Европу массовую безработицу, бедность и жилищные проблемы. Несмотря на это, финансовая элита продолжала вести свой привычный образ жизни, купаясь в роскоши, ставя в центр общественной жизни культуру, общение, спорт и лихорадочные поиски удовольствий. Вторым после Парижа культурным и экономическим центром Европы становится столица Германии Берлин.

Женщины освободились от уз викторианской морали и стали принимать участие в раскованных ритуалах современной жизни наравне с мужчинами. Женщина за рулем автомобиля, изображенная на многочисленных плакатах, созданных лучшими художниками, такими как Тамара де Лемпицка, стала символом наступившего века.

20-е годы часто называют "эпохой джаза". Родившись в Новом Орлеане, джаз к концу первой мировой войны получил широкое распространение в США, а затем и в Европе.

Социально-жилищное строительство в Германии.

Одной из острейших проблем Европы после первой мировой войны был дефицит жилой площади: беднейшие слои населения, хлынувшие на заработки в города, нуждались в доступном жилье. Особо остро жилищная проблема стояла в Германии.

"Франкфуртская кухня" Шютте-Лихотцки. Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии ГретеШютте-Лихотцки, создав в 1927 году свою знаменитую модель "Франкфуртской кухни".

ГретеШютте-Лихотцки (GreteSchutte-Lihotyky, 1897-2000 гг.) Первая австрийская женщина-архитектор вошла в историю как автор знаменитой "Франкфуртской кухни", ставшей не просто оригинальным дизайнерским решением, но и своеобразным социально-политическим манифестом ее автора.

Образцовый поселок "Вайсенхофф" Мисава дер роэ в Штутгарте. В 1929 году в Берлине состоялась выставка «Дешевая и красивая квартира». К этому времени во многих крупных городах Германии были построены образцовые квартиры и поселки, в которых архитекторы хотели показать будущим арендаторам и владельцам полноосмысленное сооружение с красивым и целесообразным оборудованием.

Центром выставки ГерманскогоВеркбунда 1927 г. в Штутгарде стал поселок "Вайсенхоф", возведенный 17-ю европейскими архитекторами под руководством Мисван дер Рое.

Людвиг Мисван дер Роз (LudwigMiesvanderRohe, 1886-1969 гг.) Известный немецкий архитектор и дизайнер, один из основоположников "Современного движения" в архитектуре, директор Баухауз а (1930-1933 гг.). После второй мировой войны - один из ведущих архитекторов США.

ЭйлинГрей (EileenGray, 1878-1976 гг.) Родилась в Ирландии в семье художника. Училась в художественной школе Слейда в Лондоне. В 1902 г. переезжает в Париж, где посещает школу Коларосси и академию Юлиана. Смелая и энергичная женщина она путешествует по континенту на первых открытых автомобилях; в 1913 г. летала на биплане в окрестностях Марселя.

Интернациональный стиль Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали «интернациональным стилем».

Ле Корбюзье (LeCorbusier). Настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере (Charles-EdouardJeanneret, 1887-1965 гг.) Выдающийся французский архитектор, теоретик, художник, дизайнер. Родился в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария) в старинной семье граверов и художников.Шезлонг с регулировкой наклона

АлварАалто (AlvarAalto, 1898-1976 гг.) Крупнейший архитектор и дизайнер XX века. Основоположник современного финского дизайна и архитектуры. Родился в Куортане. В 1921 г, после окончания Политехнического института в Хельсинки начал архитектурную практику. Светильник, модель

Вильгельм Вагенфельд (WilhelmWagenfeld, 1900-1990 гг.) Выдающийся немецкий дизайнер, один из пионеров промышленного дизайна. Родился в Бремене, где закончил художественно-промышленную школу. В 1919 г. продолжил образование в Государственной академии рисунка (Ханау-на-Майне).

Считается, что "интернациональный стиль" в дизайне появился позже, чем в архитектуре. Однако, в отличие от архитектуры, где он возник как противоположность историческим мотивам ар-нуво и в особенности арт-деко, в дизайне "интернациональный стиль" имел корни в функциональном инженерном дизайне, который существовал постоянно в опытных лабораториях изобретателей.

Арт-Деко. Франция. Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивался декоративный стиль роскоши и убранства, который демонстрировал экономическую власть и высокий уровень жизни. Кроме того, французские профессионалы в условиях жесткой конкуренции мирового рынка пытались найти свой путь к выживанию. Триумфом стиля "Арт-Деко" стала международная выставка декоративных искусств, происходившая в Париже с апреля по октябрь 1925 г. На ней было представлено большинство европейских государств. На выставке, размещавшейся в центре Парижа, было показано более 130 экспозиций художественных, коммерческих и промышленных учреждений, а также несколько сот индивидуальных художников. Термин "Арт-Деко" происходит от названия Международной выставки современных искусств и ремесел (ExpositionnInternationaledesArtsDecoratifsetIndustriels - Modernes), прошедшей в 1925 г. в Париже.

Павильон Ле Корбюзье и Жан-нере "Эспринуво" (новое веяние) не только показал новые типы мебели и оборудования, но и сам стал своеобразным экспонатом выставки. Ле Корбюзье рассматривал дом как "машину для жилья", решая комплексную задачу организации жилого пространства.

Арт-Деко как интернациональный стиль Феномен французской культуры АртДеко в 20-30-е годы находит большой отклик в Европе и за морем. АртДеко был также известен как "джазовый модерн", "зигзаг модерн" и "обтекаемый модерн". Последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей, самолетов. АртДеко сформировал образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать.

Новации в области моды. "От кутюр" (HauteCouture) Родоначальником "От кутюр" (высокой моды) - создание моделей одежды как произведения искусства, является англичанин Фредерик Ворт (1825-1895 гг.), который впервые кроме индивидуальных заказов стал разрабатывать и показывать небольшие коллекции. Именно Ворт придумал знакомый нам всем манекен (стилизованный торс человека) для работы и демонстрации моделей. Благодаря гению моды Полю Пуаре женщины получили освобождение от оков турнюров и корсетов. Модный женский силуэт стал удлиненным, цилиндрическим и свободным от украшений, а к 1917 году низкая талия платья сменила высокую, и юбки стали укорачиваться. Новому образу требовались простые украшения, например длинные бусы. Мадлен Вионне с деревянной куклой-манекеном.

ГабриельШанель (Gabrielle Chanel, 1883-1971 гг.) Крупнейшая французская кутюрье, реформатор моды XX века.

Художественное формообразование в нацистской Германии В то время как в США в 30-е гг. развивался дизайн, который, подчиненный законам рынка, развитию техники, противился какому-либо "нефункциональному приукрашиванию" формы, в предвоенной Германии повседневная предметная эстетика была полностью подчинена идеологической унификации, проводимой нацистами. В представительской архитектуре общественных зданий Германии все больше начинал господствовать монументальный псевдоклассицизм (государственный стиль канцелярии). В ходе приготовлений к войне мебель стали изготавливать исключительно из дерева или клееной фанеры, так как сталь в Германии, начиная с 1935-1936 годов использовалась только для нужд военной индустрии. Архитектор Альберт. Шпеер, 1938-1939 гг.

"Фольксваген" - немецкий народный автомобиль Народный автомобиль «KdF-wagen» по замыслу нацистов должен был стать своеобразным "культурным действом", обещанием населению, что, после стольких лет самопожертвований, отказа себе во всем, скоро каждый сможет стать владельцем автомобиля.

Народный радиоприемник Вальтера Марии Керстинга "VE 301 "(1928 г.) представлял собой недорогой стандартный радиоприбор, выполненный из современного высокотехнологичного материала - бакелита. Его кубическая форма, лишенная декоративных излишеств, имела ясную функциональную структуру. Чуть закругленные углы и обтекаемые линии были сделаны автором под влиянием популярного в то время Арт-Деко.

 

 

Темы рефератов к зачету.

1. Плакат как бурно развивающийся жанр эпохи модерна.

2. Эволюция рекламного плаката.

3. Типографика модерна.

4. Вортицизм.

5. Фотография модернизма.

6. Модульный дизайн.

7. Типографика стиля ар деко.

8. Цветные журналы.

9. Новая типографика.

10. «Героический стиль».

11. Пропагандистские системы Второй мировой войны

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!