Дизайн и европейский художественный авангард начала XX века



На развитие дизайна в начале XX века огромное влияние оказал европейский художественный авангард. Благодаря ему на смену модерну пришел холодный и бессодержательный стиль формальных абстрактных конструкций. К европейскому авангарду начала XX века обычно относят такие направления, как абстракционизм, кубизм, футуризм (все три в Европе), конструктивизм (в России). Авангард стал революцией в искусстве, и это во многом было отражением революционных процессов, которые происходили тогда в Европе и России. Авангард стал поиском нового искусства для нового общества, переживающего революционные преобразования.

Кубизм – первая ласточка авангарда. Его рождение связывают с именем Пабло Пикассо и работами, датированными 1907–1914 годами. Радикальным отступлением Пикассо от предшествующей художественной традиции был отказ от перспективы и иллюзии пространства, а с ними – и уход от предметности, содержательности живописи. Пикассо восстал против привычек человеческого зрения. Вместо перспективы – вывернутый на плоскости за счет геометрического «разложения» объект во всех его измерениях. Теперь мы видим объект целиком, однако он немедленно и странным образом начинает исчезать. Пикассо искал новых горизонтов видения через эксперименты с чистой формой. И потому кусочность и геометрическая нарезка его картин первым делом заставляют зрителя отказаться от привычки смотреть, и видеть предмет, привычные формы, а также повествование или сюжет, которые заставили бы зрителя испытать некие чувства. Пикассо нередко использует коллажи и задействует в них самые разнообразные материалы (всегда обычные и доступные) для моделирования иного, интеллектуального зрения. Смотрящий на его работы как бы обнаруживает (не без удивления!) различные модальности зрения кроме той, к которой он привык. Его визуальный опыт вдруг решительно расширяется. Возникает эстетический эффект «зримого ради зримого», «визуальности ради визуальности».

Элемент интеллектуальности зрения усиливается и абсолютизируется в абстракционизме. Это направление в истории представлено группами «Де Стейл» (DeStijl, Голландия) и «Синий всадник» (Германия). Первым идейным абстракционистом историки считают русского художника, участника группы «Синий всадник» (1911) Василия Васильевича Кандинского (1866–1944). В его живописных работах (серия композиций 1910–1912) и философских текстах (книга «Касаясь духовности искусства», 1911) уже ясно присутствует абстрактность как основа чистого искусства, лишенного всякой конкретной предметности и претендующего достижение высот духовного опыта. Для Кандинского абстрактное искусство – духовная игра, забава, пренебрегающая реальностью. Он считал, что искусство принадлежит современной ему эпохе и отражает ее на самом глубинном уровне. Поэтому нет смысла подражать классике, идеалам прошлого, потерявшим свою актуальность. Художник обязан творить современное оригинальное искусство.

Близок к Кандинскому идейно и по духу нового искусства был еще один великий русский художник – Казимир Малевич (1878–1935). Малевич предложил свой термин – супрематизм – для искусства, основанного на беспредметном конструировании абстрактных чистых форм. Его эксперименты в живописи, его «архитектоны» – супрематические композиции, переведенные в трехмерные скульптуры – оказали огромное влияние на все развитие европейского авангарда

Голландская группа «Де Стейл» (DeStijl, «Стиль») была основана в 1917 году известным художником Тео ванДусбургом (1883–1931). В нее входили живописцы, архитекторы, артисты, поэты, дизайнеры, видевшие в абстракционизме новый универсальный язык искусства. Важным объединяющим началом группы служил одноименный журнал, который выходил с 1917 по 1931 год. В манифесте «Де Стейл» (1918) был провозглашен отказ от естественных природных форм в пользу простых и упорядоченных геометрических конструкций. Один из лидеров группы – Пит Мондриан – предложил термин «неопластицизм» (новое пластическое искусство) для характеристики стиля Де Стейл. Мондриан считал, что следует исключить из искусства естественную человеческую чувствительность и восприимчивость. Только элементарные абстрактные формы на плоскости, только чистые цвета (синий, красный, желтый, черный, белый), их баланс и гармония могут выразить индустриальную культуру современного общества (Иллюстрация). Геррит Томас Ритвелд – ярчайшая фигура в голландском дизайне – перевел абстракционизм де Стейл в уникальные дизайнерские проекты. Его мебель (например, знаменитое «Красно-синее кресло») и сегодня можно увидеть в музеях современного искусства. Ритвелд смело экспериментирует с плоскостями, контрастно подчеркивает их пересечение цветами и «узлами».

Европейский авангард невозможно представить без футуризма – еще одного влиятельного направления в революционном искусстве начала XX века. Футуризм (от слова «future» – будущее) был столь же многообразен, как и абстракционизм. Среди футуристов мы встречаем поэтов (В. Маяковский считал себя футуристом), художников, музыкантов, режиссеров. Это интернациональное движение, однако зародилось оно в Италии в 1910 году. Футуризм заявил о себе манифестом, автором которого является ФилиппоМаринетти. Манифест провозгласил решительный и деструктивный отказ от всей предшествующей художественной традиции (сжечь и затопить музеи как кладбища искусства) и начало эры нового искусства – искусства будущего. Главное, что вдохновляет футуристов – это развитие техники. «Новый кентавр» – человек на мотоцикле является образцом сращивания человека и технологий. Это образ будущего, где все подчинено технике и ее движущей силе. В футуризме присутствует момент почти религиозного поклонения движению и технике. Форма и формообразование должны подчиниться этому принципу первичности движения. Мир – это динамика. Ее воплощение – мчащиеся поезда, самолеты, автомобили. Именно эти образы в контексте воображаемого фантастического будущего, преображенного технологиями, стали основой футуристической графики. Человек в этом мире есть всего лишь маленький послушный винтик в громадной социо-технологической машине. Влияние футуризма на культуру XX века огромно, однако он дискредитировал себя тем, что в 30–40-х годах слился с официальной идеологией итальянского фашизма.

Европейский авангард предопределил направления развития дизайна в Европе, что произошло во многом благодаря его влиянию на образовательные стандарты первых школ дизайна.

 

Литература:

  1. Сто дизайнеров Запада. М., ВНИИТЭ, 1994
  2. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1-2. Учебник для вузов. М., Союз дизайнеров России, 2002-2004

 

Интернет источники:

 

1. http://window.edu.ru/resource/549/21549Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Ч.1: Всеобщая история архитектуры. Учебное пособие./ А.С. Куликов - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003.- 106 с.

2. http://window.edu.ru/resource/673/67673Катагарова Л.С. Конспект лекций по дисциплине "История культуры и искусств". / Л.С. Катагарова - Тула: Тульский гос. ун-т, 2006. - 62 с.

3. http://window.edu.ru/resource/051/75051Карлова Л.В. Основы рекламы: Учебное пособие. Часть I / Л.В. Карлова - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 112 с.


 

Практическое № 3

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!