Применение когнитивной теории на практике 3 страница



Конечно, мы вполне отдаем себе отчет, что степень нашего знакомства с онтопсихологией еще явно недостаточна, чтобы рассматривать данные критические соображения в качестве окончательных оценок. Основная библиография по онтопсихологии насчитывает в настоящее время более 20 солидных монографий., а современное онтопсихологическое сообщество - более 1000 специалистов, работающих в разных странах мира (Бразилия, Испания, Италия, Латвия, Россия, Украина, Швейцария, Уругвай) и объединенных в региональные, национальные и Международную ассоциации онтопсихологии.

Интегральный подход в психологии индивидуальности.

Колесников В.Н.

Московский педагогический государственный университет,

Москва.

Мощность научного знания можно выразить формулой, в котором она равна произведению степени разработанности методологии, теории и опыта:

Наука = Методология * Теория * Опыт

Если одни из этих трех операндов будет равен нулю, то и мощность науки будет нулевой. Исходя из данной формулы интегральный подход в психологии индивидуальности предполагает: 1) формулировку методологических основ этого подхода; 2) построение теории методологически валидной исходной методологии 3) разработку методов измерения свойств индивидуальности теоретически валидных исходной теории.

Методологические основы интегрального подхода.

Идея спонтанной активности — это первооснова интегрального подхода постулирующего, что элементы душевного мира обладают свойствомсамоорганизации, как спонтанного стремления к переходу из потенциального состояния в состояние актуальное. Родоначальником этой методологии считается Г. Лейбниц, а сформулировал он ее в своей знаменитой «Монадологии». Основным следствием реализации идеи спонтанной активности в психологии является концепция «бессознательного» психического.

Причинный анализ душевного мира основан на трех методологических принципах причинности: активности, саморазвития ииерархичности. Они являются тремя формами реализации идеи спонтанной активности, соответственно, в пространственном, временном и организационном аспектах.

Принцип активности постулирует приоритет «внутреннего» над «внешним» в трактовке причин душевных явлений. Это означает, что причина явлений душевного мира находится «внутри», а «внешнее» играет роль условий, влияющих лишь на специфику развертывания внутренней причины. Механистический подход противоположен принципу активности. В психологии он постулирует обусловленность психических явлений материальными факторами по образцу работы механических объектов, то есть психические явления рассматриваются только как последствия внешних влияний, вызывающих такие последствия.

Принцип саморазвития постулирует приоритет «будущего» над «прошлым» в трактовке причин душевных явлений. Это означает, что причина явлений душевного мира находится в «будущем», а «прошлое» играет роль предусловий, вносящих лишь специфику во временное развертывание целевой причины. Каузальный подход противоположен принципу саморазвития. Он трактует причину как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.

Принцип иерархичности постулирует приоритет «метасистемного» над «субсистемным» в трактовке причин системных явлений. Это означает, что причина явлений душевного мира находится на «метасистемном» уровне (греч. meta — над, после), а уровень «субсистемный» (лат. sub — под) играет роль субусловий, вносящих лишь специфику включения активности душевного мира в метасистемную активность. Редукционный подход (редукционизм) противоположен принципу иерархичности. Он, наоборот, постулирует приоритет «sub» над «meta» и утверждает возможность полного сведения высших явлений к низшим.

Сформулированные выше три принципа являются критериями оценки методологической валидности интегральному подходу разрабатываемой теории четырех уровней человеческой индивидуальности: духовности, личности, темперамента и характера (Колесников, 1996).

Теоретические модели свойств индивидуальности.

Концепция глубинной духовности постулирует, что Духовность является главной Силой сферы «бессознательного», в неявном виде задающая основную цель эволюции живых систем — Совершенство. При этом бездуховность рассматривается как самая страшная душевная болезнь, именуемая ноогенный невроз (В. Франкл), а в сильной патологии — некрофилия (Э. Фромм). Концепция глубинной духовности является развитием известных теорий духовности:В. Франкл,И. Ильин, Э. Фромм Д. Андреев, и др., осмысленных, исходя из трех методологических принципов причинности.

Концепция семи Святостей постулирует, что типы личности, задаются активностью семи глубинных Святостей, принадлежащих к сфере «духовного коллективного бессознательного». В соответствии с данной теорий ключевым признаком типа личности является семь типов совести: религиозная, ратная, экономическая, социальная, эстетическая, научная, политическая. Концепция семи Святостей является развитием известных теорий личности (Э. Шпрангер,А.Ф. Лазурский, И. Ильин, К. Роджерс, А. Маслоу и др.), осмысленных, исходя из трех методологических принципов.

Концепция трех Стратегий постулирует, что типы характера задаются активностью трех глубинных Стратегий «бессознательного», общих для животных и человека: З‑стратегией, М‑стратегией и В‑стратегией. Если доминирует З‑стратегия, то образуется З‑тип характера со стратегией «влиять на себя» в проблемной ситуации. Если доминирует М‑стратегия, то образуется М‑тип характера со стратегией «выдержки» в проблемной ситуации. Если доминирует В‑стратегия, то образуется В‑тип характера со стратегией «влиять на других» в проблемной ситуации. Концепция трех Стратегий характера является развитием известных теорий (Э. Берн, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, Э. Кречмер и др.), осмысленных, исходя из трех методологических принципов.

Концепция двух Стилей постулирует, что типы темперамента задаются активностью двух глубинных Стилей «бессознательного», общих для человека, животных и растений: И‑стилем и А‑стилем. Если доминирует И‑стиль, то образуется И‑тип темперамента с ключевым свойством «привлечение внимания» и мажорной мелодикой проявления. Если доминирует А‑стиль, то образуется А‑тип темперамента с ключевым свойством «наделение вниманием» и минорной мелодикой проявления. Концепция двух Стилей темперамента является развитием известных теорий (М. Люшер, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард и др.), осмысленных, исходя из трех методологических принципов.

Методы измерения свойств индивидуальности.

Поскольку базовой теорий интегрального подхода является концепция «бессознательного» психического, то приоритетными методами изучения свойств индивидуальности являются проективные методы.

Метод герменевтики предлагается как метод оценки Духовности человека или в терминологии И. Ильина его «духовного ранга». Особенность этого метода в том, что в качестве «прибора измерения» выступает сам человек (эксперт). Причем уровень его Духовности должен быть более высоким, чем уровень духовности того человека, которого оценивают (И. Ильин, «Аксиомы религиозного опыта»).

Тест «Человек облагороженного образа» предлагается как метод психоанализа типологии личности. Особенность этого метода состоит в том, что человек сам определяет свой тип личности через соотнесение с образами людей (демонстрируются видеосюжеты из художественных фильмов), названнымидуховными пассионариями, в которых наиболее выразительно воплощены семь Святостей (Колесников, 1996).

Теста Розенцвейга (модифицированный вариант) предлагается в качестве метода измерения свойств характера. Особенность теста в том, что для построения его шкал отобраны проблемные ситуации, в которых ответные реплики интерпретируются как три способа выхода из проблемной ситуации (Колесников, 1997).

Теста Люшера (модифицированный вариант) предлагается в качестве метода измерения свойств темперамента. Особенность теста в том, что для построения его шкал, вместо правила выделения «функциональных пар», используется «правило совместимости цветов» (Колесников, 1997).

Такова методология, теория и методы интегрального подхода в психологии индивидуальности.

Логотерапия: Франкл

Виктор Франкл родился (1905) и получил образование в Вене, степени доктора медицины (1930) и доктора философии (1949) были присвоены ему в Университете Вены. В 1928 г. он основал в Вене Молодежные дискуссионные центры (Youth Advisement Centers), которые возглавлял вплоть до 1938 г. В период с 1936 по 1942 г. он работал в области неврологии и психиатрии, затем возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы в Вене. В 1947 г. он стал во главе Венской неврологической поликлинической больницы, в 1947 г. был выбран доцентом неврологии и психиатрии Венского университета, а с 1955 г. стал профессором. Франкл был приглашенным профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С 1942 по 1945 г. он находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях.

Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский, японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский. Он не раз выступал с лекциями в Южной Америке, Индии, Австралии, Японии, США и Европе.

Становление и развитие

Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия. Название «экзистенциальный анализ» также продолжает использоваться, указывая на иной аспект теории и метода Франкла, чем логотерапия.

Твиди (Tweedie, 1961), пытаясь обобщить подход Франкла, отмечал, что «эти термины практически синонимичны и относятся к двум аспектам одной теории. Если экзистенциальный анализ больше характеризует антропологическое направление, в котором развивается теория, то логотерапия описывает собственно терапевтическую теорию и метод» (р. 27). Франкл утверждал, что «логотерапия развивается из духовного, в то время как экзистенциальный анализ движется к духовному» (р. 30). Позднее он писал, что «логотерапия... нацелена на осознание бессознательных духовных факторов личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать свою ответственность», и цитировал собственное высказывание: «По определению, экзистенциальный анализ нацелен на "осознание своей ответственности"» (р. 129). Затем он приводит еще одну собственную цитату: «Отдельно от этого стоит задача логотерапевтического вмешательства для стимуляции конкретных осмысленных возможностей; это, в свою очередь, предполагает анализ конкретного человеческого существования (дазайн), личного существования данного пациента, иначе говоря, экзистенциальный анализ» (р. 129). Представляется, что экзистенциальный анализ относится к анализу существования индивида, в то время как логотерапия обозначает собственно вмешательство. Название логотерапия употребляется гораздо чаще, причем под ним подразумеваются оба аспекта, что мы и будем делать в данной главе.

Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской деятельности, была проверена и укрепилась в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он увидел истину, о которой часто говорят поэты и писатели, что любовь есть наивысшая цель людей и что «спасение человека происходит через любовь и в любви» (Frankl, 1985a, р. 57). Он убедился в том, что это единственная цель существования.

Франкл описал свои переживания в книге, опубликованной в 1946 г. на немецком языке и в 1959 г. на английском языке под названием «От лагеря смерти к экзистенциализму» (From Death Camp to Existentionalism). Пересмотренное издание с добавлением раздела «Основные концепции логотерапии» (Basic Concepts of Logotherapy) называется «Поиск человеком смысла» (Man's Search for Meaning, 1963b). Пересмотренное издание в мягком переплете вышло в 1968 г., следующее в 1985 г. Эта небольшая книга послужила одним из основных источников для данной главы. Другим источником является «Врач и душа» (The Doctor and the Soul), перевод Arztliche Seelsorge (1946a). Второе расширенное издание с изменениями и дополнениями в виде одной главы вышло в свет в 1965 г. Третье издание было опубликовано в 1986 г. Эта книга свела воедино материалы, опубликованные на немецком языке до 1946 г., некоторые из них вышли еще в 1930-х гг. Из других книг Франкла можно упомянуть такие как «Психотерапия и экзистенциализм» (Psychotherapy and Existentionalism, 1967, 1985b), «Воля к смыслу» (The Will to Meaning, 1981), «Бессознательный бог» (The Unconscious God, 1985c), а также «Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм» (The Unheard Cry for Meaning: Psychotherapy and Humanism, 1985d).

Философия и концепции

Невзирая на апатию заключенных концентрационных лагерей, вызванную физическими и психологическими причинами, Франкл (Frankl, 1985a) обнаружил, что «человек способен сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического стресса» (р. 86). Остается много возможностей для выбора, известны примеры героических поступков с целью помочь другим, а не спасти себя.

«Тип человека, которым становился заключенный, определялся внутренним решением, а вовсе не был результатом внешних условий. По сути дела, каждый человек способен даже в таких обстоятельствах принять решение о своем выборе — психическом и духовном. Можно сохранить свое человеческое достоинство даже в условиях концентрационного лагеря... Это и есть духовная свобода, которую никто не может отнять, именно она делает жизнь осмысленной и придает ей цель» (р. 87).

Если есть смысл жизни, то есть и смысл страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной.

Лишь некоторые заключенные сопротивлялись разрушительному влиянию лагеря, не желая превращаться в жертвы. Отсутствие цели или надежды на будущее заставило многих пересмотреть существующие возможности позитивных изменений лагерной жизни. Необычайно неблагоприятные внешние обстоятельства также могут предоставить человеку возможность духовного роста. Для этого человек должен обладать верой в будущее. Без такой веры он сдается и утрачивает желание жить. В отсутствие цели, смысла жизни нет стремления выжить. Франкл (Frankl, 1986) спросил своих товарищей по несчастью, которые ничего уже не ждали от жизни: «действительно ли вопрос в том, ждем ли мы чего-то от жизни или нет? Может быть, лучше спросить, чего ждет от нас жизнь?» (p. XVII). Жизнь ставит перед каждым человеком задачи, в решении которых состоит ее смысл. Задачи эти у каждого свои, каждая ситуация уникальна и требует уникальной реакции. Иногда от человека требуется смириться с судьбой и страданиями. Страдания каждого человека уникальны, а возможность для роста зависит от того, как человек их переносит.

Природа человека

Человек представляет собой единое целое с тремя аспектами или измерениями: соматическим, или физическим; психическим, или психологическим; и духовным. (Следует подчеркнуть, что под «духовным» Франкл не обязательно подразумевает «религиозный».) Первые два близко взаимосвязаны и вместе составляют «психосоматику». Они включают наследственные и конституциональные факторы, такие как врожденные влечения. Психоанализ благодаря Фрейду, Адлеру и Юнгу внес вклад в понимание этих измерений, в особенности психологического, но практически не уделил внимания духовному, исключительно человеческому измерению.

Логотерапия делает акцент на третьем, духовном, измерении. Духовность является первой из трех характеристик человеческого существования, которые отличают людей от животных. Духовность выявляется феноменологически непосредственно в самосознании, но проистекает из «духовного бессознательного».

«Бессознательная духовность есть корень всего сознания. Другими словами, мы знаем и признаем не только инстинктивное бессознательное, но также духовное бессознательное и в этом видим питательную почву всей сознательной духовности. Эго не управляется Ид, а дух рождается в бессознательном» (Frankl, 1957, р. 674).

Духовность является главным атрибутом человека, из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.

Второй особенностью человеческого существования является свобода. «Что представляет собой человек? Это сущность, которая всегда принимает решения. Он снова и снова принимает решение о том, каким ему быть в следующий момент» (Frankl, 1951, р. 39). Свобода означает свободу от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. Хотя люди подвержены влиянию каждого из этих аспектов, они все же имеют свободу принимать или отвергать эти условия. Таким образом, люди не просто существуют; они решают, каким будет их существование. В связи с возможностью подняться над биологическими, психологическими и социологическими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы (Frankl, 1963a).

Третий фактор в существовании человека — это ответственность. Свобода — это не только свобода от, но также свобода для чего-либо, что, согласно Франклу, «представляет собой обязанности индивида. Человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом». Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать собственную ответственность; следовательно, ему должно быть предоставлено право выбора: «за что, перед кем или перед чем нести ответственность» (Frankl, 1985a, р. 132).

Психоанализ имеет дело с осознаванием пациентами своих вытесненных переживаний или влечений. Индивидуальная психология Адлера фокусируется на принятии человеком ответственности за свои симптомы. Каждый из этих подходов односторонен и они дополняют друг друга. «Фактически можно сформулировать это в виде основной теоремы, которая гласит: быть человеком — значит быть сознательным и быть ответственным». Как психоанализ, так и индивидуальная психология заблуждаются в том, что рассматривают только один аспект человечности, один фактор в человеческом существовании, в то время, как для получения истинной картины необходимо принимать во внимание оба аспекта» (Frankl, 1986, р. 5). Логотерапия идет дальше каждого из этих подходов, проникая в духовное (Geistig). Ответственность соотносится с сознанием через совесть.

Хотя каждый человек уникален, сам по себе он не имеет значения. «Значимость каждой индивидуальности, смысл человеческой личности всегда связаны с сообществом» (Frankl, 1986, р. 70). В сообществе каждый индивид незаменим благодаря своей уникальности. В этом и состоит различие между сообществом и «массой», состоящей из одинаковых единиц. «Сообщество нуждается в существовании индивида, чтобы самому иметь смысл» (р. 70), но также «смысл индивидуальности реализуется в сообществе. До этой степени ценность человека зависит от сообщества» (р. 71). В то же время масса поглощает индивида: «уходя в массу, человек утрачивает наиболее характерное свое качество: ответственность» (р. 72). А становясь частью сообщества, что само по себе является выбором, человек повышает свою ответственность.

Мотивация

Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип удовольствия не могут адекватно объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу, о котором идет речь в индивидуальной психологии Адлера, также не является удовлетворительным объяснением, равно как самовыражение, самореализация и самоактуализация. Все это, согласно Франклу, является скорее следствиям, чем интенциями, то же самое можно сказать об удовольствии. Фактически


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!