Особенности натурфилософии милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.



Природа и специфика философского знания. Отношение философии к мифологическому и религиозному сознанию.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения (совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей), а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей

Отличие философии от мифологического мышления – рациональность. Философия отстраняется от ритуальности, она за «полет чистой мысли». Философия любит отстраненные абстрактные понятия. Миф не требует обоснования, а философия требует постоянного самоанализа.

Миф – непосредственное эмоциональное понятие о месте человека в этом мире.

Религия является детищем философии из-за которой философия потеряла самостоятельность на 1000лет, а потом снова стала самостоятельная.

 

Отличие:

1. У религии есть воззвания к вере;

2. У философии логика/аргументация;

Сходство:

1. Противостоят мифологическому мышлению.

Философия и наука.                       

Первые ученые являлись ещё и философами. Разграничение происходит только в новое время.

Отличия философии и науки:

1. Каждая классическая философская система (онтология – учение о космосе, гносеология – учение о познании, этика – учение о поведении) разрабатывает свою теорию познания, к которой прибегает каждая наука;

2. Наука позитивна (у нее конкретный реальный предмет);

3. Рефлексия – когда мысль направлена на контроль мысли. Философия рефлексивна;

4. Философия создает методологию научного сознания, а сама не поддается собственным критериям.

 

Классификация наук Платона и Аристотеля

Классификация наук есть законная задача философии: так как классификация предполагает сравнительный обзор различных областей знания по их содержанию и по их методу, то, очевидно, установление ее не может быть делом никакой специальной науки. Попыток систематического подразделения философии до нас дошло две. Они лежат в основании двух величайших и влиятельнейших систем древности, платоновской и аристотелевской, и могут рассматриваться в качестве плана, по которому происходило разделение труда в школах этих философов.Из этих двух первых классификаций науки классификация Платона

является оригинальной, аристотелевская же в существенных чертах есть ее дальнейшее проведение. Установленный Платоном принцип, сохранившийся с удивительным постоянством до новейших времен, — принцип разделения научных отраслей соответственно различию духовных способностей.Таких духовных способностей три: познание в понятиях, совершающееся путем беседы, или в форме диалога, чувственное восприятие, посредством которого воспринимаются объекты природы; и, наконец, воля и желание, которые служат источником человеческого действования с его продуктами. Отсюда вытекают три части науки: диалектика, физика и этика.диалектика, как принадлежащая высшей духовной способности, мыслящему разуму, главенствует над другими. Поэтому диалектика входит также в другие две науки, так как только она может доставить совершенное познание как природы, так и норм человеческих поступков.

2. По сравнению с системою Платона аристотелевская классификация характеризуется более развитым разделением труда.можно открыть у него при установлении классификации два руководящих принципа. Первый сводится к разделению научных областей сообразно разделению духовных способностей, что представляет собою платоновское разделение наук по трем направлениям духовной человеческой деятельности: по деятельности разума, чувственного восприятия, воли и желания, — разделение, удерживаемое также и Аристотелем. К указанному принципу Аристотель присоединяет второй — классифицирование наук сообразно преследуемым научной деятельностью целям.диалектика и физика служат познанию, этика, напротив того, стремится открыть основные законы действования. Поэтому первые в качестве теоретической неуки противополагаются последней как практической.платоновская диалектика у Аристотеля разделяется на аналитику (позднее так называемую логику) и метафизику. Физика, смотря по тому, имеет ли она своей задачей исследование общего мирового порядка и естественных явлений или жизненных процессов, распадается на физику в собственном смысле слова »учение о душе (психологию), причем последняя, изучая часть общего мирового порядка, остается подчиненной физике в широком смысле слова. практические науки распадаются на практические в тесном смысле слова и на поэтические или художественные; первые, смотря по тому, является ли в них предметом исследования индивид или целое государство, распадаются на эпику и политику.К поэтическим наукам из сочинений Аристотеля могут быть причислены пиитика и риторика.

 ß платоновкая

Классификация наук Ф.Бекона

возникает, как выражение этой ощущаемой специальными науками потребности в более широком и полном расчленении понятий, новая великая классификация, которую установил Фрэнсис Бэкон.Эта основа состоит опять в значительной степени, конечно, в модифицированном применении платоно-аристотелевского принципа расчленения областей знания сообразно различию духовных способностей. Однако, между тем как этот принцип в древних классификациях имел объективное значение,у Бэкона он является вполне субъективным, так как Бэкон различает науки друг от друга согласно различию духовных деятельностей, которыми мы пользуемся при разработке отдельных родов проблем.Все науки в совокупности образуют, по его мнению, — интеллектуальный мир.каждая наука имеет свою теоретическую задачу. Только по разрешении этой задачи можно перейти к практическим применениям научных знаний. Бэкон, с одной стороны, сузил аристотелевское понятие практических наук, предположив для каждой практической или технической дисциплины теоретическую в качестве ее основы, а, с другой стороны, расширил, допустив в принципе для каждой теоретической дисциплинам, соответствующую возможную практическую науку. Поэтому у Бэкона мы и находим трехчленное деление наук. Памяти соответствует история, фантазии — поэзия, в которой Бэкон исключительно видит изображение познанного в созерцательных и символических формах; рассудку — совокупность объяснительных наук, называемых им одним именем «философия»

4.Классификация наук Конта

монистическая система и линейный порядок наук.В этой системе должны предшествовать всем другим и рассматриваться в качестве их основы те дисциплины, которые изучают самые общие, всем телам присущие свойства: это — математика, которая, в свою очередь, сама распадается на абстрактную и конкретную части, на анализ (общая арифметика), исследующий абстрактные отношения величин, и на геометрию, имеющую своим предметом пространственные величины и поэтому, вследствие того, что пространство есть непосредственное качество самих тел, уже принадлежащую, по Конту, к естественным наукам.За геометрией следует наука о движении тел, механика, а за этой — исследование мировых тел и мировых систем в их связи — астрономия. Ей противостоит, в качестве исследования движений окружающих нас земных тел и их частиц — физика, а этой последней — химия, исследующая изменения, определенные через качественные свойства вещества. Над последней возвышается биология, — исследование индивидуальных жизненных явлений, возникающих на основании физических и химических свойств известных тел.наконец, над биологией, в качестве заключительного члена целого, — учение о соединении многих живых индивидов в общество и об изменениях его, социология. Таким образом, Конт установил следующий строго линейный порядок наук:

Анализ , Геометрия \ Математика

Механика

Астрономия (с геологией и минералогией)

Физика

Химия

Биология

Социология

Этот линейный порядок наук. По мнению Конта, человеческий дух склонен к тому, чтобы раньше познавать абстрактное, чем конкретное, потому что оно более просто и потому, что при изучении сложных свойств предполагается знание более простых и абстрактных. Отсюда следует, что линейная система наук должна быть также системой

их изучения и что, следовательно, рядом с философским значением она имеет и высокое педагогическое значение. Правда, можно изучать какую-либо одну науку, не знакомясь с последующими за нею в системе, но нельзя изучить ни одной науки, не зная предшествующих ей в системе. Математик, например, вполне может не изучать астрономии, физики и т. д. и даже механики; химику, напротив, по мнению Конта, необходимо знание и физики, и астрономии, и механики, и математики; социолог же должен в совершенстве изучить, помимо всех этих наук, еще биологию и химию.

 

 

Особенности натурфилософии милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес – первоосновой должна быть вода, так как все может привести к воде.

 

Ученик Фалеса, Анаксимандр – первооснова – А́пейрон — понятие, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).

Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй.

 

Ученик Анаксимандра, Анаксимен – первооснова – воздух.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 795; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!