Французский материализм XVIII в.



Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро

Благодаря сенсуализму Локка произошел быстрый переход от эмпиризма к сенсуализму и от последнего к крайнему материализму. Кондильяк пытался доказать, что всякая рефлексия всегда возникает из ощущений и что поэтому духовная жизнь всегда в последней инстанции опирается на последнее. Ламерти указывал, опираясь на свои врачебные опыты, на явления сновидений и лихорадочного бреда как на доказательство полной зависимости души от состояния мозга. Гельвеций разработал мораль, сведя все формы удовольствия к чувственному удовольствию, человечесоке стремление к эгоистичным побуждениям, которые он советовал умерять воспитанием и благоразумным взвешиванием собственной выгоды. Дидро, по которому ощущение должно быть не продуктом материальных движений, но общим св-вом атомов.

Гольюах утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи.

Вульгарный материализм 19 века: Фогт, Бюхнер, Молешотт.
Вульгарный материализм (лат. vulgaris — простой, обыкновенный) — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее основные принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания вульгарный материализм являлся выражением позитивистской реакции метафизического, естественнонаучного материализма на идеалистическую (прежде всего немецкую классическую) диалектику.
Представители этого течения (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) активно популяризировали естественнонаучные теории, противопоставляя их, как они говорили, философскому «шарлатанству», надеясь решить и философские проблемы в конкретных исследованиях естествознания. С их точки зрения, сознание и другие общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, от климата и т. д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга.
Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в некоторых «философских» истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии, а в последнее время — и кибернетики. Содержание психических процессов и в этих случаях рассматривается как результат пространственного взаимодействия организма с внешними объектами. Вульгарный материализм проявляется в стремлениях открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живёт не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность её осознать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание которых есть одновременно и содержание его сознания.

28.Субъективный идеализм Дж. Беркли.
Дж. Беркли (1685-1753). Его исходный тезис: "существовать значит быть воспринимаемым". С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основой тел и учение Локка о двух классах качеств )первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которые делил на "идеи" (воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и "души" (деятельны, активны, могут быть причиной)
Чтобы избежать солипсизма (крайняя форма субъективного идеализма - при которой несомненной реальностью объясняется только свой познающий субъект, а всё остальное существующим лишь в его сознании) вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то-есть суммы "идей") существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог - это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворённый им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идиотизму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения - не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого Бога. Бог Беркли открывается человеку, присутствия в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощ

29.Агностицизм Юма.
Давид Юм (1711-1776)сформулировал основные принципы агностицизма (отрицает возможность объективного познания окружающей действительности посредством собственного опыта),считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицает не только любую материальная субстанция, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления восприятия: внешнего опыта - перцепции, внутреннего - аффекты, желания, страсти), а идеи (познания), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражение впечатлений. Юм считал, что наши чувства не дают нам познать истину. Чувство - надёжный источник знаний. У нас нет такого критерия, по которому мы смогли бы твёрдо познать мир.
Учение о причастности Юма является основным в его теории познания. "Нет ни сущности, ни субстанции, ни матери, ни причины". Объективное существование причастности недоказуемо. Категория причинности имеет смысол в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

30.Критическая философия Канта.
Иммануил Кант (1724 - 1804) "критика чистого разума" - философский тут.
Под критикой Канта понимал исследование границы, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обуславливает возможность достоверной науки. Основная задача - обосновать возможность научного знания. Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической (Эмпиризм - знания из опыта) основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является её всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания является независимая от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется "трансцендентальный идеализм", поэтому что её предметом является априорные формы познания (знания полученные до опыта и не зависимо от него), конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.
Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (Феноменов), возникаемый с помощью априорных форм и не познаваемый мир "вещей в себе" (ноуменов), оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым. (трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта)

31.Философия Иоганна Фихтэ.
В своих работах Фихте развивал идею о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение - разумно действовать. Согласно Фихте, в основе всего лежит абсолютный разум сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной творческой деятельности. Но реализоваться она может только через человека, чей разум входит в мир. В этой связи определяется сущность и назначение человека как свободного, деятельного существа, призванного реализовать в мире нравственный идеал, ввести в него порядок и гармонию. "Существует лишь намёк между практическим и теоретическим разумом". Он говорит что ещё одной предпосылкой является то, что все обнаружение человеческого духа представляют собой свободные его акты. А дух - это первое положительное понятие. Существует простая, целостная система понятий, и в её рамках нужно излагать все аспекты саморазвития духа. Бога - нравственный мировой порядок. Всем движет нравственная воля субъекта. Происходит формирование по логике "тезис-антитезис-синтез". Основное содержание построений может отличаться.

32.Трансцендентный идеализм Шеллинга.
Он отходит от субъективного формирования. Считает главным натурфилософию и понимание устройства мира. Рассматривает природу эстетически. В его натурфилософии периода как субъект есть абсолютная продуктивность, а природа как объект - абсолютный продукт. Если бы существовала только чистые продуктивность, то не возникло бы ничего определённого. Поэтому от конечных форм должно исходить некоторое противодействие - ограничение. Причина этого ограничения заключена в самой природе, поскольку она становится объектом для себя самой. Благодаря этим противодействующих силам природа постоянно находится в становлении.
Исходным путём своего учения Шеллинг фактически делает тождество противоположностей - субъекта и объекта. Но сам метод - принцип совпадения противоположностей он берет у Николая Кузанского. При этом Шеллинг применяет принцип развития, разработанный Фихтэ по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы. "Процессы внутри меня процессы в действительности".

33.Философия Г. Гегеля.
Рассматривает природу и дух как последовательные формы абсолютного бытия.
Общество - ступень предшествующая духу.
Существует несколько ступеней:
1 - Саморазвитие в царстве чистых мыслей, логика.
2 - природа, последующие шаги - Философия природы.
3 - царство духа, человеческое общество, государство + наука, искусство и религия.
Абсолютный дух - конечное звено развития идеи, проходящей через этапы восхождение к абсолютному знанию, а философия - высшая ступень его развития. Панлогизм - абсолютная идея. Она постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

34.Антропологический материализм Л. Фейербаха
В Германии Людвиг Фейербах (1804-1872), вышедший из гегелевской школы. Его мысль направляется исключительно на религиозно-философские и этические проблемы; он исследует религиозные представления, которые он, сообразно своей антропологической точке зрения, объяснял исключительно из желаний человека. На последней же стадии своего развития Фейербах склоняется к материализму, который у него не получил определенной формы и который после него развился в двух направлениях: в форме появившегося в середине столетия естественнонаучного материализма (Молешотта, Л. Бюхнера и др.), который по сравнению с французским материализмом эпохи Просвещения не дал ничего нового; и в форме выступившего на сцену экономического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса, материализма, который все духовное развитие выводил из 'материальной основы' хозяйственной жизни, с целью обосновать на этой предпосылке социалистическую философию истории и теорию социальной жизни.

35.Философия Марксизма
Экономический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса, материализм, который все духовное развитие выводил из 'материальной основы' хозяйственной жизни, с целью обосновать на этой предпосылке социалистическую философию истории и теорию социальной жизни.
Подобно натурфилософскому или физиологическому к психофизическому материализму сводится также социологический материализм, выступивший около середины XIXстолетия и нашедший своих главных защитников в лице К. Маркса и Фр. Энгельса, он еще в большей степени, чем натурфилософский материализм, превращает психофизический материализм в неопределенную мысль о полной зависимости духовной жизни от телесной. Рассматривая всякую культуру, как продукт материальных условий бытия, духовную же сторону ее, как 'надстройку', возвышающуюся на 'базисе' хозяйственных отношений, социологический материализм с его исключительным применением к общественным проблемам устранил метафизические основы материализма; его отдельные предпосылки даже встали в противоречие с метафизикой материализма, например, роль, отводимая социальными теориями этого направления техническим открытиям в смене хозяйственных форм. В этом случае процессы, принадлежащие к духовной стороне культуры, признаются за движущие силы развития материальной культуры и при этом даже не делается попытки непосредственно вывести сами эти духовные силы из материальных условий. Такая неясность метафизических основ социологического материализма имеет свой источник в том, что для него представляют интерес вообще только практические вопросы. Вследствие этого, сам он страдает отсутствием необходимого теоретического фундамента, возвести который, очевидно, было предоставлено физиологическому материализму.

36.Марксизм и диалектика.
Марксизм - философское, экономическое и политическое учение Карла Маркса и Ф. Энгельса о законах развития природы и общества, о революции, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества.
Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развития материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики:
выделяются три базовые закона диалектики
единства и борьбы противоположностей- заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находится в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное и так далее)
Переход количества в качество:
Качество - торжественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета
Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем вес и размер и так далее). Мера - единство количества и качества. При определённых количественных измерениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) - к которой трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "Узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок", отрицания - заключается в том, что новая всегда отрицает старые и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старые и отрицается все более новым
Категории - наиболее общие понятия, которые определяют философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относится: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.
Диалектический материализм — философское направление, выведенное из материалистических идей К. Марксаи Ф. Энгельса,система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса, которую Энгельс противопоставлял не только идеализму, но и всему предшествующему материализму, отрицая философию как науку наук, противостоящую, с одной стороны, всем частным наукам, а с другой стороны, – практике.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 939; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!