Изменение природы человека при воскресении мертвых



Для вхождения в жизнь вечную наша природа должна измениться, стать соответственной условиям будущей жизни. В этом смысле наша смерть и воскресение осуществляют великую идею перерождения человека, перехода из душевного бытия в духовное, от смерти к жизни, от тления к нетлению.

Об этой тайне преображения человеческой природы через смерть и воскресение учит апостол Павел: «скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело…Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное...» (1 Кор. 15: 35–54).

Грех исказил и раздробил нашу земную природу, поэтому, истлевая в земле и воссоздаваясь заново, человек, если он покрыл свои грехи покаянием и благодатью Божией, избавится от повреждений природы и воспримет ее преображенною и совершенною, без телесных и душевных ран.

Духовные силы и свойства человека, подавленные здесь, на земле, личной греховностью, тлением, «кожаными ризами», после воскресения обретут возможность для реализации в полную силу.

При воскресении душа каждого человека воссоединится со своим телом. Именно со своим, а не с каким-либо другим, однако в этом теле уже не будут действовать законы тления и смерти (см.: 1 Кор. 15: 53, также Рим. 8: 11).

1. В древности высказывались мнения (Оригеном и его сторонниками), что человек при воскресении приобретет совершенно новое тело (так Ориген толковал слова апостола Павла о том, что сеется тело душевное, восстает тело духовное). По его мнению, тело человека станет каким-то эфирным, прозрачным и к тому же сферичным, ибо сфера в античном представлении – нечто совершенное. ЭТО УЧЕНИЕ БЫЛО ОСУЖДЕНО ЦЕРКОВЬЮ: «Кто утверждает, что Тело Господа по Воскресении сделалось эфирным и приняло сферическую форму, каковыми телами в воскресении облекутся и все разумные твари, кто утверждает, что как Христос совлекся Своего земного тела, так и все разумные существа не будут иметь в воскресении подобных настоящим тел, да будет анафема». Это осуждение подтверждено решением V Вселенского собора (553 г.).

2. В истории Церкви возникали и противоположные учения, утверждавшие, что тело будет таким же, как и теперь, но только бессмертным. Прп. Максим Исповедник обличал таких лжеучителей: «если, как они говорят, что без всякого изменения, по образу теперешней жизни восстанет тело, составленное из взаимоборствующих соков, и будет поглощать пищу по страшном Божием пришествии после скончания мира сего, то и не знаю уж, что иное защищают они этими речами, как не вечность смерти и бесконечность гибели. Ведь коли смерть есть гибель тел такого состава, а составное тело всегда повреждается притоком пищи, развеиваемое потоком из-за природного взаимопротивостояния своих соков, из которых и состоит, то, значит, утверждая, что, благодаря им тело будет существовать после воскресения, эти лжеучители провозглашают, что смерть сохранится навсегда. Должно верить, что само тело восстанет по сущности и виду нетленным и бессмертным и, говоря словами апостола, вместо душевного – духовным (см.: 1 Кор. 15: 44), ибо ничего в нем не останется от входящего в его состав свойства меняться к гибели, как ведает Бог, Который превращает тело в нечто неизменное и драгоценное».

Возможно, что какие-то функции человеческой природы исчезнут или получат иное предназначение. Об этом говорит апостол Павел: пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6: 13). Изменится способ бытия человека, и тем не менее естество человека после воскресения будет именно наше, которое мы имеем сейчас, но в преображенном виде. Ибо именно с этим телом мы совершали грехи и добродетели, потому именно с ним должны предстать на Суд Божий.

Часто возникает вопрос: каким будет земной возраст преображенных тел?Существуют разные мнения.

Одни считают, что это будет возраст человека в момент смерти. Причем предполагается, что если воскрес младенец, то он уже не будет беспомощным, ибо воскресшие тела получат особые силы и свойства. Также и пожилые люди избавлены будут от немощей и станут вполне дееспособными.

Другие предполагают, что все люди воскреснут в одном возрасте. В качестве образца предлагался земной возраст Господа Иисуса Христа – 33 года.

Страшный суд Христов

На Страшном суде обнаружится перед всеми реальное духовно-нравственное состояние каждого человека, которое выражалось во время земной жизни в его личных поступках, делах, словах, мыслях: совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела…, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.

На Страшном суде каждый человек узнает о своей будущей жизни, в глобальном же плане человечество будет разделено на два лагеря – на праведников и грешников, то есть людей, которые наследуют блаженство с Богом, и тех, которые обрекли себя на вечные мучения. Кто с чем сроднился, тот там и окажется. Никакие внешние атрибуты человеческой жизни (богатство, слава, социальное или церковное положение, научные и общественные заслуги и т. д.) не будут иметь значения, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2: 11).

После Суда никто не сможет упрекнуть Бога в несправедливости и немилосердии.

Состояние осуждения.
Степени мучений, их вечность

После Страшного суда часть человечества, может быть, весьма значительная, будет направлена на вечные страдания с диаволом и падшими духами: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 41–46). В Священном Писании это окончательное осуждение называется смертью второй.

У святых отцов высказывается мысль, что страдания будут различными в соответствии с нравственным состоянием человека. Как существуют различные обители рая для праведников, так и существуют различные по степени мучений темницы ада. Возможен ли будет переход из одной темницы в другую – неизвестно.

В III веке Ориген выдвинул идею апокатастасиса. Согласно Оригену сила Креста Христова столь велика, что никакая злая воля не может ей противостать, даже лично диавол. Поэтому неизбежно должно произойти всеобщее восстановление поврежденного тварного мира, в том числе и падших духов, в блаженном богоугодном состоянии.

Святые отцы посчитали эту мысль ошибочной. Если некоторые разумные существа сознательно и свободно отвергли жизнь с Богом и уклонились во зло, то Бог предоставляет им возможность жить вне Себя, вне истинного блага и блаженства. Что и составляет сущность вечных мучений.

Блаженство праведных.
Степени блаженства. Вечность блаженства

Те, кто удостоится оказаться на Страшном суде по правую сторону от Христа, услышат Его радостные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

Источником блаженства для праведников будет прежде всего Сам Бог, радость богообщения. Более того, в вечной жизни праведники будут уже неуклонны в доброделании и продолжат духовно совершенствоваться и наследовать все большую полноту блаженства.

Для вечного блаженство необходимо обновленное естество, очищенное от страстей и греха, и они его получат после воскресения.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!