Состояние душ грешников после частного суда



Эсхатология

 

Жизнь после смерти

Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.

Свящ. Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть..." (Прем. 2: 23—24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блж. Августин говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.

вящ. Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: "...скоро должен оставить храмину мою..." (2 Пет. 1: 14), а в следующем стихе он называет свою смерть "отшествием". Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: "...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах..." (2 Кор. 5: 1), или "...имею желание разрешиться и быть со Христом..." (Флп. 1: 23), или "...время моего отшествия настало" (2 Тим. 4: 6).

В Свящ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить..." (Мф. 10: 28); "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20: 38).

Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16: 9—31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день.

Свящ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6: 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души?

В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, "Создавшему возможно уничтожить бессмертное", т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.

Частный суд

Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свящ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11: 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его». В Новом Завете сказано: «...человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

Мздовоздаяние после частного суда

Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда — для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения — рай и ад.

В Послании Восточных Патриархов (чл. 18, "О мздовоздаянии после частного суда") сказано: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно". Иначе говоря, и страдание, и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носитпредварительный характер.

Состояние душ праведных после частного суда

В Свящ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется "раем" (Лк. 23: 43, 2 Кор. 12: 4); "Царством небесным" (Мф. 8: 11; о, 3; 5, 10); "Царством Божиим" (Мф. 6: 33, 1 Кор. 15: 50); "Домом Отца" (Ин. 14: 2); "Иерусалимом вышним" (Гал. 4: 26); "небесами" (Лк. 12: 33-34).

Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: «...приду опять и возьму вас к Себе» (Ин. 14: 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал: «...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит: «...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17: 24). Aп. Павел говорит: «...имею желание разрешиться и быть со Христом...» (Флп. 1: 23).

Состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна — это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание. О познании апостол говорит: «...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: «...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8: 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12: 22-24).

Состояние душ грешников после частного суда

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, «адом» (Лк. 16: 23, Деян. 2: 51). «Ад» (греч. — ᾅδης) буквально означает «место, лишенное света». В Писании оно также называется «преисподними местами земли» (Еф. 4: 9), просто «преисподней» (Флп. 2: 10), «тьмой кромешной» (Мф. 22: 13; 25, 30), наконец, «темницей духов» (1 Пет. 3: 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают «в местах осуждения и гнева Божия».

Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: «...червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9: 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое...» (Рим. 2: 9).

Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо «...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут...» (Лк. 16: 26).

Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88: 49; Иов. 30: 23), тем не менее находились они в различном состоянии.

После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3: 18-20).

Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31: 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32: 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию.

Второе пришествие Христово.
Воскресение мертвых: его действительность,
всеобщность и одновременность.

По втором пришествии Христовом произойдет всеобщее и одновременное Воскресение мертвых.

«Действием могущества Божия все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» /Пространный Катихизис/

Таким образом, воскресение – это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом.

«Смерть вторая» есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется «воскресших в первое воскресение»: это значит, что духовно возрождаемые во Христе и очищенные благодатью Божией в Церкви не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царствия Христова.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!