Оборудование для игр с песком



1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или инди­видуально, его размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного воспри­ятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Пе­сочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подно­сом» — по бокам он может быть снабжен ручками для удоб­ства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Форма песочницы также влияет на бессознательное клиента. Мы заметили, что в прямоугольной песочнице обнаруживается больше проективного диагностического материала. А квадрат­ная песочница располагает занять центр, поэтому хороша для коррекционных занятий. Квадратная и круглая песочница на подсознательном уровне содействуют процессам интеграции личности.

Для занятий с большими группами детей потре­буется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) ок­рашиваются в синий или голубой цвет. Таким об­разом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

135

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокали­вают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком круп­ным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для организации классической песочной терапии тре­буется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный. Маленькие дети и подростки, а также «напряжен­ные» взрослые предпочитают «работать» с влажным песком. Немногие наши коллеги имеют возможность обзавестись двумя песочницами. Поэтому, имея одну, можно рядом ставить гра­фин с водой — тогда из сухого песка сделать влажный будет несложно.

Техника безопасности требует «чистить» песок минимум раз в 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают или выставляют на солнце, добавляют новый чистый песок.

Насыпанный в ящик, песок задает символическую «линию горизонта».

3. Коллекция миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

— человеческие персонажи

— здания: дома, школы, церкви, замки

— животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.

— машины: сухопутные, водные, космические, боевые

— растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

— постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, за­гоны для скота

— естественные предметы: ракушки, веточки, кам­ни, кости, яйца и пр.

— символические предметы: источники для за­гадывания желаний, ящики с сокровищами, драго­ценности и др.

136

— сказочные герои: злые и добрые

— религиозные предметы и сувениры

— живая зелень и пр.

— домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и ДР-

— пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может за­нять достойное место в коллекции. Если для занятий не хва­тит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из плас­тилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Фигурки расставляются либо по темам, либо хаотически. Произвольно расставленные фигурки заставляют клиента бо­лее внимательно рассматривать коллекцию. Однако, педантич­ные специалисты все расставляют по темам.

Сказкотерапевтический подход к игре с песком

Песочница является привлекательной средой для осуществ­ления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтети­ческой терапии, когнитивной и поведенческой терапии, артте-рапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотера­певтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем пе­сочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие в душе, сказки, ко­торые сложились в ответ на событие жизни, получа­ют возможность стать увиденными и осязаемыми. Итак, в песочнице происходит таинство мифотвор­чества и сказкотворчества. При достаточно разви-

137

том воображении и интеллекте это происходит спонтанно. В большинстве случаев необходима помощь.

Если попросить обычного человека: «Напишите сказку», он посмотрит удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто. Но когда человек смотрит на фигурки, расстав­ленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою оче­редь, содействует осмыслению жизненного опыта.

Во-вторых, мы рассматривает песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях, ког­да начинающий психолог не знает, с чего начать, как устано­вить контакт, он может предложить вместе построить в песоч­нице сказочную страну.

В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, че­ловек независимо от возраста чувствует себя настоящим вол­шебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходи­мой ему.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комп­лекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чув­ства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограниче­ний, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство вза­имоотношений между клиентом и специалистом.

В-шестых, песочная картина позволяет глубоко по­стичь внутренний мир другого. Причем, главное в процессе постижения, не когнитивный анализ сим­волизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмо­циональное ощущение, которое возникает у специа­листа, разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель (специалист, участник груп­пы, член семьи автора песочной картины) соприка-

138

сается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом души автора песочной композиции. Более того, зритель становится свидетелем уникального таинства внутренних изменений, ког­да автор картины что-либо меняет в композиции.

В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ро­лью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей. Таким образом происходит обращение к ресурсу клиента.

Безусловно, непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить «трепет» души другого. Конечно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли»? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему воз­можности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть пе­ред нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое глав­ное «спроецировать» свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще пло­хо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие си­туации с помощью маленьких фигурок, создавая кар­тину из песка, ребенок освобождается от напряже­ния и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.

А мы, в свою очередь, получаем уникальную воз­можность реально увидеть внутренний Мир ребен­ка в данный момент — ландшафт его Души.

139

Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием «ковыряются» в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разру­шает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужа­сать, другие — радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой си­туации? Один попытается «восстановить справедливость» и «по­карать» обидчика своего чада; другой — уводит рыдающего малыша домой с чувством горечи и невыраженного протеста; третий — сразу начнет учить «давать сдачи»; а кто-то посту­пит по принципу: «Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать».

Первые сложности нашего ребенка в общении с другими деть­ми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспри­нимаем как личное оскорбление и проблему.

К психологу молодые мамы приходят с вопросами: «Мой сын не умеет общаться с детьми — в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?» или «Мой сын не умеет общать­ся с другими детьми — в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?» Оказывается и «Агрессор», и «Тихоня» проблемные. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормаль­но общаться.

Детское, подростковое и взрослое творчество в пе­сочнице, стиль взаимодействия в процессе создания сказочной страны, — это проекция внутреннего мира. Что же происходит в бессознательном чело­века, когда он играет в песок? Оказывается, что строя

140

картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ланд­шафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный мо­мент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разре­шения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказ­ке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентра­та» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проиг­ранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого инди­видуален), когда в поведении человека происходят определен­ные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществ­ляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность перено­сится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказ­ки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатыва­ется бессознательным и уже в виде некоторых моделей пере­носится на реальное поведение человека, и так далее.

Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной стороны, мы имеет дело с прекрасной развивающей сре­дой. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Все это делает возможным ис­пользование сказкотерапевтическои песочной терапии в четы­рех аспектах:

♦ аспект проективной психодиагностики ;

♦ аспект психокоррекции и психотерапии;

♦ аспект психопрофилактики;

♦ аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индиви­дуальных занятиях, так и групповых, без ограниче­ния возраста.

141


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!