Занятие 6. Поп-арт – эстетика технической воспроизводимости?



I. Лекция Г. Зайцева «Британский поп-арт»

 

Вконтакте: https://vk.com/video253586823_456239064

Изображения выложены здесь: https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/ecp5sxgmitk4sgsc8w44s0okwc840g

01_Монро

Почему это изображение, по-вашему, вынесено на титул лекции?

02_Гамильтон

       Какой вклад в поп-арт сделал Ричард Гамильтон?

03_Паолоцци

       В каких формах работал основатель поп-арта? Какими материалами пользовался?

Каков основной идеологический посыл его работ? Кто ввёл термин «общество потребления»?

04_Бризи

       Из каких элементов складывается посыл этого коллажа Паолоцци?

05_ Наши дома

Что сделало коллаж Гамильтона “Just what is it that makes today's homes so different, so appealing?” базовым для искусства поп-арта?

06_Поп

       Какие смыслы слова «поп» работают в этом коллаже Паолоции?

07_Паолоцци

08_Bunk

       Как в данных коллажах подана идея общества потребления?

       Как в ней работают симулякры второго и третьего уровня/порядка?

05_Наши дома

       Какие изменения в мироощущении человека, в культурной парадигме прослежены в коллаже? Как следующие понятие связаны с этим: «устойчивость», «новизна», «память», «трансформируемость», «функциональность», «обладание», «по-мещение»?

       Подумайте, как современный тип устройства жилища связан с коллажностью.

В каких формах представлена техника в коллаже? Как работает понятие техногенности здесь? Как техника освобождает человека?

Что объясняет выбор киноафиши в коллаже?

Что значит «освобождение от телесности»? Как человек меняется местами с машиной? Как такой обмен обессмысливает деятельность человека? Как такой подход отражается в коллаже?

Как сексуальная революция связана с потерей человеком собственного смысла?

Как заголовок коллажа толкуется в этом контексте?

Подумайте, каким образом в коллаже тело работает как знак.

09_Система вещей

10_Матрица

Как работает книга Бодрийяра «Симулякр и симуляция» в фильме «Матрица»?

Какие три уровня симулякров описывает Бодрийяр?

Как понятие поли функциональности связано с представлением о симулякрах третьего уровня?

       Что подразумевается под симулякром цифрового кода?          

       Как современная культура (в широком смысле) превращает человека и природу в знак? Подумайте, как подобный процесс отражен а работах художников поп-арта.

       Что происходит с понятием «подлинность»? Подумайте, как подобный процесс отражен а работах художников поп-арта

Ответил ли Г. Зайцев на вопросы, которые поставил в начале лекции:

· Стоят ли за творчеством художников поп-арта какие-либо идеи?

· Можно ли их использовать на практике?

· Почему поп-арт возникает именно в 50-е годы XX века?

Поясните мысль: «Поп-арт – эстетика технической воспроизводимости».

 

I. Лекция Г. Зайцева «Короли Поп-Арта Энди Уорхол и Том Вессельман»

Вконтакте: https://vk.com/video253586823_456239068    

21_Луна

22_Уорхол

23_Уорхол_очки

24_Энди Уорхол

Какие смыслы извлекает лектор из разницы в «повседневной» и «брэндовой» внешностях Уорхола? 

Какую базовую идею его творчества иллюстрирует разноголосица его портретов?

01_Монро

25_Суп Кэмпбел

26_Кока-кола

       Как вы думаете, почему эти две работы лектор связывает со стереотипным восприятием Уорхода?

27_Носорог

       Как техника исполнения цикла «Вымирающий век» связана с его идеей?

28_Обезьяна

Как и жанровая форма цикла связана с его идеей?

29_Лягушка

 Как специфика памяти связана с отрицанием подлинности?

30_Орёл

31_Зебра

32_Бабочка

33_Панда

Как работает идея «знаковости» в цикле?

34_Ботичелли

Как работает «знаковость» в восприятии произведения искусства?

Что происходит с признанными произведениями искусства?

Ак вы считает, «штамп величия» действительно непреодолим? Если нет, как его преодолеть?

Как Уорхол показывает проблему «забрендованности» искусства?

35_Икона

36_Гамбургер

       Какую идею транслируют данные картины? Есть ли у них эстетическая ценность за пределами идеологичности?

37_Доллар

38_Крест

       Как Уорхол уравнивает данные знаки? Есть ли у них эстетическая ценность за пределами идеологичности?

39_Мао

40_Монро

41_Уорхол

       Как вы думаете, почему у Уорхола портреты известных личностей умножаются?

В чем смысл их «раскрашивания»?

       Как лектор толкует оппозицию «красивый-некрасивый»?

42_Вессельман

42_Металл

 

       Чем примечательна манера Вессельмана? Какая его техника является уникальной?

43_Пейзаж # 4

44_Пейзаж # 5

Какие смыслы автомобиля реализуются в этих работах?

Как здесь работают симулякры третьего уровня?

45_Автокатастрофа

Как, по-вашему, роман Дж. Балларда перекликается с пейзажами Вессельмана?

46_Crash

       Как в фильме Кроненберга воспринят автомобиль?

47_Ванна 3

48_Бумага

49_Ванна

       Как актуализуется понятие подлинности в этой работе?

Как эта работа перекликается с утверждением Жака Лакана: «Взгляд другого превращает человека в объект»?

Что добавляет Вессельман в осмысление «взгляда»?

50_Ногти

51_Орган 1

52_Орган 2

53_Губы 1

54_Губы 2

Что отличает объективирующий, означающий взгляд в XX веке?

Какие стандарты восприятия работают в данных картинах?

       Каковы функции знаков поп-культуры?

Как объясняет лектор обращение Вессельмана к технике лазерной резки по металлу?

55_Фрукты

56_Фрукты 2

57_Фрукты 2

       Как по-вашему, можно ли назвать эту технику трафаретной? Если да, то в каком смысле?

42_Металл

58_Металл

В чем опасность превращения человека в знак?

59_Версия 1.0

       Как поэтика пустоты работает в фильме Джефа Ренфро и в картинах Вессельмана?

       Как минус-приём, апофаза работает в осмыслении сексуальной революции 60-70-х гг.?

Можно ли сказать, что мотив пустоты одновременно уничтожает и утверждает?

Что за «последний щит, который человек выставляет перед цифровой реальностью, перед реальностью машинного бинарного кода, перед реальностью означающего»?

Как «короли поп-арта» предвосхитили современную ситуацию с потерей человеком самого себя?

Как идеи Беньямина перекликаются с поп-артом?

60_Кафе

Порассуждайте, как можно ли отнести манеру, в которой выполнена серия портретов Hipstory художника Амита Шимони, к поп-арту.

https://www.livemaster.ru/topic/2174973-amit-shimoni-i-ego-yumoristicheskaya-seriya-portretov-hipstory

Занятие 7. Эстетика Другого

Ответьте не следующие вопросы по книге С. Лишаева «Эстетика Другого. Эстетическое расположение и деятельность»:

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/erngvf92bpk4sggg880gocw8c8ccog

1. Чем С. Лешаев объясняет необходимость переосмысления классической эстетики?

2. Как философ осмысливает сопряжение эстетики и искусства?

3. Что ставится в центр внимания в эстетике Другого?

4. В чем отличие эстетики Другого от классической эстетики?

5. Что такое эстетическое расположение? Чем эстетические расположения отличаются от фоновых?

6. Как у С. Лишаева понимается этетическая ситуация и эстетическая деятельность?

7. Как вы понимаете высказывание: «Эстетически определенного предмета не существует до момента его восприятия в качестве эстетического» (с. 19).

8. Как предмет становится преэстетическим? Абсолютна ли такая характеристика?

9. Приведите свои примеры утверждающих и отвергающих эстетических расположений.

10. В чем «Другое» онтологической эстетики совпадает с уже вошедшими в концептуальный словарь современной философии трактовками «Другого»?

11. Приведите примеры эстетических расположений пространственных и временнЫх – обобщенных и конкретных (например: мимолетное – молния, юное – стандарты красоты; дальнее – полёты к другим планетам, уютное – эстетика интерьера и т.п.). 

12. Чем эстетография отличается от классифицирования эстетических категорий?

13. Чем отличаются эстетические расположения первого и второго порядка?

14. Что понимается под «эстетическим паломничеством»? Что делает то или иной действие эстетическим паломничеством? В каком соотношении оно находится с феноменами путешествия и туризма? Приведите примеры из работы философа и свои собственные: из жизни и из литературных произведений. Как в литературе разрабатывается разграничение между поездкой, походом, путешествием и эстетическим паломничеством?

15. Что такое эстетическое действо? Приведите примеры из работы философа и свои собственные: из жизни и из литературных произведений.

16. В чем специфика создания и рецепция художественного произведения в эстетике Лишаева? Что философ понимает под искусством?

17. Прокомментируйте следующее определение художественной деятельности: «деятельность, нацеленная на создание артефактов, чье содержание и строение направлено на то, чтобы помочь человеку перейти к онтологически продвинутому (по сравнению с текущей повседневностью) способу присутствия в мире». Гарантирована ли встреча с Другим в произведении искусства? В чем цель искусства по Лишаеву?

18. Чем отличаются эстетические расположения второго порядка от произведений искусства? Что отличает восприятие художественного произведения от восприятия памятника природы или истории как цели эстетического паломничества?

19. Как философ объясняет вынесение за пределы художественно-эстетических феноменов «предметов природы или культуры, выставленных в местах, отведенных для демонстрации художественных произведений, и тем самым институционально приравненные к ним (так называемые реди-мейды)»?

20. Как авангардное искусство XX века изменило сложившиеся подходы к эмансипации эстетического опыта?

21. Какие эстетические расположения могут быть подготовлены творцом художественных форм?

22. «Общий эстетический эффект от восприятия художественного творения в рамках антично-средневекового и новоевропейского философского мышления всегда считался утверждающим человека в его существовании. Восприятие художественного произведения, полагали классики, должно сопровождаться чувством удовольствия». Что меняется в подходах к искусству в эстетике Другого?

23. Как художественное произведение реализует нацеленность на встречу с Другим в его 

отвергающих модусах (небытие и ничто)? Что философ относит к отвергающим эстетическим расположениям? Чем они отличаются от отвергающего в художественной деятельности?

24. Как в работе используется метафора щита Персея?

25. Как миф о Пигмалионе помогает понять эстетику утверждения?

26. Возможны ли утверждающие художественно-эстетические расположения за пределами эстетики прекрасного и возвышенного?

27. Разберите конкретизацию эстетических расположений ветхого, юного, мимолетного, ужасного, страшного, тоскливого. Приведите примеры эстетической ситуации встречи с ветхим, юным, мимолетным, беспричинно-радостным, ужасным, страшным, безобразным, тоскливым, уютным, с простором, высью, далью, пропастью.

28. Как философ отвечает на вопрос «Чем же занимается литературовед»?

29. Что понимается под «мерцающей предметностью»?

30. Совместим ли опыт литературоведа как эстетически впечатлившегося читателя с позицией литературоведа как ученого? Что такое «парадокс литературоведа»?

31. Разберите классификацию литературоведов, данную на с. 221.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!