Т. А. Бернштам «Обряд крещения и похороны кукушки»



Четко выражено членение года на две половины, разделяемые датами зимнего и летнего солнцеворотов. Границы “переходных сезонов” варьируют, что свидетельствует о подвижности народного сознания.

Весна — 1 марта—конец июня.

1) призыв, подготовка к весне

2) “весна-красна” — вторая половина апреля—начало мая

Подвижная граница — пасхальная неделя. С Фоминой недели — массовые обряды встречи весны, молодежные гулянья, игрища. Наибольший размах весенней обрядности — летний солнцеворот (24-29 июня). С Петрова дня — летние гуляния.

Обряд “ритуальных похорон” связывают с древним земледельческим культом умирающей и воскресающей растительности. Истоки до сих пор не изучены.

Были найдены две “кукушки” (стебель травы “заря”) в платье с пелериной и фате, сделанные семьей из Орловской губернии в начале 20 в. До настоящего времени изображения не публиковались. В этнографической литре 19-20 вв. сведения об обряде многочисленны, но скудны: краткие описания и голословная интерпретация. В середине 19-начале 20 в. обряд с названием “кукшка” был зафиксирован на территории 16 уездов в пределах 4 губ. Названия обряда различались, но наиболее хар-ным было “крестить кукшку”. Наиболее полно обряд был представлен в верховьях Оки и частично Десны (Калужская губ.) К югу и востоку — сокращение обрядовых действий, исчезновение ритуального предмета, но сохранение названия.

5 этапов обряда: изготовление кукушки, выбор места и его оформление для “крещения кукушки”, “крещение кукушки — кумление”, похороны, трапеза с ритуальной пищей, вырывание и дальнейшие действия с кукушкой. Развернутый обряд — от 2 до 3 дней. Изготовление, крещение кукушки и похороны — на вознесенье (начало мая — середина июня), вырывание кукушки — другой день вознесенья или троицын день (через неделю).

Обряд с кукушкой являлся одним из женских весенних обрядов. Ведущая роль принадлежит группе девушек, единичны случаи присутствия девочек. Парни не должны были присутствовать при обряде и знать о месте крещения и захоронения кукушки, поэтому сведения об исполнении обряда всеми желающими свидетельствуют о деформации обряда. Сохранился обряд в Курск. губ.: совместной была только трапеза.

Кукушка — трава-кукла, чучело птицы, тряпичная кукла, ветка, букет, венок, шалашик; трава “кукушкины слезки” или “заря”. Место, где растет трава, искали заранее. Вырывали с корнем и несли домой или изготовляли кукушку на месте совершения обряда.

Одежда кукушки — “девичий наряд”: сарафан, рубаха, платок. Если кукушка изготавливалась в лесу, то на нее либо надевали принесенный наряд, либо украшали цветами\лентами. В Калужск. губ. в одежде кукушки обязательно есть красный цвет; кукшку одевали как девушку-невесту-покойницу. Кукушку укладывали в гроб (дорого стоивший) либо в любую коробочку. “Кукушка” из чучела птицы — четыре случая. Одета в черный платок, белую рубашку или темный сарафан, потому что вдова. Возможно, это позднее переосмысление обряда пожилыми женщинами.

Место выбирали заранее, но обычно обряд проводился на одном и том же месте. Меняли, если обнаружено кем-нибудь. Чаще всего крещение было под березой. Часто над кукушкой делали “шалашик”: свивали 2 ветви берез или орешника и покрывали их платком.

Кумление — обменивание девушек крестами и называние друг друга кумами. Оно было обязательным и называлось крещение кукушки. Крещение кукушки происходило пассивным образом: надевали на нее крестик, изображение креста делали на гробе, этими же крестами кумились. Наряду с крестами менялись бусами и платками, в ряде местностей — яйцами. Сопровождалось песнями-формулами заклинательного типа. К кумовству во время обряда относились очень серьезно, после связь была очень некрепкой.

Хоронили кукушку прямо в земле, личные вещи не клали, чтобы не умереть самим и никому из семьи. Хоронили тайно, дети и парни старались подсмотреть и разорить место захоронения. Похороны производили 1-2 выбранные девушки. После похорон была обрядовая трапеза (яичница) и “веселые” песни. После трапезы к девушкам присоединялись парни.

О кол-ве участниц обряда известно мало (все жительницы села\непременное четное число). Распределение ролей: пожилая руководительница, 1-2 девушки хоронят кукшку.

Все это свидетельствует о единой структуре обряда и устойчивом ритуальном комплексе. Варьирование форм и этапов обряда отражает естественную неравномерность эволюции отдельных звеньев календарной обрядовой системы.

Итак, обряд «крещение и похороны кукушки» архаичен по происхождению, генетически восходит к какому-то специфическому обряду половозрастной группы девушек-невест-молодиц, вступающих в определенное время года в ритуальную связь между собой и в сакральную — с тайной, высшей силой, предстающей в образе кукушки; ритуал отличают тесные, любовные отношения покумившихся пар и негативное отношение к браку: ареал сохранности обряда в X IX —XX вв. соответствует территории расселения летописных вятичей, и сам обряд не имеет аналогий среди обрядов русского населения.

Мужчины и женщины вступали в брачные связи неоднократно (и видимо, участвовали в нескольких подобных игрищах), иных женщин «поругавше, метааху на пасмеание до смерти». Подобная жестокость брачных отношений могла обострить в данном регионе оппозицию «мужчина — женщина» и способствовать более четкому оформлению определенных половозрастных объединений у женской части населения, возможно с целью коллективной магической защиты под покровительством женского божества.

Архаичность и в то же время долгая жизнь ритуала половозрастного союза девушек-молодиц, устойчивость обрядового комплекса и его названия в районе, население которого отличалось особо долгим переживанием языческой погребальной обрядности, типом женских украшений и многими элементами в материальной и духовной культуре, свидетельствуют об архаичности таких союзов и о существовании их покровительницы. Ее атрибуты в таком случае следует искать в «кукушкиной куме», а точнее, в самой кукушке и в том обрядово-мифологическом пласте, который за ней стоял.

Продолжая рассуждения, мы предполагаем, что под «кукушкиной кумой» скрывалось высшее, скорее всего, женское божество, (Мокоша, Жива, христ. Богородица) имевшее в языческую пору название «кукушки» — птицы, представлявшейся неземной ипостасью и обладающей пророческой и могущественной силой, в первую очередь в женских сферах бытия. Женская природа кукушки-божества и ее оборотничество могли способствовать возникновению особого культа в женской среде; к покровительству такого божества могли обращаться и специфические возрастные женские союзы.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!