Жертвы инцеста и сексуально эксплуатируемые клиентки



 

Женщинам, которые подверглись сексуальному насилию в детстве, известно глубинное желание еще раз попытаться найти отца, который не злоупотребит их доверием. Поиск такого иного отца, в ком женщина, наконец-то, отразится, как в зеркале, и будет принята, почувствует себя любимой, часто принимает характер одиссеи. Сила тоски по долгожданному исцелению и желание укорениться в отношениях, которые находятся по ту сторону предательства и способствуют уверенности в себе и признанию, делают этих женщин особенно внушаемыми и уязвимыми. Эти потребности настолько велики, а внутренняя необходимость обрести утраченного отца в аналитике и встретиться с подлинной материнской заботой столь настоятельна, что реалистичная оценка терапевта часто невозможна. Отцовский комплекс привлекает огромную энергию и может почти компульсивно влиять на духовную жизнь женщины. Юнг показал, что судьбоносная сила отцовского комплекса происходит из архетипа. Таким образом, образ индивидуального отца так сильно очаровывает, что даже после переживания демонического отцовского аспекта пробуждается стремление к божественному аспекту отца. Гуру и аналитики становятся носителями этой архетипической тоски. Велика опасность, что они впадут в инфляцию и сольются с проецируемым на них божественным образом.

Женщины, пережившие насилие в детстве, не могут естественным образом отделиться от отцовского образа. Разочарование, подавленный гнев, страх и беспомощность фиксируют потребность в зависимости. Эго не может достичь такой силы, чтобы в тех ситуациях, которые снова оживляют старые зависимости, суметь установить границы. В детстве им не удалось научиться автономии и самоутверждению, их место занимала покорность и вторжение чужого. Еще будучи девочкой, женщина узнала, что она подчинена отцу, не имеет права говорить «нет» и никто не интересуется ее потребностями. В детстве она получила «послание» смириться с ситуацией, даже если она невыносима. Именно поэтому женщинам часто просто не приходит на ум мысль, что они могут уйти от аналитика, если чувствуют себя непонятыми. Повторение всех ситуаций зависимости в терапии, чувство беспомощности и бессилия может возобновить старое поведение. Опять женщина чувствует себя как тогдашний ребенок, который обманывается насчет авторитета аналитика, подобно тому, как отец распоряжался ею.

Женщина по-прежнему остается в терапии, даже когда близость стала опасной. Иногда даже разрушительная близость кажется ей лучше, чем ничего. В отчаянии и одиночестве даже отрицательный эмоциональный отклик все же оказывается эхом, формой заботы о ней, доказательством ее существования.

Я часто обнаруживала, что женщины хотели спасти свои отношения с аналитиком любой ценой. Это может выглядеть так, что проверенный механизм выживания с помощью диссоциации расщепляет аналитика на хорошего, понимающего, любящего, с одной стороны, и на использующего, с другой. Клиентка берет на себя ответственность за этот негативный аспект, чувствует себя виноватой за то, что соблазнила аналитика и убеждена, что она ответственна за утрату границ в терапии.

Еще один способ сохранить иллюзию о любящем аналитике может состоять в том, чтобы обесценивать негативное в отношениях. Тогда, например, сознанию женщины вообще недоступно, что речь идет о неоднократном злоупотреблении. Снова в ситуации эксплуатации возникают чувства стыда и обиды, и повторная травматизация становится препятствием росту сознания.

У жертвы инцеста много причин замалчивать эксплуатацию. Ребенок боится, что его посчитают лжецом, осудят или даже обвинят. Видимо, точно так же чувствуют себя женщины, которые снова оказываются жертвами насилия, теперь уже в терапии. Они стыдят себя за то, что были «соучастницами», и боятся, что никто по-настоящему не поймет, как и почему все это происходит. Уже в детстве эти женщины научились хранить молчание, и с ними аналитик может быть уверен, что его неприемлемое поведение не откроется. Они особенно уязвимы к угрозам терапевта, что он лишит себя жизни, если они будут принимать меры против него, потому что все его существование зависит от их молчания. Часто как инструмент подавления используются доводы, что судебный процесс станет для их психики слишком тяжелым испытанием, что психика разрушится и никто не поверит ее истерическим припадкам.

Если мы вспомним, как выглядит нынешняя юридическая практика, насколько в ней доминируют мужчины, то исходя из этого, легко понять, что женщины в ужасе уклоняются от нового стигматизирования. Кроме того, аналогично женщинам, изнасилованным отцами и относящимся к насильнику амбивалентно, клиентки, пережившие насилие в терапии, никогда не относятся к своему терапевту только как к плохому и насилующему. Некоторые женщины описывают сексуальный контакт со своим аналитиком как самое глубокое и самое подавляющее переживание в своей жизни: «Это было, как если бы Бог взял меня». Связь с аналитиком часто укрепляется и его замечаниями, что он нуждается в клиентке, что он не может существовать без нее, что эти отношения экстраординарные и богом данные.

Здесь нуминозность трансперсональных энергий используются лично аналитиком в собственных интересах и потребностях.

Причины, по которым терапия может вернуть жертв инцеста к тем же отношениям, разнообразны. Я уже описывала, что им трудно различать интимность и сексуальность. Если уже в детстве близость могла быть пережита только в сексуализированной форме, то желание быть ближе к аналитику также принимает сексуальную форму.

Аналитическая работа будет состоять в том, чтобы прояснить, о чем же действительно идет речь, если клиентка ищет сексуальности у аналитика. За стремлением к сексуальности скрывается потребность быть принятой как женщина в ее человечности. Она ищет способ быть принятой и признанной, которая должна исходить от внутренней женственности аналитика. Сексуальная реакция является неверным ответом, который не может исцелить ни ее раненую женственность, ни ее человечность.

 

Проблемы последующей терапии

 

По данным американских исследований можно увидеть, что одиссея сексуально использованных женщин не заканчивается в терапии, в которой также происходит сексуальная эксплуатация. Большинство женщин ищут другого аналитика, так что возникает вопрос, на что обращать внимание, когда мы работаем с женщинами, которые ранее пережили насилие в терапии.

Как и с жертвами инцеста, часто только в ходе анализа, когда уже установились надежные, доверительные отношения с аналитиком и уже стало можно говорить о травме инцеста, может пройти довольно много времени, пока в этом анализе будет отдано должное использованию женщины аналитиком в предыдущей терапии. Я считаю, что это очень важный и деликатный момент в аналитическом процессе, потому что теперь клиентка становится особенно уязвимой, так как раскрылись все старые раны. Женщины описывают, что ощущают себя голыми, когда нарушили молчание, и часто они затоплены страхом, что сейчас произойдет что-то ужасное и непредвиденное. Заботливое сопровождение в этот момент более важно, чем когда-либо. Опять самым главным становится доверие. Может ли клиентка быть уверена, что ей верят и терпеливо слушают, не осуждая сразу и не диагностируя? Действительно ли терапевт открыт происходящему и свободен от предрассудков? Может ли терапевт выдержать то чудовищное, что пережито, без того, чтобы прикрываться терминологией, чтобы эксплуатация казалась менее опасной? Уважается ли потребность клиентки поделиться лишь настолько, насколько она готова, или терапевт попытается вытянуть из клиентки ту информацию, которая кажется важной ему?

Позволит ли терапевт клиентке определять, когда и как она будет работать над этой темой или установит собственный темп и навяжет ей свои убеждения? Любой вид настойчивого поведения означает еще одно нарушение границ. Терапевт должен быть очень осторожен, чтобы не выйти из своей роли и не стать судьей. Это всегда трудно, когда роли смешаны и терапевт становится юрисконсультом. Для женщины полезнее обсуждать правовые аспекты с другими специалистами, чтобы избежать путаницы ролей.

Сложно переоценить, насколько фатальными являются последствия сексуальной близости между психотерапевтом и клиенткой. Часто поиск женщины-терапевта кажется единственным способом выжить, последним шансом исцелить утрату души.

«Я ушла от него, потому что не могла больше выносить те страдания. Я выбирала между самоубийством и новой попыткой найти жизнь. Я решилась на скитания в сопровождении женщины-аналитика».

В то же время подозрение, что еще раз произойдет разочарование, не искоренить. Терапевты должны донести до клиентки, что сексуальная близость исключается, что границы в отношении физических касаний в терапии являются ясными и обязательными для обоих.

Особенно важным мне кажется то, чтобы терапевт, мужчина или женщина, осознавал собственные чувства по отношению к сексуальному насилию в терапии. Если они не могут представить себе теневую сторону своей профессии, если оглядка на отношения с коллегами предотвращает конфронтацию с этой темой, то и некоторым женщинам предлагалось забыть прошлые обиды и сосредоточиться на «здесь-и-сейчас». Это очень напоминает проблематику инцеста, когда отношение терапевта к собственным детским травмам является решающим, возникнет ли вообще эта тема и будет ли она прорабатываться в терапии. В терапии может быть допущено лишь столько травмирующего материала, сколько способен выдержать терапевт.

Конечно, возможны очень разные реакции контрпереноса. Во время моих супервизий коллег-женщин я заметила, что образ сексуально эксплуатирующего терапевта вызывает волну возмущения и гнева в сочетании с мощным процессом идентификации женщины-аналитика с травмированной клиенткой. В ходе этого тяжелого процесса женщины-терапевты часто впадают в мощное отыгрывание, пытаясь убедить свою клиентку дать показания против того терапевта, недостаточно уважая амбивалентные чувства клиента. Велика опасность того, что под влиянием гнева, шока и морального негодования женщина-терапевт станет давить на клиентку, чтобы та приняла меры против эксплуатирующего терапевта. Нередки случаи, когда апеллируют также к чувству ответственности перед другими женщинами, к возможности защитить их от сексуального насилия, что реально, только если терапевт будет привлечен к ответственности.

Эти реакции женщин-терапевтов вызывают понимание и сочувствие, однако лишь интересы и желания клиентки должны быть на переднем плане. Ее решения нужно уважать, она одна определяет, как ей обращаться с амбивалентными чувствами к своему бывшему терапевту. Все остальное равносильно ретравматизации, потому что снова терапевт нарушает границы и пренебрегает автономией клиентки.

Принятие решения, будет ли клиентка после тщательного исследования своей мотивации заявлять в полицию, всегда является очень личным делом. Для некоторых женщин этот путь необходим для того, чтобы больше не чувствовать себя беспомощной жертвой. Многие только с помощью этих официальных действий могут ощутить, что они действительно имеют дело с нападением. Им нужна такая проверка действительности. У других есть ощущение, что иначе они не смогут выйти из «зацикленности» на том терапевте. Мотивации столь же разнообразны, как и люди, которые пострадали. Это может быть местью или обдуманным шагом, чтобы больше не позволять себя использовать, актом самоутверждения, борьбой с чувством беспомощности и беззащитности или потребностью уберечь других женщин, сестер по несчастьям, от таких страданий, которые пережиты ею. Я также встречала женщин, которые боялись, что психологические стрессы в ходе судебных процедур могут помешать им внутренне расти, им было важнее защитить себя от реакций общества и повторного травмирования.

Многие женщины считают, что для них важнее суметь говорить о своем опыте в последующей терапии и быть понятой. Они не верят, что судебные меры будут им полезны для проработки внутренних проблем. Им видится более полезным суметь проработать то, что на самом деле происходило с ними в предыдущей терапии и значение этого опыта в своей жизни. Таким образом, в последующей терапии неизбежно возвращение к тому месту, где была утрачена терапевтическая основа и началось нечто иное.

В Америке вызывает жаркую дискуссию вопрос, обязан ли терапевт, который информирован о сексуальных злоупотреблениях со стороны коллеги, довести это до сведения профессиональной ассоциации. Опрос 1423 психиатров показал, что 65 % их пациентов ранее столкнулись с насилием в терапии. И хотя эти психиатры описали последствия таких фактов в сфере сексуальности в 87 % случаев как разрушительные, только 8 % заявили об этом нарушении своих коллег. А между тем этические принципы Американской психиатрической ассоциации включают параграф, требующий от терапевта принять меры против коллег, которые ведут себя мошеннически, некомпетентно или неэтично[174]. Причины этой примечательной сдержанности различны: информация, которая была получена в терапии, должна быть конфиденциальной, то есть бездействие коллег объясняется необходимостью исполнять обязательство по ее неразглашению; потребность не ставить под угрозу репутацию коллег или профессии; страх возмездия и т. п.

Исследование, проведенное Гартреллом и Герман[175], обращает наше внимание на некоторое очень тревожащее обстоятельство. Из опрошенных психиатров – мужчин и женщин – гораздо чаще у психиатров мужского пола встречались пациентки, которые ранее подверглись сексуальной эксплуатации в терапии с мужчиной-терапевтом. И что еще более странно: терапевты, которые указывали себя как нарушителей, чаще, чем другие, работали с женщинами, которые ранее подверглись эксплуатации в терапии. Интерпретация того факта, что женщины, движимые навязчивым стремлением к повторению, бессознательно снова нашли терапевтов, с которыми смогут взять на себя привычную роль жертвы, я думаю, поспешна и сомнительна. Я вижу в этом скорее попытку найти исцеление там же, где была пережита первая травма – это поиск подлинного отца, который не злоупотребляет своей властью, обещает защиту и защищает. Также некоторые женщины вообще не могут себе представить, что вообще могут быть значимыми в жизни какой-либо другой женщины, потому что в детстве они могли получить внимание только от отца. Возможно также, мне кажется, что эксплуатирующие терапевты, чтобы разгрузить себя и не оставаться один на один с темой нарушения границ, чаще спрашивают клиенток о сексуальных нападениях в терапии, в то время как терапевт, для которого злоупотребления в терапии не являются проблемой, не задает таких вопросов. Возможно также, что коллеги знают друг о друге, кто как относится к сексуальной близости в терапии, и направляют пациенток, с которыми они были вовлечены в такие отношения, к тем коллегам, у кого они смогут найти понимание.

Я не стану здесь вдаваться в подробности темы об обязательстве сообщать о нарушениях, хотя эта тема срочно требует интенсивного обсуждения и исследования.

В настоящее время наиболее важным представляется то, что в общественном сознании возник факт сексуальной эксплуатации в терапии и в учреждениях и что-то можно сделать, чтобы изменить существующие обстоятельства. Однако мы должны быть внимательны, чтобы мы не стали жертвами наших теневых чувств. Самолюбование, злорадство в связи с промахами, возмущение, шок, страсть к сплетням, интерес к скандалам, как и сострадание и сопереживание тем, кто запутался в хитросплетениях нашей профессии, входят в спектр возможных эмоциональных реакций на обнаружение нарушений этических и профессиональных табу. Вместо отгораживания от виновных, нам нужна более открытая атмосфера, чтобы сексуально эксплуатирующие терапевты могли обратиться за помощью и проработать собственные уязвимости и эмоциональную путаницу.

Поскольку существует сходство между инцестуозными преступниками и эксплуатирующими терапевтами, мы встречаемся тут с позициями, которые демонстрируют отсутствие самокритики, понимания и осознания вины. Наши образовательные учреждения, к сожалению, создают атмосферу, которая способствует не открытости и прозрачности, а приспособленчеству и укрывательству. Поэтому почти никто не пользуется возможностью возобновить анализ после нескольких лет практики, чтобы проработать обнаруженные и вновь возникшие «слепые пятна»[176]. Вот почему совершенно необходимы дополнительные правовые и профессиональные меры, которые создадут некоторое давление и обеспечат защиту клиенток от эксплуатации.

 

 

Литература

 

Общепсихологическая литература

 

Bettelheim B.  Erziehung zum Überleben. Stuttgart, 1980.

Baumgardt U.  König Drosselbart und C. G. Jungs Frauenbild, Ölten, 1987.

Bloomfi eld H.  In Frieden mit den Eltern. Reinbek,1985.

Canacakis J.  Ich sehe Deine Tränen. Stuttgart, 1987.

Casriel D.  Die Wiederentdeckung des Gefühls. München, 1972.

Draayer H.  Das Licht in uns. München, 1986.

Eichenbaum L., Orbach S.  Feministische Psychotherapie. München, 1984.

Ernst S., Goodison L.  Selbsthilfe, Therapie – ein Handbuch für Frauen. München, 1984.

Evers T.  Mythos und Emanzipation. Eine kritische Annäherung an C. G. Jung. Hamburg, 1987.

Frankl V. E.  Der Wille zum Sinn. Bern, 1972.

Ferenczi S.  Ohne Sympathie keine Heilung. Frankfurt, 1988.

Hillman J.  Die Suche nach Innen. Psychologie und Religion. Zürich, 1981.

Jung C. G.  Erinnerungen,Träume, Gedanken. Zürich, 1979.

Briefwechsel S. Freud – C. G. Jung. Zürich, 1976.

Gesammelte Werke. Ölten, 1960–1978.

Krall M.  Freud und sein Vater. München, 1979.

Kuckuck A., Wohlers H.  (Hrsg.). Vaters Tochter. Reinbek, 1988.

Kübler-Ross E.  (Hrsg.). Reif werden zum Tode. Stuttgart, 1975.

Nitzschke B.  Sexualität und Männlichkeit. Reinbek, 1988.

Miller A.  Du sollst nicht merken. Frankfurt 1983 Das verbannte Wissen. Frankfurt, 1988.

Niederland W. G.  Folgen der Verfolgung. Das Überlebenden-Syndrom. Seelenmord. Frankfurt, 1980.

Owen U.  (Hrsg.). Väter. Schriftstellerinnen schreiben über ihren Vater. München, 1986.

Schatzman M.  Die Angst vor dem Vater. Reinbek, 1978.

Schoeller G.  Heilung aus dem Ursprung. München, 1983.

Schwery W.  Im Strom des Erwachens. Interlaken, 1988.

 

Специальная литература по сексуальному насилию

 

 

1. Научная литература

 

Arbeitsgemeinschaft von Einrichtungen für Familienbildung e. V.(Hrsg.). Sexueller Missbraucb von Kindern – Das Schweigen brechen. Bonn, 1986.

Backe L. u. a.  (Hrsg.). Sexueller Missbrauch von Kindern in Familien. Köln, 1986.

Baurmann M. C.  Sexualität, Gewalt und die Folgen für das Opfer. Wiesbaden, 1985.

Behme U., Schmude M.:  Der geschützte Raum. Diagnose und Therapie misshandelter Kinder. Berlin, 1987.

Bevollmächtigte der Hessischen Landesregierung für Frauenangelegenheiten (Hrsg.). Sexueller Missbrauch von Mädchen. Wiesbaden, 1987.

Brinkmann W., Honig M.-S.  Gewalt gegen Kinder Kinderschutz. München, 1986.

Burgard R.  Misshandelte Frauen. Verstrickung und Befreiung. Weinheim, 1985.

Brückner M.  Die Liebe der Frauen. Über Weiblichkeit und Misshandlung. Frankfurt, 1988.

Deutscher Kinderschutzbimd, Bundesverband c. V. (Hrsg.). Sexuelle Gewalt gegen Kinder – Ursachen, Vorurteile, Sichtweisen, Hilfsangebote. Hannover, 1987.

Engfer A.  Kindesmisshandlung. Ursachen – Auswirkungen – Hilfe. Stuttgart, 1986.

Gutjahr K., Schrader A.  Sexueller Mädchenmissbrauch. Hochschulschriften 256. Köln, 1988.

Hirsch M.  Realer Inzest. Psychodynamik des sexuellen Missbrauchs in der Familie. Berlin, 1987.

Kavemann B., Lohstöter L.  Väter als Täter. Hamburg, 1984.

Kazis C.  Dem Schweigen ein Ende. Basel, 1988.

Kempe R. S., Kempe C. H.  Kindesmisshandlung. Frankfurt, 1984.

Masson J.  Was hat man dir, du armes Kind, getan? S. Freuds Unterdrückung der Verführungstheorie. Reinbek, 1984.

Rentmeister  C. «Wildwasser», Arbeitsgemeinschaft gegen sex. Missbrauch v. Mädchen (Hrsg.). Sexueller Missbrauch von Mädchen. Strategien zur Befreiung. Berlin, 1986.

Rijnaarts J.  Lots Töchter. Über den Vater-Tochter-Inzest. Düsseldorf, 1988.

Rush F.  Das bestgehütete Geheimnis. Sexueller Kindesmissbrauch. Berlin, 1984.

Stein R.  Inzest und Liebe. Der Verrat an der Seele in der Psychotherapie. Fellbach, 1981.

Trübe-Becker W.  Gewalt gegen das Kind. Heidelberg, 1987.

 

Статьи

 

Amendt G.  Nur die Sau rauslassen? // Konkret Sexualität. Hamburg, 1980.

Bieibtreu-Ehrenberg G.  Der Sittenstrolch von nebenan // Psychologie heute.1984. 1.

Brückner M.  Frauen: Lebensstark, beziehungsschwach // Psychologie heute. 1988.

Frankli D.  Etiketten werden zum Politikum // Psychologie heute. 1987.

Lechmann C.  Erzwungene Liebe // Psychologie heute. 1987. 10.

Mebes M.  Sicher, stark und frei // Sozial Extra. 1987. Oktober.

Pro Juventute (Hrsg.). Sexuelle Ausbeutung von Kindern und Jugendlichen. 1988. 1.

 

3. Романы и документальная литература

 

Armstrong L.  Kiss Daddy Goodnight. Frankfurt, 1985.

Bachmann I . Malina. Frankfurt, 1971.

Burgard R.  Die Harten und die Zarten. Weinheim, 1982.

Dirks L.  Die liebe Angst. Hamburg, 1986.

Dorpat Ch.  Welche Frau wird so geliebt wie du? Berlin, 1982.

Fräser S.  Meines Vaters Haus. Düsseldorf, 1988.

Galey L.  Ich weinte nicht, als Vater starb. Bern, 1988.

Gardiner-Sirtl A.  (Hrsg.). Als Kind missbraucht. Frauen brechen das Schweigen. München, 1983.

Hayden T.  Sheila. München, 1984.

Moggach D.  Rot vor Scham. Hamburg, 1985.

Monikova L.  Eine Schädigung. Berlin, 1981.

Mollehave H.  Helene oder die Verletzung. Reinbek, 1985.

Spring J.  Zu der Angst kommt die Scham. München, 1988.

Walker A.  Die Farbe Lila. Reinbek, 1984.

Wassmo H.  Der stumme Raum. München, 1985.

Das Haus mit der blinden Glasveranda. München, 1984.

 

Специальная литература на английском языке

 

Я опираюсь на подробную библиографию в книге Сh. Courtois и на комментированный список литературы в руководстве по самопомощи E. Boss, L. Davis.

 

Boss E., Davis L. The Courage to Heal. A Guide for Women Survivors of Child Sexual Abuse. New York, 1988.

Bryant C. L. A Transpersonal Perspective of Domestic Violence and its Treatment: Diss. Los Angeles, 1986 (unpublished manuscript).

Courtois Ch. Healing the Incest Wound. Adult Survivors in Therapy. New York, 1988.

Figley Ch. Trauma and its Wake. The Study and Treatment of Post-Traumatic Stress Disorder. New York, 1985.

Fortune M. M. Sexual Violence. The Unmentionable Sin. New York, 1983.

Gartrell N., Herman J. Psychiatrist – Patient Sexual Contact. Results of a National Survey, I // Amer. J. Psychiatry. 1986. 143. 9.

Gartrell N., Herman J. Reporting Practices of Psychiatrists Who Knew of Sexual Misconduct by Colleagues // Amer. J. Orthopsychiat. 1987. 57. 2.

Gravitz H. L., Bowden J. D. Guide to Recovery. A Book for Adult Children of Alcoholics. Florida, 1985.

Herman J., Gartrell N. Results of a National Survey, II // Amer. J. Psychiatry. 1987. 144. 2.

McFarland B., Baker T. Feeding the Empty Heart. Adult Children and Compulsive Eating. New York, 1988.

Maltz W., Holman B. Incest and Sexuality. Lexington, 1987.

Pope S., Bouhoutsos J. Sexual Intimacy between Therapists and Patients. New York, 1986.

Sgroi S. M. (Hrsg.). Vulnerable Populations. Evaluation and Treatment of Sexually Abused Children and Adult Survivors. Lexington, 1988.

Smith S. The Sexually Abused Patient and the Abusing Therapist. A study in Sadomasochistic Relationships // Psychoanalytic Psychology. 1984. 2.

Ulanov A. B. Follow-up Treatment in Gases of Patient – Therapist Sex // Journal of the Amer. Academy of Psychoanalysis. 7. 1.

Ulman R. B., Brothers D. The Shattered Self. A Psychoanalytic Study of Trauma. Hillsdale, 1988.

Westerlund E. Sexuality in Women with Incest Histories: Diss. Boston University, 1987 (unpublished manuscript).

 

Источники

 

Несмотря на интенсивный поиск, не во всех случаях удалось обнаружить точный источник текста. Перечень ниже также не является исчерпывающим. Мы будем благодарны за информацию и учтем ее в последующих изданиях. Сердечно благодарим авторов и издательства за любезно предоставленные экземпляры книг.

С разрешения названных издательств процитированы следующие работы:

 

Jones E. Das Leben und Werk von Sigmund Freud. 3 Bдnde. Bern: Verlag Hans Huber, 1962.

Benn G. Mutter // Gottfried Benn, Sдmtliche Werke. Stuttgarter Ausgabe. Band 1: Gedichte I. Stuttgart: Klett-Cotta, 1986.

Armstrong L . Kiss Daddy Goodnight. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, ST 995, 1985.

Diagnostisches und Statistisches Manual Psychischer Stцrungen: DSM-III-R. Weinheim und Basel Beltz Verlag, 1989.

Sigmund Freud – C. G. Jung. Briefwechsel. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 1974.

Carotenuto A. Tagebuch einer heimlichen Symmetrie. Sabina Spielrein zwischen Freud und Jung. Freiburg: Kцre Verlag, 1986.

Kind im Zentrum e. V. Sozialtherapeutische Hilfen fьr sexuell missbrauchte Kinder und ihre Familien, Faltblatt.

Hirsch M. Realer Inzest. Psychodynamik des Sexuellen. Berlin: Springer Verlag, 1987.

Rijnaards J. Lots Tцchter. Dьsseldorf: Ciaassen Verlag GmbH, 1988.

 

 


[1] Wahrig G. Das Große Deutsche Wörterbuch. Gütersloh, 1966.

 

[2] Ср. выводы, сделанные авторами исследования: Hartwig L., Kuhlmann C.  Sexueller Missbrauch an Töchtern – der verschwiegene Aspekt der Gewalt in der Familie // Neue Praxis. 1987. 5.

 

[3] Ср. обсуждение «информированного согласия»: Finkelhor D.  Child Sexual Abuse. New Theory and Research. New York, 1984.

 

[4] Sgroi S. M.  (Ed.). Handbook of Clinical Intervention in Child Sexual Abuse. Lexington, 1982.

 

[5] Herman J. Father – Daughter Incest. Harvard, 1981. P. 27.

 

[6] Brownmiller S. Gegen unseren Willen. Frankfurt, 1980; Ward E. Father – Daughter Rape. London, 1984.

 

[7] Hartwig, Kuhlmann. S. 442.

 

[8] Hildebrand E.  Therapie erwachsener weiblicher Inzestopfer // L. Backe (Hrsg.). Sexueller Missbrauch von Kindern in Familien. Köln, 1986.

 

[9] Shengold L. Child Abuse and Deprivation. Soul Murder // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1979. 27. P. 533–559.

 

[10] Schatzman M. Die Angst vor dem Vater. Reinbek, 1978. S. 39.

 

[11] Herman. P. 4.

 

[12] Rijnaarts.  Lots Töchter. Düsseldorf, 1988. S. 23.

 

[13] Ср. обсуждение этой идеи в: Hirsch M. Realer Inzest: Psychodynamik des sexuellen Missbrauchs in der Familie. Berlin, 1987. S. 12 ff.

 

[14] Rush F.  Das bestgehütete Geheimnis. Sexueller Kindesmissbrauch. Berlin, 1984

 

[15] Brady K. Father’s Days. New York, 1979. P. 100.

 

[16] Ср.: Hartwig, Kuhlmann. S. 437.

 

[17] Цит. по: Kuckuck A., Wohlers H. (Hrsg.). Vaters Tochter. Reinbek, 1988. S. 142.

 

[18] Мистический союз, брак (лат .).

 

[19] Masson J.  Was hat man dir, du armes Kind, getan? Sigmund Freuds Unterdrückung der Verführungstheorie. Reinbek, 1986.

 

[20] Krull M.  Freud und sein Vater. München, 1979

 

[21] Цит. по: Dehing J. Jung aus der Sicht der anderen // Analyt. Psychol. 1987. 18. 4. S. 289.

 

[22] Письмо Фрейду, 17.5.1912 // Briefwechsel Freud Jung. Zürich, 1976. S. 560.

 

[23] Jung C. G.  Erinnerungen, Träume, Gedanken. Zürich, 1979. S. 170.

 

[24] Jung C. G.  Gesammelte Werke. Ölten, 1960–1978. 10. S. 191.

 

[25] Цит. по: Rittmeister J. Die psychotherapeutische Aufgabe und der neue Humanismus // Psyche. 1968. 12. S. 942.

 

[26] Evers T. Mythos und Emanzipation. Hamburg, 1987. S. 95.

 

[27] Herwig H.  Therapie der Menschheit. München, 1969. S. 108.

 

[28] Jung . G. W. 10. S. 191.

 

[29] Briefwechsel. Ibid. S. 305.

 

[30] Briefwechsel. Ibid. S. 105.

 

[31] Jung C.G. Erinnerungen. Ibid. S. 47.

 

[32] Das zwölfte Jahr wurde für mich zum eigentlichen Schicksals Jahr // Erinnerungen. Ibid. S. 36.

 

[33] Jung C.G. Erinnerungen. Ibid. S. 42.

 

[34] Baumgardt U.  König Drosselbart und C. G. Jungs Frauenbild. Ölten, 1987. S. 114.

 

[35] Jung . G. W. 7. S. 228.

 

[36] Briefwechsel. Ibid. S. 106.

 

[37] Jung C.G. Erinnerungen. Ibid. S. 172.

 

[38] Goldwert M. Childhood Seduction and the Spiritualization of Psychology. The Case of Jung and Rank // Child Abuse and Neglect. 1986. 10. P. 555–557.

 

[39] Goldwert. Ibid. P. 556.

 

[40] Jung C. G. Erinnerungen. Ibid. S. 33 f.

 

[41] Goldwert. Ibid. P. 556.

 

[42] Jung . G. W. 5. S. 530.

 

[43] Briefwechsel. Ibid. S. 50.

 

[44] Ibid. S. 50.

 

[45] Ibid. S. 53.

 

[46] Miller A. Du sollst nicht merken. Frankfurt, 1983. S. 256.

 

[47] Kuckuck A.,Wohlers H. (Hrsg.). Vaters Tochter. Reinbek, 1988. S. 115.

 

[48] Rank O. Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage. Darmstadt, 1974. S. 343f.

 

[49] Ср.: Rank O. Ibid., S. 350; так же: FlinkerN. Father – Daughter Incest from Ovid to Milton // Milton Studies. P. 59–74.

 

[50] Jung C. G.  Die Bedeutung des Vaters für das Schicksal des Einzelnen // G. W. 4. S. 363.

 

[51] Ср. с идеей Джонса о соотношении инкубов с кошмарами: Jones E. Der Alptraum. Leipzig, 1912.

 

[52] Ср.: Jones . Ibid. S. 34.

 

[53] Ср. с примечаниями братьев Гримм к сказке № 31.

 

[54] Ср.: Franz M.-L. von.  Das Weibliche im Märchen. Stuttgart, 1980; Drewermann E., Neuhaus J.  Das Mädchen ohne Hände. Ölten, 1983; Bittimger A.  Auf dem Weg zur Ganzheit // Metanoia. Heft I. Nidelbad, 1983.

 

[55] Drewermann. Ibid. S. 38.

 

[56] Maisch H. Inzest. Reinbek, 1968. S. 83.

 

[57] Ср. подробное обсуждение: Rush . Ibid. S. 275 ff.

 

[58] Herman J. Father – Daughter Incest. Ibid. P. 22 ff.

 

[59] Ср.: Feigl S.,Pable E.  Väter unser. Wien, 1988.

 

[60] Цит. по: Rijnaarts . Ibid. S. 13ff.

 

[61] Ср. также: Ulman . The Shattered Self. Ibid. P. 2 ff.

 

[62] 1 Ср.: Corwin D. The Sexually Abused Child Disorder. Fact or Phantasy? Panel presented at the Forth National Conference on the Sexual Victimization of Children. New Orleans, 1986; Summit R. The Child Sexual Abuse Accommodation Syndrome // Child Abuse and Neglect. 1983. P. 177–193; Briere J. Defining a Post-Sexual Abuse Syndrome. Paper presented at the Third National Conference on the Sexual Victimization of Children. Washington D. C., 1984.

 

[63] Blume S. E. Post-Incest Syndrome // Women. The Incest Survivors' Aftereffects Checklist. From a work in progress. 1988. February.

 

[64] Finkelhor D. Child Sexual Abuse. New York, 1984. P. 186 f.

 

[65] Hartwig, Kuhlmann. Ibid. S. 438.

 

[66] Armstrong L. Kiss Daddy Goodnight. Frankfurt, 1985. S. 123.

 

[67] Armstrong . Ibid. S. 107.

 

[68] Ср. также: Johanek M. Sgroi. Vulnerable Populations. Ibid. P. 103–113.

 

[69] Jäckel K.  Inzest. Tatort Familie. Rastatt, 1988. S. 94.

 

[70] Armstrong . Ibid. S. 117.

 

[71] Westerlund E.  Sexuality in Women with Incest Histories. Unveröffentlichte Dissertation. S. 92.

 

[72] Niederland W. G.  Folgen der Verfolgung. Das Überlebenden-Syndrom. Seelenmord. Frankfurt, 1980.

 

[73] Wiesel E. For some Measure of Humility // Sh'ma. A Journal of Jewish Responsibility. 1975. 5. P. 314–316.

 

[74] Hester G. Child of Rage. Nashville, 1981.

 

[75] Grubrich-Simitis L. Extremtraumatisierung als kumulatives Trauma // Psyche. 1979. 11. 3. 991–1023.

 

[76] Нидерланд указывает на редкие исключения.

 

[77] Ср.: Der Spiegel, 1984. 28.

 

[78] Kazis C. (Hrsg.). Dem Schweigen ein Ende. Sexuelle Ausbeutung von Kindern in der Familie. Basel, 1988.

 

[79] DanieIi Y. Psychotherapist's Participation in the Conspiracy of Silence about the Holocaust // Psychoanalytic Psychology. 1984. 1. P. 23–42.

 

[80] Danieli . Ibid. P. 28.

 

[81] Eissler K.R.  Die Ermordung von wie vielen seiner Kinder muss ein Mensch symptomfrei ertragen können, um eine normale Konstitution zu haben? // Psyche. 17. S. 241–291.

 

[82] Ср.: Grubrich-Simitis. Ibid. S. 1015.

 

[83] Bettelheim B.  Erziehung zum Überleben. Stuttgart, 1980.

 

[84] Armstrong. Ibid. S. 12.

 

[85] Стихотворение называется «Мать». См.: Denn G.  Sämtliche Werke. Stuttgarter Ausgabe. Stuttgart, 1986. I: Gedichte l.

 

[86] Danieli Y. The Treatment and Prevention of Long-term Effects and Intergenerational Transmission of Victimization. A Lesson from Holocaust Survivors and Their Children // Figley Gh. Trauma and its Wake. Ibid. P. 295–313; «victim families, fighter families, numb families», and families of «those who made it». P. 299; все переводы терминов с англ. У. Виртц.

 

[87] McCann, Pearlman, Sakheim, Abrahamson. Assessment and Treatment of the Adult Survivor of Childhood Abuse within a Scheine Framework // Sgroi. Ibid. P. 77–99.

 

[88] Idem. P. 80.

 

[89] Fraser S. Meines Vaters Haus // Idem. S. 98.

 

[90] Цит. по: Rijnaarts . Idem. S. 301.

 

[91] Wassmo H. Das Haus mit der blinden Glasveranda. Idem.

 

[92] Fraser . Ibid. S. 141.

 

[93] Fraser . Ibid. S. 128.

 

[94] Fraser . Ibid. S. 121.

 

[95] Armstrong . Kiss Daddy Goodnight. Idem. S. 132–156.

 

[96] Silver R., Boon Ch., Stones M. Searching for Meaning in Misfortune. Making Sense of Incest // Journal of Social Issues. 1983. V. 39. № 2.8. P. 81–102.

 

[97] Frankl V. Der Wille zum Sinn. Bern, 1972.

 

[98] Frankl . Ibid. S. 118.

 

[99] Hillman I.  Die Suche nach Innen. Psychologie und Religion. Zürich, 1981. S. 44 f.

 

[100] Hillman . Ibid. S. 59.

 

[101] Jung . G. W. 18/2. S. 882.

 

[102] Ср. критический текст: Batzli S.  New Age. Abrechnung mit einer Strömung // Das Magazin. 1989. 11. S. 19.

 

[103] Buber M. Pfade in Utopia. Heidelberg, 1985. S. 169.

 

[104] Ср.: Hillman J . Die Suche nach Innen. Ibid. S. 13.

 

[105] Moser T.  Kompass der Seele. Leitfaden für Psychotherapie-Patienten. Frankfurt, 1984.

 

[106] Sattler Ch., Flitner E.  Wieso die Männer? Feministische Überlegungen zum Inzest // Kazis C. Dem Schweigen ein Ende. Ibid. S. 31–45.

 

[107] Ibid. S. 34f.

 

[108] Rijnaarts . Ibid. S. 194.

 

[109] Eichenbaum, Orbach. Feministische Psychotherapie. Ibid. S. 181.

 

[110] Ср. pазработку этой темы в профессиональной литературе: Courtois G. Healing the Incest Wound. Ibid

 

[111] Ср. с этим отчеты: Herman J., Schatzow E. Time-Limited Group Therapy for Women with a History of Incest // International Journal of Group Psychotherapy. 1984. 34. 4. P. 605–616; Cole C. A Group Design for Adult Female Survivors of Childhood Incest // Women and Therapy. 1985. 4. P. 71–82; Sprei J . Group Treatment of Adult Incest Survivors // Brody C. (Hrsg.). Women in Groups. New York, 1987; Tsai M., Wagner N. Therapy Groups for Women Sexually Molested аs Children // Archives of Sexual Behavior. 1978. 7. P. 417–427.

 

[112] Ср.: Herman, Schatzow . Ibid.

 

[113] Ср.: McFarland B., Baker T. Feeding the Empty Heart. New York, 1988.

 

[114] Gravitz H. G., Bowden J. D. Guide to Recovery. Florida, 1985.

 

[115] Jung C. G. // Grapevine A. AA World Publication. 1968. P. 31.

 

[116] Ferguson M.  Die sanfte Verschwörung. Basel, 1982.

 

[117] Bryant C. Неопубликованная диссертация.

 

[118] Draayer H.  Das Licht in uns. Chakras, Aura, Energien. München, 1986. S. 76.

 

[119] Hildebrandt E. Therapie erwachsener weiblicher Inzestopfer // Backe. Ibid.S. 66.

 

[120] Sgroi S. M. A Clinical Approach to Adult Survivors of Child Sexual Abuse // Vulnerable Populations. Ibid. P. 137–187.

 

[121] Ср.: Courtois, Bass. Ibid.

 

[122] Ср.: Maltz, Holman . Incest and Sexuality. Ibid.; Bass . The Courage to Heal. Ibid.

 

[123] Bass . P. 239f.

 

[124] Bass . P. 262.

 

[125] Ср. перечень триггеров: Maltz, Holman . Ibid. S. 78.

 

[126] Casriel D.  Die Wiederentdeckung des Gefühls. Schreitherapie und Gruppendynamik. München, 1975. S. 279.

 

[127] Miller A. Das verbannte Wissen. Ibid. S. 196.

 

[128] Duden . Stilwörterbuch der deutschen Sprache. Mannheim, 1971.

 

[129] Miller A. Am Anfang war Erziehung. Frankfurt, 1983. S. 286.

 

[130] Miller . Ibid. S. 287.

 

[131] Я имею в виду программу Parents United в США.

 

[132] Ср. главу Forgiveness в: Fortune M. The Unmentionable Sin. Ibid. P. 20 8 ff.

 

[133] Canacakis J.  Ich sehe deine Tränen. Zürich, 1987.

 

[134] Canacakis . Ibid. S. 217.

 

[135] Kübler-Ross E.  (Hrsg.). Reif werden zum Tode. Stuttgart, 1977

 

[136] Kübler-Ross E.  Interviews mit Sterbenden. Die fünf Stadien sind zusammengefasst bei Mauksch // Reif werden zum Tode. S. 38.

 

[137] Ср.: Courtois . Ibid. S. 187ff.

 

[138] 21 в русском синодальном переводе. – Прим. пер.

 

[139] Schmidbauer W. // Rowohlt Revue. 1989.

 

[140] Ср.: Donna Vita Schriftenreihe. 1. Berlin, 1988.

 

[141] Ferenczi S. Ohne Sympathie keine Heilung. Frankfurt, 1988.

 

[142] Heinl P. Siehe das Jahresprogramm des FPI, Beversee.

 

[143] Heinl P. Die Technik der visuellen Analyse von Genogrammen // Familiendynamik. 1987. 2.

 

[144] Schöller G.  Heilung aus dem Ursprung. München, 1983.

 

[145] Ср.: Davidson V. Psychiatry’s Problem with no Name. Therapist – Patient Sex // American Journal of Psychoanalysis. 1977. 37. P. 43–50.

 

[146] Ср.: Cremerius I.  Abstinenz-Maxime und Realität // Verführung auf der Couch. Freiburg, 1988. S. 168.

 

[147] Ср.: Pope К.S.,Bouhoutsos J. Sexual Intimacy between Therapists and Patients. New York, 1986. P. 26 ff. Эта книга содержит ценный материал по этой теме.

 

[148] Удел человеческий, человеческое состояние (фр .).

 

[149] Ferenczi S. Sprachverwirrung zwischen dem Erwachsenen und dem Kind // Schriften zur Psychoanalyse. Frankfurt, 1970.

 

[150] Ср.: Cremerius . Ibid.

 

[151] Dahlberg Ch. Sexual Contact between Patient and Therapist // Contemporary Psychoanalysis. 1970. 6. 2. P. 107–124.

 

[152] Ср.: Guggenbühl A.  Macht als Gefahr beim Helfer. Basel, 1978.

 

[153] В книге Попе приводятся данные по отдельным сообществам.

 

[154] Личное письмо автору от 12 декабря 1988 г. из Института Фрейда в Цюрихе. Аналогичную информацию я получила в ходе психоаналитического семинара.

 

[155] Личное письмо автору от A. Holzhey.

 

[156] Например, этический кодекс DGTA.

 

[157] Пункт 5 правил для психотерапевтов SPV/ASP, Протокол комиссии от 24 ноября 1988 г.

 

[158] Ср.: Pope . Ibid. P. 64.

 

[159] Ferenczi. 1933. Ibid. S. 307.

 

[160] Jones E. Das Leben und Werk von S. Freud. Bern, 1962. S. 517.

 

[161] Carotenuto A. Tagebuch einer heimlichen Symmetrie. Freiburg, 1986.

 

[162] Nitzschke B.  Sexualität und Männlichkeit. Reinbek, 1988. S. 382.

 

[163] BettelheimB. Skandal in der Psychofamilie // Tagesanzeiger Magazin. 1983. 43.

 

[164] Ср.: Pope . Ibid. P. 38. Цюрихе есть образовательные учреждения, о которых известно, что там нарушаются границы.

 

[165] Shepard M.  Sex als Therapie. Köln, 1974.

 

[166] Bach, Molter.  Psychoboom. Düsseldorf, 1976. S. 115.

 

[167] McCartney J. Overt Transference // Journal of Research. 1966. 2. P. 236.

 

[168] Miller A. Am Anfang war Erziehung. Ibid. S. 285.

 

[169] Gartrell, Herman. 1986. P. 1128.

 

[170] Hirsch M. Realer Inzest. Ibid. S. 157.

 

[171] Hirsch . Ibid. S. 159.

 

[172] Gartrell N., Herman J. Psychiatrist – Patient Sexual Contact. P. 168.

 

[173] «Расставанье – маленькая смерть». – Прим. пер.

 

[174] Gartrell N., Herman J. Reporting Practices… Ibid. P. 289 ff. При этом есть параграф, который гласит: «Терапевт действует открыто с пациентами и коллегами и стремится заявить о тех терапевтах, кто недостаточно компетентен или не сдержан, обманывает или мошенничает».

 

[175] Ibid. S. 289.

 

[176] Ср.: Cremerius . Ibid. S. 182.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!