Преступники, совершившие инцест, и сексуально эксплуатирующие терапевты



 

Эти две группы преступников имеют много общего. В литературе по сексуальному насилию мы снова и снова читаем, что в семьях, в которых происходит инцест, очень часто искажены паттерны взаимодействия, что ведет к смене ролей. Отец «должен» обратиться к своей дочери за компенсацией всего того, чего ему не хватает, вследствие его большого эмоционального дефицита и патриархальной социализации. Таким образом, дочь становится матерью своему отцу. Ее задача заключается в том, чтобы лучше, чем любой другой человек, понимать своего одинокого и непонятого отца, позаботиться о нем, угадать его потребности и как можно скорее восполнить дефицит любви. В той же роли мы можем обнаружить терапевта, который в ходе терапии постепенно соскальзывает в ситуацию, которая также означает смену ролей. Все больше и больше он начинает первоначально в качестве иллюстрации, а затем из-за своей потребности разгрузить себя говорить о собственных конфликтах. Теперь больше говорит терапевт, а не клиентка. Она становится внимательным слушателем, таким образом, приобретая все большее значение для терапевта, и становится единственной, кто действительно его понимает. После первоначального ужаса, что ее терапевт – идеализированный и недостижимый человек – вдруг обретает человеческие аспекты и сообщает многое о себе, у клиентки исчезает ее депрессивное настроение. Теперь она ощущает новый смысл жизни, ведь она так нужна!

На этом этапе процесса терапевт еще может сослаться на то, что он ведет себя так открыто и искренне в рамках традиций гуманистической психологии. Возможно, его также успокоит, если он прочитает, что все, что происходит в терапии, выражает отношения и не является переносом. Самораскрытие служит, в его понимании, большей целостности отношений. Клиентка заметно изменилась в положительную сторону, что убеждает терапевта в правильности своих действий. В своем новом статусе понимающей слушательницы она чувствует себя более ценной и сильной; ее собственные проблемы отошли на второй план. Почти незаметно оба скользят ко все большей интимности. Близость между ними настолько ощутима, что граница между душевным родством и физическим выражением их взаимного доверия кажутся такими искусственными!

Я надеюсь, что из этой зарисовки стало ясно, как сильно терапевты рискуют накопить большой нарциссический дефицит. При сексуальных эксцессах в терапии речь часто идет не столько о сексуальности и еще меньше о любви и терапии, сколько о непреодолимой тоске и поиске самоутверждения, о нехватке интернализованного опыта принятия или о смаковании власти в зависимых отношениях. Эти терапевты потеряли подлинный контакт со своими клиентками; они вышли за рамки терапевтического контракта и нарушили все те обязательства, которые первоначально взяли на себя.

Меня всегда ужасали коллеги, которые сообщали, что работают больше десяти часов в день. Как они могут быть при этом живыми в анализе? Социальная некомпетентность и нарушенность контактов в сочетании с фрустрированными потребностями в зависимости часто встречаются среди терапевтов и инцестуозных отцов. Если терапия становится заменой всей остальной жизни, если клиентки являются единственными людьми, с которыми есть отношения, то риск злоупотреблений возрастает. Если больше нет частной жизни, которая дает достаточно удовлетворения и равновесия, то человек использует своих анализандов, чтобы позаимствовать ощущение жизни у них. Мне также кажется сомнительным, когда в своем рабочем безумии человек впадает в грандиозную фантазию, что он – великий целитель.

Насколько трудно в ходе исследований сделать типологию инцестуозных отцов, настолько же трудно описать типичного эксплуатирующего терапевта. Здесь я кратко напомню различные попытки охарактеризовать отцов, склонных к инцесту, и перечислю некоторые ключевые слова: нарциссический дефицит, опыт покинутости в их собственном детстве, фрустрированная потребность в зависимости, нехватка мужской идентичности, слабое Эго, дефекты эмпатии, слабый контроль импульсов, низкая толерантность к фрустрации, социальная некомпетентность, паранойяльная установка на ревность, нехватка самокритичности, вины и раскаяния, мощные защиты, такие как отрицание, рационализация, обвинение.

Изучение личности терапевтов, которых обвиняют в сексуальном насилии, все еще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, исходя из известных случаев, можно обнаружить большое сходство между двумя типами преступников. Не говоря уже о более тяжелых личностных расстройствах терапевтов (которые, на мой взгляд, явно проявляются в тех случаях, когда ситуации сексуального насилия произошли с несколькими пациентками и снова повторяются в ходе профессиональной карьеры и/или принимают крайне садистские формы), многое указывает на расстройства нарциссической сферы у терапевтов. Для обеих групп преступников важную роль играет аспект повторения. Судя по всему, терапевты проделывают с пациентками то, что было сделано с ними самими в детстве. Будучи однажды изнасилованными, они становятся насильниками. Из предыдущих глав этой книги мы уже знаем такую особенность детской травмы, как ее повторение в жизни вновь и вновь. А. Миллер пишет: «То, что человек пережил как несправедливость, унижение, надругательство и насилие, не исчезает без последствий вопреки распространенному мнению»[168].

При психоаналитических интерпретациях обнаруживается сильная ненависть преступника к матери, которая бессознательно проживается при сексуальном контакте с пациенткой, это как бы запоздалый акт мести, в котором терапевт, наконец, побеждает мать.

Примечательно, что используются одни и те же защитные механизмы – характерные проекции и приписывание вины.

По многочисленным данным американских судебных процессов по компенсации ущерба от ненадлежащего исполнения психотерапевтами профессиональных обязанностей, совершенно ясно, что миф о женщине-соблазнительнице ни в коем случае не забыт и используется преступниками как отличный и приветствуемый способ защиты своей невиновности. Так же и в немногих процессах против инцестуозных преступников девочки описаны как возбуждающие лолиты, рано созревшему искусству обольщения которых не смогли бы противостоять даже самые порядочные отцы. И сегодня в судебных документах снова и снова возникают показания психиатров и психотерапевтов, что речь идет лишь об одной-единственной ошибке, хотя клиентка эротизировала всю терапию и провоцировала, соблазняя.

К рационализациям, служащим для оправдания насильственных действий сексуального характера, относится, в первую очередь, утверждение, что мы имеем дело с «любовью». В исследовании, проведенном Гартреллом и Герман, сообщается, что 65 % терапевтов считают любовь главным мотивом. 92 % из этих терапевтов полагают, что пациентка любила его[169]. В самоотчетах женщин, переставших молчать, сообщается, что отец нашептывал им, что все это делается из любви, и поэтому это нечто совершенно особенное, что он делит только с ней, потому что он любит только ее. Так же терапевты рационализируют то, что они перешли всякие границы, когда их привлекают за это к ответственности – охотно взывают к истинной любви, к глубинному родству душ, которые возникли в терапии. Любовь сама по себе должна служить объяснением сексуальной эксплуатации. Влияние Афродиты в терапевтическом сеттинге должно мистифицировать и делать простительным то, что произошло. Однако именно отсутствие любви приводит к такому ранящему и разрушительному способу обращения с собственной властью.

Я хотела бы процитировать пример из практики, который приводит Хирш[170]:

«…терапевт утверждал, что пациентка является первой и единственной, от кого он полностью зависел, и речь идет о глубокой любви. Он часто просил о свиданиях в кафе или ресторанах, где говорил о своих душевных заботах. Частые сексуальные контакты происходили в его кабинете, и за эти встречи он не прекращал брать с нее согласованный гонорар, ведь секс был для нее так же хорош. Терапевт был женат и имел детей; о более далеко идущих отношениях с пациенткой он не задумывался. В этом случае все же не стоит недооценивать участие пациентки, хотя ей не столько был приятен коитальный контакт, сколько нравилось видеть его слабым в ходе их длительных бесед. Его депрессивная зависимость, из-за которой он так часто просил дать ему возможность увидеться с ней, давала ей ощущение власти над ним».

Каким бы ни выглядело участие пациентки, это не снимает с терапевта полной ответственности, которую он несет за нарушение границ. Перераспределение вины мне кажется совершенно неуместным и не освобождает, на мой взгляд, терапевта от его вины. Хирш приводит еще один пример из собственной практики, который может привести к опасному и ложному выводу:

«В одном из случаев психотерапевт, который не завершил никакого систематического образования, цинично оправдывает практику семяизвержения с пациенткой тем, что она получила „слишком мало молока“ и теперь у нее есть способ оральной компенсации».

Здесь я считаю проблематичным указание, что этот психотерапевт не получил тщательной подготовки. Дело в том, что уровень образования вообще-то не гарантирует воздержания. Одно французское исследование прямо указывает на то, что сексуальные преступления в анализе совершают главным образом известные и опытные аналитики.

В учебных планах наших учебных заведений тематика абстиненции и злоупотреблений представлена незначительно или вообще не изучается. В известных мне случаях речь шла без исключения о полностью подготовленных терапевтах. Американские исследования доказывают, что это скорее признанные аналитики, как правило, в возрасте около 40 лет, которые часто активны как тренинг-аналитики. Было бы заблуждением поддаться впечатлению, что только молодые, плохо обученные терапевты склонны к нарушениям границ.

Молчание имеет важнейшее значение как при инцесте, так и при сексуальном насилии в терапии и является, так сказать, гарантией продолжения сексуальных нападений, и по большей части дочь не знает, что отец так же «любит» других сестер. И клиентка остается за стеной молчания с ложным представлением, что она – единственная, с кем ее терапевт погружен в такие особые отношения. Любой, кто пережил то, что чувствуют разочарованные женщины, когда узнают, что другие таким же образом вовлечены в отношения с их аналитиком, получает подлинное представление об убедительности того аргумента, что это любовь, уникальное родство душ, для которого не может быть применен формальный профессиональный закон.

Вполне возможно, что есть терапевты, которые становятся жертвами собственных рационализаций и поначалу действительно убеждены вследствие самообмана, что никогда не испытывали таких чувств ни с одной женщиной. Отсюда остается лишь один шаг до вывода, что на самом деле терапия с этой женщиной – лишь сопровождение на пути индивидуации, так что мы имеем здесь дело не с реальной клиенткой, а с женщиной, очень продвинутой в развитии своего сознания, для которой обычные терапевтические правила не подходят. Информированный терапевт может даже иметь под рукой историческую справку, что знаменитые аналитики были также вовлечены в любовные отношения с клиентками, которые затем привели к браку.

Есть мнение, что брак является достойным завершением сексуального нарушения границ в терапии («Если это не эксплуатация, а серьезные, „зрелые“ любовные отношения, аналитик и пациент должны пожениться [Шиндлер, 1982]»[171]). Тем не менее может быть поднят вопрос, не пал ли видный психиатр и аналитик, маркировавший этот путь, жертвой своего непреодолимого «контрпереноса». Но и в этом случае терапевт, в конце концов, нарушил свою главную ответственность по отношению к женщине как к клиентке.

Однако даже там, где считают, что это не перенос, а подлинное желание отношений, что это аутентичная человеческая реакция, обязательно должен сохраняться отказ от сексуальных отношений.

В книге, написанной Попе и Бухуцосом, говорится о необычном паттерне отношений между терапевтом и клиенткой, который напоминает инцест. Авторы приводят фиктивный пример, и я привожу его, потому что он указывает на сходство в поведении эксплуатирующих отцов и терапевтов.

Стив считает себя очень чувствительным, понимающим терапевтом, а его пациентка Тереза ценит его, потому что он такой теплый и нежный в отличие от ее холодной и дистанцированной матери. Тереза чувствовала себя очень одиноко в этом мире, особенно потому что ее отец умер, когда ей было три года. Ее прежние любовные истории всегда быстро заканчивались. Она возлагала все свои надежды на терапию со Стивом, чтобы научиться справляться с жизнью. Она была очень счастлива, что нашла в терапевте человека, который был в состоянии так полно удовлетворить ее бесконечную потребность в тепле и принятии. В ходе терапии она почувствовала желание сидеть у него на коленях и быть защищенной его сильными руками. Выразить это желание во время сессии было непросто, и она была очень удивлена, что Стив реагировал так позитивно и утвердительно. Хотя она чувствовала, что исполнение ее глубочайшего желания было так близко, в нее закрался странный страх. Она колебалась, но Стив заверил ее в своей привычной, спокойной манере и объяснил ей, что «корректирующие эмоциональные переживания» являются существенной частью терапии. Он мог бы быть для нее человеком, который поддержал бы ее стремление к развитию, представляя собой ролевую модель заботливой родительской части, которой у нее никогда не было. Он также рассказал, что один блестящий терапевт когда-то описал терапевтическую ситуацию как «поддерживающее окружение, холдинг», как место пребывания, которое «содержит». Наконец, он сослался на данные научных исследований, что касания – значимая часть человеческой коммуникации. Тереза позволяет себя убедить и чувствует себя на его коленях маленьким ребенком, в тепле и безопасности. Стив гладит ее по голове и спине, она расслаблена и чувствует себя хорошо. Когда он начинает гладить ее ноги, она приходит в замешательство и подавлена странными чувствами, которые она не может различить. Страх и ужас делают ее совершенно апатичной, она больше не может сказать ни слова, больше не может двигаться. Все ее тело полностью онемело, но она до сих пор слышит его голос, говорящий с ней в знакомой нежной манере. Он выражает свое желание быть еще ближе к ней, хочет держать ее без одежды: ничто не должно мешать их близости.

Наконец, она покидает кабинет, точно не зная, что произошло, из-за этого чувствует себя запутавшейся и депрессивной и до следующей сессии почти не может справляться с повседневными делами. Он, как всегда, любящий и спокойный, говорит ей, что она должна доверять ему, потому что потребуется время, пока он не заменит все болезненные переживания с родителями новым опытом, полным любви. Хотя ей претит его просьба раздеться догола, она позволяет всему произойти, потому что это единственный способ, которым он держит ее, а без этого чувства, что ее держат, она чувствует себя ничтожной, нежизнеспособной, как бы пустой.

Я привела этот пример так подробно, чтобы дать понять, как именно может выглядеть сексуальное насилие в терапии на самом деле. Здесь естественная потребность в безопасности, глубинное детское стремление к близости и комфорту, которое не имеет ничего общего с сексуальностью, эксплуатируются терапевтом в его собственных, весьма сексуальных целях.

Женщина описывает такой опыт: «Я видел себя в зеркале очень маленьким ребенком и спросила у зеркала, почему я нигде не чувствую себя дома. Я была зависимой от терапевта, любящей его женщиной-ребенком, ищущей дом, которого у меня никогда не было. Я получила иллюзорный приют, полный замешательства, вины, страха и страдания».

Ситуация сравнима с тем, как ребенок в семье чувствует себя непонятым матерью и может искать близости лишь с отцом. Любящий отец, который так приятно похлопает по спине и готов обнять в постели перед сном, от поцелуя которого моментально исчезают слезы, если малыш споткнулся, становится другим отцом. Теперь он требует странных вещей, о которых никто не должен знать, и все еще рассказывает прекрасные истории, но кое-чего хочет за это. Таким образом, и ребенок, и клиентка узнают, что все имеет свою цену, и что цена близости и безопасности должна быть оплачена телом.

Не всегда за фасадом любви и понимания скрывается сексуальное насилие. Аналогично угрозам, исходящим от отцов, когда дело доходит до владения дочерями, а также в ситуациях сексуального насилия над детьми, по данным судебной медицины, в терапии может дойти до принуждения, если клиентка не желает подчиняться. В начале книги я описала точку зрения на инцест как на изнасилование. Мастерс и Джонсон в 1976 г. потребовали, чтобы терапевты, которые злоупотребили своей властью в аналитической ситуации и сексуально эксплуатировали клиентов, обвинялись в изнасиловании. На деструктивный аспект сексуальности как выражение власти и потребности разрушать указывал Гуггенбюль в своей книге «Опасность власти для помогающего профессионала». Деструктивная сексуальность навязчиво побуждает к тому, чтобы ее проживать. От разрушения часто страдают оба – аналитик, который использует свою клиентку и, таким образом, разрушается в человеческом и профессиональном плане, и женщина, которая стала жертвой теневой сексуальности, исходящей от нее самой и от терапевта. Теневая сторона аналитика всегда констеллирует тень клиентки. Для обоих верно, что они поддались саморазрушительным тенденциям.

Женщины, которые приходят ко мне в терапию, просветили меня в отношении еще одного паттерна, который мне известен по терапии инцеста. Я говорю об очень распространенной установке терапевтов, которые заканчивают терапию формально, только чтобы вскоре начать сексуальные встречи с клиенткой. Они возражают, что теперь началось что-то совсем другое, однако используют информацию, полученную в терапии, чтобы представить себя любовником, который исцеляет любые раны, особенно сексуальные. Часто именно терапевт настаивает на завершении терапии и заявляет, что основная аналитическая работа теперь сделана и путь для других отношений свободен, эти отношения вскоре сводятся только к сексу.

Такое поведение очень напоминает отцов, которые поощряют своих дочерей как можно раньше встать на ноги, уйти из семьи и искать жилье. На самом деле это означает не автономию дочери, а воплощает представление, что инцест более легитимен, если дочь уже не живет в семье. Некоторым отцам помещение дочерей в школы-интернаты и у родственников кажется подходящим вариантом, чтобы спокойно продолжать владеть ими. Однако дочь не перестает быть дочерью, если живет в другом месте, а асимметрия в отношениях между психотерапевтом и клиенткой не прекращается, если даже они встречаются за пределами терапевтических рамок.

При обсуждении всеамериканского исследования по теме сексуальных контактов между психиатрами и пациентками Гартрелл и Герман[172] цитируют различных авторов, которые четко придерживаются мнения в своих частично еще не опубликованных, докладах, что сексуальная близость должна быть исключена, начиная с первой встречи, в течение терапии и даже после ее завершения. Речь идет о своего рода этическом договоре, который налагает на терапевта постоянную обязанность. Даже если после завершения терапии возникли дружеские отношения, интересы бывших пациентов всегда должны оставаться на первом месте, потому что терапевт должен быть готов к тому, что позже может возникнуть чрезвычайная ситуация и он снова должен стать доступен в качестве терапевта. Неравенство и неравное распределение власти и зависимости никогда не прекращаются, даже после завершения терапии.

Конечно, это цепляние за асимметричность может принимать невротический характер и служить избеганию действительной близости. Также мне кажется сомнительным, что терапевт должен продолжать быть доступным. В конце концов, есть и другие терапевты, которые могут сопровождать клиента на следующем этапе его пути. Отпускание является чем-то очень важным и для клиентки, и для терапевта, что соприкасается с тематикой смерти. «Partir, c’est toujours un peu mourir»[173].

Авторы цитированной работы считают, что прекратить перенос непросто, в отличие от терапии. Это также верно по отношению к переносу и контрпереносу, которые создает аналитик. Требование, что любовь и заключение брака допустимо рассматривать как исключение из правила и обоснование сексуального контакта, они считают «наивным романтизмом» или недостаточным пониманием природы терапевтических отношений. Бессознательные процессы, в том числе переносы, считаются вечными, поэтому нет никаких сроков, после которых были бы разрешены сексуальные отношения.

Конечно, это рассуждение действует в рамках психоаналитической теории. Сегодня также существуют и другие точки зрения на то, что происходит между двумя людьми в аналитической ситуации, чтобы больше не использовать концепцию переноса. В диалогическо-коммуникативной перспективе те аналитики, которые прячутся за переносом, как за щитом, выглядят ортодоксами и по-человечески недостаточно развитыми. Никто не остается незатронутым влиянием переноса и контрпереноса, когда встречаются две души. Чтобы с этими силами обращались ответственно, необходима глубоко укорененная человечность, которая требует уважения к другому человеку. Я не стану здесь продолжать дискуссию о том, что такое терапия или какой она должна быть, а вместо этого хочу уделить внимание вопросу, почему жертвы инцеста особенно склонны к тому, чтобы снова оказаться сексуально эксплуатируемыми в терапии.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!