Тема 6. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.



1. Ценностные мировоззренческие основы идеологии.

2. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусского народа.

 

6.1. Ценностные мировоззренческие основы идеологии.

Идеология не является измышлениями острословов, мудрых политиков, тонких поэтов и писателей, политических партий. Они вытекают из глубин народной души. В этом их ценность.

Вопрос отображения глубинной сути своего народа сегодня важен для любого государства. Новые вызовы ХХІ в. побуждают к пересмотру сложившихся стереотипов во взаимоотношениях народов, к формулированию присущих времени идей.

Этот поиск осуществляется в условиях противоборства, с одной стороны, стереотипов, с другой - новых основ, идей, способных консолидировать общество, объединить его, увлечь новыми свершениями. Общество не продвинется вперед ни на шаг, если не найдет для этого соответствующих эффективных опор. Этот поиск идет в экономическом, политическом, гражданском направлениях. Особенно это важно для государств, переживающих острые трансформации. В числе важнейших мировоззренческих идей, требующих осмысления и реализации, назовем:

– проблему выживаемости в век атомного и других видов оружия;

– не менее актуальна экологическая выживаемость;

– является первостепенной проблема сохранения целостности личности, поскольку цивилизация нарушила трансляцию или передачу от поколения к поколению таких ценностей как труд, воздействие общества на культивирование нравственных ценностей;

– сохраняется важность коммуникативного единства человечества или открытого диалога между народами и религиями, нахождения гуманистических, а не силовых методов решения проблем.

Через призму этих явлений мы должны видеть стремление формировать человека общечеловеческой общности, исходя при этом из общечеловеческих ценностей. Первейшая среди них – свобода. Только наличие выбора подтверждает свободу. Всемирно известный русский философ Н.А. Бердяев подчеркивал: только свободный человек ответственен, только ответственный – свободен".

Среди общечеловеческих ценностей назовем:

– социальную справедливость;

– равенство (понимаемое как равенство правовое), призванное устранить дискриминацию по заслугам, социальной иерархии и т.д.;

– гуманность (важнейший компонент структуры идеологии).

Равенство и гуманность тесно переплетены. Равенство это не уравниловка в зарплате. Равенство в нищете – это оскорбление человеческого достоинства.

Гуманизм исключает идеологическую войну. Борьба с идеями бесперспективна. Идеи развенчиваются предложением более высокого уровня благополучия, высвобождения свободного времени для отдыха, культуры, улучшения условий труда и др.

Как важнейшая идеологическая категория рассматриваются права человека. Они являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми.

Права человека неотделимы от ответственности и обязанности.

К сказанному следует добавить, что человечество все больше руководствуется принципами толерантности, диалога, компромисса и консенсуса. Как нельзя современен девиз: "Земля – наш общий дом". Он отражает всеобщее мировоззрение, всеобщую обеспокоенность состоянием нашего местообитания.

В числе общенациональных ценностей назовем также:

– гарантирование прав и свобод, разделение властей, рыночные отношения в экономике;

– формирование гражданского общества;

– традиции духовности;

– конфессиональная терпимость.

Из сказанного вытекает, что цивилизационная, мировоззренческая составляющая сознания белорусского народа является частью национально-государственной идеологии Беларуси.

Она органично вписывается в контекст мировой культуры и соответствует общемировым тенденциям развития.

Понятие "цивилизационный" или "мировоззренческий" принято определять как "культурный". Он одновременно обозначает уровень общественного развития, степень зрелости материальной и духовной культуры вообще. Слово "цивилизация" означает сообщество людей со сложившимися формами экономической, политической жизни. Цивилизацию характеризуют и как третью ступень развитие общества в периодизации ХVІІІ – ХІХ вв.

Как термин слово "цивилизация" было введено в научный оборот французским мыслителем Мирабо и использовалось французскими просветителями ХVІІІ в. для обозначения высокоорганизованного общества. Английский историк Арнольд Джозеф Тойнби расчленил мир на региональные цивилизации в зависимости от социального прогресса. Американский исследователь Элеунгтон Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность людей, достигших высшего уровня развития в истории, языке, обычаях, культуре и т.п. Среди цивилизаций называет и православную с центром в России.

Основы цивилизационной идентичности Беларуси связаны православием, с Киевской Русью, с греко-византийской культурой, а после падения Константинополя, центра византийско-славянского православия, с Россией и ее слагаемыми. Сделанный нашими предками выбор предопределил на многие столетия связь белорусов с православием, со славяно-православной цивилизацией.

Расположенная в самом центре Европы, Беларусь постоянно ощущала воздействие западной цивилизации, что определенным образом сказалось на самобытности белорусов, их образе жизни, формировании национального характера, на духовном развитии. Вместе с тем, находясь в сфере влияния двух цивилизаций, белорусы сохранили свою идентичность, обогатив ее достижениями других народов и стран, поставив их на службу своей Родине. Исследователи приводят в качестве яркого примера выдающегося просветителя, мыслителя и первопечатника Ф. Скорину, который побывав во многих странах, "адчуў гвалт чужацкіх культур і не прызнаў іх сваімі ў сваім сэрцы" (Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Мн., 1993., с. 11).

Свое воздействие на формирование социокультурной самобытности и развития славяно-православной цивилизации оказали своей подвижнической работой Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, Климент Смолятич, целая илеяда других ревнителей православия, наставников белорусского, русского и украинского народов. Созданные ими духовные, морально-нравственные, культурные ценности, вошедшие в сокровищницу белорусского народа, повседневный быт и жизнь народов-братьев и сегодня вдохновляют на новые свершения, составляют базис национально-государственной идеологии, основу национальной самобытности белорусов.

 

6.2. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусского народа.

Для более полного, глубокого уяснения понятия цивилизационные, мировоззренческие основы идеологии белорусского государства давайте приобщимся к таким категориям как "Менталитет", "Национальный менталитет", "Национальный характер", дополняющие ранее рассмотренные культурные, духовные ценности белорусского народа. Слово "менталитет" характеризует особенности мышления, образа жизни, мировоззрения народа. В более широком смысле латинское слово mens (mentis означает ум, образ мыслей), это глубинные черты народа, социальной группы, общности, выявляемые в ходе изучения философских, этических, культурных особенностей. Они позволяют приобщиться к глубинным чаяниям, идеям, идеалам народа. Они дают возможность выяснить, почему в тех или иных исторических условиях одни идеи были поддержаны, будоражили умы, другие, казалось, не менее значимые, остались невостребованными.

Менталитет во многом близок, как считают отдельные исследователи, синонимичен понятию "национальный характер". Профессор В.А. Мельник считает, что они все же не тождественны. "Национальный характер" это в большей степени настроение, способ жизнедеятельности, или темперамент, что также помогает раскрыть душу народа, расположенность к тем или иным идеям.

Менталитет народа, национальный характер социальной общности формируются исторически и не может быть механически привнесен извне. Прошли века, прежде чем сложилась совокупность черт, идеалов белорусов, русских, украинцев, представляющих с конца ХІІІ в. до настоящего времени единую, конфессионально сплоченную общность с особенностями языка, образа жизни, экономическими, культурными устремлениями современного этапа развития.

Отличительной чертой белорусов, влияющей и на другие составляющие менталитета, является толерантность. Несомненно на упрочении ее в характере белорусов сказались гуманистические составляющие деятельности Ф. Скорины, М. Гусовского, чья жизнь и творчество пришлись на эпоху Возрождения.

Гуманистические, демократические идеалы белорусов складывались в период Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

В эту эпоху творили Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, в трудах которых раскрывается прообраз идеального, справедливого государственного устройства, гуманного, просвещенного монарха, демократического общества.

И сегодня вызывает восхищение приверженность великих гуманистов, политических мыслителей к идеям народовластия, отрицательное отношение к войнам, насилию вообще.

В наши дни мы упрочиваем такие демократические формы как референдум, разделение властей, избрание руководителей государств. Исследования показывают, что предки белорусов в течение ХІІ – ХІІІ вв. использовали для решения общих дел такую форму, как вече, избрали князя, нередко сменяли его у власти, легитимизируя, объявляя, говоря современным языком, ему импичмент.

Характеристикой гуманистической, демократической направленности идеалов Беларуси являются статуты ВКЛ. Это были действующие документы. Даже в наше время правоведы отмечают их исключительный профессионализм. Они подготовлены на основе такого правового документа, как "Русская правда" Ярослава Мудрого, что еще раз говорит об общности наших национальных корней и идеалов, только, как отмечал Максим Богданович, наши народы "длительное время жили порознь и так получилось из них три разных русских народа: у каждого свое название, своя речь, свои песни, своя одежда".

Обобщено назовем характерные черты, свойственные менталитету белорусов:

– свободолюбие, патриотизм;

– приверженность идеалам социального равенства и справедливости;

– трудолюбие;

– коллективизм и индивидуализм;

– миролюбие;

– конформизм (приспособленчество);

– любовь к родной земле;

– готовность жертвенно защищать ее;

– упорство в достижении цели;

– чувство национального достоинства.

Лучшие указанные черты в полную силу проявляются сегодня, в период новых направлений развития Беларуси. В этом ярко высвечивается динамизм обновления всех сфер белорусского общества, в первую очередь в осуществлении национально-государственных идей.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!