ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ



Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная.

Подстили и жанры:

1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия;

3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.

Стилеобразующие черты:

1) образное отражение действительности;

2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов);

3) эмоциональность;

4) экспрессивность, оценочность;

5) индивидуальный стиль, почерк автора;

6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).

Общие языковые особенности литературно-художественного стиля:

1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей;

2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли;

3) выполнение языковыми средствами эстетической функции.

Языковые средства художественного стиля:

1. Лексические средства:

1) неприятие шаблонных слов и выражений;

2) широкое использование слов в переносном значении;

3) намеренное столкновение разностильной лексики;

4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

5) наличие эмоционально-окрашенных слов.

2. Фразеологические средства — разговорного и книжного характера.

3. Словообразовательные средства:

1) использование разнообразных средств и моделей словообразования;

2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.

4. Морфологические средства:

1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

2) частотность глаголов;

3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

6) широкое употребление прилагательных и наречий.

5. Синтаксические средства:

1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

2) широкое использование стилистических фигур.

 

Задания для практической работы

Задание 1. Охарактеризуйте текст, определив языковые средства, используемые в нем:

1) лексические,

2) фразеологические,

3) словообразовательные,

4) морфологические,

5) синтаксические.

Приведите примеры из текста.

Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», — подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. — «Эх, штука-то важная», — сказал мужик (Л. Н. Толстой. Три смерти).

 

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Разговорный стиль — один из функциональных стилей литературного языка. Он является составной частью более широкого понятия “разговорная речь” — речь обыденная, осуществляемая в неформальном общении, в неофициальной обстановке.

Разговорная речь — явление очень сложное, неоднородное с точки зрения использования языковых средств: помимо литературных языковых единиц, ее составляют и нелитературные элементы национального русского языка: диалектизмы, просторечие, единицы социодиалектов (профессионализмы, жаргонизмы).

Разговорная речь может быть:

1) нейтрально-разговорной — обиходно-бытовой, в которой используются нейтральные, стилистически не окрашенные языковые средства и стилистически окрашенные — средства разговорного стиля литературного языка: а) разговорно-бытовой и б) разговорно-деловой разновидностей, в) разговорно-фамильярный;

2) разговорно-просторечной, характеризующей малообразованных говорящих, возможно, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения (с отрицательными эмоциями), включающей, помимо нейтральных языковых единиц и единиц литературного разговорного стиля, просторечные единицы: шарахнуть; Чтоб тебе!;

3) литературно-просторечной, используемой в литературных текстах с особым стилистическим заданием — передать речевой колорит персонажа), имеющей яркую эмоционально-экспрессивную окраску, включающей, помимо литературно-разговорных единиц речи (картошка, милок, подземка), народно-разговорную речь с нелитературными элементами узкой сферы распространения, которые не связаны строгими нормами:

а) просторечие (братан, мамаша, таскаться, околеть, шлепнуться, шляться);

б) профессионализмы (стружок, медведка — разновидности рубанка);

в) диалектизмы (лыва, ремки, зеленя, гуторить, кочет);

г) жаргонизмы: бомжиха, совок, крутой, клевый, тусоваться; из молодежного сленга: пара, читалка, трояк, шпора; из арготической лексики: расколоться, корочки (ботинки), салага и др.

4) грубо-просторечной, присущей плохо воспитанным, несдержанным людям и содержащей, кроме нейтральных, стилистически не окрашенных и разговорных литературных элементов, просторечные: бранные, оскорбительные слова (с пометами “груб. прост.”, “бран.”), их сочетания и выражения: дурак, свинья, белиберда, балаболка, обалдуй, куда прешь, да пошел ты!;

5) разговорно-фамильярной, характеризующейся раскрепощенностью общения, непринужденностью выражения мыслей, чувств, отношений к собеседнику, включающей не только нейтральные и разговорно окрашенные литературные элементы, но и нелитературные, просторечные элементы речи. Подобная речь может быть:

- дружески-фамильярной, которой присуща мягкость оценок, экспрессивная окраска (милый друг), полуимена (Ваня, Паня, Нюра, Груня, Капа), уменьшительно-ласкательные слова (глазки, ротик, ножки, ручки, личико) и

- грубо-фамильярной, которой свойственна сниженная грубоватая и грубая экспрессивность, негативно-оценочные единицы языка: страшилище; учителишка; дубина ты стоеросовая;

Разговорная речь очень индивидуальна, ее характер, качества зависят от типа речевой культуры говорящего. Разговорная речь имеет социальные разновидности: а) по возрасту, б) полу (гендерные типы),

в) уровню образования, г) по социальному статусу (студенты, школьники, пенсионеры, рабочие, служащие и т. д.), д) по степени близости отношений (члены семьи, родственники, друзья, знакомые, коллеги, товарищи по учебе) и др.

В системе функциональных стилей разговорный стиль (РС) противопоставлен книжным:

1) по форме существования: для разговорного стиля — устная, для книжных — письменная;

2) по основному виду коммуникации: для разговорного стиля — межличностная коммуникация (личность — личность), в для книжных — групповая и массовая коммуникация;

3) по основному типу речи: в разговорном стиле — диалог и полилог, в книжных — монолог;

4) по основной функции: для разговорного стиля — коммуникативная (функция общения), для книжных — информативная, познавательная, воздействующая.

Разговорный стиль функционирует главным образом в сфере бытовых отношений, реже — в профессиональной сфере, в ситуациях неофициального общения.

Разговорный стиль реализуется в первую очередь в устной форме литературного языка, однако встречается и в письменной форме (в частной переписке (письмах, записках), объяснительных записках, объявлениях частного характера, дневниковых записях и т. д.).

Основной функцией разговорного стиля является функция общения (коммуникативная) с целью организации и обслуживания межличностного неофициального взаимодействия людей.

Разновидности разговорного стиля:

1) разговорно-бытовой,

2) разговорно-деловой (разговорно-официальный),

3) дружески-фамильярный.

Они реализуются в ряде жанров разговорного стиля:

а) повседневных непринужденных беседах,

б) частных письмах,

в) записках,

г) объявлениях частного характера,

д) личных дневниках,

е) интернет-форумах,

ж) интернет-чатах,

з) SMS-сообщениях и т. д.

Их темы носят в основном бытовой, непрофессиональный, неслужебный характер.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!