Подстили научного стиля, их основные жанры



В научном стиле выделяют: 1) собственно-научный (академический), 2) научно-учебный, 3) научно-популярный подстили.

1. Собственно-научный (академический) подстиль характеризуется:

а) академическим изложением:

- логической стройностью,

- четкой системой аргументации,

- максимальной информативной насыщенностью известными и новыми для науки данными,

- систематизацией научных фактов и явлений,

- насыщенностью специальной терминологией;

б) ориентированностью на специалистов.

Основными жанрами собственно-научного подстиля являются монография, статья в научном журнале, тезисы, научная рецензия.

2. Научно-учебный подстиль ориентирован на обучение, подготовку будущих специалистов, поэтому характеризуется:

- развернутой системой аргументации, цель которой — обосновать что-то уже известное в науке;

- целенаправленная систематизация материала с целью передачи иерархии (соподчиненности) понятий внутри категориального аппарата и обучить будущего специалиста языку данной научной дисциплины;

- развернутые определения понятий (дефиниции);

- различные приемы представления (презентации) научных понятий и обучающего комментария научных определений и терминов, новых для читателя или слушателя и важных для понимания и ясности изложения;

- логические подчеркивания, активизирующие внимание читателя или слушателя, направляющие, организующие его мыслительную работу, что очень важно в процессе обучения.

Жанры: учебник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция и т. д.

3. Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам, широкому кругу читателей, слушателей, то есть на популяризацию научных знаний.

Характеризуется:

- полной научной достоверностью,

- адекватностью описания научных понятий и явлений,

- доходчивостью, понятностью научной информации для неспециалистов,

- включением в изложение разнообразных средств выразительности.

При этом важны способы популяризации, конкретные приемы изложения материала, его жанровые разновидности.

Жанровые разновидности: энциклопедия, справочник, научно-популярная брошюра, статья в научно-популярном издании.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • Каковы лексика, фразеология, морфологические и синтаксические особенности научного стиля?
  • В чем заключаются жанровые особенности аннотации, тезисов, рецензии в научном стиле?
  • Каковы особенности работы с цитатами в научном тексте, способы их оформления?
  • Как правильно составить библиографическое описание книги, статьи?

 

Задания для практической работы

Задание 1. Охарактеризуйте научный текст, определив:

1) тему,

2) объект исследования,

3) предмет изучения данного объекта,

4) цель исследования,

5) задачи,

6) сферу применения данного текста,

7) его функции,

8) стилеобразующие черты (функциональные свойства) текста,

9) общие языковые особенности текста,

10) языковые средства, используемые в нем:

а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические. Приведите примеры из текста.

Рыкунов Р. Н., г. Санкт-Петербург

К проблеме моделирования концептов эмоций

В связи с бурным развитием когнитивной лингвистики в настоящее время огромное внимание уделяется проблеме формирования концептов в процессе познания человеком окружающего мира и моделирования уже существующих в сознании языковой личности концептов. Особый интерес, в частности, вызывает проблема моделирования эмоциональных концептов.

Эмоциональные концепты, или концепты эмоций, стоят в данном случае особняком в силу определённой «размытости» и многомерности феномена эмоций. До сих пор не существует единого мнения о степени влияния эмоций на процессы когниции и концептуализации, хотя сам факт существования связи между познаниям и эмоциями очевиден и признаётся большинством учёных. […] Однако, эмоции хоть и участвуют в познании, но они лишь окрашивают, дополняют знание. […].

Так как эмоции являются неотъемлемой частью культуры любой нации, то они (эмоции), как и сама культура, концептуализируются и вербализуются в языке. Несомненно, что содержание концептов эмоций в разных языках будет отличаться из-за культурно обусловленной специфики восприятия окружающего мира. Задачей исследователя, таким образом, является — определить, какие компоненты в содержании концепта эмоции являются общими для всех культур, а какие — специфическими для данной нации.

Моделирование отдельных концептов и концептосферы эмоций в целом может осуществляться посредством анализа лексики того или иного зыка. […].

Но проблема усугубляется тем, что на данный момент не существует единой общепризнанной типологии эмоций, что затрудняет в свою очередь дифференциацию эмоций для дальнейшего моделирования соответствующих концептов. Для решения проблемы выбора языкового материала при моделировании концептов эмоций, по нашему мнению, может быть использована типология эмоций, основанная на так называемых базовых, или фундаментальных, эмоциях. Например, типология, предложенная C. E. Izard, который выделяет в качестве фундаментальных 9 эмоциональных состояний — стыд, страх, презрение, интерес, удивление, радость, гнев, отвращение, страдание, — которые в свою очередь определяют все остальные эмоции.

Несмотря на отсутствие общепризнанной типологии эмоций, а также неопределённый характер взаимоотношений эмоций и процесса познания, проблема моделирования концептов (в частности эмоциональных концептов) представляется разрешимой и перспективной для исследований в области когнитивной лингвистики. Смоделировав отдельные концепты эмоций посредством изучения лексики конкретного языка, можно, во-первых,сделать выводы о национальной специфике мира чувств и эмоций определённой культуры, а во-вторых, на основе анализа семантических признаков, составляющих слои концептов, и периферии концептов попытаться построить этноконцептосферу эмоций определённой культурной общности.

Литература

  • Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999.
  • Язык и эмоции: сб. науч. Ст. (под ред. В. И. Шаховского). Волгоград, 1995.
  • Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальное сознание. Воронеж, 2002.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!