Государственная власть как особая разновидность социальной власти.



           Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

           Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

           Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

           Характерные черты государственной власти:

1)       распространяется на все общество;

2)       носит публично-политический характер;

3)       опирается на государственное принуждение;

4)       осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5)       система налогов;

6)       деление населения по территориальному признаку и др.

Понятие и сущность государства.

           Сущность любого явления – это то главное. Устойчивое и закономерное, что определяет его отличие от других явлений бытия.

Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

           Карл Маркс и Ф. Энгельс раскрыли классовую сущность государства.

           Они рассматривали государство – как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры

Ф. Энгельс Государство – машина для подавления одного класса другим.

           Кроме классовой сущности государства Маркс говорил и об общечеловеческой сущности:

           Государство является универсальным инструментом для организации и выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Коллективные потребности:

1.дороги

2.связь

3. борьба с эпидемией

4. борьба с преступностью

5, защита границ и т.д.

           Государство – организация политической власти общества необходимая для решения как сугубоклассовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

1.Только гос - во является единственным официальным представителем всего общества на своей территории.

2.Суверенитет – верховенство на своей территории и независимость на международной арене.

3.Прераготива правотворчества. Только го –во имеет право принимать НПА, обязательные для всех субъектов права.

4.Гос – во обладает сложным механизмом, структурой.

5. Только гос-во обладает правоохранительными органами, службами безопаности (ФСБ) и вооруженными силами.

6.Наличие налогов., взимать только гос-во имеет право.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

    Выделяются 2 основных подхода к типологии гос-ва.

1. формационный (Марк, Энгельс)

2.  цивилизационный

           Формационный, или марксизский подход основывается на понимании истории как естественно- исторического процесса, смены общественно- экономических формаций. Каждый из которых соответствует определенный тип гос-ва.

           Общественно- экономическая формация это соотношение базисных, т.е. экономических и надстрочных, т.е. всех основных отношений.

(базис – это совокупность производительных сил и отношений).

           Выделяются следующие общественно – экономические формации

1.первобытнообщинная (присваивающая)

2. рабовладельческая

3. феодальная

4.капиталистическая

5.социалистическая

           Рабовладельческое феодальное и капиталистическое были эксплуататорскими государствами, а социалистическое – это «гос-во не в собственном смысле слова.»

Переход от одного эксплуататорского типа гос-ва к другому происходит революционным путем. Социалистическое гос-во отмирает и переходит в самоуправление.

           Цивилизационный подход.

- Теория стадий экономического роста Уолт Ростоу.

1.Традиционное общество основано на доньютоновской науке и технике и на преобладании с/х. (мануфактуры)

2. Переходное общество. Период трансформации традиционного общества, в котором закладываются основы развития перерабатывающей промышленности. (при Петре 1)

3. Общество, переживающее процесс сдвига-научно-техническая эволюция (с Ломон. До наст.вр.).

4. Созревающее общество. Здесь достигается устойчивое повышение выпуска продукции над ростом населения. (нет производства)

5. Общество, достигшее высокого уровня народного потребления(США,Европа)

           Концепция цивилизации Тоинби

           Цивилизация – это замкнутое локальное состояние общества, характеризующееся общностью географических, лингвистических, языковых, религиозных, психологических, культурных и других признаков кроме экономики.

           В мировой истории выделяют свыше 20 цивилизаций. Они не связаны между собой и существуют параллельно друг другу подобно ветвям дерева.

           В настоящее время 8 цивилизаций. Россия относится к славянской цивилизации.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!