I. 1 . К ТО ЯВЛЯЕТСЯ Б ОГОМ ?



Ш РИ С ВАМИ ШИВАНАНДА

ПРАКТИКА

КАРМА ЙОГИ

ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК, ПРИМЕЧАНИЯ, РЕДАКЦИЯ:

А ЛЕКСАНДР П ЕТРОВИЧ ОЧАПОВСКИЙ

 

Swami Sivananda

Practice of Karma Yoga

Copyright © 1985 The Divine Life Trust Society

© 2001 Александр Петрович ОЧАПОВСКИЙ, Уфа. - Перевод на русский язык, примечания, редакция.

Все права сохранены, включая право воспроизводить любым способом этот перевод или его составляющие.

Никакая часть этих материалов не может быть воспроизведена, кроме как исключительно для личного использования, без письменного разрешения автора перевода

Шри Свами ШИВАНАНДА .

Практика Карма Йоги .

Перевод на русский язык, примечания, редакция:

Александр Петрович ОЧАПОВСКИЙ . - Уфа, 2001.

 

 

В ВЕДЕНИЕ

Я должен напомнить, что Карма, Бхакти Йога и Джнана не исключают друг друга. Карма Йога ведёт к Бхакти Йоге, которая, в свою очередь, ведёт к Раджа Йоге. Раджа Йога приносит знание. Парабхакти . это всего лишь

Джнана. Бхакти . это нужно иметь в виду . неотделима от Джнаны. Наоборот, Джнана усиливает Бхакти. Карма

очищает сердце. Бхакти устраняет блуждания ума. Раджа Йога укрепляет ум и разрушает Санкальпы. Каждая

Йога является осуществлением предыдущей Йоги. Бхакти является осуществлением Карма Йоги. Йога (т.е. Рад-

жа Йога) является осуществлением Бхакти и Кармы, а Джнана является осуществлением всех трёх предшест-

вующих видов Йоги.

Практика Карма Йоги готовит ученика для восприятия знания о Душе. Она делает его соответствующим Ад-

хикари . учеником для изучения Веданты. Невежественные люди сразу обращаются к Джнана Йоге, не имея

предварительной подготовки в Карма Йоге. По этой причине они терпят неудачу в реализации Истины. Загряз-

нённость таится в состоящем из четырёх частей уме . Антахкаране. Ум заполнен желаниями, отвращениями,

ревностью и т.д. Люди только говорят о Брахмане. Они погружены в разного рода бесполезные дискуссии, на-

прасные дебаты и сухую, бесконечную полемику. Их философия существует только на словах. Иными словами,

они являются словесными Ведантистами. В действительности же требуется практическая Веданта посредством

непрекращающегося бескорыстного служения.

.Работа ради работы без какой-либо мотивации., . всё это хорошо на словах. Но когда человек имеет дело с

практической реализацией этой истины, когда он пытается применить это на практике, он сталкивается на каж-

дом шагу с бесчисленными трудностями. Только лишь Джнани может совершать абсолютно бескорыстные, са-

моотверженные действия. Только Санньясин, который отрёкся от мира, может совершать самоотверженные дела. Ум домохозяина пропитан множеством желаний. Он ожидает плодов от каждого действия. Но постепенно он тоже может отучить ум от ожидания вознаграждения. Это - лишь вопрос дисциплины ума. Постепенно его эгоистическая натура будет уничтожена. Он поймёт славу Нишкамья Карма Йоги. Тогда он будет способен выполнять работу без какой-либо мотивации, без ожидания плодов за какие-либо действия. Конечно, это - вопрос времени; необходимы терпение и настойчивость.

Две вещи являются обязательными в практике Карма Йоги. Карма Йог должен обладать непривязанностью к

результатам действий. Он должен предлагать свои действия на алтарь Господа с чувством Ишварарпаны. Не-

привязанность приносит свободу от печали и страха. Непривязанность делает человека смелым и беспристрастным. Когда он предлагает свои действия лотосовым стопам Господа, он развивает преданность Господу и постепенно приближается к Нему всё ближе и ближе. У него постепенно возникает чувство, что Господь действует непосредственно через его Индрии (органы чувств) или органы действия. Теперь он не чувствует напряжения или тяжести, возникающей в результате своей работы. Он чувствует себя свободно и непринуждённо. Тяжёлый груз, который он прежде ощущал из-за ложного представления, теперь исчез с поля зрения.

Доктрина Кармы образует составную часть Веданты. Она излагает загадку жизни и загадку вселенной. Она

приносит утешение, удовлетворение и удобство человеку и всему обществу. Это . самоочевидная истина. К счастью, люди Запада также стали теперь понимать важность и правомерность этого. Даже американцы сегодня твёрдо верят в эту доктрину. Каждый разумный человек должен принять её. Нет другого пути к пониманию таинства действий. .Что посеешь, то и пожнёшь.; совершение добра должно иметь место не только в физическом плане, но также и в моральном плане. Каждая мысль и каждое ваше действие порождает в вас определённые тенденции, которые воздействуют на эту и последующую вашу жизнь. Если вы совершаете хорошие Кармы в самоотверженном духе, вы будете парить на высотах блаженства и покоя. Карма является самой низшей ступенью духовной лестницы. Но она поднимает нас к невообразимо величественным, запредельным высотам. Её слава слишком велика, чтобы её можно было описать. Она уничтожает гордость, эгоизм и Тамас. Она даёт замечательные результаты. Она помогает росту и эволюции.

Свобода является врождённым правом человека. Свобода . это Сат-Чит-Ананда. Свобода . это бессмертие.

Свобода . это мир, знание и блаженство. Сознательно или бессознательно, зная или не зная, . все стремятся к

этой свободе. Нации борются на поле брани ради свободы. Грабитель ворует для обретения свободы от потребностей, но его действия являются нечестными и невежественными; путь, который он выбрал, . кривой, обманчивый и ложный. Каждый ваш шаг должен быть направлен к Богу и свободе.

Вы можете достичь одной и той же цели различными путями. Подобно тому, как вы можете достичь горы

Кайлас различными тропами, следуя через Бадри Нараян, Альмору, Ганготри или Лядхаки; точно так же вы мо-

жете достичь цели жизни различными путями:

 

- путём работы (Карма Йога),

- путём любви (Бхакти Йога),

- психического контроля (Раджа Йога),

- самоанализа и знания (Джнана Йога).

 

Подобно тому, как вы можете достичь Калькутты на поезде, на машине, на пароходе или на самолёте, точно

так же вы можете достичь цели жизни, или духовного предназначения, с помощью одного из этих четырёх пу-

тей.

Бог Кришна говорит в Гите: .Как бы люди ни подходили ко Мне, Я приветствую их, поскольку пути, кото-

рые ведут людей ко Мне, идут со всех сторон, о Партха!. (Бхагавад Гита, гл.4, Шлока 11)

(Йе ятха мам прападьянте тамстатхайва бхаджамьяхам

Мама вартманувартанте манушьях: Партха сарвасах)

Эти четыре подразделения не являются раз и навсегда установленными. Не существует чётко очерченных

границ, отгораживающих эти четыре пути друг от друга. Они не являются шаблонными и нудными. Эти пути

созданы в соответствии с темпераментом, или тенденцией, которая преобладает у индивидуума. Один путь не

исключает другой. Путь действия подходит для человека Кармической тенденции. Путь любви приспособлен

для человека эмоционального темперамента. Путь Раджа Йоги подходит для человека мистического темпера-

мента. Путь Веданты или Джнана Йоги подходит для человека волевого и рассудительного. Каждый путь сме-

шан с другими. В конце концов, все эти пути сходятся в одной точке и становятся одним дорогой. Очень трудно

сказать, где кончается Раджа Йога и начинается Джнана Йога. Все ученики различных путей встречаются на

единой платформе или в месте пересечения на этом долгом пути.

Карма Йог совершает самопожертвование для того, чтобы убить своё малое я. Бхакта практикует самоподчи-

нение для уничтожения своего эгоизма. Джнани практикует самоотречение. Методы различны, но все они же-

лают уничтожить это маленькое, самонадеянно претендующее Я, которое является корнем человеческого стра-

дания. Когда это сделано, они встречаются в одном месте, или в одной точке.

.Все действия в своей заключительной части, о Партха, заканчиваются в мудрости.. (Бхагавад Гита, гл.4,

Шлока 33)

(Сарвам кармакхилам Партха джнане Парисампьяте.)

Подобным образом Бхакта обретает Джнану. Бог Кришна говорит в Гите: .Для тех последователей, которые всегда гармоничны, поклоняются в любви, Я даю Йогу Различения, с помощью которой они могут прийти коМне..

В главе 18 Бог Кришна говорит: .С помощью преданности он узнаёт Мою сущность: кто Я и что Я собой

представляю; таким образом, узнав Мою сущность, он немедленно вступает в Высшее..

Карма, любовь и Йога являются средствами, ведущими к концу. Джнана есть конец. Подобно тому, как реки

сливаются в море, точно так же Карма, любовь и Йога соединяются в океане Джнаны.

Карма Йога готовит ум для восприятия света или знания. Она расширяет сердце и разбивает все барьеры, ко-

торые стоят на пути единения или союза. Бхакти и медитация также являются умственной Кармой. Не может

быть Джнаны без Йоги. Плодом Бхакти является Джнана. Теперь вы поняли природу четырёх видов Йоги и их

взаимоотношений?

Каждое действие является смесью добра и зла. В этом мире не может быть ни абсолютно хорошего действия,

ни абсолютно плохого. Эта физическая вселенная является относительным планом. Если вы совершаете какое-то

действие, оно, с одной стороны, ведёт к добру, а с другой . к злу. Вы должны стараться совершать такие дейст-

вия, которые могут принести максимум добра и минимум зла. Полезная работа ведёт к хорошим последствиям,

и вредная работа вызывает плохие последствия. Но если вы знаете секрет работы, технику Кармы, вы будете

абсолютно свободны от уз Кармы. Этот секрет заключается в работе без привязанности и эгоизма. Центральным

звеном в учении Гиты является непривязанность к действию. Бог Кришна говорит Арджуне в довольно вырази-

тельной форме:

.О Арджуна, действуй непрестанно. Твоя обязанность . всегда работать. Не ожидай плодов. Чем больше че-

ловек ожидает плодов, тем более несчастным он становится! Он превращается в самого несчастного человека в

этом мире..

Вы не можете побороть всё зло в этом мире. Подобно тому, как при подагре и ревматизме боль и припух-

лость перемещаются с одного сустава на другой; подобно тому, как при заражении крови и диабете или карбун-

кулах, если один прыщ вылечен, в другом месте вскакивает другой, точно так же, если одно зло искоренено в

одном месте, другое зло проявится в другом месте. Социальные работники жалеют многих молодых вдов и ста-

раются организовать выдачу их замуж. Они думают, что совершают добро для страны. Но с другой стороны .

они пожинают зло, поскольку возникают трудности с выходом замуж для других девушек. Они остаются неза-

мужними. В этом заключается зло. Социальные работники пытаются положить конец проституции. Это . по-

хвальное дело. Но поскольку страсть является очень могущественной и неконтролируемой, тот, кто не может

позволить себе жениться, начинает тайным образом приставать, досаждать и грубо нарушать права семейных

женщин. Даже законодательство не может остановить это зло. Тайная проституция пышно расцветает. Этот мир

очень искажён. Он подобен хвосту собаки. Попробуйте выпрямить хвост собаки. Как только вы уберёте свои

руки, он снова станет изогнутым. Так же и этот мир. Поэтому, хотя множество Аватар и множество Йогов, Ачарий, мудрецов и пророков приходили в этот мир и проповедовали в нём, тем не менее, он остался искажённым, в прежнем состоянии. Следовательно, не беспокойтесь слишком много о том, чтобы реформировать этот иска-жённый мир. Это никогда не может быть осуществлено. Вначале реформируйте себя. Тогда весь мир может

быть реформирован. Как вы можете помочь миру, когда вы сами слабы и невежественны? Это подобно тому, как

слепой ведёт другого слепого. Оба должны упасть в глубокую пропасть.

Самое большее, чем вы можете услужить или помочь миру . это дать знание о Боге. Духовная помощь . это

высшая помощь, которую вы можете предоставить человечеству. Коренной причиной человеческого страдания

является Авидья или невежество. Если вы сможете устранить это невежество в людях, тогда они будут беско-

нечно счастливы. Тот мудрец, который старается устранить невежество, является для мира наивысшим благоде-

телем. Если вы устраните голод у человека, дав ему пищу, . это только временная физическая помощь. Это уст-

ранит только физическую потребность на три часа. Затем голод проявится вновь. Человек остался в том же не-

счастном состоянии. Строительство больниц, домов отдыха, караван-сараев для распределения бесплатной пи-

щи, распределение одежды и т.д. . не являются высшим видом помощи. Несчастье не искореняется. Мир будет

продолжать оставаться в несчастном состоянии, даже если вы построите много миллионов больниц и пунктов

питания. Обретите Брахма Джнану, или Божественное знание; распространяйте это знание повсюду и устраняй-

те в людях невежество. Только тогда все виды несчастья, страдания и горя будут полностью искоренены.

Человек, который служит миру, в действительности служит сам себе. Тот человек, который помогает другим,

в действительности помогает себе. Это - другая очень важная точка зрения. Обычно миряне полны самодоволь-

ства и эгоизма, когда оказывают помощь другим людям. Они переполнены гордостью. Этот мир не хочет помо-

гать, кому бы то ни было. Существует единственный всемогущий Ишвара, который контролирует и управляет

этой Вселенной. Он немедленно может поставить тысячу и одного Тилака, Ньютона, Шекспира, Наполеона,

Вальмики и Юдхиштхиру. Когда вы служите человеку, думайте о том, что Бог дал вам возможность для исправ-

ления, улучшения и формирования себя с помощью служения. Будьте благодарны тому человеку, который дал

вам возможность служить.

Страдание является лучшим учителем в этом мире. Человек ежедневно получает очень полезные уроки по-

средством страдания и боли, бедности, лишения и болезни. Это . средство для открытия глаз. Это является

скрытым благословением. Это . доброе послание от Бога. Кунти Деви говорила: .О Господь Кришна! Дай мне

возможность всегда помнить о Тебе. Всегда доставляй мне страдания. Я могу забыть о Тебе, если я получаю

удовольствия.. Бхакты радуются в страдании. Они всегда приветствуют страдания. Стоики делают то же самое.

Страдание исправляет, обучает и дисциплинирует душу. Оно вселяет в сердце милосердие. Оно развивает

силу выдержки и терпение. Оно смягчает грубое сердце. Оно развивает силу воли. Оно заполняет сердце симпа-

тией. Оно делает гордого человека смиренным. Оно очищает сердце. Подобно тому, как железо, будучи нагре-

тым, приобретает на наковальне форму, точно так же человеческий характер формируется под ударами, столк-

новениями и страданиями. Подобно тому, как грязное золото превращается в очищенное путём многократного

плавления его в тигле, точно так же и человек становится очищенным, будучи подверженным горению в очаге

страдания.

Философия предназначена для поиска причин этого страдания. Она старается исключить страдания, предпи-

сывая соответствующие средства. Это леденящая нищета направляет ум человека к Богу. Суровые удары и по-

рывы отучают сознание человека от чувственных объектов и поворачивают его на духовный путь. Страдание и

нищета, зло и горе формируют характер человека в большей степени, нежели удовольствие и благополучие.

Бедность имеет свои собственные преимущества. Осуждение и удары учат лучше, чем похвала и почести. Стра-

дание . лучший учитель, нежели удовольствие. Бедность . лучший учитель, нежели богатство. Страдание и бед-

ность развивают в человеке выдержку. Шри Шанкара, величайший философ и гений мира, который когда-либо

рождался на земле, родился в очень бедной семье. Бог Иисус родился сыном плотника. Бедные люди напрягают-

ся для достижения величия, в то время как сыновья богатых людей ведут жизнь в роскоши и праздности. Они

беспечны. Несколько ударов немедленно вызывают образование Вивеки и Вайрагьи, меняют угол зрения и

разжигают духовный огонь, который находится внутри.

Впечатления от малых и больших действий объединяются вместе и образуют тенденции. Тенденции разви-

ваются в характер. Характер продуцирует волю. Если человек имеет сильный характер, он обладает сильной

волей. Карма образует характер, а характер, в свою очередь, продуцирует волю. Люди гигантской воли развили

её с помощью Кармы, совершённой в бесчисленных рождениях. Это не в одном рождении человек развивает

могущественную волю. Он совершает различные добрые действия в нескольких жизнях. Могущество этих дей-

ствий объединяется вместе, и в каком-то одном рождении борющийся человек превращается в гиганта подобно

Будде, Иисусу и Шанкаре. Ни одно действие не проходит бесследно. Ничто не пропадает. Терпение, а также не-

утомимые и неослабные усилия необходимы для этого.

Невежественные люди наивно полагают, что знания приходят извне. Это . досадная ошибка. Всё знание при-

ходит изнутри. Эта внешняя вселенная . ничто. Это . просто точка или капля в бесконечности. Она подобна

отпечатку следа теленка. Это . просто .Спандабхаса. или просто вибрация в одном углу Брахмана, где распола-

гается Майя. Всё, что вы получаете снаружи, просто является намёком или внешним стимулом. Всё богатство

знания располагается внутри Атмана или Души. Атман является кладезем или Бхандарой знания. Этот внешний

намёк ударяет по источнику и вызывает вспышку. Возникает вспышка знания. Вся Садхана и Йогическая прак-

тика предназначены всего лишь для того, чтобы устранить завесу. Когда завеса устранена, когда шторы подня-

ты, когда скорлупа разбита на куски, Садхака (ученик, занимающийся духовной практикой) сияет в божествен-

ной славе. Он получает знание Души. Все тайны Кайвальи, всё знание Атмана (Души) обнаруживаются подобно

плоду Амаляки, который держится в руках. К несчастью для нас, современная система образования в Индии де-

лает ещё более прочной завесу невежества и делает ещё более жёстким эго.

Люди работают по различной мотивации. Одни работают в обществе для обретения славы и известности.

Другие - для получения денег. Третьи - для обретения силы. Четвёртые - для получения наслаждения на небесах.

Пятые строят храмы, с мыслями о том, что их грехи будут смыты. Шестые совершают определённые Яджны

(жертвоприношения) для того, чтобы получить наследника. Седьмые роют большие резервуары для воды с на-

мерением, что их имя будут помнить после того, как они умрут. Восьмые сажают прекрасные сады для общест-

венного пользования, с мыслями о том, что они будут наслаждаться такими же прекрасными садами на Сварге.

Девятые занимаются благотворительностью для того, чтобы родиться в следующей жизни богатыми землевла-

дельцами.

Тот, кто выполняет самоотверженное служение, без ожидания плодов какого бы то ни было вида, становится

могущественным Йогом. Карма Йог знает секрет работы. Он не позволяет какой-либо энергии без необходимо-

сти растрачиваться по пустякам. Он сохраняет и управляет энергией. Ему известна наука о самосдержанности.

Он использует энергию для добрых целей, которые могут принести максимум добра как можно большему числу

людей. Это . искусство в действии, о котором Гита говорит во Второй главе. Он развивает сильную волю и

сильный характер. Он должен обладать терпением. Только тогда он принесёт огромную пользу. Обычно люди

нетерпеливы. Они ожидают Сиддхи после выполнения небольшого количества самоотверженного служения.

Подлинный Карма Йог, который служит людям со смирением и Бхавой, становится истинным правителем мира.

Его почитают и уважают все. Почтение приходит само по себе. Это . скрытая сила самоотверженного служения.

.Со временем Карма Йог реализует для себя Атма Джнану.. (Гита, гл.4, Шлока 38).

.Карма Йог отказывается от плодов действия, обретая вечный покой, или освобождение, которое приходит

от мудрости, в то время как тот, кто побуждается желаниями, привязан к ним, становится связанным.. (Гита,

гл.5, Шлока 12).

Г ЛАВА I.

Й ОГА СЛУЖЕНИЯ

I. 1 . К ТО ЯВЛЯЕТСЯ Б ОГОМ ?

Бог есть Сатчидананда (абсолютное существование, абсолютное знание и абсолютное блаженство). Бог есть

Истина. Бог . это Свет света. Бог . это всепроникающий интеллект, или сознание. Бог . это всепроникающая

сила, которая управляет этой Вселенной и поддерживает её в совершенном порядке. Он является внутренним

правителем этого тела и ума (Антарьямин). Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Он обладает шестью атрибута-

ми: Джнаной, Вайрагьей, Балей, Айшварьей, Шри, Кирти (мудрость, бесстрастие, сила, Сиддхи или силы, богат-

ство, слава). Поэтому Его называют Бхагаван.

Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Он неизменен среди меняющегося феномена. Он постоя-

нен среди непостоянства и вечен среди преходящих вещей этого мира. Он . Нитья, Шашвата, Авинаши, Авьяя и

Акшара. Он создал этот мир благодаря трём Гунам . Саттве, Раджасу и Тамасу . ради Своей собственной Лилы.

Под Его контролем находится Майя.

Он . Сватантра, или независимый. Он обладает Саткамой и Сатсанкальпой. Он распределяет плоды действий

среди Джив (Джива=Душа). Он всемилостив. Он утоляет жажду Джив в форме льда и сочных плодов. Это бла-

годаря Его силе вы видите, слышите и говорите. Всё, что вы слышите, есть Бог. Бог действует через ваши руки и

ест через ваш рот. Из-за явного невежества и Абхиманы вы абсолютно забыли Его.

Нитья Сукха и Парама Шанти могут быть достигнуты только в Боге. Поэтому благоразумные и интеллекту-

альные ученики пытаются достичь Богореализации. Богореализация может привести к концу вечно вращающее-

ся колесо рождений и смертей и наделить человечество высшим и вечным счастьем. Этот мир в действительно-

сти является долгим, долгим сном. Он является обманом Майи. Пять чувств обманывают вас каждое мгновение.

Откройте глаза, о, Прем! Научитесь различать. Поймите Его таинства. Ощутите Его присутствие всюду вместе с

Его близким нахождением. Поверьте мне, Он пребывает в укромных уголках вашего сердца. Он является молча-

ливым Сакши (свидетелем) вашего ума. Он является Сутрадхарой, или существом, которое дёргает за веревочки

вашу Прану. Он является чревом этого мира и Вед. Он является суфлёром Санкальпы. Ищите Его в глубине

сердца и обретите Его Милость. Только тогда вы хорошо проживёте свою жизнь. Только тогда вы станете чело-

веком. Только тогда вы действительно станете мудрецом. Торопитесь, спешите; нельзя терять ни мгновения; это

нельзя откладывать ни на минуту. Именно теперь настало время, или оно никогда не придёт. Для духовной Сад-

ханы используйте каждое мгновение.

 

I.2. Й ОГА СЛУЖЕНИЯ

Что является объектом Севы, или служения? Почему вы служите бедным и нуждающимся, а также страдаю-

щему человечеству в целом? Почему вы служите обществу и стране? Да, совершая служение, вы очищаете своё

сердце. Исчезают эгоизм, ненависть, ревность, идея превосходства и все скрытые негативные качества. Разви-

ваются скромность, чистая любовь, симпатия, терпимость и милосердие. Уничтожается чувство обособленности.

Искореняется эгоизм. Вы обретёте широкий открытый взгляд на жизнь. Вы начнёте ощущать единство и едине-

ние. В конце концов, вы обретёте знание о Душе. Вы осознаете "Единое во всём" и "всё - в Едином". Вы ощутите

безграничную радость. Что, в конце концов, является обществом? Это - не что иное, как собрание единиц, или

индивидуумов. Мир - это не что иное, как проявление Бога. Служение человечеству и стране - фактически не что

иное, как служение Богу. Служение является поклонением. Но необходимо служить с Бхавой. Только тогда мож-

но быстро достичь реализации и очищения сердца.

Чувство обособленности является колоссальными оковами. Уничтожьте чувство обособленности посредст-

вом Брахма Бхаваны, путём развития Адвайтического единства сознания и посредством самоотверженного слу-

жения. Это чувство обособленности является иллюзией, созданной невежеством, или Майей.

Развивайте сильный энтузиазм для бескорыстного самоотверженного служения. Будьте добры ко всем. Лю-

бите всех. Служите всем. Будьте терпимыми и щедрыми по отношению ко всем. Служите Богу . в каждом чело-

веке. Это . путь для достижения цели.

Подобно матери, которая потеряла девять детей и любит единственного оставшегося сына так крепко, так

сильно, точно так же и вы должны развить безграничную любовь ко всем существам. Это . первое и самое важ-

ное качество для ученика. Астральное тело человека, обладающего этой безграничной любовью, будет сиять

великолепным светом и блеском. Возникнет зарево неописуемого великолепия.

Тот, кто игнорирует свои собственные наслаждения и удобства и пытается всегда помогать другим, действи-

тельно является продвинутым учеником на пути духовности. Он имеет при себе отмычки для того, чтобы от-

крыть сферы духовного блаженства.

Во время критических ситуаций вы должны быть в состоянии быстро соображать и действовать немедленно,

с безошибочной точностью и глубокой концентрацией. Вы должны стараться замечать, что вы - не опрометчивы

и не слишком стремительны. Вы должны быть спокойными и собранными.

В наши дни многие духовные ученики предпочитают выполнять какую-нибудь приятную работу: что-нибудь

писать, собирать цветы для Пуджи, приводить в порядок книги в библиотеке, что-то попечатать, за чем-то пона-

блюдать, управлять работой и так далее. Они не любят ходить за водой, колоть дрова, мыть грязную посуду,

стирать одежду, подметать, готовить пищу, мыть подкладное судно и ухаживать за больными. Они считают эти

виды работы лакейскими. Они не пытаются понять истинный дух Карма Йоги и Веданты. Они всё ещё являются

Бабу. Они нуждаются в суровой дисциплине и тренировке. В течение первого года я ставлю этих Бабу-учеников

для выполнения работы, связанной с обслуживанием больных. В течение следующего года я заставляю их мыть

посуду и подметать комнату. Стирать одежду больных - в течение третьего года. Только тогда они становятся

настоящими учениками. Только тогда они будут готовы начать медитировать.

Если Ашрам не управляется должным образом, кухня становится центром сражения. Вся Майя находится на

кухне. Ученики начинают сражаться здесь. Один ученик говорит: .Я не получил гхи или овощи сегодня.. Дру-

гой говорит: .Суп из дала был очень водянистым. Вишваранджан добавил обычной воды из Ганги в суп. Он не

любит меня.. Но если здесь находится действительно развитый Карма Йог для тренировки молодых учеников,

истинная Адвайта Веданта начинается на кухне Ашрама и заканчивается в Васиштха Гухе в Гималаях. Кухня

является лучшим тренировочным центром или школой для развития терпения, выдержки, воздержанности, ми-

лосердия, симпатии, любви, способности приспосабливаться и создания духа подлинного служения для очище-

ния сердца и для реализации единства жизни. Каждый ученик должен знать, как правильно готовить пищу.

Если ученик живёт с Гуру, он должен быть готов старательно выполнять любую работу, определённую для

него. Если вы создаёте интерес в работе, против которой возмущается ум, позже вы сможете выполнять любой

вид работы. Совершая это, вы, несомненно, разовьёте свою силу воли.

Равновесие ума приносит подлинное, длительное счастье для дисциплинированного человека. Это . не товар,

который можно купить на рынке. В действительности это . редкий дар, который может быть достигнут с помо-

щью длительного самоотверженного служения с Атма Бхавой, равным видением, контролем Индрий и при по-

мощи самообуздания, развивая такие добродетели, как умение приспособиться, широкое щедрое терпение и вы-

сокая степень выдержки, безмятежность, спокойствие, контроль настроения, с помощью устранения беспокой-

ства, тревоги, страха и депрессии посредством духовной Садханы и медитации. Это спокойствие и равновесие

ума может дать истинное вечное счастье человеку. Богатство трёх миров . ничто по сравнению с блаженством,

испытываемым великой душой, которая обладает безмятежным и уравновешенным умом. Теперь скажите мне

честно: где это блаженство? Кто является великим человеком? Богатый король с неуравновешенным и распу-

щенным умом, живущий во дворце, или бедный святой с великолепным спокойствием и уравновешенным умом,

живущий в шалаше на берегу священной Ганги?

Если вы по-настоящему хотите служить другому человеку, вы должны стараться угодить ему во всех отно-

шениях. Вы не должны делать только то, что вам приятно. Вы должны совершать такие действия, чтобы они

давали ему безграничное счастье. Это составляет подлинное служение. Но обычно под маскировкой служения

другим людям люди стараются лишь сделать приятное себе. Это - серьёзная ошибка. Тот, кто даёт ручку острого

ножа, чтобы его взял другой, а сам берётся за острое лезвие, выполняет настоящее служение. Подлинный Севак

радуется служению. Он взваливает на свои плечи наиболее ответственную, трудную, трудоёмкую, неинтересную

работу и убивает своё собственное маленькое "я" для того, чтобы быть полезным другим. Он сознательно терпит

страдание и боль, чтобы служить и быть полезным другим.

Остановка дыхания посредством Кумбхаки на два часа, вращение чёток в течение двадцати четырёх часов,

сидение в Самадхи в течение сорока дней в подземелье без пищи, подрезав уздечку языка и практикуя Кхечари

Мудру, стояние на одной ноге под палящим жарким летним солнцем, выполнение Тратаки на солнце в полдень,

чтение Ом, Ом, Ом в одиночестве и тишине в джунглях, проливание океана слёз во время выполнения Санкир-

тана . всё это не поможет до тех пор, пока человек не объединит горячую любовь к Богу во всех существах с

пламенным духом служения Ему во всех существах. Ученикам сегодняшнего дня, к сожалению, не хватает этих

двух совершенно необходимых качеств. Это является причиной того, что они не достигают каких-то успехов в

медитации в одиночестве. Они не обладают подготовленной почвой . я имею в виду Антахкарану . с помощью

длительной практики любви и служения в начале. Я видел в своей богатой опытом жизни Бхакт такого рода:

Бхакт, которые носили полдюжины гирлянд вокруг своей шеи и запястий и бормотали день за днём .Харе Рама

Харе Кришна., вращая длинную Джапа Малю в своих руках. Эти Бхакты никогда не приблизятся к больному,

даже если он находится в умирающем состоянии, и не дадут ему ни капли воды и молока; они не спросят: .Что я

могу сделать для тебя, брат мой? Как я могу быть полезным тебе?. Они лишь из любопытства будут просто на-

блюдать за больным на расстоянии. Можете ли вы назвать этих людей истинными Вайшнавами или Бхактами?

Есть ли хотя бы гран настоящей пользы в их медитации или Бхаджане? Джинда Нараян (живой Нараян) в форме

больного является в умирающем состоянии. Они бессердечны, чтобы подойти и служить ему, или просто сказать

несколько добрых поддерживающих слов в критический момент, когда его жизнь висит на волоске! Как могут

они ожидать получения Даршаны всемилостивого Хари, когда у них такие чёрствые сердца? Как могут они на-

деяться на Богореализацию, когда у них нет глаз, чтобы видеть Бога во всех существах, и духа служения, чтобы

услужить Ему во всех этих формах?

Лишь тот человек, который обладает знанием и преданностью, может действительно эффективно служить

стране и людям. Джнана и Бхакти должны быть твёрдой основой Карма Йоги. Вначале Джнана может комбини-

роваться с Карма Йогой или Бхакти Йога может комбинироваться с Карма Йогой. Джнана Карма Йог думает и

чувствует, что он служит своему собственному Атману, и реализует Адвайтическое сознание. Бхакти Карма Йог

думает и ощущает, что он служит своему Господу, своему собственному Иште во всём; и реализует Божествен-

ное сознание и имеет Даршану своего Возлюбленного. Просто филантропическая работа без симпатии, без пре-

данности и знания - это не более чем просто общественная уборка мусора. Это - не Йога или поклонение. Это -

более низкий план. Он не может достаточно возвысить человека. Прогресс будет слабым и медленным, если во-

обще это можно назвать прогрессом. Помните: умственное отношение, или Бхава, даёт громадное добро.

Карма Йог, который выполняет всю работу в форме поклонения Богу, который вначале отдаёт своё тело, ум,

душу и все свои действия как цветы или подношения к Лотосовым Стопам Господа, который вечно поглощён в

Боге посредством постоянной мысли о Боге, теряет себя в Богоосознании с помощью всеобщего самопожертво-

вания. Он становится поглощённым в Боге. Он становится единым с Космической Волей. Это - его последняя и

самая высшая стадия. Он осознаёт, что всё, что происходит в мире - не что иное, как Лила Бога, или божествен-

ная игра. Он осознаёт истину, высказанную в Брахма Сутрах: Кокаватту лила кайвальям. Он ощущает, что он

является единым с Богом, а также является участником Его Лилы. Он живёт лишь для Него. Он живёт только в

Нём. Он думает и действует теперь, как Сам Бог. Завеса спадает. Чувство обособленности полностью уничтожа-

ется. Теперь он наслаждается Божественной Айшварьей.

Врач, работающий в больнице, должен думать, что все пациенты являются проявлением Бога. Он должен ду-

мать, что тело является движущимся храмом Бога, и что больница является большим храмом или Вриндаваном

или Айодхьей. Он должен думать таким образом: .Я выполняю все свои действия, чтобы угодить Господу, а не

для того, чтобы удовлетворить своё высокомерие.. Он должен думать, что Бог является внутренним правителем

(Антарьямином) и что Он один управляет его органами изнутри. Что Бог является существом, дёргающим за

верёвочки это тело, подобно кукольнику. Он должен думать, что он работает, чтобы осуществить Божественную

Волю в великом плане или в порядке вещей. Он должен предложить все свои действия к Стопам Господа, неза-

висимо от того, хорошие они или плохие. Затем он должен сказать: Ом Тат Сат Кришнарпанамасту или Ом

Тат Сат Брахмарпанамасту в конце и вечером, когда он отправляется спать. Это . Джнанагни или огонь муд-

рости, или огонь преданности, который разрушает плоды действия, создавая Читта Шуддхи, знание о Душе, и

окончательное освобождение. Он никогда не должен думать даже так: .Я сделал такую похвальную работу, со-

вершил такие похвальные действия.. Я получу достойное место на Сварге и т.д. Я буду рождён в следующем

рождении богачом.. Посредством постоянной практики такого рода он медленно обретёт умственную непривя-

занность к работе. Женщина, когда она выполняет свои домашние обязанности, также должна поддерживать

вышеуказанное умственное отношение. Подобным образом можно одухотворить все действия. Все действия

станут поклонением Богу. Человек может реализовать Бога в любой ситуации, какое бы место в жизни он ни

занимал, если только он действует с правильным умственным отношением.

Пусть великий Бог, Обладатель Флейты Вриндавана (Кришна), возлюбленный Радхи (Радха = Удачливая или

добивающаяся успеха; имя знаменитой Гопи, возлюбленной Шри Кришны, которая считается воплощением Бо-

гини Лакшми), радующий Дэваки (Дэваки = имя матери Шри Кришны, жены Васудэвы), благословит нас пра-

вильной верой, Шуддха Прем, правильным умственным отношением и внутренней духовной силой, чтобы вы-

полнять самоотверженное служение миру и реализовать Господа, оставаясь в мире, выполняя Нишкамья Карма

Йогу с Нараяна Бхавой, всё время помня о Боге и предлагая в виде подношения все действия, тело, ум и душу к

Его Лотосовым Стопам! Пусть благословение Шивы и Хари снизойдёт на всех нас!

 

I.3. Ч ТО ТАКОЕ К АРМА ?

Карма означает работа или действие. Согласно Риши Джаймини, ритуалы, подобные Агнихотре, Яджнам и

т.д., называются Кармами. В Карме существует скрытая сила, именуемая ’Адришта’, которая приносит плоды

Карм для индивидуума. Карма есть всё и вся для Джаймини. Карма . это всё для последователя школы мысли

Мимамсы. Джаймини является основателем Пурва Мимамсы. Он был учеником Махариши Вьясы, основателя

Уттара Мимамсы, или Веданты. Школа Мимамсы отрицает существование Ишвары, который награждает пло-

дами труда. Согласно Гите, любое действие есть Карма. Благотворительность, жертвоприношение и Тапас . все

являются Кармами. С философской точки зрения, даже дыхание, видение, слышание, ощущение вкуса, осязание,

обоняние, хождение, разговор и т.д., . все являются Кармами. Мышление является Кармой. Рага-двеша, или же-

лание и нежелание, составляет Карму.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!