Анализ лирического произведения



1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи.

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Читательское восприятие произведения.

 

Анализ драматического произведения

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

 

План анализа образа героя

1.    Место персонажа в системе образов произведения и его сюжетная соотнесенность с другими персонажами.

2.    Принадлежность героя к определенной социальной среде.

3.    Особенности воспитания, образования, формирования системы убеждений.

4.    Родственное и дружеское окружение героя.

5.    Предыстория героя как форма его сжатой характеристики.

6.    Авторские приемы создания образа:

•     Выбор имени героя.

•     Характер и обстоятельства первого знакомства с героем.

•     Портретная характеристика.

•     Речевая характеристика (в том числе внутренний монолог).

•     Интерьер, мир вещей, характеризующий героя.

•     Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.

•     Сны героя.

•     Оценка героя другими персонажами.

•     Самооценка героя и ее динамика.

7.    Авторское отношение к герою, способы его выражения (прямая и опосредованная авторская оценка).

8.    Оценка героя в критике и читательских отзывах.

9.    Место героя в контексте творчества писателя и в литературной традиции.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Античная литература

1. Кто не принадлежал к числу древнегреческих богов?

а) Афродита;

б) Эрот;

в) Гефест;

г) Тезей.

2. Не является древнегреческим героем ...

а) Персей;

б) Афина;

в) Геракл;

г) Ахиллес.

3. «Илиада» – это военно-героическая история о ...

а) восстании Спартака;

б) Югуртинской войне;

в) Троянской войне;

г) Пунической войне.

4. Что предсказала прорицательница при рождении Геракла?

а) трагическую судьбу;

б) счастливую жизнь;

в) совершение ряда подвигов и достижение бессмертия;

г) спокойную жизнь;

д) жизнь в полном одиночестве.

5. Кем в древней Греции был Гомер?

а) Богом войны;

б) прорицателем;

в) поэтом; 

г) музыкантом; 

д) певцом.

6. Что явилось основной поэмы Гомера «Одиссея»?

а) Надписи на древних фресках;

б) Рукописи, найденные в раскопках;

в) Мифы о Троянской войне;

г) Записи в церковных книгах; д) переводы;

7. Первый памятник древнегреческой литературы.

а) Трагедия Эсхила «Прометей Прикованный»;

б) Драма Еврипида «Медея»;

в) Трагедия Софокла «Царь Эдип»;

г) Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера;  

д) Трагедия Эсхил «Семеро против Фив».

8. «Книга зрелищ» Марка Валерия Марциала – это сборник:

а) рассказов;

б) эпиграмм;      

в) песен ;

г) драм.

9. У какой поэмы Гесиода заглавие называется «Происхождение богов»:

а) «Теогония»; 

б) «Труды и Дни»; 

в) «Перечень женщин»;

г) «Щит Геракла».

10. Каждую поэму Гомера александрийские ученые разделили на:

а) 42 части;   

б) 12 частей;      

в) 20 частей ;

г) 24 части.

11. Чтобы спасти мужа Адмета, Алкестида из одноименной трагедии Еврипида:

а) переоделась в мужские одежды;

б) пожертвовала собой;

в) пожертвовала детьми;

г) отказалась от престола.

12. Апулей утверждал, что он последователь Платона. А платонизм в эту эпоху представлял собой смесь платоновского идеализма и:

а) рассказов;

б) эпиграмм;

в) песен;

г) драм новопифагорейской философии, с ее учением о «демонах».

13. Архилох первым из народных песен-поношений насмешливого и обличительного характера создает:

а) дактилическую;

б) ямбическую;

в) хореическую;

г) элегическую.

14. Беря сюжеты и ситуации у греков, Плавт вводит в свои пьесы и римские реалии, создавая веселую смесь из греческих и римских элементов, что является неким:

а) «миром прошлого»;

б) «сатирическим описанием»;

в) «фантастическим миром»;

г) «посланием потомкам».

15. Вергилий в «Буколиках» воссоздал бытовые детали, связанные с жизнью:

а) ремесленников;

б) пастухов;     

в) воинов;

г) поэтов.

16. В «Искусстве любви» Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела:

а) «Героини»;

б) «Фасты»;

в) «Средства от любви»;

г) «Нахождение предмета любви».

17. Энею из поэмы Вергилия для доступа в Аид нужна была золотая ветвь, спрятанная в зелени волшебного дерева. Герою найти ветвь помагает мать:

а) Минерва;       

б) Дидона;      

в) Венера;     

г) Юнона.

18. Кто перевел в России «Илиаду» Вергилия, опубликованную полностью в 1829 году?:

а) М. Ломоносов;

б) Н. Гнедич; 

в) П. Екимов;

г) Е. Костров.

19. На смену хоровой комедии в 4 в. до н.э. приходит:

а) драма;

б) агон; 

в) «средняя» аттическая трагедия;

г) «средняя» аттическая комедия.

20. В 424 г. до н.э. Аристофан впервые сам поставил комедию «Всадники», обличая агрессию царя Клеона. Кто изготовил карикатурную маску на роль Клеона и исполнил эту роль:

а) Еврипид;

б) Аристофан; 

в) Сократ;

г) Эсхил.

21. Что стало земной причиной Троянской войны?

а) вражда между греками и троянцами;

б) похищение Елены Парисом; 

в) обида Афины и Геры на Париса.

22. Почему Посейдон постоянно преследует Одиссея и хочет наказать?

а) это воля богов;  

б), чтобы отомстить за сына, циклопа Полифема; 

в) выполняет желание Афродиты.

23. С какой целью отправляется в путешествие Телемак?

а) найти отца;   

б) убежать от женихов Пенелопы;    

в) узнать об отце у Менелая и Нестора.

24. Кто рассказал в царстве мертвых Одиссею о его дальнейшей судьбе?

а) Агаменом;    

б) иметь;     

в) вещий Тиресий.

25. Кто первым опознал Одиссея в его собственном доме?

а) Пес;   

б) няня Эвриклея;    

в) Пенелопа.

26. На какой период развития древнегреческой литературы приходится расцвет лирики?

а) классический;    

б) эллинистический;    

в) римский.

27. Первым и самым выдающимся представителем ямбической лирики считается:

а) Тиртей;   

б) Архилох;   

в) Анакреонт.

28. Поэзия Сапфо принадлежит к:

а) песенной лирике;   

б) декламационной лирики;   

в) торжественной лирике.

29. Кто из древнегреческих трагиков восхвалил в своих произведениях Прометея?

а) Эсхил;   

б) Софокл;    

в) Еврипид.

30. Кто из древнеримских поэтов положил начало традиции на склоне жизни подбивать итог своему творчеству?

а) Вергилий;   

б) Гораций;    

в) Овидий.

 

Литература эпохи Средневековья

1. Понятие «средние века» было введено в науку:

а) деятелями эпохи Возрождения;

б) представителями Реформации;

в) писателями XVII века;

г) писателями XIX века.

2. Во Франции рыцарей называли:

а) кабальеро;          

б) шевалье;      

в) риттерами.

3. Эпоха Средневековья охватила период:

а) V – XI ст.;              

б) 476 – 1660 гг.;         

в) V – XIII ст.;      

г) 486 – 1640 гг.

4 Рыцарство прекратило свое существование:

а) с появлением огнестрельного оружия;   

б) во время войны с маврами;

в) в IX веке;                                                   

г) в 1660 году.

5. Основной литературой в эпоху раннего Средневековья была:

а) городская;   

б) клерикальная;   

в) рыцарская;  

г) народная.

6. Рыцарем мог стать:

а) вассал;             

б) шляхтич;        

в) герцог;          

г) христианин.

7. Вассалы подчинялись лишь:

а) рыцарям;             

б) королю;        

в) своим сеньорам;         

г) графу.

8. Музыка времени Средневековья разделялась на:

а) церковную и светскую;    

б) светскую;  

в) церковную и народную;           

г) рыцарскую.

9. Рыцарство возникло в:

а) Италии;       

б) Англии;   

в) Германии;  

г) Франции.

10. Феодал это:

а) военный вожак;  

б) обеднелый граф; 

в) неограниченный хозяин на своих землях; 

г) представитель централизованной власти.

11. Слово «рыцарь» в переводе значило:

а) вассал;   

б) конник;  

в) представитель;   

г) сюзерен.

12. Патерики отличались от жития святых тем, что у них описывались:

а) мысли по поводу прочитанного;

б) поучительные фрагменты из жизни святой;

в) вся жизнь святого от дня рождения ко дню его смерти;

г) обращение к святому.

13. Основная функция жития святых:

а) развлекательная;

б) познавательная; 

в) дидактичная; 

г) воспитательная.

14. Клерикальная литература это:

а) церковная;    

б) научная;    

в) светская;   

г) народная.

15. Архаичный эпос представлен:

а) испанским;    

б) немецким;   

в) кельтским;     

г) французским.

16. Литература жития создавалась:

а) в замках феодалов;  

б) в церквях;  

в) при королевских дворах;

г) в монастырях.

17.  Церковь для содержания в повиновении народа выдвинула:

а) веру у Бога;      

б) аскетизм;      

в) инквизицию;       

г) теорию дуализма.  

18. Главный стиль средневекового строительства назывался:

а) барокко;     

б) романский;    

в) готика;   

г) ампир.

19. Города длительное время зависели от:

а) духовенства; 

б) феодалов;  

в) городской власти;   

г) королей.

20. Фольклор стал основой таких литературных жанров раннего Средневековья:

а) клерикальная литература;        

б) героический эпос;

в) городская литература;             

г) лирика.

21. Схоластическая наука – это наука:

а) четкого последовательного мышления;

б) развитию интереса к античным знаниям;

в) готовых истин и авторитетов;

г) поверхностного овладения.

22. Клерикальная литература сначала писалась:

а) латинской;

б) церковнославянской;

в) старофранцузской;

г) романо-германской.

23. Средневековыми героическими эпосами есть произведения:

а) «Илиада», «Одиссея», «Энеида»;

б) «Роман о Тристане и Изольде», «Персеваль», «Смерть Артура»;

в) «Магабгарата», «Рамаяна», «Поэма о Беовульфе»;

г) «Песня о Роланде», «Песня о моем Сида», «Песня о Нибелунгах»;

д) «Гамлет», «Айвенго», «Собор Парижской Богоматери».

24. «Песня о Роланде» – это

а) немецкий средневековый героический эпос;

б) испанский средневековый героический эпос;

в) скандинавский средневековый героический эпос;

г) французский средневековый героический эпос;

д) русский средневековый героический эпос.

25. В «Песне о Роланде» описано

а) Ронсевальскую битву;

б) битву при Фермопилах;

в) Аустерлицкую битву;

г) Бородинскую битву;

д) битву при Ватерлоо.

26. Единственный женский образ в поэме «Песня о Роланде»:

а) Брисеида;    

б) Кримхильда;     

в) Альда;     

г) Антигона.

27. Французский героический эпос исполняли:

а) Фемиды;     

б) голиарды;     

в) жонглёры;       

г) шпильманы.

28. Канцона – это стихотворение:

а) на политическую тему; 

б) о любви;  

в) о рыцарской любви;

г) о рыцарской отваге.

29. Поэзия трубадуров пришла в упадок из-за:

а) альбигольской войны;

б) отсутствия оплаты за работу;

в) феодальной междуусобицы;

г) нежелания писать стихи.

30. На каком языке писали ваганты:

а) на испанском;      

б) на латинском;    

в) на немецком;

г) на старофранцузском.

 

Литература эпохи Возрождения

1. Как называли себя представители этого периода:

а) реформаторы;   

б) гуманисты;  

в) лютеране;  

г) протестанты.

2. Автор поэмы «Влюбленный Роланд»:

а) М. Боярдо;  

б) Л. Ариосто;  

в) Рафаэль;  

г) Л. Пульчи.

3. Название пасторальной драмы Т. Тассо:

а) «Гоффредо»; 

б) «Клиция»;  

в) Мандрагора»;  

г) «Аминта».

4. Представителем итальянского Возрождения был:

а) Ф. Рабле;   

б) Себастьян Брант;  

в) Ф. Петрарка;  

г) Пьер Ронсар.

5. Эпоха Возрождения началась:

а) в Германии;  

б) в Италии;  

в) во Франции;    

г) в Англии.

6. Главный герой «Божественной комедии», присутствующий во всех частях произведения:

а) Вергилий;      

б) Беатриче;      

в); Гораций;      

г) Данте.

7. Фамилия Шекспир обозначает:

а) отважный в бою; 

б) держащий щит;

в) несущий копье;

г) тот, кто угрожает копьем.

8. Имя собаки, охранявшей третий круг Ада:

а) Минос;

б) Плутос;

в) Цербер;

г) Минотавр.

9. Литературоведы в творчестве Шекспира выделяют:

а) три периода;

б) четыре периода;

в) два периода;

г) пять периодов.

10. Главное оружие Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»:

а) наставление;

б) плач;

в) сарказм;

г) смех.

11. Центрами итальянского Возрождения были:

а) Флоренция, Милан, Рим, Венеция;

б) Генуя, Флоренция, Неаполь;

в) Рим, Марсель;

г) Генуя, Флоренция, Крисе.

12. Имя преподавателя в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», способствовавшего формированию Гаргантюа как гармонично развитой личности:

а) мэтр Тубал Олоферн;

б) Понократ;

в) Мартин;

г) мэтр Янотувс.

13. Ромео и Джульетта были:

а) детьми друживших семейств;

б) детьми враждующих семейств;

в) женихом и невестой;

г) братом и сестрой.

14. Поэма Данте «Божественная комедия» написана:

а) амфибрахием;

б) ямбом;

в) хореем;

г) терциной.

15. Слово «идальго» значит:

а) бедный человек;

б) богатый помещик; 

в) мелкий дворянин;

г) рыцарь.

16. В. Шекспир написал:

а) 154 сонета;

б) 156 сонетов;

в) 145 сонетов;

г) 152 сонета.

17. В монологе «Быть или не быть» Гамлет решает главный вопрос своей жизни:

а) вступить в брак с Офелией или оставить ее;

б) покориться судьбе или продолжать борьбу;

в) смириться или нет;

г) убить Клавдия или оставить мысль о мести.

18. На вершине горы Чистилища размещены (Данте «Божественная комедия»):

а) Земной Рай;

б) Бога;

в) Рай;

г) грешников, очистившихся от грехов.

19. Что является важнейшей чертой эпохи Возрождения:

а) Гуманизм; 

б) Высшая ценность – человек;

в) Право человека на свободное развитие?

20. Творчество какого поэта предвещало Возрождение:

а) Данте;

б) Петрарки;

в) Шекспира;

г) Рабле.

21. Что из перечисленного ниже создано У. Шекспиром:

а) 37 драматических произведений, 154 сонета, 2 поэмы;

б) 5 исторических романов, 250 сонетов, 5 трагедий;

в) 150 сонетов,24 поэмы, 3 трагедии, 2 романа?

22. В какой период творчества Шекспира была создана трагедия «Ромео и Джульетта»:

а) Первый (1590 – 1600);

б) Второй (1601 – 1608);

в) Третий (1609 – 1613)?

23. Какова основная мысль всех сонетов Шекспира:

а) Жизнь человека бесценна;

б) Человек находится в постоянной борьбе за жизнь;

в) Все преходяще, и только любовь – вечна.

24. Как появился сюжет трагедии «Гамлет»:

а) Шекспир придумал его сам;

б) Трагедия создана на основе сюжета о принце Амлете;

в) Идею трагедии подарил Шекспиру Ричард Бербедж.

25. Какие две основные сюжетные линии переплетаются в трагедии «Гамлет»:

а) Линия Гамлета – принца Датского, и линия Клавдия – убийцы короля;

б) Линия Гамлета – линия Офелии;

в) Линия Гамлета-сына – линия Гамлета-отца, требующего отмщения?

26. Какой вопрос, злободневный для эпохи позднего Возрождения, ставит и блестяще решает Шекспир в «Гамлете»:

а) Как победить зло во всем мире;

в) Нужно ли мстить за содеянное зло;

г) Как и во имя чего жить человеку в этом мире?

27. В чем особенности развития образа Гамлета:

а) Гамлет способен анализировать свое психическое состояние;

б) Гамлет действует по ходу событий спонтанно;

в) У Гамлет есть верный друг Горацио, способный помочь принцу разобраться в происходящем?

28. Почему погибает Гамлет:

а) Из-за роковой ошибки;

б) Из-за душевной слабости;

в) в силу своих достоинств и силы характера.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!