Раздел 2. Особенности римской литературы



Тема 9. Литература Древнего Рима.

Историческое значение римской литературы и ее место в античном обществе. Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования. Особенности литературы Давнего Рима. Периодизация римской литературы. Ранняя римская мифология. Комедия раннего римского эллинизма: творчество Плавта, Теренция. Литература времени Августа. Лирика Рима и ее жанры. Связь римской лирики с традициями греческой поэзии. Особенности римской культуры и мифологии.

Тема 10. Ораторское искусство в Риме

Развитие политического и судебного красноречия в процессе обострения и расширения социально-политической борьбы. Красноречие как форма публицистики и действенное оружие политической борьбы.

Жизнь и основные периоды деятельности Цицерона. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письма. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона: азианизм и аттикизм, принцип «обилия» речи, патетика и ирония, амплификация, общие места, мелодико-синтаксическая и ритмическая структура речевого периода. «Роль Цицерона в истории мировой культуры.

 

Тема 11. Творчество Вергилия

Римский эпос. «Энеида» Вергилия. Политическое и идеологическое содержание произведения. Мифологическая основа поэмы. Своеобразие синтеза мифа и истории. Изображение богов. Проявка монотеизма. Мифологическая основа. Концепция главного героя. Эней как «человек судьбы». Черты протохристианства. «Буколика» Вергилия: новаторская трактовка традиционной тематики, особенности стиля.

 

Тема 12. Гораций – теоретик римского классицизма

История гражданских войн 40-х годов 1 в. до н.э. и проблематика творчества Горация. Жанровое разнообразие творчества Горация. Стиль и идейно-поэтическое содержание од. Поэтика «Посланий» и «Сатир». Метрика. Образный строй. Композиция эпод. Темы и идеи стихотворений. Гораций – теоретик и критик литературы. Литературная судьба Горация. Гораций в России.

 

Тема 13. Творчество Овидия

Формирование римского литературного классицизма. История элегии и раннее творчество Овидия. Особенности овидиевых элегий. Судьба поэта и поздние элегии («Скорбные элегии», «Понтийские элегии»), «Метаморфозы» Овидия и жанр каталогической поэмы. Любовные элегии Овидия. Концепция личности в творчестве Овидия. Мастерство сказания в «Метаморфозах».

 

Тема 14. Римская литература «серебряного века» поздней Империи

«Серебряный век» в развитии римской культуры. Общественно-политическая и культурная ситуация в императорском Риме I в. н.э. Римская литература «серебряного века» в поисках «нового стиля» – творчество Сенеки, мыслителя и писателя.

«Сатирикон» Петрония как опыт социально–бытового сатирического романа. Ювенал и Марциал – два взгляда на римскую действительность эпохи империи. Развитие Марциалом жанра эпиграммы. Тематика и стиль сатир Ювенала. Исторические труды Тацита, его идейно–нравственная позиция.

 

Раздел 3. Литература эпохи Средневековья

Тема 15. Средние века как культурно-историческая эпоха

Средние века как историческая эпоха, ее отличительные особенности. Христианское мировоззрение и этика – выход из духовного тупика кризиса Античности. Периодизация средневековой истории и культуры. Средневековье как культурная эпоха. Общие особенности средневекового искусства, специфика литературного процесса.

Раннее Средневековье (III-X вв.): историко-культурная характеристика периода. Героический эпос раннего Средневековья: основные памятники, отличительные особенности, историческая судьба. Первые писатели Средневековья. Церковная литература как сословное направление средневековой литературы.

Тема 16. Ирландские саги

Кельтский эпос. Жанровое своеобразие саги. Основные циклы ирландских саг. Уладский цикл (особенности поэтики). Англосакский эпос («Беовульф»). Воплощение языческих представлений о мире. Христианские верования и обряды. Часовая перспектива эпоса. Способы измерения времени. Структурно-композиционные особенности. Древнескандинавская литература. Поэзия скальдов. Исландские саги. Структура, мотивы, обиды Старшей Эдды. Пространство эпоса и место в нем героя. Природа трагического и сверхъестественного в песнях Эдды. Специфика комичного в эпохе.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!