II. Работа со стихотворением.



Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).

Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.

Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.

Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.

III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.

– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.

Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.

Строфа 1.

/         /    /    / –– –– –– –– –– –– –– ––  / О НЫ   а
       /              / __ __ __ __ __ __ __    / ГУ   б
/   /              / –– –– –– –– –– –– –– ––  / О НЫ   а
       /              / __ __ __ __ __ __ __    / ГУ   б

Строфа 2.

/    /              / __ __ __ __ __ __ __ __  / И МКАЙ   в
  /    /    / __ __ __ __ __ __ __ / СНА   г
/    /              / __ __ __ __ __ __ __ __  / Ы НКАЙ   в
  /              / __ __ __ __ __ __ __ / СНА   г

Строфа 3.

/    /              / __ __ __ __ __ __ __ __  / УШ КА   д
  /              / __ __ __ __ __ __ __ / КУ   е
/    /              / __ __ __ __ __ __ __ __  / УШ КАЙ   д
 /     /              / __ __ __ __ __ __ __ / КУ   е

Строфа 4.

/    /    /    / __ __ __ __ __ __ __ __  / О ГА   ж
/    /    /   / __ __ __ __ __ __ __           / АЛ’   з
       /              / __ __ __ __ __ __ __ __  / О ГА   ж
        /     /   / __ __ __ __ __ __ __           / АЛ’   з

IV. Вывод.

– Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного: __ __ .

Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?

Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.

– Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит настроение героя?

– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.

Тех, кто не успеет прочитать в классе, выслушать во внеурочное время.

 

Б. В. Заходер.
«Что красивее всего?»

Цели: познакомить детей с творчеством Б. В. Заходера; работать над техникой сознательного и выразительного чтения; учить детей выделять главную мысль произведения, называть главных героев; показывать учащимся необходимость охранять окружающую природу; развивать устную речь и расширять знания детей об окружающем мире.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– «О братьях наших меньших» – так называлась тема, которую мы изучили.

– С какими писателями мы с вами встретились на страницах книги?

– Кто из героев вам больше всего запомнился?

– Ой, кто-то шумит под дверью. (Учитель выглядывает.) Знаете, кто там? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)

Влетает «ветер».

– Это кто в лесах живет, кто в тенистых прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в степях живет, кто в просторах прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в морях живет, кто в глубинах прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в небесах живет, кто в голубых прячется? (Ответы детей.)

Учитель. Рыба в воде, птица в небе, звери в лесах, растения в степях. Как их всех можно назвать одним словом? Они – обитатели нашей планеты.

Читаем на доске.

 Физкультминутка «Медвежата»

II. Актуализация знаний.

– Ветер, ветер, а ты принес фотографии жителей нашей планеты?

– Да, вот они.

Достает «чудесный мешочек», где находятся картинки зверей, птиц, рыб, растений, земноводных… С этой целью можно использовать лото «Соседи по планете».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Учащийся достает карточку и описывает ее, не называя, но стараясь как можно точнее описать образ жизни, повадки, внешний вид. Класс должен назвать, кого описывает их товарищ.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!