Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.



3. Вдовиц почитай 1), истинных вдовиц.

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;

А сластолюбивая заживо умерла.

И сие внушай им, чтоб были беспорочны

Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9. Вдовица должна быть избираема 2) не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,

Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

11. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь 3) в противность 4) Христу, желают вступать в брак;

12. они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

Притом же они, будучи праздны приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;

Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

Если какой верный или верная имеют вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

       Г) Наставления, как учить и руководить пасомых, судя по их разным состояниям (V, 1-VI, 19).

       Не на всех одинаково следует действовать пастырю, но надо соображаться с отличиями каждого: по возрасту, положению в церкви, положению в обществе и внешнему состоянию. Как все это делать, Св. Павел указывает в последних двух главах послания.

       а) Как действовать, судя по возрасту (V, 1-2).

       Глава 5.

       1-2. Старчество у всех народов пользуется почетом и уважением. В виду этого Св. Павел заповедует Тимофею, в случае погрешностей старца (устаревшего летами) (Св. Злат.) не укорять – не кричать на него, не срамить его, особенно при других, но «относиться к нему, в этом случае как к родному отцу согрешившему, с почтительною тихостью» (Св. Злат.), - утешать его – упрашивать, умолять, уговаривать. «Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет этому учиться; только для этого требуется большое благоразумие, однако это возможно» (Св. Злат.). Юношей заповедует склонять к добру, как братьев своих. «Зачем и здесь заповедует кроткий образ речи? Затем, чтобы не раздражать свойственные сему возрасту продерзости; почему и в этом случае обличение должно смягчаться духом кротости и любви братской» (Св. Злат.). Стариц заповедует учить, увещевать, склонять на добро, как матерей с сыновнею кротостью и любовью; молодых девиц или жен – учить, исправлять, так же с кротостью и братской любовью, как своих сестер. Но давая наставления юному Тимофею так относиться к девицам и молодым женам, Св. Павел как бы предостерегает его от возможных не совсем чистых при этом сердечных движений, прибавляя со всякою чистотою, - т.е.: заметишь в себе сочувствие или влечение к ним, тотчас же пресекай его, очищай от него свое сердце.

       б) Как устроить вдовицу (V, 3-16).

       Вдовы с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении Христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (Деян. Гл. 6). По этому образцу и все другие Христианские общины почитали своим долгом обеспечивать вдов и сирот. Св. Павел и говорит об этом здесь: сначала вообще об устроении вдовиц (ст. 3-8), потом частнее о вдовицах престарелых (ст. 9-10) и молодых (11-15), и в конце опять повторяет сказанное о вдовицах вообще (ст. 16).

       аб) пристрастии и обеспечении вдовиц вообще (V, 3-8).

       3. О вдовицах, говорит, позаботься, имей о них попечение (чти), доставляй им, что нужно для жизни. Но не о всех вдовицах заповедует Св. Павел заботиться так, а только об истинных – т. е. таких, которые хорошо – нравственно живут (ст. 5-7), но которым при этом нечем жить (ст. 16). «Верующие жертвовали в церковь, кто что мог; а настоятели церквей – пастыри раздавали потом собранное бедным вдовам и сиротам» (Св. Iуст. Фил.). Те вдовицы, которые сами могли содержаться, или которых могла содержать их собственная семья, не должны были тяготить собою церкви (ст. 16). И относительно их вот что заповедует Св. Павел.

       4. Вдова, говорит, у которой есть дети, или внучата, пусть в своей семье и содержится детьми или внуками, чтобы, таким образом, они обучились или приобрели навык к благочестному образу жизни прежде у себя в доме, оказывая усердное попечение о матери или бабке. Чтить и успокаивать мать или бабку есть дело благочестия. Это Тимофей и должен внушать детям и внукам, чтобы они, заботясь о матери или бабке в доме, приучились, приобретали навык в благочестных делах. Ибо забота о матери и бабке дело угодное перед Богом и потому, что чрез это исполняется справедливое требование совести, и потому, что в лице родителей дети воздают честь самому Богу, заповедавшему почитать родителей. Вдова же совершенно бездетная и не имеющая чем содержаться, и есть истинная вдовица, имеющая нужду в заботе о ней Церкви.

       5. Истинная – настоящая вдовица – одинокая, у которой нет ни детей, ни внучат, которые бы позаботились об ней. Что ей остается делать? Возложить всю надежду на Бога и ждать, что Он благоволит устроить. Которая так делает, та и есть истинная вдовица. Вот такую вдовицу должно чтить, заботится о ней и на нее расходовать церковные средства. Но бывают вдовицы сластолюбивые, о тех Св. Павел заповедует.

       6-7. Вдова же пристрастная к житейским удовольствиям и преданная им, хотя на вид и кажется живой, а в существе дела она мертва – именно духом. Жив духом только тот, кто, отрешившись от всего чувственного, живет в общении с Богом, оживотворяющим его. А живущий чувственностью, живет вдали от Бога, дух его заморен – без общения с Богом. Такова и вдова, преданная чувственности. Св. Павел внушает Тимофею: И сие внушай им – со всею строгостью запрещай им так жить, потому что это – явный грех, но они, как христианки, должны быть беспорочны. Св. Павел снова обращается к детям престарелых вдовиц – матерей их и указывает побуждение заботиться о них.

       8. Под своими и домашними разумеются родственники вообще, а из них домашние т.е. которые живут в одном доме, а свои – все другие родные, живущие особо. Апостол требует, чтобы родные заботились взаимно друг о друге и помогали нуждающимся из своих. Кто же не исполняет этого, тот, говорит, самым этим действием отрекся от веры. Вера христианская требует быть милостивым не к своим только кровным, но и ко всем нуждающимся. «Каким же образом может быть милостив к посторонним тот, кто презирает людей одного с собою рода, свойственников своих?» (Св. Злат.). Так не милостивый к своим, очевидно, не имеет верующего сердца и есть тоже, что невер. Но Апостол далее говорит, что такой хуже невера. Неверный, если бы так поступил, нарушил бы только естественный закон, а этот, поступая так, и естественный и писанный закон нарушает (Св. Злат.).

       бб) Как, частнее, поступать со вдовами престарелыми (ст. 9-10) и юными (ст. 11-16).

       9-10. Как можно думать, в Апостольской Церкви были два разряда вдовиц, которым помогала Церковь: могущая себя содержать, хотя и не вполне, своими трудами. Таким церковь давала некоторое пособие, как дополнение к их собственным трудам; и вдовицы почти бессильные (60 и более лет). Таких церковь вполне содержала. Об этих последних и говорит здесь Св. Павел. В список вдовиц, находящихся на полном попечении церкви, да вносится (причитается), говорит, такая вдовица, которой не меньше 60 лет, бывшая за одним мужем, - следовательно степенная и целомудренная (Феод.), о которой все свидетельствуют только одно хорошее о ее добрых делах. Каких? Что она воспитала детей своих в вере и любви (1 Тим. 2, 15), что она заботливо относилась к странникам – святым – христианам, обмывая их усталые ноги; что она скорбным в нуждах их помогала и тем утешала их; что она была ревностна ко всякому доброму делу вообще. Вот такой (совершенной по своей праведной жизни, одинокой и обессиленной годами), следует церкви оказывать полное вспомоществование. Что касается вдовиц молодых, то таким Св. Павел советует вступать во второй брак.

       вб) авб) 11-13. Что касается до молодых вдовиц, то их, говорит, не вноси в вдовий список, чтобы содержать их за счет Церковный. Почему? Как видно, молодые вдовицы – некоторые давали обет остаться в своем вдовстве, что и заявляли настоятельно Церкви, прося пособия, а потом изменяли своему обету – подпадали неудержимым (свирепым) стремлениям плотской жизни – отвращали очи свои от Христа, Которому посвятили себя по обету, обманули Его, отвергли Его, и тем впали в грех и нарушили свой обет – отвергли прежнюю веру (Св. Злат.) тем, что опять хотят вступить в брак. Притом же молодая вдовица живет не в уединении, - ей это скучно, а ищет развлечений, - ходит по домам знакомых и здесь предается болтливости, любопытству и всяким праздным речам.

       бвб) Не все, конечно, молодые вдовы бывали неблагонадежны. Не мало бывает между ними таких, которые чувствуют в себе сильное расположение сохранить в чистоте вдовство. Поэтому Св. Павел дает относительно молодых вдовиц не закон, а такой совет.

       14-15. Так как некоторые молодые вдовицы, давши обет вдовства, своим неодобрительным поведением нарушали его и тем впадали в грех, то Св. Павел дает им не закон, а свой совет – не давать такого обета, а вступать во второй брак, чтобы рождать и воспитывать детей и управлять своим домом, честно вести свои житейские дела, чтобы противник – дьявол не нашел никакого повода посмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом впадут в нечистые дела. Ибо некоторые из вдов, давши обет вдовства, развратились – сбились с прямого пути, который указал им обет вдовства, и пошли в след сатаны, т.е. к недоброму поведению, указанному выше. – В заключение своего учения о вдовах Св. Павел снова повторяет сказанное им в начале о содержании вдов.

       гб) 16. Берите, говорит, вы, родные, своих родных вдовиц на свое содержание. Ибо если бросите, церковь должна будет взять их на свое попечение, и тогда ей тяжело будет содержать вдовиц, истинных т. е. таких, у которых никого нет родных.

           1) Слав.: «чти».

           2) Слав.: «да причитается».

           3) Слав.: «егда бо рассвирепеют».


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!