Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола, молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» (Второзак. 25, 4 Матф. 10, 10).
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым.
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Д) Как действовать относительно пресвитеров (V, 17-25).
а) О содержании пресвитеров (ст. 17-18).
17-18. Пресвитеры выбирались из людей преимущественно пожилых, как более степенных и пользующихся уважением паствы. Через рукоположение они получили благодать священства на продолжение дела Апостольского путем проповеди Слова Божия и освящения верующих благодатью Св. Таинств. В силу этого они настоятельствовали в христианских общинах, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто заботился об этом, не щадя сил и даже жизни (ср. Иоан. 10-11), тот добре предстоятельствовал. Такие предстоятели, говорит, «сугубой чести достойны». «Честью здесь, как и выше, называет Апостол, доставление всего необходимого для удовлетворения насущных нужд пресвитера» (Св. Злат.), чтобы их не беспокоил и не отрывал от дела недостаток в самом необходимом, но, чтобы они могли всецело – с радостью отдаваться учению веры. «Настоятельнее в труде сем будет тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни» (Амвр.). Три дела лежат на предстоятеле церкви: а) учить, б) руководить и исправлять и в) освящать таинствами. Два первых выполняются трудом в слове и учении. И это – самое важное в пастырстве и по своей относительной трудности и потому, что чрез учительство пастыря верующие приготовляются к принятию благодати в святых таинствах. Конечно, пресвитер может быть учителен и в примере своей жизни, но этого рода учительства бывает недостаточно, когда дело касается догматов. Напротив, очень нужно и много содействует благоустройству церкви и приносит ей огромную пользу, когда предстоятели ее учительны. Когда же этого нет, то церковь терпит ущерб. Поэтому Св. Павел и прибавляет, что «сугубой чести сподобляются паче труждающиеся в слове и учении» (Св. Злат.). Они по преимуществу должны быть материально обеспечены, это доказывает Св. Павел писанием: он приводит свидетельство закона и заповедь Христа; и то и другая согласны между собою в том, что трудящийся (как вол) пресвитер достоин того, чтобы быть материально обеспеченным за свои труды (Св. Злат.).
|
|
|
|
б) О поведении пресвитеров (19-21)
Далее Апостол учит, как поступать при обвинении пресвитеров.
19-20. Пресвитеры, имея долг исправлять, легко подвергаются нерасположению исправляемых, которые начинают присматривать за поведением пресвитера, находить в нем недоброе и доносить на него начальству. Так как в таких доносах не редко бывает ложь, - клевета, то Св. Павел советует быть осторожными, чтобы не принять обвинений голословных, а требовать, чтобы они подтверждены были двумя или тремя свидетелями. Если свидетели подтвердят и докажут достоверность обвинения, то виновного пресвитера епископ должен публично пред всеми обличить – со всею строгостью, чтобы и прочие имели страх и с большею осторожностью воздерживались от грехов. «Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми будешь обличать? Каким же образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие остаются не наказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются» (Св. Злат.). – Суд епископский над обвиняемым пресвитером должен быть вполне беспристрастен.
|
|
21. Так важен справедливый суд епископа над пресвитерами, что Св. Павел «призывает Отца и Сына, и Ангелов во свидетели сказанного им для того, чтобы в грядущий день остаться правым, т.е. как бы снимая с себя всякую ответственность» (Св. Злат.). «Соблюди, говорит, в точности, что я заповедал тебе насчет суда над пресвитером, - суди его беспристрастно – без предвзятого мнения о подсудимом (без лицемерия), и ничего не делай по пристрастию к той или другой стороне».
в) О рукоположении пресвитеров (ст. 22-25).
22. Руки скоро не возлагай ни на кого. «Что значит скоро? Ни по первом, ни по втором, ни по третьем испытании, но неоднократно рассмотрев и тщательно исследовав; так как это дело не безопасное» (Св. Злат.). Надлежит исследовать прежде жизнь рукополагаемого, а потом призвать на него благодать духа» (Феод.). Если скоро, без должного исследования рукоположить, говорит, кого, то может случиться, что он окажется неисправным. За грехи, которые он потом наделает и вред, который он тем причинит церкви, будешь отвечать ты. «Ты становишься соучастником как благих его дел, так и грехов» (Св. Злат.). Избегай же этого – храни себя чистым от вменения грехов рукополагаемого, а для того соблюдай в себе духовную чистоту, чтобы вернее видеть ее и в других. – Но, чтобы Тимофей не подумал, что Св. Павел этим налагает на него особенное воздержание для приобретения духовной чистоты, Апостол устраняет эту мысль.
|
|
23. Тимофей вел крайне воздержанную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто болел, особенно желудком, Св. Павел и говорит, как бы так: слыша мой наказ о чистоте, ты не бросься на крайний подвиг воздержания. Не делай этого. Ты, по состоянию своего здоровья, нуждаешься в послаблении, а потому, как бы случайно прибавляет, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется, вино виноградное, легкое, и притом употребляемое большею частью с водой. – Но Тимофея могло затруднять еще и то: как узнать – грешен ли рукополагаемый, или нет? Св. Павел, как бы отвечая на это недоумение Тимофея, говорит:
24-25. Как узнать, кто грешен, кто добр? – Будь внимателен к тому, что говорят кругом. Грехи людей идут впереди их, - весть о делах их предшествует им, и, прежде тем, увидишь ты кого из таких в лице, тебе уже может быть известно, что он не чист сердцем и телом, не чист на руку, не чист языком и т. д. И это наперед уже будет руководить тебя к произнесению суждения о нем, достоин он священства или нет. Присмотрись и увидишь. К этому тебя обязывает и дает тебе право мое постановление: руки скоро не возлагай ни на кого – разбери, рассмотри, расследуй. Если же и тогда что укроется от тебя, то ты не будешь виновен в этом, потому что с своей стороны сделал все, от тебя возможное. Что сказано о грехах, тоже можно приложить и к добрым делам. У одних они бывают явны, идут, так сказать, впереди человека, рекомендуя его, а у иных – нет, так что нельзя бывает сразу сказать о человеке каков он? Хорош или плох. Но и это только с первого взгляда – и такие дела укрыться не могут – расследуй и найдешь.
Глава 6.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!