Проблема происхождения человека: основные концепции.



- Концепция креационизма. В древнейших мифах и легендах разных народов нашли отражение представления о божественном происхождении человека, согласно которым всемогущий бог (боги) создал окружающий мир и человека. Господствующая в европейских странах религия – христианство – утверждает, что Бог создал человека на шестой день творения мира по своему образу и подобию.

- Концепция эволюции определяет положение человека в природе, объясняет его сходство с другими животными.

- Трудовая концепция. Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе преобразования обезьяны в человека» рассматривает особенности эволюции приматов, связанные с трудовой деятельностью. Существенным моментом в процессе антропогенеза является прямохождение, вызвавшее интенсивное развитие нервной системы, прежде всего головного мозга. Благодаря прямохождению произошло разделение функций верхних и нижних конечностей. Рука приобрела способность производить сотни разнообразных и тонких движений.

- Концепция мутагенеза. Сегодня известно, что видообразование нельзя объяснить только изменениями окружающей среды. Основную роль в эволюции должны играть доминантные мутации – изменения генетического кода особи. Условия среды и образ жизни способствуют только естественному отбору среди множества мутаций особей, отличающихся некоторым преимуществом, лучшей приспособленностью к данным условиям.

- Космическая концепция, концепция панспермии. Жизнь зародилась в космосе и была занесена на Землю в виде космических зачатков – космозоев (Г. Рихтер, 1865). Космическую концепцию поддерживали русские ученые С.П. Костычев, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, связывая возникновение жизни с появлением на Земле частичек вещества, пылинок, спор из космического пространства, которые летают во Вселенной за счет светового давления.

Проблема смысла жизни человека.

«Проблема смысла жизни - извечный вопрос любого человека и мировой философии. В наше время меркантилизма, прагматизма, эвдемонизма и неоязычества человеку предлагается нечто преходящее, что никак не может удовлетворить философски мыслящий разум. В связи с этим весьма важным является анализ философских учений о смысле жизни и выделение актуальных для нашего времени составляющих.

Практически все концепции смысла жизни укладываются в следующие пять типов:

1) нет никакого смысла, либо же он недоступен человеческому познанию;

2) смысл жизни в самой жизни (но это не ответ, а уход от ответа на вопрос путём пустой тавтологии);

3) смысл в том, чтобы посадить дерево, построить дом, вырастить детей и т. д. Такое решение проблемы смысла жизни на уровне расхожего обывательского сознания в этическом смысле неплохое, но оно не отвечает на принципиальный вопрос, в чём конечный смысл жизни: ведь ребёнок, став взрослым, задастся таким же вопросом и аналогичный ответ на него продемонстрирует движение в дурную бесконечность биологического сохранения вида;

4) конечного смысла нет, но есть земное счастье и его нужно получать как можно больше (эвдемонизм в представлении Эпикура и последователей);

5) смысл жизни определён в религиозных учениях:

а) смысл жизни в пути к жизни после смерти (в Царствие Небесное) в соответствии с основами священных писаний и священных преданий (иудаизм, христианство, ислам);

б) смысл жизни в избавлении от страданий путём достижения нирваны, как, например, в буддизме.

Альтруизм, ригоризм, гедонизм и другие принципы этического решения

Проблемы.

Альтруизм – это качество личности, основанное на преобладании интересов других людей над собственными и бескорыстном им служении. Альтруизм – это выражение солидарности с другими людьми.

Ригоризм означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обузды­вать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести».

Этика ригоризма — это, в первую очередь, этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую шко­лы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко вы­раженным ригоризмом.

Гедонизм возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, его представителями были Аристипп и Гегесий. Гедонисты счита­ли, что основа человеческой жизнедеятельности — наслажде­ния, удовольствия.

Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение чело­век может получить в ходе научного познания окружающего мира.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 952; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!