Человек как объект междисциплинарных исследований.



Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию – к примеру, внешние особенности человека. Известно выражение о человеке как о венце природы. В нем подчеркивается, что человек часть природы. Человек – живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ - в частности, свободным отношением к переживанию органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать чувство голода, преодолевать чувство страха и боли, в случае если это крайне важно для достижения личностно значимых целей.

Человек является объектом изучения различных научных дисциплин. Большинство наук связаны с познанием человеческой природы и человеческого поведения. Так, история в каком-то смысле может считаться летописью важнейших поступков, совершенных человечеством; социология пытается найти закономерности развития и описать поведение человеческого общество в целом; художественная литература, искусство и политические науки также могут рассказать очень много интересного о человеке как в самых прекрасных, так и в самых отвратительных его проявлениях. Но подлинно научным исследованием и объяснением законов, по которым развивается и проявляется во вне человеческое поведение, мышление и эмоции, занимается психология.

В психологии для обозначения человека употребляются близкие, но не тождественные понятия: индивид, личность и т.д. Кратко охарактеризуем каждое из них:

Индивид – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны природных, биологических свойств; описание телесного бытия человека. Этот уровень описывает человека как представителя биологического вида класса млекопитающих Homo Sapiens, характеристиками которого являются прямохождение, развитие руки, мозга и т.д.

Субъект - человек как носитель (инициатор, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания. Становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

Личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории; человек как представитель общества. Эта характеристика обусловлена социальной природой человека, его включенностью в контекст межличностных отношений.

Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное.

 

Проблема человека в древнегреческой и античной философии.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека - его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание.

Сократ разработал метод познания - диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок - следствие невежества.

Ученик Сократа - Платон (427- 347 гг. до н.э.) утверждает, что если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не тело, а именно душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Платон поставил проблему бессмертия души, выдвинув гипотезу миграции души, перехода ее от одного тела к другому. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Появившись на свет, душа уже знает все, что ей нужно знать. Душа есть бессмертная сущность. В процессе мышления она активна. Свое будущее после смерти душа выбирает свободно еще на земле.

Человек, по Аристотелю, обладает всеми тремя душами: вегетативной, чувственной и рациональной. Рациональная душа — это активный интеллект, присутствующий только в человеке. Эта душа, этот интеллект, по Аристотелю, ««приходит извне и, как таковой, он божественен».

Философская система Эпикура (342-271 гг. до н.э.) направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!