В Пуранах существует определенная иерархия



 

Текст 17.2

Даже хотя мы уже разобрались с вопросом об авторитетности Пуран, теперь нам необходимо разобраться с сомнениями в отношении их нынешнего состояния.

Не слишком разумным людям нашего времени трудно понять Пураны, поскольку их изначальные тексты не доступны в полном объеме и поскольку, по большей части, они рекомендуют поклонение различным полубогам.

Текст 17.3

Как утверждается в "Матсйа-пуране" (53.65, 68-69): “Исторический текст является Пураной, если он обладает пятью отличительными признаками; в противном случае это акхйана. В Пуранах, описывающих дни Брахмы в гуне благости, больше всех прославляется Верховный Господь Хари. В летописях, описывающих кальпы в гуне страсти, особенно прославляется Брахма. В тех, что описывают дни Брахмы в гуне невежества, прославляются Агни, а также Шива. А в хрониках, описывающих смешанные дни, обсуждаются Сарасвати и питы”.

Текст 18.1

Исходя из этого можно понять, что Пураны, о которых говорится в "Матсйа-пуране", подразделяются на несколько естественных категорий, соответствующих дням Брахмы, о которых в них повествуется. Но как определить иерархию этих категорий, чтобы выяснить какая из них высшая? Можно предположить, что это делается в соответствии с иерархией гун природы благости, страсти и невежества. Если это так, то согласно логике следующих утверждений: “Из гуны благости рождается знание” (саттват санджайате джнанам) (Бг., 14.17) и “Пребывая в гуне благости, можно осознать Абсолютную Истину” (саттвам йад брахмадаршанам) (Бхаг., 1.2.24), мы приходим к заключению, что для постижения трансцендентного лучше подходят Пураны и другие писания в гуне благости.

Текст 18.3

Кто-то мог бы сказать, что мы могли бы найти такую объединяющую основу, если бы существовало писание, наделенное признаками Пураны, обладающее непогрешимостью апаурушейи, заключающее в себе наиболее важные идеи всех Вед, Итихас и Пуран, поддерживающее положения "Брахма-сутры" и доступное на земле в настоящее время в полном объеме. Верно сказано, ибо вы напомнили нам о нашем самом обожаемом писании, о царе праман "Шримад-Бхагаватам".

 

 

Нарасимха-пурана

ॐ नमो भगवते वासुदेवाय

ом намо бхагавате ва̄судева̄я!

Глава 1

Собрание риши в Прайаге.

Бхарадваджа вопрошает Суту о последовательности творения

 

1. Почтив Нараяну и Нару, лучших из живых существ, а также богиню знания Сарасвати, позвольте начать повествование этой пураны.1

2-3. О, божественный Симха!2 Твои глаза сверкают как пылающий огонь, отбрасывая отблески на волосы, и окрашивая их в цвет, подобный самому золоту. Лёгкое касание Твоих когтей опасней удара молнии. Я приветствую Тебя, великий и возвышенный Верховный Ишвара.3 Пусть подобные плугам когти Господа Нарасимхи, пронзившие тёмное сердце демона Хираньякашипу и окрасившиеся в багровый цвет, дадут всем нам защиту.

4-7. Однажды, живущие на просторах Гималаев отшельники, в совершенстве знающие Веды и три Калы,4 среди которых были муни5 из Наимишараньи, Арбудараньи, Пушкараньи, Дхармараньи, Дандакараньи, Шришайлы, мудрецы и отшельники из Курукшетры, с гор Кумара и Пампасара, и очень много других святых, вместе со своими учениками собрались в благостный месяц магха6 в священном Прайаге.

8-14. Все они совершили омовение, прочитали джапу7 и должным образом выполнив предписаннные ритуалы, предложили своё почтение Господу Венимадхаве. Затем они провели тарпану8 и почтив память предков, навестили учёного подвижника Бхарадваджу, обитателя этой священной тиртхи.9 Мудрецы должным образом предложили ему своё почтение и были тепло встречены. Когда все удобно устроились на вриши10 и изумительных асанах,11 началось обсуждение вопросов, связанных с Господом Кришной. Между тем, пока святые риши12 были заняты обсуждением жизнеописаний Господа Шри Кришны, к собранию мудрецов присоединился Ломахаршана Сута, ученик Вьясадевы. Ломахаршана Сута был блестящим и умудрённым знатоком пуран. Сута почтительно поклонился всем присутствующим и тепло втреченный ими, сел на предложенную Бхарадваджей асану.

15-24. Бхарадваджа сказал, – “О, Сута, все мы когда-то прежде, во время великого жертвоприношения, устроенного Шаунакой, выслушали из твоих уст Вараха пурану, а сейчас горим желанием услышать Нарасимха пурану. Все эти отшельники собрались здесь для того, чтобы услышать её. В это священное утро, в присутствии всех этих великих отречённых душ, махатм,13 я прошу тебя рассказать её, о великий подвижник Сута. Хотелось бы получить ответы на вопрос, как возник мир подвижных и недвижимых существ?

Кто хранит его? Что означает сворачивание творения?

О, почтенный обладатель благородной души (махабхага), проживающий на этой земле, о наделённый огромным знанием! Поведай нам об удивительных деяниях Господа Нарасимхи. Разъясни все хитросплетения создания мира и расскажи, как он уничтожается?

Каково назначение юг?14 Каковы черты и особенности четырёх эпох? Как одна юга сменяется другой?

Каковы жизненные уклады и обязанности людей в Кали-югу?

Как полубоги поклоняются Господу Нарасимхе? Пожалуйста, расскажи о святых местах на этой земле и их названиях.

Дай нам знание о названиях священных гор и расскажи о священных реках, которые способны очистить тела и души людей.

Как появились полубоги? Как были созданы Ману, манвантары и видьядхары и т.д.?

Расскажи о царях, которые совершали жертвоприношения (йаджна) и назови имена тех царей, которые достигли успеха (сиддхи).

О, Махабхага (щедрый сердцем), пожалуйста, расскажи обо всём этом подробно и последовательно”.

25-30. Сута сказал, – “О, великие подвижники, преклоняя свою голову перед почтенным учителем (гуру) Вьясой, по милости которого я изучил пураны, я начинаю повествование Нарасимха пураны. Каждый день и каждое мгновение я благодарю возвышенного и блистательного Вьясу, сына великого святого Парашары, знающего и замечательного проповедника, возвышеннейшего из людей, как самого Господа Вишну, который является единственной причиной появления всех полубогов и знания Вед с шестью философскими направлениями. Только по милости возвышенного и божественного Вьясы я сейчас могу рассказать эту историю Господа Васудевы и поэтому почтительно склоняюсь к его стопам. Дорогие отшельники, на вас пролилась благодать Господа Вишну, и вы получите ответы на ваши серьёзные вопросы. И так, я начну повествование священной Нарасимха пураны, и раскрою интересующие вас темы, отвечая на поставленные вопросы.

Я молюсь о том чтобы ты, Бхарадваджа, проявил полное внимание и терпение. Отшельников, которые присутствуют здесь вместе со своими учениками, я тоже смиренно прошу внимательно выслушать эту историю. Я приложу все усилия, чтобы со всеми подробностями донести до вашего сознания Нарасимха Пурану, в её первозданном виде”.

31-35. Весь этот проявленный мир подвижных и инертных живых существ, который вы видите, появился из Господа Нараяны, который свято поддерживает и питает его посредством своих разнообразных форм (воплощений) как Нарасимха и т.д. В конечном счёте, по истечении срока, всё это мироздание входит в трансцендентное тело Господа Вишну, в форме Его сияния – джиоти.15

Я расскажу, как Господь начинает созидать (сришти). Пожалуйста, послушайте об этом. Во всех пуранах присутствует объяснение творения и свойств проявленного мира. О, подвижники, перед тем как перейти к сути вопроса, выслушайте молитву, которая звучит так, – "Пурана состоит из пяти частей как Сарга,16 Пратисарга,17 Вамша,18 Манвантара19 и Вамшанучарита"20. Сейчас я по порядку расскажу о Адисарге,21 Анусарге,22 Вамше, Манвантаре и Вамшанучарите.

36-40. О, брахманы, самая длительная часть процесса творения, это Адисарга. Таким образом, я начну с неё и опишу её в первую очередь. Тайны творения Высшей и Вечной души, как и деяния полубогов с царями, с лёгкостью будут восприняты вами, если описание созидания начать с Адисарги. О, брахманы, обратите внимание, что до создания и после великого разрушения (махапралайи), не существовало ничего, кроме одного Парабрахмана. В то время был только Он, вечно сияющая причина всего сущего. Он бессмертен, свободен от любых привязанностей (Ниранджана), умиротворён, трансцендентен ко всем гунам23 (Ниргуна) и всегда непорочен. Люди, жаждущие освобождения, ищут прибежище у Него, Верховного Ишвары, исполненного блаженства. Он всезнающий, вечный, нерождённый и неизменный, пребывает в трансцендентной форме знания. В надлежащее время, этот всеведущий Парабрахман начинает созидать материальное творение.

41-52. Из Его сияния возникает совокупная материальная природа – прадхана (мулапракрити). Из прадханы возникает махататтва. Махататтва состоит из трёх гун – саттвики, раджаса и тамаса. Из махататтвы исходят вайкарика (саттвика), теджас (раджас) и бхута (сознание). Из этих трёх составляющих формируется эго. Так же, как махаттаттва покрывается прадханой, так и эго (сознание истинной сущности) покрывается махататтвой. Впоследствии, из эго тамаса, состоящего из бхутади,24 в результате происходящих в нём возмущений, формируется шабдатанматра (тонкий принцип звука). Затем бхутади покрывается шабдагуной и так появляется эфир. В результате дальнейших преобразований, эфир формирует танматру спарши (осязание), и возникает могучий ветер. Качество ветра проявляется в прикосновении. Затем эфир шабдагуны покрывает ветер, которому присуще качество осязания. После преобразований происходящих с ветром, появляется рупатанматра (форма). Это приводит к формированию огня и пламени. Качество, которым обладает огонь, это рупа (форма). Затем ветер спарша-танматры, покрывается великолепной рупа-танматрой. В результате смешения воздуха с бесподобным сиянием (теджа), образуется раса-танматра (тонкий элемент вкуса). Благодаря этому появляется вода, обладающая качеством вкуса (раса). Сияние, обладающее качеством формы, покрывается водой, обладающей качеством вкуса образуя гандхатанматру (запах), и так формируется элемент земли, обладающий качествами всех предшествующих элементов, включая эфир, ветер, огонь и воду. Чудовищных размеров Пинда,25 сформированная из всех физических элементов, обретает вид гандха-танматры. Качество, которым обладает земля, это "гандха" (запах). Танматра состоит из эфира, ветра, огня, воды и земли. Каждый из элементов обладает своими определёнными качествами. Поскольку нельзя выделить отдельно танматру эфира, ветра и т.д., она считается совокупной формой (рупой). Эта танматра26 называется вишеша (общая). И всё же, эфир, воздух, огонь, вода и земля, все пять бхут, обладают своими особенностями и качествами. Стоит подчеркнуть, что все они были образованы из танматр.

Бхарадваджа, таким образом, я кратко объяснил происхождение пяти бхут и танматр, которые образуются и происходят из ахамкары тамаса (ложного эго).

53-56. Учёные, рассматривающие как объекты своих исследований фактор творения и душу, объясняют, что органы чувств появились из теджас ахамкары и соответственно, их десять, а ум – одиннадцатый. Таким образом, о Бхарадваджа, слушай их истинное значение. Существует пять органов чувств и пять органов действия. Сейчас я опишу все органы чувств и соответственно, за какие действия они отвечают. Ухо, глаз, язык, нос и кожа – вот пять органов чувств, кторые дают нам сведения о материальных объектах, как слова, осязание и т.д. Анус, половые органы, руки, ноги и язык называются исполнительными органами. Соответственно, с их помощью осуществляются такие действия, как испражнение, получение сексуального удовольствия (чувственность), деятельность (шилпа), движение и речь. Таким образом, общим числом их пять.

57-58. Дорогой брахман, эфир, ветер, свет, вода и земля, являются пятью элементами (бхутами), в которых содержится соответственно звук, осязание, форма, вкус и запах.

Свойством звука (шабда) обладает эфир; звук и осязание являются двумя составляющими воздуха; звук, осязание и форма – три составляющие, присущие свету. Точно так же, вода состоит из четырёх, а земля из пяти составляющих. Таким образом, эти пять бхут существуют отдельно и обладают различными качествами. Из них нельзя сотворить что-либо, пока должным образом не заставить их взаимодействовать друг с другом в определённом соотношении.

59-63. Для созидания им нужен один толчок, которым Пуруша приводит махататтву в движение и заставляет пять элементов (бхут) взаимодействовать друг с другом, образуя при этом совокупность бхут. Таким образом, благодаря Его (Пуруши) воздействию и управлению, из их комбинации возникает яйцо (анда). Это яйцо постепенно увеличивается и вырастает в воде, как пузырь. О, мудрейший, оно было создано из совокупности бхут и плавало в водах вселенского океана. Это гигантское яйцо, создание природы (пракрити), стало основой для Господа Вишну в Его форме Хираньягарбхи. Господь Вишну, владыка мира, вошёл во вселенское яйцо в своей безличной форме, как Хираньягарбха. На этом этапе творения, Гора Сумеру была подобна ульбе (мембрана, покрывающая матку) для Сверхдуши – Господа Хираньягарбхи. Остальные горы были подобны яичнику (джараюджа), а океан уподобился околоплодным водам.

64-66. Горы, острова, океаны, звезды и галактики, включая все миры (локи), боги, демоны и живые существа, как человек и прочие, приняли рождение в этом изначальном яйце. Высший Ишвара, Господь Вишну, принял форму Брахмы, воплощения раджаса, склонного к созиданию вселенной. Только Он хранит эту вселенную в форме Нарасимхи и других воплощений на протяжении кальпы,27 и разрушает сотворённое, по её истечении.

67. Сам Господь Ананта создаёт всю эту вселенную и управляет ей как Брахма, защищает и питает её, принимая формы подобные Раме и т.д., и наконец, разрушает всё в форме Рудры.

 

Так заканчивается первая глава Нарасимха-пураны,
описывающая начало творения.

 

Примечания:

 

1 Пура́ны — тексты древнеиндийской исторической литературы.

2 Си́мха – санскр. िसंह «лев».

3 Ишвара – Верховный Повелитель.

4 Три Калы – настоящее, прошлое и будущее время.

5 Муни – (санскрит), человек, который не говорит о своих занятиях йогой, о том, что сказал Учитель, и о том, что следует сказать Учителю, чтобы узнать какие-то тайные сведения. Муни – это тот, кто не разменивается на болтовню и умеет хранить молчание.

6 Ма́гха (санскр. माघ) — месяц календаря. В едином национальном календаре Индии магха является одиннадцатым месяцем года, начинающимся 21 января и оканчивающимся 19 февраля. В нём 30 дней.

7 Джа́па (санскр. जप, japa) — духовная практика медитативного повторения мантр или имён Бога.

8 Та́рпана (санскр. तप‘ण, tarpaṇa) — обряд, цель которого — удовлетворить богов, риши и предков путём возлияний воды.

9 Тиртха – священное место, место паломничества.

10 Вриши – специальное место для сидения из травы куша

11 Аса́на – (санскр. आसन, āsana) место для сидения.

12 Ри́ши – (санскр. ऋhष, ṛṣi — «провидец», «мудрец»)

13 Маха́тма (деванагри , mahātmā, «великая душа»)

14 Юги – четыре сменяющие друг друга эпохи.

15 Джйоти — санскритское слово, обозначающее свет.

16 Сарга – начало нового цикла развития вселенной

17 Пратисарга – вторичное творение, заселение миров после их создания.

18 Вамша – родословная, династия.

19 Манвантара (санскр. मšवšतर, manvantara, «период правления Ману»).

20 Вамшанучарита — истории династий

21 Адисарга – предварительное созидание.

22 Анусарга — последующее созидание.

23 Гуна (санскр. गुण, guṇa) означает «привязанность», а в более широком смысле «качество, свойство». Существует три гуны материальной природы, благость, страсть и невежество

24 Бхутади. (Санскр.) Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов.

25 Пинда означает некую сферу, состоящую из определенных структур.

26 Танматра – Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти основных Стихий земли, воды, огня, воздуха и эфира.

27 Кальпа – один день Брахмы.

 

* * *

 

Глава 2

Творение мира

 

1-5. Сута сказал, – “О, Бхарадваджа, послушай каким образом Господь Нарасимха создаёт вселенную, приняв форму Брахмы. Сейчас я объясню, как это происходит. О, сведущий, Господь Брахма, локапитамаха (прародитель вселенной) не уступает известностью Нараяне – Санатана Пуруше. Тем не менее, писания (упачара) повествуют о нём как о рождённом. Период времени его существования (паримана) оценивается в сто лет. Этот период в сто лет называется "пара". Половина его жизни известна как парардха. О, чистый отречённый и величайший святой, оценка продолжительности возраста Брахмы и других подвижных и неподвижных существ, и объектов как земля, горы, океаны и т.д., зависит от периодичности материального творения Господа Вишну, о чём я говорил прежде. Теперь, я хочу рассказать о способе расчета времени людей. Пожалуйста, внимательно слушай меня”.

6-11. Восемнадцать 'нимеш' составляют 'каштху'; тридцать 'каштх' равны одной 'кале' тридцать 'кал' составляют 'мухурту'. Тридцать мухурт составляют день и ночь людей. Тридцать дней и ночей составляют месяц. Каждый месяц состоит из двух двухнедельных периодов (пакша). Период в шесть месяцев называется аяна. Эти два периода, каждый из которых равен половине года людей, являются соответственно ночью (дакшинаяна) и днём (уттараяна) полубогов. Два таких временных периода (анаяны) составляют один год людей. Период в один месяц для людей, равен одному дню и ночи для питаров (предков), а один год людей тождественен суткам Васу28 и других полубо гов. Период в двенадцать тысяч лет полубогов составляет чатурюгу. Пожалуйста послушай, из каких частей она состоит.

12-15. В комментариях к пуранам указывается длительность Крита-юги и других эпох, как четыре, три, две и одна тысяча лет полубогов соответственно. О, брахман, сандхйа, предваряющая каждую эпоху, как и сандхьямша, завершающая югу, равны между собой. Принято считать, что их длительность равна сотне лет. Период времени между сандхьей и сандхьямшей, следует рассчитывать исходя из длительности Сатья-юги, Треты и других юг. Совокупный временной цикл, состоящий из Сатья-юги, Треты, Двапары и Кали-юги называется Чатур-югой. О, брахман, одна тысяча чатур-юг составляют один день Брахмы.

16-21. О, брахман, в один день Брахмы приходят четырнадцать Ману. Теперь послушай о длительности периода их жизни. Как и в предшествующие кальпы, Саптариши, Индра, Ману и сыновья Ману, создаются одновременно и вместе уходят. О, брахман, манвантара, это период времени длиной чуть больше 71-й чатур-юги. Это и есть время жизни Ману, Индры и других полубогов. Таким образом, эта Манвантара длится восемь лакх29 и пятьдесят две тысячи лет по летоисчислению полубогов. О, великий подвижник, этот период в пересчёте на годы людей составит тридцать крор,30 шестьдесят семь лакх и двадцать тысяч лет.

22-25. Один день Брахмы в четырнадцать раз превышает длительность этого периода. В начальный период творения этой вселенной, Брахма создаёт гандхарвов, демонов, полубогов, гухьяков, риши, видьядхаров, человеческих существ, зверей, птиц, неподвижных живых существ (деревья, горы и т.д.), насекомых и змей – посредством уже созданных полубогов и питаров. Затем он делит их на варны и задействует в выполнении яджны.31

Впоследствии, в положенный срок, Вечный и Всемогущий уничтожает все три мира (локи) и ложится на ложе из Шешанаги на всю ночь, длительность которой равна Его дню, и наслаждается йогическим сном.32

26-27. С окончанием этой ночи, наступает новая махакальпа.33 Она называется Брахма, и в ней Господь воплощался в образе Рыбы (Матсьяаватара), и в ней было пахтание океана. Третья кальпа, известна как Варахакальпа. Тогда благодаря молитвам отшельников, Господь Вишну явился в образе Варахи (вепря), чтобы спасти украденную демонами землю.

28. Господь, невероятные качества которого недоступны пониманию существ, обитающих на земле и на небе, после уничтожения собственного творения, которому отпущено определённое время существования, погружаетя в умиротворённый йогический сон.

 

Так заканчивается вторая глава Нарасимха-пураны,
описывающая творение.

 

Примечания:

 

28 Васу – класс полубогов, помощников Индры.

29 Лакх – единица измерения, равная 100000.

30 Крор – (санскр. कोhट) — единица счисления, равная десяти миллионам или ста лакхам.

31 Я́джна (санскр. य4 yajña) — обряд жертвоприношения.

32 Кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов. Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток, что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы состоит из двенадцати месяцев (3,1104•1012 обычных лет).

33 Махакальпа – великий цикл, в котором Брахма живёт сто лет (3,1104•1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается.

 

* * *

 

 

Главы 3-4

Девять типов существ, сотворённых Брахмой. Анусарга34

 

1. Бхарадваджа спросил, – “О, Сута, как Нерождённый, воплотившийся в форме Брахмы, создаёт девять видов существ? Пожалуйста, расскажи нам об этом”.

2-4. Сута ответил, – “Первыми были созданы Маричи. Эти риши, сыновья Господа Брахмы, Маричи, Атри, Ангира, Пулаха, Крату, Пуластья, Прачета, Бхригу, Нарада и мудрейший из всех Васиштха – десять великих подвижников. Санака и другие отречённые были склонны к освобождению (нивридхарма), а все Маричи и им подобные, за исключением Нарады, должны были увеличивать численность живых существ (правритидхарма).

5-8. Другой Праджапати, Дакша, родился из правой части тела господа Брахмы и произвёл на свет дочерей. Весь мир подвижных и неподвижных существ был создан сыновьями этих дочерей. Полубоги, демоны, гандхарвы, ураги (змеи) и птицы – все были религиозными и родились от дочерей Дакши. Четыре вида подвижных и недвижимых живых существ родились, распространились и дали рост численности живых существ в анусаргу. О, благородная душа, от Маричи и до Васиштхи, как было упомянуто выше, все являются потомками Господа Брахмы, и были рождены из его ума. Все они – творцы анусарги.

9. Под саргой следует понимать создание Верховным Господом Нараяной первоэлементов – пяти махабхут,35 эго и чувств, как это было описано выше. Это происходит только на заре творения. Впоследствии, Он лично проявляется в форме четырёхголового Брахмы и отшельников, как Маричи, и во время анусарги, населяет вселенную”.

 

Так заканчивается третья и четвёртая главы Нарасимха-пураны

 

Примечания:

 

34 Анусарга — последующее созидание.

35 Махабху́та (санскр. महाभूत, mahā-bhūta «первоэлемент») — пять великих или универсальных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля

 

* * *

 

 

Глава 5


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!