Отдел III. Обязательственное право 32 страница



 2. Родство возлагает обязанности на родственников, чуждые посторонним лицам. a) На Западе родственники обязываются к принятию безвозмездной опеки (Французский кодекс, § 432, Германское уложение, § 1779 п.2 и § 1785). По русскому законодательству опека, во-первых, соединена с вознаграждением, а во-вторых, опека составляет обязанность каждого, кто будет назначен, а не только родственников. b) На родственниках по некоторым западным законодательствам (например, Испанский кодекс, § 143) лежит обязанность содержания членов того же родственного союза. Так, по итальянскому праву (§ 141), как и по швейцарскому (§ 328), братья и сестры обязаны содержать друг друга. Французский кодекс распространяет эту обязанность даже на близких свойственников, а именно: зять должен доставить содержание тестю и теще (§ 206 и 207). Русское право обязанность содержания возлагает только на родственников в первой степени: на родителей по отношению к детям и на детей по отношению к родителям, не распространяя на боковых родственников и близких свойственников. По толкованию судебной практики, обязанность доставлять содержание и пропитание, как долг личный, вытекающий из нравственного чувства, не может быть распространяема на внуков в отношении деда или бабки (кас. реш. 1887, N 105).

 3. Родство составляет препятствие для некоторых юридических действий. a) Близкое родство не допускает возможности брака. b) Родство оказывает влияние на возможность свидетельства на суде, подрывая достоверность показаний. В гражданских делах по отводам противной стороны устраняются от свидетельства родственники в прямой линии без ограничения степеней, а в боковой - первых трех степеней того тяжущегося, который на них ссылается, разве бы свидетельство их относилось к доказательствам прав состояний (Устав гражданский, ст.373 п.1). В уголовных делах не допускаются к свидетельству под присягой родственники потерпевшего по прямой линии, родные его братья и сестры, и другие родственники в третьей и четвертой степенях. Родственники подсудимого по прямой линии, братья и сестры, могут сами устранять себя от свидетельства, а родственники в боковой линии до третьей степени не допускаются к свидетельству без присяги (Устав уголовный, ст.705 и 707 пп.2 и 3). c) Родственники до четвертой степени не могут быть свидетелями при составлении домашних завещаний, если завещание делается не в пользу прямых наследников (т.X, ч.1, ст.1054 п.2). d) Свидетелями при совершении нотариальных актов, под опасением лишения акта силы нотариального, не могут быть родственники лиц, в пользу которых в самом акте делается какое-либо распоряжение (Положение о нотариальной части, ст.75 и 87 п.3).

 

 § 65. Опека и попечительство

 

 I. Понятие об опеке и попечительстве. Забота и уход, которые необходимы каждому, не имеющему достаточной зрелости для приобретения материальных средств и сознания общественных отношений, обеспечиваются семьей. Возможны случаи, когда семьи нет, ребенок остается без родителей. Чем эже семейный круг, тем чаще возможность такого беспомощного положения. Государству приходится искусственно создавать попечение, подобное тому, какое дает семья. Оно назначает к сиротам лиц, которые должны заменить им родителей. Опека, по своей цели подражания естественной семье, представляет с обратной стороны то же, что и усыновление: в последнем случае восполняется недостаток в детях, в первом - недостаток в родителях; очевидно, что опека может иметь место там, где остаются дети, не имеющие ни отца, ни матери. Смерть одного из родителей только сосредоточивает все попечение и всю власть в лице оставшегося родителя. Опекунская власть несовместима с родительской, хотя некоторые законодательства, например французское, в том числе и наше, говорят об опеке тогда, когда дети лишаются только одного из родителей.

 Для законодателя открывается весьма трудная задача - создать искусственно семью, ближе всего подходящую к естественной семье, обеспечить возможно большую нравственную связь, которая скрепляет семейный союз. Наиболее пригодным материалом для исполнения этой задачи считаются ближайшие родственники, в которых предполагают больше любви к сироте, чем в посторонних лицах. Но элементы эти при современном индивидуализме не всегда обеспечивают необходимую любовь и заботливость. В родственниках может обнаружиться, вместо родственной привязанности, эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого. С этой стороны посторонние лица обещают большее беспристрастие, чем родственники. Таким образом, при организации искусственной семьи законодателю приходится считаться с двумя противоположными направлениями родственных чувств. Трудно определить, как лучше достигается цель опеки, - семейными ли советами, состоящими из родственников отца и матери, обязательным вручением попечения ближайшим родственникам или предоставлением забот совершенно посторонним лицам. Если попечение о личности опекаемого достигается лучше родственниками, знающими и привыкшими к образу жизни расстроенной семьи, то попечение об имуществе его с большим успехом может быть поручено посторонним, потому что нравственные начала играют здесь меньшую роль, чем опытность и знание дела.

 Во Франции опека построена на семейном принципе следующим образом. Оставшемуся в живых родителю принадлежит законная опека; однако мать, вступившая в новый брак, устраняется от опеки. За отсутствием опекунов законных и завещательных, опекун назначается семейным советом (conseil de famille), который составляется под председательством мирового судьи из 6 членов, выбираемых поровну из родственников отца и матери. Семейный совет представляет высшую инстанцию, на рассмотрение которой передаются наиболее важные вопросы опеки, например продажа или залог недвижимостей. Опекун назначается из родственников. Вместе с тем назначается еще лицо - опекун-наблюдатель (subroge tuteur), непременно из другой семьи, который имеет своей задачей наблюдать за действиями опекуна, заботиться об интересах малолетнего, когда они сталкиваются с интересами опекуна, например в случае раздела наследства. Принятие на себя опекунской задачи составляет семейную обязанность, от которой никто не может отказываться, за исключением указанных в законе случаев. Опека, следовательно, поставлена во Франции таким образом, что забота о малолетних лежит всецело на родственниках, и притом установлен взаимный контроль со стороны двух семей, которые закон не предполагает слишком тесно связанными, чтобы можно было опасаться соглашения, вредного для интересов малолетнего.

 От семейного принципа значительно уклоняется новое Германское гражданское уложение. Правда, и здесь встречается семейный совет (Familiensrath), но он утверждается только по желанию отца, матери или самого опекуна. Притом весь тот надзор за деятельностью опекуна, который во Франции лежит на семейном совете, переносится по Германскому уложению на опекунский суд (Vormundschaftsgericht). Опекунские обязанности падают прежде всего на отца, мать, деда, бабку, а за отсутствием их суд назначает опекунов по своему усмотрению. Закон рекомендует, но не обязывает назначать родственников и свойственников. В законе указывается необходимость назначения и опекуна-наблюдателя (Gegenvormund), если с опекой сопряжено управление имуществом, разве что управление несложно.

 Близко к германскому типу подходит организация опеки в Англии. Никакого семейного совета английское право не знает. Опекун (trustee) назначается или в завещании отца, но не матери, или же канцлерским судом (court of Chancellery), который составляет опекунское установление, наблюдающее за деятельностью опекунов. Опекуном может быть назначен как родственник, так и постороннее лицо.

 Цель попечения над оставшимися без родителей достигается двояким путем: посредством опеки и попечительства. Опека заключается в полной замене опекаемого опекуном в совершении юридических действий. Опекун является представителем опекаемого, сам совершает от имени последнего сделки. Опекаемый признается вовсе неспособным к юридической деятельности. В таком положении находятся у нас недостигшие 17-летнего возраста. Попечительство состоит в содействии несовершеннолетнему при осуществлении им лично юридической деятельности. Попечитель не заменяет опекаемого, а только восполняет своим опытом его недостаточную зрелость. Попечитель советует и останавливает вредные действия опекаемого. Последний действует сам, но не иначе как с согласия попечителя.

 Опека имеет своей целью восполнение недостатка в естественной семье. Организуемая наподобие семьи, она примыкает к семейному праву. Поэтому опека над несовершеннолетними называется у нас опекой в порядке семейственном. Такая опека устанавливается для попечения не только над лицами несовершеннолетними, лишенными зрелости до известного времени, но и над безумными, сумасшедшими, глухонемыми и немыми (т.X, ч.1, ст.212), которые навсегда остаются в положении детей, нуждающихся в постоянном надзоре и попечении. В противоположность этой форме опеки законодатель устанавливает попечение над такими лицами, которые не нуждаются вовсе в родительском попечении, может быть, сами являются в роли родителей. Вмешательство государства объясняется здесь наличием таких обстоятельств, при которых возникает опасность за состояние имущества, остающегося без разумного распорядителя. Таковы случаи безвестного отсутствия (Устав гражданский, ст.1453), расточительности (т.XIV Устав предупреждения преступлений, ст.150), смерти стороны в гражданском процессе (Устав гражданский, ст.752), скрытия обвиняемого в уголовном процессе (Устав уголовный, ст.851). Задача опеки чисто охранительная - предупредить возможность растраты и расхищения имущества. Поэтому такая опека может быть названа опекой в порядке охранительном. В противоположность опеке первого рода, опека в порядке охранительном носит исключительно имущественный характер.

 II. История опеки в России. Постановления об опеке встречаются уже в Русской Правде. Они являются выражением отчасти прежнего родового порядка, отчасти заимствованием из византийского права. После смерти отца попечение о детях переходило к матери, которая выполняла свою задачу не в силу опекунской, а в силу родительской власти. При полной автономии семьи в древнем обществе опека составляет только восполнение естественной семьи, и опекунская власть строится по образцу родительской. Только по мере развития гражданственности опека принимает все более публичный характер, и уже родительская власть сокращается в своем объеме применительно к опекунской. Если мать умирала или выбывала сама из семьи вследствие нового замужества, то опека над малолетними детьми, которые не в состоянии сами о себе заботиться, вручалась ближним родственникам. Имущество опекаемых передавалось им при свидетелях. Опекун мог пользоваться имуществом в свою пользу, отдавать капитал опекаемых в рост, торговлю, "зане он прекормил и печаловался ими". По достижении зрелого возраста опекун обязан был возвратить все имущество в целости и уплатить все растраченное (Карамзинский список, 111). Опекуном мог быть и отчим, также с обязанностью возвратить имущество в неприкосновенности. Задача опеки дает основание предположить, что надзор за опекунами и рассмотрение споров, возникавших из опеки, принадлежали духовной власти.

 Позднейшие памятники обходят вопрос об опеке полным молчанием, только в Уложении встречаются несколько отдельных замечаний, мало разъясняющих вопрос о положении опеки, которая, по-видимому, не очень интересовала государственную власть. Только Петр I придал опеке публичное значение. Постановления об опеке нашли себе место в Указе 1714 года о единонаследии и в инструкции магистратам 1724 года. В законодательстве Петра устанавливаются два способа учреждения опеки: по завещанию и по назначению магистрата. Определяется возраст совершеннолетия для наследников недвижимостей в 20 лет, для движимостей - в 18 и 17 лет. Возможность для них совершения сделок была преграждена постановлением: никаким письмам и записям малолетних не верить. При Петре установлена была в 1722 году опека над безумными и сумасшедшими - дураками, как говорится в указе.

 Последующие законодатели ломали или восстановляли петровские реформы. Только при Екатерине II, с изданием учреждения о губерниях 1775 года, опека получила довольно полную организацию. Соответственно духу времени, опека построена была на сословных началах, и то закон касался только дворян и городских обывателей. Впервые встречаем в законе определение качеств, необходимых для опекуна, и указание недостатков, препятствующих исполнению этой обязанности.

 Постановления об опеке, созданные учреждением о губерниях, составляют, в основных чертах, действующее законодательство. Позднейшие законы представляют собой или развитие частностей или установление особенностей. Так, в 1785 году определен был возраст совершеннолетия, в 1845 году решено было приостановить течение давности до достижения совершеннолетия. С другой стороны, идет целый ряд особых правил об опеке, из которых многие и до сих пор остаются несогласованными с общими постановлениями. В 1818 г. установлена была опека для личных дворян, в 1817 и 1841 г. - для священно - и церковнослужителей, в 1820 г. - для лиц осиротевших за границей, в 1842 г. - для немых и глухонемых. Крестьянская реформа оставила опеку в крестьянском быту под действием обычая и не подчинила ее действию общих правил. Вследствие такого постепенного образования опеки, организация ее не проникнута каким-либо общим началом, а представляет собой довольно случайный набор различных постановлений. Нельзя признать правильной основную идею нашей опеки - учреждение ее совместно с родительским попечением. Если при жизни обоих родителей они оба пользовались правом попечения как родители, почему за смертью одного из них другой должен перейти на роль опекуна?

 III. Учреждение опеки. Учреждаются как опека, так и попечительство. Но опека сама собой, при наличии законных условий, т.е. с достижением опекаемым 17-летнего возраста, превращается в попечительство. Основаниями для учреждения опеки являются: для малолетних - смерть родителей; для сумасшедших - признание их таковыми в установленном порядке; для глухонемых и немых - освидетельствование, удостоверившее неспособность приобретать понятия и выражать свою волю; для расточителей - исследование в установленном порядке, не оставляющее сомнений в безмерной и расточительной роскоши; для безвестно отсутствующих - определение суда о признании представленных доказательств достаточно подкрепляющими предположение безвестного отсутствия; к учреждению опеки над имуществом одного из тяжущихся во время процесса основанием служит ходатайство противной стороны.

 В нашей административной практике установилась опека, учреждаемая в порядке верховного управления по Высочайшему повелению, по представлению Совета министров. Одним из последних примеров такой практики может служить опека, учрежденная над имуществом вдовы камергера Сильванской (Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1910, N 73, ст.745), причем учреждение опеки последовало согласно ее о том ходатайству и с правом для нее самой избрать себе одного из трех опекунов, - что устраняет сопоставление этого вида опеки с другими, известными закону.

 К исполнению опекунских обязанностей призываются как лица мужского, так и женского пола, по крайней мере закон не исключает женщин. Нет никакого основания утверждать, будто для принятия замужней женщиной опекунской обязанности необходимо согласие мужа, - по аналогии с личным наймом, - ничего общего между договором личного найма и назначением опекуншей, хотя бы и с правом на вознаграждение, нельзя найти. Для опеки над малолетними и глухонемыми родство (не считая родителей) не дает никаких преимуществ перед посторонними (т.X, ч.1, ст.254 и 381), хотя фактически опекунами назначаются чаще всего родственники опекаемого. По инструкции Магистрату 1724 года надлежало, за отсутствием указаний в родительском завещании, назначать опекунами сродников или свойственников малолетнего, и только если их нет, то и из посторонних людей добрых. Но уже в Учреждении о губерниях 1775 г. сказано, что городские сиротские суды могут назначать опекунами как родственников и свойственников, так и посторонних лиц. В действующем праве только к опеке над сумасшедшими призываются ближайшие родственники, имеющие право наследования (т.X, ч.1, ст.376). Относительно опеки за расточительность и судебной опеки закон никаких указаний не дает, а потому посторонние лица могут быть призываемы наравне с родственниками. Выбор в опекуны должен быть обращаем на людей, которые нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здоровье, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании и от которых можно ожидать отеческого к малолетнему попечения. Поэтому запрещается определять опекунами: a) расточителей, b) подвергшихся по суду ограничению прав состояния, c) имеющих явные и гласные пороки, d) известных суровыми своими поступками, e) имевших ссору с родителями малолетнего, f) несостоятельных (т.X, ч.1, ст.256). Наша практика совершенно правильно смотрит на это перечисление только как на примерное и допускает возможность устранения таких лиц, которые хотя и не перечислены законом, но не подходят под общие требования (кас. реш. 1873, N 1239; 1895, N 50). Лица поднадзорные не могут быть опекунами и попечителями иначе как с особого на то разрешения министра внутренних дел (т.XIV, Устав предупреждений преступлений, ст.1, прим.2, прил.II, ст.23). Хотя заведование опекой построено на сословных началах, но в законе не содержится указаний, чтобы опекун принадлежал непременно к тому же сословию, как и опекаемый. Отсутствие необходимых качеств составляет только препятствие к назначению со стороны опекунских учреждений, но не поражает недействительностью действий, совершенных таким опекуном, который был назначен вопреки законным инструкциям.

 В нашем законе не указывается, составляет ли опекунская должность обязанность, от которой никто не вправе уклоняться. Опека составляет общественную повинность (munus publicum "Общественную повинность (лат.)") в Германии (§ 1785), в Швейцарии (§ 382), но не в Англии; во Франции опекунская повинность не указана прямо в законе, но она выводится из допущенных законом исключений. Как решается этот вопрос в России? Заметим, что у нас он не так остро стоит, как на Западе, где опека безвозмездна, у нас же, наоборот, опекунских обязанностей ищут из-за вознаграждения. Общего положения в нашем законодательстве не высказано, даны лишь исключения. Так, управляющие аптеками увольняются от выбора в опекуны, если сами на принятие этого звания не изъявят согласия (т.XIII, Устав врачебный, изд. 1905, ст.393). Подобное же исключение установлено для военнослужащих (Свод военных постановлений, 1869, кн.VII, ст.929). Из этих исключений можно было бы вывести a contrario "В противоположность (лат.)" общее правило, что лицо, призываемое к исполнению опекунских обязанностей, не вправе уклоняться от принятия их. Но, с другой стороны, уклонение от обязанности не сопровождается невыгодными последствиями. Поэтому практикой нашей высказан взгляд, что опекунство не признается обязательной общественной повинностью (Общ. собр. I и кас. деп. 1890, N 20).

 Существуют три способа призвания к исполнению опекунских обязанностей: по завещанию, по закону и по назначению.

 1. Родители имеют право назначать в духовном завещании к остающимся после них малолетним детям и имуществу опекунов по собственному своему избранию (т.X, ч.1, ст.227). Очевидно, право назначения опекуна принадлежит каждому из родителей, а не совместно, так как два лица совокупно в одном и том же завещании не могут изъявлять свою волю (т.X, ч.1, ст.1032). Назначение опекуна в завещании возможно и со стороны постороннего лица, когда оно завещает малолетнему имущество.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!