Отдел II. Исключительное право



 

 § 30. Общее понятие
об исключительных правах

 

 Средством удовлетворения интересов человека могут служить не только обособленные части внешнего мира, вещи в материальном значении слова, но и собственные действия, когда они имеют какое-нибудь экономическое содержание и когда они могут быть совершаемы только данным лицом. Современные общественные условия вызвали к жизни целый ряд новых отношений, обнаруживших важное экономическое значение некоторых действий. Таковы интересы, соединенные с известностью фирмы и заключающиеся в изготовлении и распространении товаров известного качества, изящности рисунка или модели, создаваемых на известной фабрике изделий. Сюда же относятся интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в создании литературных, художественных или музыкальных произведений.

 Если бы, однако, каждый мог воспроизвести более или менее точно действие этих лиц, срисовать картину, перепечатать книгу, изобразить то же клеймо, то все эти действия утратили бы всякое экономическое значение для лиц, которые их совершают. Принимая под свою защиту интересы всех этих лиц, законодатель воспрещает посторонним лицам совершение подобных действий и тем самым создает особого рода правоотношения. Так как цель юридической защиты клонится во всех указанных случаях к предоставлению известным лицам исключительной возможности совершения определенных действий, с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права могут быть названы исключительными. Исключительные права занимают место в системе прав в отделе прав абсолютных, рядом с вещными правами. Как вещное право является юридической возможностью пользования материальными вещами с устранением всех прочих от пользования теми же объектами, так и исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все лица, подчиненные одной и той же политической власти. Право возникает независимо от воли пассивных субъектов. Нарушителем права может быть каждый, позволивший себе подобные же действия. Различие между вещными и исключительными правами заключается в объекте их.

 Наше законодательство, следуя господствовавшему в прежнее время взгляду теории, признает все подобные правоотношения не самостоятельными, а стоящими рядом с правом собственности, как два вида, считает их просто особым видом права собственности. Так, закон наш говорит о литературной, художественной и музыкальной собственности, о праве собственности на рисунки и модели и т.п. Взгляд этот не может быть принят. Распространять понятие о вещных правах на права, не имеющие своим объектом вещи, представляется теоретически неудобным. Порядок возникновения, перехода, прекращения, защиты вещных прав рассчитан именно на материальное их содержание, и потому распространение этих правил на совершенно иную область может создать нежелательное смешение представлений в теории и практике; например, между авторским правом художника на картину и правом собственности на нее со стороны лица, ее купившего, между правом на литературное произведение и правом на экземпляр книги.

 Тем более непонятным представляется желание отстоять термин "литературная собственность" даже для будущего законодательства. Комиссия по составлению Гражданского уложения, отражая мои возражения против наименования авторского права литературной собственностью, рассуждает так: "Ведь дело идет здесь о собственном произведении автора, это произведение создано собственным трудом автора, и закон предоставляет ему как собственнику не только исключительную, но и полную и безусловную власть над этим собственным его произведением, власть пользоваться и распоряжаться им, переделать, переработать и, если возможно, даже уничтожить его (!) по своему произволу, независимо от лица постороннего. Что же это такое, как не право авторской собственности?" Следуя ходу рассуждения комиссии, необходимо признать, если у кого явится собственная мысль, в силу этого одного право собственности на его мысль. Автор может уничтожить заготовленные экземпляры книги, но не выпущенное уже, хотя бы в одном экземпляре, сочинение. Комиссия полагает, что можно не называть авторское право просто правом собственности, а назвать особым видом права собственности, хотя, казалось бы, по правилам логики, признавая нечто видом данного рода, мы неизбежно утверждаем за ним все родовые признаки.

 Однако со взглядом закона приходится считаться, и подведение с его стороны исключительных прав под понятие права собственности может послужить руководством в решении некоторых вопросов.

 Все права, входящие в рассматриваемую область исключительных прав, в их современном составе могут быть разделены на две группы: права авторские и промышленные. В первом случае законодатель охраняет экономические интересы духовных деятелей, во втором - поддерживает интересы улучшения промышленности и торговли, возбуждает промышленную инициативу. В первую группу входят права на литературные, художественные и музыкальные произведения, вторую составляют права на промышленные изобретения, на рисунки и модели, на клеймо, на фирму.

 

 § 31. Авторские права

 

 I. Авторское право на литературные произведения. Под этим именем понимается исключительное право автора на воспроизведение и распространение его литературного произведения.

 1. Субъектом этого права является автор как создатель литературного произведения, и его правопреемники, наследники, и те, кому автор передал свое право. Личность автора определяется помещением имени на книге, хотя бы в действительности она написана была другим лицом, хотя бы другие лица оказали значительное содействие автору в создании его труда. Сочинение, изданное под псевдонимом или анонимно, за неимением активного субъекта, с точки зрения нашего закона оказывается беззащитным и может быть каждым перепечатываемо, пока истинный автор не раскроет принадлежности ему этой работы. Литературное произведение может быть продуктом работы нескольких лиц, соавторов, авторское право может перейти к нескольким наследникам. В том и другом случае между несколькими субъектами создается отношение, подобное общей собственности. Постановления нашего законодательства, установленные для нее, должны иметь применение и к соавторству ввиду признания авторского права правом собственности. Так как юридическое лицо не может быть автором, то оно не может приобрести авторского права иначе как по преемству от настоящего автора. Однако в нашем законодательстве содержится исключение: ученые общества, состоящие при академиях, университетах и других учебных заведениях, пользуются исключительным правом воспроизведения своих трудов, издаваемых от их имени (т.X, ч.1, к ст.420, прил. ст.24). Авторское право присваивается у нас иногда и не авторам; так, первые издатели народных песен, пословиц, сказов и повестей, сохранившихся одним изустным преданием, пользуются такими же правами, как и сочинители новых книг (т.X, ч.1, к ст.420, прил. ст.2).

 2. Объектом авторского права является литературное произведение как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т.п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами. Но степень духовного творчества и объем сочинений не имеют никакого юридического значения. Пока мысль не проявилась вовне, она не может составить объекта авторского права. Автор поэтому не вправе требовать, чтобы его взгляды или открытия не были опубликованы, если они случайно стали известны вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц. Необходимо, чтобы мысль получила внешнюю форму, которая и подлежит защите. Объектом авторского права являются книги, статьи в журналах, литературные письма (тогда как частные письма, хотя бы наиболее известных писателей, как не предназначенные к обращению в обществе, не составляют такого объекта), профессорские лекции, речи, рефераты, проповеди. Защита словесных произведений со стороны нашего закона распространяется так далеко, что без согласия оратора газеты не вправе воспроизвести целиком ни одной речи (т.X ч.1 к ст.420, прил. ст.13 п.3). Объектом авторского права может быть также перевод чужого сочинения (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.1). С другой стороны, по взгляду нашего законодательства, в содержание авторского права на литературное произведение не входит право на запрещение другим перевода. Таким образом, не только сочинения иностранных писателей, ввиду отсутствия каких-либо конвенций по этому вопросу, могут быть свободно переводимы без согласия авторов, но даже сочинения русских авторов подлежат свободному переводу в России с одного языка на другой (т.X, ч.1, к ст.420 прил. ст.18; кас. реш. 1891, N 13). Когда литературное произведение представляет собой драматическое сочинение, то авторское право является в двух видах: a) право исключительного воспроизведения в печати и распространения, b) право исключительного допущения к постановке на сцене.

 Моментом возникновения авторского права должно признавать не издание сочинения, не напечатание его или произнесение, а облечение мысли в рукописную форму. Действительно, все законодательства охраняют рукопись наравне с напечатанными произведениями. Но наше законодательство не защищает рукописи, а потому у нас моментом возникновения авторского права надо считать воспроизведение сочинения в печати или в иной форме тиснения, или же произнесение его (contra кас. реш. 1892, N 107).

 Как имущественное право, авторское право подлежит отчуждению со стороны автора. Переход авторского права происходит по законному наследованию, по завещанию, по договору. После смерти автора наследники его или частные преемники могут осуществлять свое право, по нашему законодательству, в течение 50 лет с этого момента, а если сочинение издано ими после смерти автора, то с момента издания (т.X, ч.1, ст.1085). Для перехода авторского права от одного лица к другому законом установлена обязательность нотариальной формы (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.4). Несоблюдение формы может повлечь непризнание сделки со стороны наследников, не говоря уже о том случае, когда бы автор передавал свое право двум лицам: одному - по домашнему акту, а другому - по нотариальному.

 Несмотря на свой имущественный характер, авторское право, установленное законом в обеспечение материального существования автора, не подлежит взысканию за долги последнего. Предметом взыскания могут быть только книги, отпечатанные, и притом обращенные уже в продажу, рукописи же вовсе не подлежат принудительному отчуждению. Приобретение с публичного торга сочинений дает приобретателю только право собственности на книги как на вещи, но не авторское право на сочинение (Устав гражданский, ст.1040 и 1041).

 Распространение литературного произведения, с этой целью воспроизведенного полностью или в значительной части лицом, которое не имеет авторского права и не получило разрешения на то со стороны автора или его преемника, называется контрафакцией и составляет уголовное преступление. Однако не запрещается помещение в хрестоматиях статей или отрывков из других сочинений, хотя бы и более печатного листа (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.14).

 II. Право на периодические издания. На авторском праве основано другое исключительное право, приобретшее в последнее время большое практическое значение, - это право на периодические или, как выражается наш закон, на повременные издания. Под этим названием понимаются: 1) газеты и журналы, выходящие в свет отдельными номерами, листами или книжками, 2) сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемые под одним общим заглавием более двух раз в году (Устав о цензуре и печати, ст.114). Каждый желающий выпускать в свет новое повременное издание в одном из городов Империи обязан, согласно Правилам 24 ноября 1905 года, подать местному губернатору или градоначальнику, по принадлежности, заявление, содержащее в себе означение: а) города, в котором издание будет выходить; б) наименования издания, его программы, сроков выхода его в свет и подписной цены; в)имени, отчества, фамилии и места жительства издателя и ответственного редактора, если издатель не принимает этой обязанности на себя; г) типографии, в которой издание будет печататься. Не позднее двух недель со дня подачи заявления губернатор или градоначальник обязан выдать лицу, желающему выпускать в свет новое повременное издание, свидетельство в двух экземплярах с обозначением в нем всех указанных выше сведений. Один экземпляр свидетельства передается издателем для хранения в типографию. Без такового свидетельства ни одна типография не вправе приступать к набору и печатанию повременного издания. Повременное издание, при самом возникновении его, получает особое название, которое рассматривается как фирма предприятия.

 Возникшее газетное или журнальное предприятие составляет имущественное право издателя, способно быть предметом возмездных или безвозмездных сделок (кас. реш. 1868, N 552). Переход права издания от одного лица к другому совершался прежде независимо от министерства, которое только уведомлялось о совершившемся изменении издателя, без права оказать препятствие сделке. Затем, в 1897 году (Собрание узаконений и расп. прав. 1897, N 43, ст.585) Высочайше утверждено положением Комитета министров было определено, что передача периодических изданий от одного издателя к другому допустима не иначе как с разрешения министра внутренних дел. Положением Комитета министров, Высочайше утвержденным 21 января 1905 г., восстановлен был прежний порядок передачи изданий.

 Между тем право издателя на газету или журнал, с точки зрения современной связи с авторским правом, является не первоначальным, а производным правом, обусловливается авторским правом редактора на издание, которому он придал литературную форму. Сам издатель, нередко вовсе не участвующий личным трудом, ограничивающийся доставлением материальных средств, не может в лице своем приобрести исключительного авторского права. В действительности это право всегда принадлежит издателю, а не редактору, но только вследствие договора между этими лицами, хотя бы и безмолвного.

 Право издателя, основанное на праве редактора, распространяется на газету или журнал в его целом виде, какой придан им трудом редактора. Поэтому издатель имеет право повторять номер бесконечное число раз, не обязываясь соответственно вознаграждать сотрудников. Право издателя на газету или журнал в его целом составе не исключает авторского права сотрудников на помещенные там статьи, которые они могут издавать отдельно или в собрании своих сочинений (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.8). Согласно с этим преследование за перепечатку отдельных статей из газет или журналов составляет право автора их, а не издателя. Однако и последний имеет право считать нарушением своего права перепечатку тех отделов издания, которые не связаны с именем автора, а составляют принадлежность издания: передовые статьи, специальные телеграммы, корреспонденции, хроники, отчеты, внутреннее и иностранное обозрение. Закон наш считает нарушением прав издателя, когда другое издание под каким-либо предлогом, перепечатывает постоянно и целиком мелкие статьи, хотя бы они занимали и менее печатного листа (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.13, п.4).

 Право на повременное издание может иметь не одного, а нескольких активных субъектов вследствие договора или наследования. Так как право на издание основано на авторском праве и так как авторское право закон считает правом собственности, то к данному случаю общего права должны быть применены правила об общей собственности. Назначение редактора и устранение назначенного возможно только с общего согласия соучастников.

 Всякое издание, уже выходившее в свет, но по каким-либо соображениям не появлявшееся в течение года, считается прекратившимся, и на возобновление его требуется новое разрешение (Устав цензурный, ст.121). Хотя и основанное на авторском праве, право на повременные издания не прекращается по истечении 50 лет со времени смерти первого издателя-основателя, потому что в лице издателя-преемника право издания не продолжается, но снова возникает по случаю каждого вновь выходящего номера.

 III. Авторское право на художественные произведения. К числу авторских прав относится также право на художественные произведения. Оно состоит в исключительном праве повторять и размножать оригинальное художественное произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.28). Сущность права заключается не в праве собственности на произведение как вещь, но в праве повторять созданную форму.

 Субъектом этого права является художник, мысли и искусству которого обязано произведение своим существованием, все равно, будет ли то живописец, скульптор, архитектор или гравер, медальер и другими отраслями изящных искусств занимающийся. Закон наш и в этом случае признает возможность для юридических лиц быть субъектами художественного права (т.X, ч.1 к ст.420 ст.28, прим.). Объектом права является форма произведения, которая может состоять в расположении фигур на картине, в позе статуи, в плане или фасаде дома.

 Возникновение права на художественное произведение, по нашему законодательству, обусловливается не только созданием формы, но и соблюдением некоторых мер регистрации. Художник - автор обязан предъявить свое произведение у нотариуса или пригласить его для осмотра на дом, а затем, на основании полученного от нотариуса удостоверения, известить Императорскую академию художеств, которая публикует о том в "Ведомостях" (т.X, ч.1, ст.420 прил. ст.29). Соблюдение этого сложного порядка представляется весьма затруднительным, а между тем из смысла постановления закона можно заключить, что только при соблюдении указанного порядка возникает право.

 Возникшее в лице художника право способно к переходу по договору, завещанию или законному наследованию. Сделки об отчуждении права на художественные произведения совершаются нотариальным порядком (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.30). Однако в некоторых случаях художник не имеет исключительного права на созданное им произведение искусства, а именно, когда работа была выполнена по заказу. В силу этого договора художник заранее отказывается от своих прав на форму в пользу заказчика. Это относится не только к портретам или гипсовым снимкам, но ко всяким вообще произведениям, если мысль была дана заказчиком (т.X, ч.1 к ст.420, прил. ст.31, 32). Это, впрочем, не значит, что последний приобрел право размножения и распространения принадлежащего ему художественного произведения, но только что право художника стесняется в своем осуществлении. Он все-таки сохраняет право запрещать всем другим повторять его форму, с согласия заказчика он сам может издавать и размножать свое произведение, наконец, даже помимо согласия заказчика закон дает ему право, при издании в совокупности своих творений, например в гравюрах, планах, повторить свою работу, но только без права продажи в отдельности (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.33).

 Нарушения права на художественные произведения могут произойти двояким образом: а)всякое повторение, для денежных выгод, художественного произведения в целом его составе, без формального согласия лица, имеющего на него исключительное право, называется контрафакцией, или противозаконным копированием (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.36). Контрафакцией будет, например, срисовывание картины, бывшей на выставке, для помещения ее в журнале, изображение статуи на медали, построение здания по чужому плану или фасаду. Однако наш закон не считает контрафакцией тот случай, когда произведение живописи изображается посредством скульптуры, и наоборот (там же, ст.39); в)повторение отдельных частей из чужого художественного произведения в своем произведении называется плагиатом, или противозаконным заимствованием (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.38). Плагиатом будет, например, выбор из чужой картины групп, фигур, головы, пейзажа, морского вида и помещение их в своей картине с соблюдением того же рисунка и освещения.

 Право на художественные произведения прекращается по истечении 50 лет со времени смерти художника (т.X, ч.1, ст.1185).

 IV. Авторское право на музыкальные произведения. Сущность этого права состоит: а) в исключительной возможности издания музыкальных произведений в печати и в) в праве разрешать публичное их исполнение.

 Субъектом рассматриваемого права является композитор, которому принадлежит музыкальная мысль и который облек ее во внешнюю форму, хотя бы и не переложил на ноты, а только исполнил. Объектом права является известная последовательность и сочетание звуков, составляющие в совокупности цельное музыкальное произведение, которое является продуктом творчества музыкальной мысли композитора (кас. реш. 1890, N 130). Для возникновения этого вида исключительных прав закон не устанавливает каких-либо условий регистрации, поэтому право должно считаться возникшим с момента облечения музыкальной мысли в сочетание звуков.

 Нарушение права на музыкальные произведения может представляться в различных видах: а) полное воспроизведение в печати чужого музыкального произведения, все равно, с печатных нот, или с рукописи, или на память, при музыкальном исполнении, составит контрафакцию (т.X, ч.1 к ст.420 прил. ст.42). Сюда же относятся случаи переложения музыкального сочинения на другие инструменты или с полного оркестра на один какой-либо инструмент, извлечений из чужих музыкальных сочинений в собрание разных пьес, так называемое попурри. b) Частное заимствование чужих музыкальных выражений мысли в свое сочинение представляет плагиат. Заимствование из чужого музыкального произведения признается позволительным только тогда, когда уклонения от идеи или формы оригинала так значительны и многочисленны, что такое произведение можно считать новым сочинением (т.X, ч.1, к ст.420 прил. ст.44). Никаких заимствований для музыкальной хрестоматии закон не допускает, подобно тому как он допустил для литературных хрестоматий (contra Указ Уголовного кассационного департамента, 1897, N 30). c) Публичное исполнение чужих музыкальных произведений составляет нарушение прав композитора, если пьесы не были еще изданы. В противном случае каждый может исполнять их в концерте, театре или ином месте. Однако оперы и оратории, хотя бы и изданные, не могут быть исполняемы перед публикой без согласия композиторов (т.X, ч.1, к ст.430, прил. ст.43). В этом отношении эти виды музыкальных сочинений приравниваются к драматическим произведениям.

 Право на музыкальные произведения, как и на литературные и на художественные, прекращается с истечением 50 лет со дня смерти композитора или со времени издания произведения, если оно было издано по смерти его (т.X, ч.1, ст.1185).

 

 § 32. Промышленные права

 

 Существует ряд исключительных прав, установленных в интересах промышленности, производства и торговли. Экономические деятели проявляют личную деятельность, признаваемую весьма важной для народного хозяйства, но теряющую для них материальный интерес при полной свободе подражания со стороны других лиц. Поэтому-то законодатель, согласуя их личные интересы с интересами общества, запрещает другим совершение подобных же действий, насколько они могут считаться исходящими от тех, кому предоставлено исключительное право их совершения.

 I. Право на промышленные изобретения. Под этим именем понимается, по Закону 20 мая 1906 г., исключительное право осуществления известного нового промышленного изобретения. 1) Промышленным изобретением называется открытие новых экономических благ или новых способов производства уже известных благ. Изобретение должно представлять выгоду для промышленности; на изобретения, представляющие научные открытия и отвлеченные теории, исключительное право не приобретается. 2) Изобретение должно быть новым не в смысле времени, а в том отношении, что данное благо или предлагаемый способ производства не были до того в общем свободном пользовании. 3) Сущность прав состоит в исключительной возможности производства открытых благ и применения изобретенных способов. Вместе с тем никто другой не может производить те же блага или употреблять те же способы. Такое привилегированное положение изобретателя дает ту экономическую выгоду, которая имелась в виду при создании исключительного права.

 Исключительное право возникает не одновременно с изобретением, а стоит в зависимости от выполнения некоторых формальностей. Поэтому до этого момента изобретение стоит вне защиты, и если бы кому-нибудь удалось случайно узнать секрет открытия, то он свободно может воспользоваться им, не опасаясь преследования за нарушение права. Порядок приобретения исключительного права следующий. Изобретатель подает прошение в Министерство торговли и промышленности с подробным описанием своего изобретения, а если нужно, то с рисунками и моделями. С удостоверением представленного прошения выдается просителю охранительное свидетельство, в котором обозначается день и час предъявления. Значение выданного свидетельства состоит в том, что с этого момента начинается право исключительного пользования, конечно при условии, если впоследствии за просителем признано будет право на изобретение. По удостоверении в том, что право на это изобретение не было уже признано за другим лицом, отдел выдает изобретателю патент на привилегию, т.е. акт, удостоверяющий признание за ним исключительного права на данное изобретение.

 Действие выданной привилегии состоит прежде всего в возможности пользования изобретением. Однако эта возможность соединяется с обязанностью осуществления права, потому что иначе выдача привилегии противоречила бы интересам промышленности. Получивший привилегию обязан не позже как в течение 5 лет привести в действие свое изобретение. Исключительное право, связанное с выдачей привилегии, может подлежать свободному распоряжению со стороны изобретателя. Оно может быть отчуждено возмездно, подарено, завещано, оно переходит по законному наследованию. Передача права должна быть совершена нотариальным порядком (т.XI, ч.2, Устав промышленный, ст.198), с сообщением о том министерству торговли и промышленности. Кроме отчуждения самого права, возможно предоставление другому лицу по сделке права пользования изобретением с сохранением самого права за изобретателем.

 Действие выданной привилегии прекращается по следующим причинам. 1) Право на промышленные изобретения срочное, оно предоставляется на срок не свыше 15 лет. Поэтому истечение этого срока само собой прекращает силу права. 2) Так как закон представляет исключительное право в предположении, что изобретение применено будет в течение известного срока, то неосуществление его (до наступления 5-летнего срока) также прекращает силу привилегии. 3) Признавая за известным лицом исключительное право, правительство предполагает новость изобретения и принадлежность его просителю. Опровержение этих предположений вполне возможно для каждого заинтересованного лица, и если это обстоятельство будет доказано, то привилегия прекращает свое действие.

 II. Право на фабричные рисунки и модели. В близкой связи с правом на промышленные изобретения находится право на исключительное пользование рисунками и моделями, предназначенными для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях. Под именем фабричного рисунка понимается изображение на поверхности сочетания цветов и узоров изделий, например для материй, ковров, обоев. Моделью же называется изображение формы изготовляемых изделий, как, например, ваз, чернильниц и т.п.

 Право на фабричные рисунки и модели приобретается изобретателем их. В действительности подобные изобретения производятся особыми рабочими, состоящими при фабрике. Так как по договору найма с фабрикантами, они обязались предоставить свой труд в его распоряжение, а сам труд их состоит в изготовлении рисунков и моделей, то право на последнее производным путем, устанавливается в лице фабриканта а не рабочих (т.XI, ч.2, Устав промышленный, ст.199, прим.2).

 Рассматриваемое право приобретается не вследствие создания рисунков или модели, а в силу признания права на них со стороны правительства. Для этого необходимо подать прошение в Министерство торговли и промышленности, где исследуется вопрос о новизне и принадлежности изобретения. С этого времени проситель приобретает исключительное право на применение изобретенных рисунков и моделей и право отчуждения их другим лицам дарственным или возмездным способами. Для передачи права не установлена форма, но требуется сообщение Министерству торговли (ст.206).

 Право на рисунки или модели прекращается: 1) с истечением срока, на который оно было предоставлено, во всяком случае, не долее 15 лет, 2) с опровержением правильности предоставления данному лицу исключительного права (ст.203).

 III. Право на фирму. Фирма есть название торгового предприятия, а право на фирму есть исключительное право производства или сбыта известных товаров от имени данного предприятия, под данной фирмой. Так как известное предприятие благодаря достоинству своих товаров приобрело значительный круг потребителей, то для других предоставляется искушение воспользоваться чужой фирмой, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь - то закон принимает под свою защиту интерес предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными.

 Выбор фирмы не предоставлен полной свободе предпринимателя. При возникновении торгового предприятия соблюдается принцип истинности, т.е. требуется соответствие фирмы с гражданским именем, с фамилией торговца. Купец, торгующий единолично, может дать своему предприятию фирму, однозначную с его фамилией. Полное товарищество ставит имена или всех товарищей, или только некоторых, с присоединением указания на соединение (и К0). Товарищество на вере может в своей фирме указать имена всех или некоторых товарищей, но не вкладчиков. Наконец, акционерное товарищество не вправе вовсе давать своей фирме фамилию кого-либо из акционеров, а должно изобрести какое-нибудь иное название, например "Самолет" (т.X, ч.4, ст.2148). На Западе в некоторых государствах предупреждение совпадения фирм достигается посредством регистрации внесения фирм в регистр, с тем чтобы не допускалось повторение одинаковых. У нас подобной регистрации не существует. Начало истинности, необходимое при отчуждении предприятия, может быть нарушено при перемене субъекта права на него, потому что иначе строгое проведение указанного начала могло бы повести к обесценению предприятия, которое потеряло своего первого хозяина.

 Если у нас не установлены предупредительные меры, то существует все же судебная защита права на фирму. Эта охрана основывается не столько на законодательстве, которое лишь вскользь упоминает о фирме, сколько на обычном праве. Каждый предприниматель, фирмой которого пользуется другой, может требовать перед судом возмещения ему убытков, причиненных такими действиями (т.X, ч.1, ст.684).

 IV. Право на товарный знак. Под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отмечает свои товары в отличие от товаров других лиц. Этот знак налагается или производителем при выпуске его продуктов, или купцом при переходе продуктов через его руки. Чем большую известность приобретает данный знак среди публики, тем большее искушение для других торговцев заимствовать этот знак и тем большая потребность в защите. Для охраны этого интереса издан 26 февраля 1896года Закон о товарных знаках.

 Употребление товарных знаков вообще необязательно, за исключением тех случаев, где оно установлено особыми правилами: для изделий из золота и серебра, для ремесленных изделий. Желающий воспользоваться охраной товарного знака должен заявить этот знак Министерству торговли и промышленности. Заявляемый знак должен содержать в себе указание имени и фамилии владельца предприятия; фигурное изображение может дополнить это указание, но не обязательно. В министерстве ведется особый альбом всех товарных знаков, который открыт для интересующихся. Если будет удостоверено, что заявленный знак достаточно отличается от заявленных ранее и не противоречит требованиям закона относительно его содержания, то торговцу выдается свидетельство, о котором делается публикация. Право на товарный знак приобретается на срок не выше 10 лет.

 Приобретенное право предоставляет исключительное пользование товарным знаком посредством выставления его на товарах, на упаковке или посуде, а также на коммерческих объявлениях, прейскурантах, бланках. Право на товарный знак может быть передано другому лицу, но не иначе как в случае отчуждения или отдачи в аренду самого предприятия с охранением фирмы.

 Исключительное право на товарный знак прекращается: 1) с прекращением самого предприятия, 2) за невозобновлением свидетельства, 3) вследствие несообщения министерству о состоявшейся уступке права другому лицу.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!