Раздел II . Современные направления философии



Исторический материализм марксизма

Основная цель всей деятельности К. Маркса (1818–1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей – создание идеологии промышленного пролетариата. В середине XIX в. это был самый обездоленный, бесправный и, как следствие, кровно заинтересованный в социальных реформах общественный слой трудящихся.

Основными источниками марксизма считаются: «Классическая немецкая философия» (диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха), «Английская политэкономия» (трудовая теория стоимости А. Смита), «Французский утопический социализм» («новая религия» К. Сен-Симона, «общество гармонии» Ф. Фурье).

Главные произведения основателей марксизма: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

По мнению Маркса, вся философия до него пыталась выяснить отношение между бытием и сознанием, теперь же ее задача – изменить мир. Это практическая роль философии. Теперь практика критерий истины. Основная цель философии – преодоление «отчуждения мышления и бытия» (кризиса мировоззрения), но это отчуждение преодолевается не в церкви и не в мышлении, а в промышленном производстве. Единственный класс, заинтересованный в изменении производства и как следствие – всего современного ему общества – промышленный пролетариат. Новая идеология призвана объяснить ему его состояние и единственно возможный выход – уничтожение капитализма и построение более совершенного общества – коммунизма.

Так как люди в общественном производстве своей жизни вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения, т. е. отношения производственные, то они занимают в этих производственных отношениях соответствующую классовую позицию (крестьянин либо феодал, раб либо рабовладелец, наемный рабочий либо собственник производства). По Марксу, именно способ материального производства обусловливает социальные, политические, духовные процессы жизни, т. е. не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание.

      В истории длительное взаимодействие производственных отношений и производительных сил в рамках способапроизводства (рабовладельческого, феодального, капиталистического) формирует социальную надстройку в виде государства и формы общественного сознания (политику, религию, науку, право, мораль). С необходимостью существуют переходные периоды (революции), в рамках которых развивающиеся производительные силы (орудия труда, люди) вступают в антагонистические, т. е. непримиримые отношения с устаревшими производственными отношениями. Единственный возможный выход из ситуации – взятие всей  полноты власти в руки прогрессивного на данный момент класса и смена всего способа производства вместе с надстройкой. Например, при переходе от феодализма как общественно-экономической формации к капитализму появляется собственник средств промышленного производства (капиталист). Он организует экономическую, социальную и политическую жизнь общества в соответствии со своими интересами. По мнению Маркса, капитализм конца XIX в. вступает в антагонистические (непримиримые) отношения с пролетариатом как классом, поэтому, задача пролетариата – не изменение государственного строя, а его уничтожение. Ф. Энгельс: «Государство есть ни что иное как машина для подавления одного класса другим и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии».

      В XX в. формируется альтернативный марксистскому «формационному» взгляду на причины развития общества – «цивилизационный» подход. А. Тойнби (1889–1975) утверждает, что история – нелинейный процесс зарождения, процветания, а затем гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Кстати, Россию он считал одной из таких цивилизаций.

 

Прагматизм

Основоположником прагматизма считается Ч. С. Пирс (1839–1914). Прагматизм (от греч. прагма – дело) утверждает, что философия должна иметь практическую направленность. Принципы прагматизма изложены в работах: «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление убеждения (иногда переводят «верования»)».

С известной долей условности можно утверждать, что прагматизм опирается на идею веры (убеждения). Вера – результат различных действий и сопутствующих им привычек. Осознание этих привычек и есть вера. Если разные веры приводят к одним и тем же действиям, то такое различие считается чисто внешним. Например, с этой точки зрения идеология германского национал-социализма ничем не отличается от советского интернационального социализма, т. к. и та и другая привела к массовой гибели людей. Этот «американский» прагматизм справедливо раздражает большинство россиян, потерявших близких во Второй мировой войне. Хотя и их критерии социальных действий понятны.

В философии Сократа, утверждавшего: «я знаю, что ничего не знаю», в метафизике Р. Декарта и др., незаменимую роль играл принцип сомнения. Сомнение разрушает веру, поэтому прагматизм видит цель человека в освобождении от сомнения достижением веры. «Деятельность мысли возбуждается сомнением и прекращается, когда верование достигнуто, таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли».

Исторически сложившимся методам формирования и закрепления веры как духовной способности – «методу упорства» и «методу авторитета» – прагматизм противопоставляет «методологию науки». Первый метод предполагает отсутствие самокритики, неприятие критики со стороны и «спокойную веру» в собственные взгляды. Второй опирается на авторитет семьи, церкви, государства и пр. Преимущество методологии науки в способности объяснять и предсказывать объективную рельность. Будучи потребителями системы образования мы усваиваем не факты и процессы той или иной сферы реальности – они быстро устаревают – а методы: описания, наблюдения, измерения,  эксперимента, сравнения, анализа, синтеза, логического вывода и пр. Сейчас это называют «компетенциями».

Эту роль образования особенно подчеркивал Дж. Дьюи (1859–1952). Цель современного знания – приспособление человека к среде, критерий – успешная деятельность в выбранной сфере. Его концепция получила название «инструментализма».

 

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. existential – существование) – направление в философии XX в., акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Исходным пунктом экзистенцфилософии считается философия С. Кьеркегора (1813–1855).

Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. Другими словами, если сущность человека рационально непознаваема (об этом свидетельствуют неудачные попытки философов на протяжении двух с половиной тысяч лет), то предметом философии, с их точки зрения, становится «физически-душевно-духовный человек целиком», со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», т. к. она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм – это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX в.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как личность, человек должен оказаться в «пограничной ситуации» – например, перед лицом смерти или другого глубокого переживания. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции», объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Основными понятиями такой философии были и остаются понятия «свободы», «личности», «выбора». Например, С. Кьеркегор настаивал, что ответом на «разбитое» и бессмысленное бытие мира должны быть страх и отчаяние, приближающее к Богу.Ж.. П. Сартр (1905–1980) утверждал, что отвращение к неразумному, вещественному, детерминированному, естественному, к привязанности к жизни является повивальной бабкой (условием) свободы. А. Камю (1913–1960) определял жизнь человека как «абсурд» из-за ее бессмысленности и безнадежности. Н. А. Бердяев (1874–1948) видел смысл жизни и проявление свободы в творчестве.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!