Особенности русской философской мысли



Самостоятельное творчество в области философии начинается в России во второй половине XVIII в. До XVIII в. философские запросы находили свое разрешение в религиозном мировоззрении. Поэтому эта философия рассматривается в разделе «Современные направления философии».

Первым русским философским произведением считается «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который был первым киевским митрополитом из русских (с 1051 по 1054 г.). До него на эту должность назначались греки.

XVIII в. – век европейского Просвещения – оказал влияние на русское мировосприятие. М. В. Ломоносов (1711–1765) – ученый энциклопедист. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология.

Ломоносов развивал идеи «корпускулярной физики», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц – атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

В философских взглядах П. Я. Чаадаева (1794–1856) присутствовал дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма. Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы.

Учение славянофилов – закономерный этап в развитии того философского умонастроения, которое появилось в России уже в XVIII в., а в следующем столетии стало альтернативой широкому распространению в обществе рационалистических теорий, прежде всего идей французского Просвещения.

Славянофилы А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856),  К. С. Аксаков (1817–1860) и др. стремились обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России. Основой общественной жизни считается ментальность и определяющая его народная религия. Истинной религией является православие.

ЗападникиА. И. Герцен (1812–1870), В. Г. Белинский (1811–1848),     Н. Г. Чернышевский (1828–1889) и др. выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т. е. буржуазному пути.

В последней трети XIX – начале XX в.в. формируется народничество. Одним из теоретических источников явился марксизм. Началом идеологии стали работы П. Л. Лаврова (1823–1900) и Н. К. Михайловского (1842–1904). Так, общественный прогресс, с их точки зрения, не некий общий принцип, а «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости».Крупным теоретиком народничества был сторонник анархо-коммунизма П. А. Кропоткин (1842–1921). Свою цель он видел в замене насильственных, централизованных форм общежития.

Л. Н. Толстой (1828–1910). В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы («непротивление злу насилием»), то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

В. С. Соловьев (1853–1900). Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений, как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорил, что личность и общество в целом – суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Юридические законы этого обеспечить не в состоянии, они способны ограничить лишь самые явные проявления зла, в то время как для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра. Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!