Философия Фалеса и Пифагорейского союза



Оглавление

 

 

Раздел I История философии                                                                    4

 

Раздел II  Современные направления философии                                    22

 

Раздел III Теоретическая философия.                                                        30

 

Тесты по всему курсу                                                                                       49

 

 Экзаменационные вопросы по философии                                                 52

 

 Список рекомендуемой литературы                                                            52.

 


Раздел I. История философии

 

Философия и мировоззрение

В рамках цивилизованных отношений, регламентируемых Всеобщей декларацией прав человека и гражданина 1948 г. Конституциями цивилизованных государств и документами исходными из них, один человек отличается от другого мировоззрением. Мировоззрение – духовная способность соотносить с собой окружающую реальность.

Со времени И. Канта (1724–1804 гг.) выделяют три духовные способности:

· Знание, отвечающее на вопрос: что я могу знать?

Обычно выделяют 2 уровня знания:

а) обыденное знание, формируемое в рамках естественных языков. Естественные языки – это система знаков, обслуживающих нашу (мою) интуицию. К ним можно отнести  русский, английский …, музыку, живопись и другие формы искусства. Обыденное знание завершается мудростью. Например, в форме афоризмов или классических произведений. По своей природе мудрость  противоречива.

б) научное знание – формируется с помощью искусственных языков, противоречащих нашей (моей) интуиции. К ним относят языки разделов математики, физики, права, правил дорожного движения, всевозможных инструкций и пр. Критерий, т. е. уровень освоения научного знания, фиксируют различные сертификаты, звания, должности, наличие  которых должно говорить об успешности решения проблем их обладателем в той или иной сфере деятельности.

Условием развития научного знания являются социальные системы дошкольного, школьного и профессионального образования.

· Вера – отвечает на вопрос: на что я могу надеяться?

Религия (religion; от лат. religare – «привязывать, укреплять, повторять» и «тщательно соблюдать что-либо») – одна из форм развития и закрепления веры как духовной способности.

Критерием развития веры, поощряемым большими социальными группами, является терпение (толерантность).

Одним из условий развития веры является искушение. В этом случае говорят, что взрослый человек, в отличие от ребенка, является искушенным человеком. В прагматизме – современном философском направлении, популярном в англоязычных странах – самым эффективным способом формирования веры является наука, а точнее, научная методология.

Недостаток развития веры, проявляющейся в несанкционированном поведении, компенсируется наказанием (моральным, правовым, административным). Разумеется, в цивилизационных сообществах наказание соответствует уровню развития цивилизации. В сообществах, которые мы сейчас называем цивилизованными, уровень развития, как здесь уже говорилось, определяется Всеобщей декларацией прав человека и гражданина 1948 г.

· Нравственность – отвечает на вопрос: что я должен делать? В рамках нецивилизованных отношений нравственность отождествляется с моралью.

   Мораль – форма контроля общественного мнения за поведением и образом мысли конкретного человека. В рамках цивилизованных отношений нравственность и мораль противопоставляются.                                                                          

Основная задача цивилизованных отношений – предоставить человеку возможность быть нравственным, т. е. быть личностью. Для этого существуют требования соблюдения прав человека: свобода передвижения, совести, собственности, вероисповедания, информации и т. д.

По характеру отношений между духовными способностями выделяют три типа мировоззрения:

v Обыденное (мифологическое). В нем мораль определяет знание и веру. В основе этого типа – консерватизм или приверженность традиции. Позитивность этой идеологии и, одновременно, оправдание ее массовости в том, что отказ от традиции может приводить к неоправданным рискам.

v Религиозное. В нем вера доминирует над нравственностью и знанием.

v Цивилизованное мировоззрение (философское, научное) – соответствует западноевропейским ценностям. В нем знание, вера и нравственность как духовные способности не связаны друг с другом.

Философия с момента возникновения и до сих пор призвана отвечать на наиболее общие вопросы, связанные с развитием знания, веры, нравственности. Например: возможно ли познание сущности вещей или только явлений? Если да, то, каким образом? Свободен ли человек или нет?

 

Генезис философии

Философия возникает впервые в 6 в. до н. э. в Древней Греции; переход от мифологического мировоззрения (обыденного) к научному (философскому) охватывает период с 6 в. до н. э. до 5 в. н. э. (по устоявшейся традиции этот переход называют переходом «от мифа к логосу»). Мифологическое мировоззрение отвечает на вопрос: «кто является причиной происходящего?». Логос (научное мировоззрение) отвечает на вопрос: «что является причиной происходящего?». Во втором случае человек мало, что может объяснить, но, объяснив, он одновременно сможет предсказать явления и процессы, делая их управляемыми и ожидаемыми.

Отправной точкой возникновения логоса, или науки, стало неадекватное решение древними греками кризиса мировоззрения (обыденного), вызванного предпоследним переселением народов. Адекватной реакцией на кризис мировоззрения, т. е. неспособность ответить на вопросы «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?» и «что я должен делать?», является ассимиляция. Она сводится к усвоению традиционных для данной местности религии, морали и знаний. Древние греки не смогли ассимилироваться, либо не сумели.

Аристотель (384–322г. до н. э.) писал, что после Девкалианова (всемирного) потопа немногие оставшиеся в живых вынуждены были искать средства к существованию. После этого они создали искусства (развитие технологий). На последнем этапе (третьем) они создали полисы и изобрели для них законы, позволяющие совместно проживать нескольким племенам («7 мудрецов»). Те, кто дал законы – мудрецы. Сторонники новых преобразований называли себя философами («любители мудрости»). Философы видели свою цель в пропаганде и разработке нового мировоззрения, особое внимание они уделяли языку (риторика, логика), психологии, этике и др. дисциплинам.

В целом античную философию в период с 6 в. до н. э. до 5 в. н. э. называют космоцентричной. Философы, осознав кризис обыденного мировоззрения, стремились навести порядок в душе, в семье, в обществе наподобие космического порядка: солнечное затмение, лунное затмение, смена времен года, времени суток. Переход от мифа к логосу поставил перед греками ряд специфических проблем, с которыми человечество еще не сталкивалось. Они разработали для их решения особые рациональные (научные) методы, которыми мы пользуемся до сего дня.

 

Философия Фалеса и Пифагорейского союза

Фалес – купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считается первым философом. Он впервые ввел научный термин – «материя». «Материя – это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда, в конечном счете, они возвращаются». Такого рода материей для него являлась вода, но не вода как воспринимаемая органами чувств (ощущениями), а как чисто умозрительное понятие (в современной интерпретации Н2O). Все рождается из этого первоисточника. Земля – плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Например, магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи, поэтому они имеют душу.

Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Они создают первые научные картины мира. У Анаксимандра материей является «апейрон» («неделимая», «постигаемая умозрительно»). Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля – цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Первовещество у Анаксимена – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.

Окончательное разделение умопостигаемого мира и мира, воспринимаемого органами чувств, происходит у Пифагора (6 в. до н. э.). После гибели Пифагора пифагорейский союз просуществовал до 4 в. н. э. Пифагор впервые создает искусственный язык для умопостигаемого мира. Таким языком послужил язык математики. Язык математики – средство для объяснения и предсказания любых процессов и явлений (в том числе веры и нравственности). Математический язык (научный) по определению пифагорейцев вечен, т. е.          у него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (как в естественном языке). Основа мира – не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок – прообраз общественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютизации чисел и геометрических фигур, приводила пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей – чет-нечет, правое-левое, мужское- женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от утверждений Гераклита). Мир дышит пустотой. Он состоит из взаимодополняющих стихий огня и воздуха.

 

Метафизика Парменида

Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия (что существует, а что только является мнением) и способами его познания. Разделил истину и субъективное мнение. Первое он назвал «Бытием», а второе – «Небытием». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую реальность и описывает свойства этой реальности:

1. Бытие закончено и совершенно.

2. Не имеет частей.

3. Не возникает и не уничтожается.

4. Неподвижно.

Тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, нельзя мыслить ни о чем.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

      Разработку умопостигаемого мира в целом начала Элейская школа. Основателем ее считается Ксенофан, он впервые затрагивает проблему веры и морали, он утверждал, что бог един, вечен и неизменен (монотеизм), он пытается рационально обосновать монотеизм, утверждает, что бог неподвижен, т. к. «ему незачем двигаться». Он един, т. к. в противном случае он не был бы в состоянии делать все, что хочет. Так как он один, «то он повсюду одинаков, повсюду слышит, видит и т. д.». Если бы это было не так, то одна часть была бы более могущественна, чем другая. «Так как бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара».

     Из абсолютной наполненности мира следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество – обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении – лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию как учение об истине, недоступной восприятиям.

Оппонентами Пармениду выступают сторонники Гераклита, утверждающие, что ничего не существует, кроме движения, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Парменид: «В одну и ту же реку можно войти сколько угодно раз». Таким образом, Парменид положил начало метафизике (идеализм), Гераклит положил начало диалектике и, в какой-то степени, материализму.

 

Диалектика Гераклита

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода в землю («путь вниз», который сменяется «путем вверх»). Сама Земля, на которой мы живем, была некогда раскаленной частью всеобщего огня, но затем остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Идея всеобщей изменчивости и движения.

Гераклит считал, что все непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего – Единое».

 

Классическая античная философия. Теория идей Платона 

     Годы жизни Платона (427–347 гг. до н. э.). Центром систематизации Платона, т. е. объединение мира, воспринимаемого органами чувств, и интеллектуального мира является теория идей (эйдосов). В соответствии с ней признается наличие трех родов сущего – вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи. В основе теории лежат две аксиомы (постулата):

· Существуют гераклитовские периоды (~16 тыс. лет), которые сменяют друг друга независимо ни от чего. Причем период деградации сменяет период развития и совершенствования и наоборот. Деградация и развитие относится ко всему, воспринимаемому органами чувств, вплоть до богов. Современность Платон относит к периоду деградации.

· Душа человеческая бессмертна и она являлась свидетельницей времени, предшествующего деградации. Путем припоминания в душе появляются идеи (эйдосы), с помощью которых человек ориентируется в пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств, существуют только благодаря сопричастности этим припоминаемым идеям. Таким образом нет идеи – нет вещи. Независимое от реальности существование идей называют объективным идеализмом.

В отличие от того, что мы называем «вещами», идеи носят позитивный характер. Например: существует идея (эйдос) «красоты»: «красивая лошадь», «красивая женщина», «красивый цветок», но не существует идеи «безобразия». Некрасивой (безобразной) лошадью, цветком и т. д. мы называем воспринимаемые именно сейчас вещи. Констатируя их деградацию, несоответствие собственным идеям. Задача философа (нового мировоззрения) – восстановить («припомнить») первоначальный замысел (идею) реальности. Вероятно, постижение этого разрыва между существующим и идеальным, желаемым привело к созданию таких жанров искусства, как поэзия и драматургия.

Философская школа призвана воспитать душу, для этого она должна навести в ней порядок, подобный явлениям космического порядка (см. выше).

Душа делится на три начала:

• разумное начало (познание);

• яростное начало (преодоление трудностей);

• страстное начало (чувство).

        Носителем души является конкретный человек, живущий среди других людей. Платон является первым социальным философом, проанализировавшим формы общежития людей – семью и государство.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!