Топика и жанровое мышление художника слова



Топика — раздел поэтики, изучающий, в отличие от фоники и стилистики (связанных преимущественно с поэтикой выразительности, поэтикой содержательных средств), образное строение произведения уже не на уровне отдельных ярусов и звеньев языкового материала, а на уровне целых текстов (произведений) и групп текстов. Это — преимущественно поэтика изобразительности (изображаемого и изображенного, поэтика оформляющегося содержания), ибо она охватывает такие крупные художественно-семантические, формально-содержательные категории, как тема, мотив, фабула, сюжет, конфликт, система персонажей, мотивировка действий и поступков, предметная изобразительность, жанри т. п.

Обе эти поэтики теснейшим образом связаны. Они — разные лики общей поэтики. Каждая имеет собственные недостатки: первая, например, может сделать уклон в сторону средств, художественное использование которых не подтверждаются семантикой того или иного контекста (произведения, группы произведений и т. д.), а вторая — в сторону семантики идей, тем, проблем, художественное оформление которых не подтверждается системой использованных средств, или в сторону общих художественных форм. А природа поэтики, как природа науки вообще, не терпит ни тотального обобщения, ни излишней детализированности и аспектуализации (специализации), ни вкусовой диффузии (смешения) понятий. Противоречия между этими специальными разделами поэтики снимают только относительно целостные формы живой интерпретации (см. об этом в 1-ой части), которые учитывают всю специфику словесно-художественного родовидового (жанрового) мышления, в том числе общего художественно-исторического мышления (см. ниже подраздел Теория художественно-литературного стиля). Поэтому начнем именно с этого.

Роды и виды художественной литературы (жанровое мышление писателя). В 1-ой части уже говорилось об эстетических категориях, получивших воплощение в конкретных видах, формах, жанрах словесного искусства. Родовидовое (жанровое) мышление писателя не исчерпывается категориями экспрессии и образности. В своем историческом развитии литература, как и другие искусства, создавала большое количество форм, в которых нашли свое специфически словесное выражение и другие эстетические категории, их сочетания и комплексы. Прекрасное и безобразное, высокое (возвышенное) и низкое, трагическое и комическое, сатирическое и юмористическое свойственно всем искусствам. Собственно литературными они становятся, приобретая дополнительно черты, порожденные специфическим родовидовым (жанровым) мышлением художника слова.

Функциональные и тематические разновидности литературы. Большинство традиционных литературных (шире — словесно-художественных) жанров были по-разному, но всегда более или менее полифункциональны по эстетическим свойствам и целям, отличаясь друг от друга спецификой тех или иных удовлетворяемых общих духовно-эстетических потребностей. Однако уже при своем зарождении литература, в отличие от фольклора, начала подвергаться и другим видам специализации.

Беллетристика. В связи с тем, что вычленилась научная литература, публицистика и другие виды литературного творчества, для которых художественная форма не была специфична, появилось понятие беллетристика (от франц. belles lettres— изящная словесность). В новое время произведения, не имеющие принципиального художественного вымысла и обобщения, но написанные, однако, в художественной форме (научные, биографические, педагогические и т. д.), называют беллетризованными. В широком смысле беллетристика — это современная художественная литература, в узком, наиболее употребительном, — художественная проза (роман, повесть, новелла).

Те, кто ценил в художественной литературе ее социальное содержание и воздействие (например, В.Г.Белинский), назвали беллетристикой "легкое чтение", то есть произведения, свободные от социальной проблематики. Столь же отрицательный оттенок имеет это понятие, употребленное в отношении произведений, сделанных по старым и общим литературным канонам, т. е. не имеющих достаточной художественной новизны. Употребление в этом значении не специфично для слова "беллетристика". С той же стилистической окраской П.Верлен говорил о "литературе" вообще, противопоставляя ее "поэзии".

Фантастика— один из любимейших жанров современного читателя. В ней представлены все спектры и уровни художественности — от беллетризации научно-теоретических построений, концепций и гипотез (например, повесть К.Э.Циолковского "Вне земли") до сциентизации (онаучивания) традиционной беллетристики. В 19 веке формируются три основных ветви современной фантастики — научная, социальная и сказочно-этическая. Она отвечает новым потребностям в развитии синтетических художественных форм и тем самым благостно влияет на развитие других видов и разновидностей художественной литературы.

Приключенческая литература связана со старыми жанрами (например, с авантюрным романом) но активно и самостоятельно развивается со времен романтизма. Этой разновидности литературы свойственны стремительность развития действия, остросюжетность, обилие моментов эмоционального напряжения, непременное наличие тайн, загадок, опасных путешествий, неожиданностей, преступлений (убийств, похищений и т. д.) и преследований.Можно выделить морские романы (Ф.Купер), историко-приключенческие романы А.Дюма-отца. Классику этого вида литературы составляют произведения У.Коллинза,

Начиная с новеллы Э.По "Убийство на улице Морг" (1841) возникает детектив, тип произведения, где тематической основой становится преступление, а сюжетно-композиционной — технология необычного, как правило, преступления и логика (индуктивная и др.) его раскрытия.

Все виды и жанры приключенческой литературы подверглись деформации в массовой и серийной литературе (особенно "шпионские страсти", военные и полицейские романы о суперменах, наглых веселых разбойниках и занудных сыщиках, произведения о современных Робин Гудах и Дубровских, космические похождения, вестерны, "ужастики"-триллеры и др.). Будучи психологическим наркотиком и средством стрессотерапии, эти произведения все чаще повествуют о наркоманах, проститутках и других деформированных личностях. На эволюцию формы этих произведений повлияли средства кино и телевидения (монтаж, наложение, смена и дробление планов и ракурсов и др.), где этот жанр очень популярен и подвергся особенно пагубной для литературной основы произведения сериализации.

Отдельными видами литературы стали художественная публицистика и эссеистика (см. Лит. энц. словарь).

С тех пор как в середине 19 в. была создана печатная база для изготовления больших тиражей беллетристики, снижающих себестоимость книг, появляется массовая и сериальная(равномерно сюжетно-композиционно распределяемая и рассчитанная на продолжение)литература — развлекательная, научно-художественная, "похожденческая", публицистическая, дидактическая, детская и юношеская и другая. В отличие от издающихся иногда большими тиражами отдельных произведений литературной классики и выдающихся произведений современности, массовая литература всегда целиком зависела от моды и спроса, в конкурентной борьбе гналась к созданию бестселлеров года или сезона, а потому постоянно теряла или вульгаризировала отдельные художественные завоевания предыдущих эпох (например, русская псевдоромантическая литература 1830-1840-х гг. без романтической иронии). Главным признаком массовой литературы является рассчитанная на массового читателя малая оригинальность — избитость, броскость или самоценная злободневность тем, штампованность или вычурность приемов, неестественные нравственные ограничения или вседозволенность, "правденка" и красивость вместо поэтизации реальной и субъективной жизни, идеала и красоты образа. Не создавая ничего принципиально нового, массовая литература всегда ориентировалась на упрощаемые ею жанрово-стилистические модели, созданные оригинальными большими писателями (например, Э.По, А.К.Дойлом, Ч.Диккенсом, О.Бальзаком, Ф.Купером, В.Скоттом). И в этой литературе есть свои классики, например, Э.Сю.

Тематические и функциональные тяготения создают разновидности литературного творчества на пересечении более глубоких и специфичных для эстетически словесного творчества категорий, сочетание которых дает нам сначала литературный род, а затем и более конкретную форму — литературный жанр.

Род — наиболее крупный раздел и характеристика литературного наследия. Он объединяет произведения по большой совокупности признаков, среди которых главные: а) тип речи (стих, проза); б) тип построения текста (полилог, повествование, описание, рассуждение и др. и их различные сочетания); в) уровень объективности/субъективности и объективированности тематики, проблематики, изображения предметного мира, состояния героя, рассказчика, автора и др.; г) характер и уровень экспрессии; д) степень широты пространственного и временного охвата и обобщения жизненного материала.

Литературные роды исторически возникают и развиваются при поэтапном внутреннем расчленении синкретического обрядового хорового действа, когда в нем выделяется носитель личного начала, сопоставимый по каким-либо свойствам с общеродовым началом, что в итоге закрепляется в создании менее синкретических жанров древнего искусства-действа, а затем, после распадения синкретического действа, и в собственно словесно-художественных жанрах (типах произведений). Каждый этап родовидовой эволюции характеризуется подвижным, но достаточно устойчивым сочетанием родового и видового. Но уже в эпоху классицизма возникают внутренние противоречия между родовой формой и традиционно свойственным ей содержанием — между эпосом и эпическим, между лирикой и лирическим, между драмой и драматическим. Так, например, лирика притязает на эпические темы и проблемы, а в комедию проникает лирическое начало. Романтизм восстанавливает и углубляет исконное назначение лирики, но концептуализирует (см. в 1-ой части понятие концепция) и драматические эпические жанры, лишая их тем самым важнейших исконных свойств (например, эпической объективности или драматической конкретности).

Многие литературные произведения 20-го века не поддаются традиционному членению на роды. Это связано с тем, что субъективное начало проникает в произведения с традиционно эпической или драматической тематикой (например, поэмы В.В.Маяковского), лирические жанры нередко несут эпическое обобщение (например, лирика О.Э.Мандельштама 1920-1930-х годов). При этом главные родовые признаки, соотношение субъективного и объективного, изобразительного и выразительного начал и т. д., приобретают второстепенное значение, а на первое место выдвигается жанровая новизна, при которой жанр определяется неповторимой совокупностью дифференциальных признаков (свойств).

Литературный род для художественной литературы 20-го века имеет нередко историческое и общекультурное значение, позволяющее воспитывать жанрово-эстетическое мышление и изучать историю искусства в плане родового/видового, изобразительного/выразительного, субъективного/объективного. Современная эстетика часто не придает былого значения родовому членению литературы, считая его порождением рационалистского, а потому внехудожественного подхода к уникальным произведениям. Однако всесторонняя исторически основательная интерпретация произведений словесного искусства, жанровое мышление писателя, да и вся вообще внутренняя словесно-художественная коммуникация невозможны без использования категории литературного рода.

Традиционно выделяются три рода художественной литературы — эпос, лирика и драма. Дальнейшая конкретизация родовидового мышления исторически связана с понятием жанра.

Жанр — устойчивый тип литературного произведения, объединяющий и идентифицирующий их по совокупности признаков, среди которых основные — принадлежность к какой-либо общеэстетической категории (комическое, трагическое, сатирическое и т. д.), к какому-либо роду, к какой-либо тематике, сюжету или проблематике (что нередко определяет и построение текста — например, в фантастике и детективе).

Характер жанра соотносится с объемом текста произведения, сложностью его структуры, "драматургией" экспрессии, характером образности, типом композиции.

Жанровое мышление писателя возможно благодаря исторически подвижным жанровым системам. Каждая эпоха, каждое литературное направление имеет свои жанровые предпочтения, приоритеты, жанровую эволюцию и новинки. Из совокупности старых, обновленных и новых жанров, среди которых есть доминирующие и наилучшим образом выражающие художественное своеобразие эпохи (см. ниже раздел Теория художественно-литературного стиля), складывается конкретная жанровая система, позволяющая писателю сочетать выработанное предшественниками формальное богатство и индивидуальное новаторство.

Несмотря на видимое отмирание некоторых жанров древней литературы, основные литературные жанры в целом обладают достаточной устойчивостью. До сих пор распространены, например, поэма, ода, басня, трагедия, комедия, роман, новелла.

Многообразие жанров литературы 20-го века связано с отсутствием литературных течений мирового уровня. Так, например, общекультурное и общеэстетическое движение, именуемое модернизмом, не имело общего и самостоятельного художественного фундамента, будучи совокупностью разнородных философских и философско-эстетических программ, объединенных более отрицанием, чем утверждением.

Почти все великие произведения — вне жанровых систем своего времени. "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве", "Фауст" Гете, трагическая комедия "Горе от ума" и драматическая комедия "Вишневый сад", роман в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина и поэма в прозе "Похождения Чичикова, или Мертвые души" Н.В.Гоголя, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, "Улисс" Дж.Джойса, лирические фрагменты Новалиса и Ф.И.Тютчева, монтажно-эпические стихи О.Э.Мандельштама.

Благодаря конкретности и отвлеченности понятия жанр (а в некоторых языках понятие жанр включает в себя и значение "род") все родовидовое мышление художника называется также жанровым мышлением. Жанры в самом конкретном смысле (как специфический набор дифференциальных признаков конкретных произведений) не составляют четких групп внутри рода, и все-таки для них характерно — и исторически, и синхронно — тяготение прежде всего к группировке по доминирующему родовому признаку. Так мы их и рассмотрим.

Эпос (эпический род литературы) и эпические жанры.Все произведения эпического рода объединяет организующая и доминирующая роль повествования, подчиняющая себе описание обстановки действия, облика персонажей и предметного мира, а также рассуждениеивыражение чувств.

Повествование как тип построения речи сочетается с репликами, монологами, диалогами и полилогами персонажей (в т. ч. внутренними), с несобственно-прямой речью. Но между собой эпические произведения отличаются прежде всего качеством повествования, отношением между способом ведения речи и изображаемыми событиями. Причем, эпический писатель всегда находится как бы на значительном (в том числе — временном)расстоянии от изображаемых им событий.

Личность повествователя как элемент структуры текста может отождествляться с автором текста или отделенным от автора текста рассказчиком, при этом рассказчик может иметь самое различное отношение к событиям и персонажам. Эпический автор — современник описываемых событий пишет о них по прошествии многих лет, он может намеренно скрывать свою причастность происходящему и свое реальное отношение к нему, опираясь на разнообразные источники, на исторические последствия, иногда даже как бы на "общий глас", объективно существующую оценку. Автора выдает или скрывает образ автора (см. в 1-ой части), ибо манера повествования неотделима от образа самого повествователя. С развитием авторско-индивидуальной литературы образ автора становится все более и более важной, а иногда и доминирующей характеристикой текста.

Эпический род литературы имеет свои корни, по-видимому, в синкретической мифологической поэзии. Древние поэтические тексты, с точки зрения позднейшего жанрового мышления, были нерасчлененными. Только условно их можно назвать лиро-эпическими. Так что первыми собственно эпическими произведениями являются эпические песни.

Нельзя не сказать и о притче, дидактическом жанремирового фольклора и литературы, близким по аллегоричности басне. Этот универсальный жанр сильно повлиял на развитие литературы своей символичностью, тяготением к глубочайшим религиозно-философским и этическим основам общечеловеческой жизни. В ней еще нет описательности будущей художественной прозы, действующие лица не имеют внешних черт и личностного характера. Но в ней есть начатки сюжетного построения.

Способность притчи охватить большие проблемы жизни в лапидарных рамках макрометафоры и символа привело в 19-20 вв. к тому, что появились произведения авторской литературы с признаками притчи (у Л.Н.Толстого, Ф.Кафки, Б.Брехта, Ж.П.Сартра, А.Камю, Ж.Ануя, Г.Марселя, У.Фолкнера и мн. др.).

Другим важным фольклорным и фольклорно-профессиональным источником литературных произведений эпического рода был героический (богатырский) эпос (эпопеи, былины, саги, руны и т. д.), как устный, так и книжный, записанный в древности, как в стихотворной, так и в смешанной форме (прозаический весьма редок). Наиболее знамениты — "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Махабхарата", "Рамаяна", "Беовульф", "Песнь о Роланде", "Джангар", "Алпамыш", "Манас", "Кёр-оглы", восточнославянские былины, южнославянские юнацкие песни, "Эдда", "Нартский эпос", "Эпос о Гильгамеше", "Калевала", "Давид Сасунский".

Еще один фольклорный источник эпического рода литературы — сказка, прозаическое чаще всего произведение бытового, волшебного или авантюрного содержания. В сказке всегда присутствует образ сказочника, а содержание — вне зависимости от соотношения с действительностью — воспринимается как фантазия, художественный вымысел. Наиболее древними были, видимо сказки о животных, имеющие связь с нравоучительными баснями. Широкое распространение получили литературные обработки сказок и собственно литературные сказки(А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, Н.Щедрин (М.Е.Салтыков), В.Гауф, Ш.Перро, Дж.Харрис, А.Н.Толстой, К.И.Чуковский, Е.Л.Шварц).

Роман — эпическое произведение большой формы, в котором центральным стержнем повествования является судьба отдельной личности или группы личностей, показанная в процессе развития и в широком контексте художественного пространства и времени. Хотя роман возник еще в античной литературе (произведения Харитона, Татия Лонга, Апулея), развиваться начал только в средние века. В позднем средневековье, когда получили распространение рыцарские романы (например, "Сказание о Тристане и Изольде") возникло и само название жанра, связанное с тем, что романы писались не на латинском, а на диалектах романского языка. Пародией на рыцарский роман и формой нового романа (насыщенного философским содержанием) явился самый знаменитый роман эпохи Возрождения "Дон Кихот" М.Сервантеса. В ту же эпоху родился и плутовской роман, где авантюрность сюжета сочетается с бытовым содержанием и сатирическим изображением (см. в 1-ой части раздел Сатира). В эпоху Просвещения различные линии развития романа (лично-психологическая, философская, авантюрно-бытовая и др.) начинают смешиваться и частично сливаться (например, в "Манон Леско" А.Ф.Прево), и появляются семейно-бытовой роман и романы о воспитании("Кларисса Гарло" С.Ричардсон, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.-Ж.Руссо). Романтический исторический роман создает В.Скотт. Социальный фон и содержание появляются, начиная с романов Г.Филдинга и Т.Смоллета, но развитие получают в литературе эпохи реализма (Стендаль, О.Бальзак, Г.Флобер, Ч.Диккенс, У.М.Теккерей). В дальнейшем возникнет натуралистический роман (Э.Золя), но с конца 19 века под влиянием русской социально-психологической литературы на Западе опять появляются романы с широкой сюжетно-временной "рамой" и "философией эпохи", романы о судьбах рода и общества, о трагедии семьи и десоциализированного человека и социально-исторических разломах (романы Дж.Голсуорси, Г.Манна, Т.Манна, Дж.Лондона).

Своеобразна судьба этого жанра в России. Хотя первые романические признаки появились уже в 17 веке (в "Повести о Савве Грудцыне") и развивались в произведениях конца 18 века (например, в повестях Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"), романы европейских "специализированных" типов не скоро прижились. Зато с 1820-х годов обнаружилась тенденция к оригинальным, не имеющим никаких аналогов, многопафосным формам концептуальных романов[30]: лирико-эпический роман в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина, роман-самоисследование "истории души" — "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, универсальный роман-поэма "Похождения Чичикова, или Мертвые души", психологическо-философский роман "Обломов" И.А.Гончарова, философский роман-эпопея (начиная с романа Л.Н.Толстого "Война и мир"), социально-психологические и философские одновременно романы Ф.М.Достоевского. Выдающейся работой о теории романа является "Необыкновенная история" И.А.Гончарова, отмечающая (хотя и в сутяжно-параноидальной форме) начало влияния и пророчески предвосхищающая огромное влияние русской психологической прозы на развитие мировой литературы.

Есть самые различные классификации романов — синхронные и диахронические, по системе композиции изложения материала и по типу или стилю доминирующей речи, по тематике и др. Литература знает эпистолярный роман, роман-дневник, роман-автобиографию, путевой роман (роман-путешествие, путевые записки), сатирический, авантюрный (плутовской), криминальный, психологический, философский, нравоучительный (моралистический), исторический, фантастический, утопический (социально-фантастический), антиутопический (сатирический социально-фантастический), научно-популярный, публицистический, лирический роман, роман-триллер (готический и др.), семейно-бытовой, дамский и др.

Повесть — жанровое понятие, происхождение которого связано со всяким повествованием о реальных событиях. Формирование понятия повести как жанра нового времени было вызвано необходимостью обозначить эпическое прозаическое произведение среднего объема — между романом и рассказом (и новеллой).

Повествовательный момент в повестях, идущих от древних эпических (дороманных) традиций, как правило, преобладает надо всеми другими. Обычно это — произведения с одной хроникальной (например, биографической) канвой, без сложно переплетенных сюжетных линий, без установки на целостное художественное исследование эпохальных черт или даже всей "философии эпохи": "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника" С.Т.Аксакова, автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого, "Пошехонская старина" Н.Щедрина, "Очарованный странник" Н.С.Лескова, "Степь" А.П.Чехова, "Жизнь Арсеньева" И.А.Бунина.

В 20 веке границы между романом и повестью в русской литературе также начинают стираться, что соответствует западному типу развития системы эпических жанров, где разница в объеме произведений не так сильно коррелирует с уровнем художественного вымысла и сложностью сюжетных построений. Первым симптомом этого стала "Жизнь Клима Самгина" М.Горького.

Понятия новелла, рассказ и очеркхарактеризуют группу малых эпических жанров нового времени.

Уже в эпоху Возрождения (Дж.Боккаччо, Дж.Чосер, М.Сервантес) в связи с новым самоопределением человека возникла потребность в малой повествовательной форме, способной вместить в спрессованном виде большое и сложное жизненное содержание. Для этого из всей сюжетной линии выделялись наиболее яркие, захватывающие звенья, ситуации, или специально избирались исключительные, парадоксальные, загадочные сюжеты.

Новелла, посвященная драматической и трагической иронии судьбы нового волевого человека, была одним из ведущих жанров литературы европейского романтизма (Л.Тик, Г.Клейст, Э.Т.А.Гофман, П.Мериме, Э.По; Н.В.Гоголь). Классики новеллистического жанра в новейшее время — Г. де Мопассан, А.П.Чехов, Л.Н.Андреев, О.Генри, Л.Пиранделло, С.Цвейг, И.А.Бунин, В.В.Набоков, Г.Белль, Акутагава Рюноскэ, Ш.Андерсон.

Новелла эволюционировала под влиянием возникшего в конце 18 века жанра рассказа. (Есть точка зрения, что малый повествовательный жанр один. Для удобства его надо называть "рассказ" и различать две основных формы — новеллистическую (конфликтно-повествовательную) и очерковую (описательно-повествовательную) (см. Лит. энц. словарь, с. 318). Однако удобство — категория не исторической поэтики). Рассказ — своеобразный жанр, по разному воспринимаемый в разных жанровых системах. В русской литературе, например, он с 1840-х гг. (начиная с "Записок охотника" И.С.Тургенева) занимает существенное место, отличаясь и от европейских новелл не только большей описательностью и повествовательностью, но и конкретно большей нраво- и бытоописательностью, а также социально-психологической направленностью и концептуальностью, роднящими его с художественным и даже строго документальным очерком (жанром публицистики). Концептуальность философствующей публицистики и художественные свойства рассказа, перенесенные на документальный очерк, привели в настоящее время к смешению жанров, к поэтике "жареных фактов", ибо творческая фантазия отстает от того, что творится в реальной действительности, в страшных снах наяву.

Лирика.Начиная с Гегеля лирический род литературы выделяется на основании первичности в произведении субъекта высказывания и его отношения к изображаемому, его самовыражения. Главным персонажем лирического произведения признается сам автор, его внутренний мир. И это не противоречит сути искусства, единству творчества, исполнения и восприятия и другим его законам. Напротив, именно в лирической форме, несущей прежде всего непосредственное переживание, может быть вмещен максимум общечеловеческого содержания. Именно в произведениях лирических жанров, независимо от времени и места их создания, читатели находят наибольшее количество вечных тем и мотивов. Лирика наиболее наднациональный род литературы. Поэтому даже лирик-националист, в отличие от эпика-националиста, общечеловеческое явление.

В лирическом творчестве субъект и объект могут совместиться в одном лице благодаря особому образу автора, совпадающего с образом героя, то есть благодаря лирическому герою. Лирический герой может иметь все физические, психологические и биографические черты автора (например, в поэзии Г.Гейне), а может резко отличаться от него (например, гуляка-ринд в рубайате О.Хайама, православный монах в “Часослове” Р.М.Рильке). Он может даже повлиять на жизнь автора (не говоря уже о восприятии его образа), пристав к нему в качестве маски (например, лирические герои поэзии А.А.Блока). Он может быть сквозным и вариативным, многообразным. Но во всех случаях это — литературный герой, литературный характер, далекий от своего творца, даже если он сам является его прототипом. Это “"я" сотворенное” (М.М.Пришвин). Понятие "лирический герой" было сформулировано и введено в литературоведческий обиход поздно, только в 1920-е гг. Но явление это древнее. Современный же лирический герой с основными его личностными чертами появился еще в романтической литературе, когда герой впервые рискнул заглянуть в себя.

Лирика — это прежде всего лирическая поэзия, то есть лирические стихотворения (а также лирические поэмы и даже лирические романы в стихах). Есть, однако, и лирическая проза (стихотворения в прозе — И.С.Тургенева, А.Рембо, Г.Тракля, Г.И.Иванова; лирические рассказы, повести, романы, автобиографии, дневники и т. д.), и — в 20 веке — лирическая драма (М.Метерлинк, А.А.Блок).

Существует множество способов классификации лирических произведений. Наиболее распространены классификации по темам (гражданская, философская, любовная, пейзажная, историческая и т. д.), мотивам (радости жизни, одиночества, независимости личности, творческого самоопределения и т. д.), жанрам (ода, элегия, дифирамб, фрагмент и т. д.), уровню рефлексии (медитативная — размышляющая о вечных проблемах бытия, суггестивная — внушающая эмоциональное состояние автора и др.). Тематическая классификация лирики важна, но начиная с поэзии эпохи романтизма очень условна, а по отношению ко многим поэтам и произведениям не применима вовсе. За тематическими предпочтениями могут стоять глубинные мотивы лирического творчества, которые и находят жанрово-стилистическое оформление вне зависимости от вербально заявленной (декларированной) автором тематики и проблематики. Среди всех многочисленных мотивов лирики автора или направления могут быть доминирующие, объединяющие (например, мотивы свободы, понимания и судьбы личности у М.Ю.Лермонтова).

Произведения фольклорной лирики (песни, причитания и др.) делятся тематически-функционально — на обрядово-бытовые и календарно-обрядовые: девичьи, свадебные, похоронные, рекрутские и т. д., по способу исполнения — на плясовые, игровые, хороводные, колядные и др.

Субъективно-личностное начало лирики в своем выражении выдвигает на одно из первых мест особенную мелодическую и гармоническую оформленность, при которой реализации типовых интонационных конструкций изменяются, а сквозные ритмоинтонации приобретают дополнительную семантическую нагрузку (см. выше раздел Стих и проза как типы художественной речи).

Лирику, помимо лаконизма и лапидарности средств, характеризует семантическая емкость, многоплановость, афористичность, значительно большая иносказательность, метафоричность, перифрастичность и ассоциативность, тяготение к пониманию в больших контекстах (лирических циклах), в новое время — к относительно сознательной циклизации. Многомерная циклизация привела к созданию жанра лирической книги (первый образец — "Книга песен" Г.Гейне, 1827).

Судьба выращенного лирическим родом лиризма в новое и новейшее время удивительна. "Лирическое Я", "лирическая дерзость", "лирический произвол" захватили даже крупные произведения эпических жанров, определили развитие психологического романа, драматургии, вышли за пределы литературы — в историографию, экономику, социологию, политику, публицистику, педагогику, информатику. Ибо уже на излете романтической эпохи было сказано: "История души отдельного человека едва ли не интереснее истории целого народа" (М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени", 1840).

Драма. Особенность драмы как литературного рода в том, что она является синтетическим видом искусства — принадлежит одновременно литературе и театру. Она родилась при слиянии пантомимы со звучащим текстом. Являясь литературной основой сценического действия, спектакля, драма во всех своих разновидностях и формировалась в ходе исторического развития театрального искусства, испытывая параллельно воздействие других родов и видов словесного творчества и влияя на них (даже порождая некоторые виды).

Общее в эпических и драматических произведениях[31].

Произведения разных родов различаются не только по доминирующему пафосу и сочетаниям видов образности. Различия есть и в широте тематического диапазона, и свойственной им проблематике, в сюжетных, композиционных, жанровых, стилистических характеристиках. Однако очень важно понять то общее, что может объединять произведения разных родов, видов, жанров литературы.

Темой, верней — тематической структурой, обладает каждое произведение, даже заумное. Тема может быть единой, варьироваться или логически сменяться в частях произведения, обнаруживая принадлежность к более широкому и обобщающему тематическому единству.

Часто декларированная (объявленная) автором и объективно заложенная сюжетом тема перекрывается в изложении внутренней мотивированностью сюжетного движения. Поэтому может возникнуть взаимнопереходная двусюжетность и двуконфликтность (например, "внешний", любовный, и "внутренний" — столкновение личности и общества — конфликты "Горя от ума" А.С.Грибоедова).

В выборе темы писатель может исходить из самых разных побуждений — из того, что она является вечной, или интересна, актуальна, злободневна для большинства читателей (слушателей, зрителей) в данный исторический момент, или она так волнует автора, что он хочет художественно заразить ею, вызвать, воспитать интерес к данной тематике (тогда говорят об открытии писателем новой темы), или эта тема традиционна для данного излюбленного писателем жанра, а также из других побуждений.

Многие темы традиционно избираются для произведений определенного вида экспрессии, пафоса (например, трагического или комического) и типа образности (например, сатирического или юмористического).

Именно экспрессивно-эмоциональная окрашенность, соотношение с жанро-видовыми характеристиками и способность вместе с центральной, сквозной мыслью (идеей) произведения определять и объединять содержание, значение отдельных частей, элементов этого произведения (вплоть до системы контекстуальных значений отдельных слов и актуального, контекстно-логического членения фраз) делает тему в широком смысле темой художественного произведения, предпосылкой и одной из основ художественной структуры произведения.

Но для этого необходимо еще и особенное расположение элементов тематической структуры.

Фабула — "совокупность событий в их внутренней связи" (Б.В.Томашевский). Именно внутренняя связь содержания событий дает возможность автору устанавливать связи между событиями вне их последовательности и даже в композиции отступать от хронологической последовательности изложения событийного ряда (например, в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени").

Фабула (также как сюжет, конфликт, интрига, коллизия) свойственны большинству эпических, лироэпических и драматических произведений. Однако среди них могут быть произведения со слабой фабулой или даже как бы бесфабульные, построенные на описаниях, хронике, поучениях, размышлениях, переживаниях и т. д. Бесфабульность характерна для лирической поэзии, где аналогом событийному ряду является "история души", история чувства, система состояний, "драматургия" экспрессии.

И лирическое произведение (например, лирическое стихотворение) можно построить как диалог или даже сцену ("Мария" Р.М.Рильке, "Нервы" И.Ф.Анненского), наполнить описаниями природы, облика лирического героя, обстановки, то есть ввести в лирику действующих лиц, персонажии сюжет. Но всестороннее изображение людей и человеческой личности (поведение, наружность, миропонимание, психический склад и т. д.) возможно только в произведениях, повествующих о людях, личности или показывающих их в действии и так или иначе вскрывающих генетическую, социальную, конкретно-историческую и индивидуальную причинность и мотивацию их облика и действий, т. е. в произведениях эпического и драматического родов.

Сюжет (от франц. sujet — тема, предмет) как понятие имеет несколько значений, из которых нам важны два. С одной стороны, это взаимосвязанная совокупность изображенных в произведении событий, то есть жизненный сюжет как материал произведения (ср. выше фабула), с другой — "художественное распределение событий в произведении" (Б.В.Томашевский). Второе понятие связывает тему произведения с его композицией. Если фабулой могут служить любые действительные события, любые смоделированные (типологизированные) и даже целиком вымышленные действия, ситуации и обстоятельства, то сюжет — "литературная комбинация фабулярного материала", "всецело художественная конструкция" (Б.В.Томашевский).

Композиционный прием (или система приемов), объясняющий ход повествования в эпических произведениях и в их частях или порядок смены эпизодов и сцен в драме, получил название мотивировка (см. № 2). Мотивировкав разные эпохи и у разных авторов была разной в зависимости от жанра и стилистической доминанты (классицистической, романтической, реалистической и т. д.), создающей иллюзию исторической и психологической достоверности или реальности невероятного. Художественный замысел автора включает и типологизирует образцы немотивированного предыдущим контекстом (импульсивного, гипнотического, случайного и т. д.) поведения героев (персонажей) и развития событий. Но в контексте всего произведения мотивировка конкретного сюжетного движения вскрывается либо переходит на более высокий уровень.

Немотивированность действий и поступков может быть одной из тем и отправных моментов художественного произведения — например, в литературе, изображающей "поток сознания" (М.Пруст, Дж.Джойс), в драме абсурда (С.Беккет, Э.Ионеско) или в т.н. "новом романе" (Н.Саррот и др.), а также в слабосюжетных и во внешне бессюжетных произведениях (например, "Процесс" Ф.Кафки). В таком случае мотивированность переходит на уровень "драматургии" экспрессии (как, например, в суггестивной, бессобытийной по природе, лирике) или на уровень самоценной логики развития художественной идеи (как, например, в медитативной лирике). 

Сюжетность свойственна не только литературе, но и театру, кино и многим другим искусствам. Как мы уже говорили выше, в лирике ее может не быть вообще (вернее там есть сюжет чувства и композиция экспрессии). Но в двух других литературных родах сюжетность (как композиция фабулы) — важное свойство, имеющее свои особенные формы. И в эпосе, и в драме сюжет составляют действия персонажей.

Персонажи, их количества и функции бывают различные. Это могут быть и люди, и звери, и растения, мифологические и вымышленные существа, но это все "персоны" (от лат. persona) — сначала актерские маски, затем лица — действующие лица, герои. Персонаж может быть единственным, ведущим, главным (литературный герой) и второстепенным. Он может определять сюжет и композиционное построение, все стилистические средства. Или входить в систему подчиненных, противопоставленных друг другу действующих лиц (бинарную, тернарную и т. д.) или в сложный художественный организм равно важных и не существующих другу без друга персонажей, являющихся как бы одним лицом-героем (герой-среда, например, чиновничество в "Ревизоре" Н.В.Гоголя). Литературный герой понимается обычно как целостный образ-характер, раскрытый в достаточной полноте своих качеств, своей личной судьбы, а с эпохи романтизма — и в полноте проявлений своего внутреннего мира. Бывают идеальные герои (эпических произведений), положительные и отрицательные герои, реалистические и вымышленные, оригинальные (внетиповые) и типизированные (вечные образы и герои своего времени). Герой, в основе характера которого некий исторический жизненный тип (т. н. "лишний человек" в русской литературе 1830-1840-х гг., "маленький человек" в европейской литературе конца 19 века или молодой человек "потерянного поколения" 1920-х и т. п.), не сочетающий в себе вечный образ и героя времени, легко социологизируется (представляется как общественный тип, являясь прежде всего психологическим). Литературный герой может быть выражением концепции писателя, которая легко выясняется в сравнении героя с его прототипом (таковы многие герои романов Л.Н.Толстого), а может быть выражением процесса духовного поиска писателя (таковы, по мнению М.М.Бахтина, как бы независимые от автора и находящиеся в диалоге с ним герои полифонических романов Ф.М.Достоевского). К герою произведения "негероического" времени применяют иногда понятие антигерой. Пассивность действий такого героя выкупается активностью отрицательного героя-среды и позиции автора, извлекающего из такого героя последние проявления человеческого, а иногда и по-христиански возвышающего своего героя до экстатического героизма.

Персонаж в драматических театральных жанрах всегда событийно действующее лицо, а не только видимое и кем-либо описываемое. В недраматических жанрах литературы может быть и лишь только описываемое, в том числе в его внесюжетных действиях и вне конкретной реальности события, лицо, то есть без показа поведения, в частности — речевого поведения. Персонаж, описанный и показанный преимущественно в его состояниях, близок к лирическому герою (см. выше).

Лироэпика. К особому виду литературы, сочетающим признаки эпоса и лирики, следует отнести произведения соответственно называются лироэпическими, или лироэпикой. Сюжетное повествование в них неотделимо от эмоциональной оценки и открытых размышлений автора, образ которого тем самым приобретает черты лирического героя, хотя лирическое Я сочетается в таких произведениях с эпическим МЫ (таковы, например, поэмы Б.Л.Пастернака, поздние поэмы В.В.Маяковского, "Анна Снегина" С.А.Есенина).

Лиро-эпическое начало присутствует и в лирических отступлениях эпических произведений ("Евгений Онегин" А.С.Пушкина), в лирической прозе. Оно нередко проникает в произведения исконно лирических жанров (например, в одах М.В.Ломоносова и сатирических одах Державина), но особенное жанровое выражение это начало получило в балладе и поэме.

Баллада возникла в англо-шотландской народной поэзии 14-16 веков. Это были произведения легендарных героях (например, о Робине Гуде) и войнах, во многом сходные с народными испанскими песнями (романсами), русскими былинами и историческим песнями разных народов. Интерес к этим формам народного творчества (сборники английских народных песен Т.Перси, "Волшебный рог мальчика" Л.Арнима и К.Брентано), способствовал появлению литературной (романтической) баллады (Р.Саути, Ф.Шиллер, И.-В.Гете, В.А.Жуковский, А.Мицкевич, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой и др.). Философский характер романтической балладе придал Е.А.Боратынский. Возрождение жанра связано с неоромантизмом (В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев). Жанр баллады был популярен в русской поэзии также во время гражданской и второй мировой войны.

Поэма — исконно эпическое безымянное, а затем авторское произведение (см. Эпос, эпопея), возникшее, по-видимому, из слияния форм ряда эпических песен. После длительной эволюции, давшей дидактическую, сатирическую и другие разновидности поэмы, этот жанр уже с эпохи раннего романтизма стал характерной большой формой лироэпики (поэмы Дж.Макферсона и В.Скотта). С расцветом романтизма этот жанр приобретает социально-философский характер (поэмы Дж.Г.Байрона и А.С.Пушкина). На излете романтизма возникает высший, синтетическо-многослойный вариант поэмы, совмещающий философский, исторический и психологический планы ("Демон" М.Ю.Лермонтова). Синтетичность жанра поэмы, ее способность сочетать многие типы и стили стихотворной речи (в том числе драматической), широкий диапазон тематики (философская, социально-историческая, социально-этическая, лично-психологическая и т. д.) и экспрессии сделали поэму в 20 веке одним из самых продуктивных, хотя и очень противоречивых по сочетаниям признаков жанров мировой художественной литературы. Ни одно другое произведение литературы не способно, как это может поэма, снабдить, например, монументальность исторического содержания с лирическим пафосом, а интимно-личное переживание соотнести с катастрофичностью мировой жизни. Для подробной классификации видов поэмы понадобилось бы отдельное учебное пособие.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!