Эволюция повседневной культуры в процессе цивилизации



 

1. Чем отличается античная забота о себе от современной педагогики?

2. Охарактеризуйте техники работы с телом: гимнастика, диэтика, аскетика.

3. Какова роль общественных пространств и символов в римской империи?

4. Опишите заботу о душе и пастырство плоти в христианской культуре.

5. Какова роль храма и рынка в формировании средневековой менталь‑ности?

6. В чем состоит различие этосов рыцаря и придворного?

7. В чем состоит цивилизующее значение придворного общества?

8. В чем состоят особенности предпринимательского сословия?

9. Какова роль протестантской этики в становлении капитализма?

10. Что означает «разволшебствование мира»?

11. Охарактеризуйте изменения в устройстве городов в эпоху нового времени. Какова роль газет, журналов, театров и других учреждений культуры в формировании публики, общественности?

12. Какие изменения в человеке произошли в результате борьбы за комфорт?

13. Каковы причины бегства в города?

14. Раскройте взаимосвязь индивидуализма и изменений в структуре жилища.

15. В чем состоят особенности менталитета жителей Москвы и Петербурга?

 

Основные формы повседневной культуры

 

16. Какова роль дома в процессе цивилизации человека?

17. Раскройте антропологические изменения эволюции жилища от дома к квартире.

18. Опишите особенности и эволюцию медиумов любовной коммуникации.

19. Каковы основные этапы изменения различий мужского и женского в культуре?

20. Охарактеризуйте культуру еды и гостеприимства в традиционном и современном обществах.

21. Является лицо продуктом природы или культуры?

22. В чем состоят особенности межличностного общения?

23. Охарактеризуйте антропологическое значение музыки.

24. К каким изменениям человека и общества привело формирование письменной культуры? Раскройте иммунное значение родной речи.

25. Опишите эволюцию форм коммуникации в истории культуры.

26. Как изменилась повседневная культура в эпоху масс‑медиа?

27. Какова роль рекламы, моды, рынка в изменении образа жизни людей?

 

Литература

 

 

Основная литература

 

Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992.

Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Марков Б. В. Сердце и разум: история и теория менталитета. СПб., 1993.

Марков Б. В. Храм и рынок. СПб., 1999.

Марков Б. В. Знаки Бытия. СПб., 2001.

Марков Б. В. Икона и экран: Русская философия в эпоху масс‑медиа // Русская философия. Новые исследования и материалы. СПб., 2001.

Марков Б. В. Метафизика лица и голоса П. Флоренского // Вече. Альманах русской философии и культуры. № 13. СПб., 2002.

Марков Б. В. Образование и познание в процессе цивилизации // Онтология возможных миров. СПб., 2001.

Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Фуко М. Забота о себе. СПб., 1999.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1, 2. М., 2001.

 

Дополнительная литература

 

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2001. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1998. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

Милюков П. С. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

Макинтайр А. После добродетели. М., 2000.

Марков Б. В. Новая Россия: изменение менталитета // Вече. СПб., 1995.

Марков Б. В. Повседневность и теория познания // Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.

Марков Б. В. Живое и мертвое // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 1.

Марков Б. В. Экономический порядок и право в структурах российской повседневности // Вече. Вып. 7. СПб., 1996.

Марков Б. В. После оргии. Предисловие // Бодрияр Ж. Америка. СПб., 2000.

Марков Б. В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Марков Б. В. Реквием сексуальному // Ж. Бодрийяр. Забыть Фуко. СПб., 2000.

Марков Б. В. Интеллигенция и истина // Очерки по философии и культуре. СПб., 2001.

Марков Б. В. Трансцендентальная феноменология с телекоммуникативной точки зрения // Я. Слинин и мы. К 70‑летию проф. Я. А. Слинина. СПбГУ. 2002.

Мэмфорд М. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. Ницше Ф. Генеалогия морали // Соч.:В2 т. М. 1990.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Пыляев М. И. Старый Петербург. СПб., 1989.

Рено А. Эра индивида. СПб., 2002.

Ролз П. Теории справедливости. Екатеринбург. 1995.

Теннис Ф. Общность и общество. СПб., 2002.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Фукс Э. История Нравов. М., 1997.

Фуко М. Воля к знанию. М., 1998.

Холье Д. Кровавые воскресенья // Танатография Эроса. СПб., 1994.

Duhr P. Muthos uber Prozess der Zivilisation. Bd. 1–4 B. 1995–1999.

Waldenfels B. Der Stachel des Fremden. Fr. a. M., 1990.

 

Темы контрольных работ

 

1. Традиционная культура и процесс цивилизации.

2. Культура стыда и культура чести.

3. Формы близких взаимодействий людей: общество и общность.

4. Свое и чужое.

5. Дом, очаг, стены.

6. Еда: разделенное удовольствие.

7. Антропология лицаи Бытие лицом к лицу.

8. Песня Муз и Сирен: антропология музыки.

9. Одежда и нагота.

10. Антропология запаха.

11. Моральные нормы и повседневное поведение.

12. Цивилизационный процесс и эволюция нравов.

13. Сети порядка в истории цивилизации.

14. Насилие и принуждение.

15. Культура и тело.

16. Дисциплинарные пространства.

17. Воспитание и образование.

18. Забота о душе.

19. Мораль и моральное сознание.

20. Человек и Бог.

21. Дух и плоть.

22. Сердце и разум.

23. Христианская мораль.

24. Исповедь и признание.

25. Ад, рай и чистилище.

26. Формы солидарности в феодальном обществе.

27. Сословная мораль.

28. Храм и рынок.

29. Этос рыцаря и буржуа.

30. Придворное общество.

31. Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина.

32. Роль протестантской этики в становлении капитализма.

33. Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса.

34. Этикет, манеры, стиль поведения.

35. Дисциплина и надзор у М. Фуко.

36. Общество контроля Ж. Делеза.

37. Коммунальные и индивидуальные пространства существования.

38. Проблема этнических конфликтов.

39. Право и мораль.

40. Нигилизм. Критика религии и гуманизма.

41. Имморализм.

42. Сети порядка современного общества.

43. Либеральная этика.

44. Права человека и государственные добродетели.

45. Солидарность и справедливость.

46. Коммунитаризм и индивидуализм.

 

Вопросы к зачету

 

1. Традиционная культура и процесс цивилизации.

2. Культура стыда и культура чести.

3. Формы близких взаимодействий людей: общество и общность.

4. Забота о теле в античной Греции.

5. Дом, очаг, стены.

6. Еда: разделенное удовольствие. Антропология лица. Бытие лицом к лицу.

7. Песня Муз и Сирен: антропология музыки.

8. Одежда и нагота.

10. Антропология запаха.

11. Моральные нормы и повседневное поведение.

12. Цивилизационный процесс и эволюция нравов.

13. Сети порядка в истории цивилизации.

14. Формы насилия и принуждения в эпоху абсолютизма.

15. Культура и тело.

16. Дисциплинарные пространства раннебуржуазного общества.

17. Дух и плоть в практиках христианской аскезы.

18. Воспитание и образование.

19. Храм и рынок в эпоху Средневековья.

20. Мораль и моральное сознание.

21. Сердце и разум.

22. Христианская мораль и нравы.

23. Исповедь и признание.

24. Ад, рай и чистилище.

25. Формы солидарности в феодальном обществе.

26. Сословная мораль.

27. Храм и рынок.

28. Этос рыцаря и буржуа.

29. Придворное общество.

30. Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина.

31. Роль протестантской этики в становлении капитализма.

32. Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса.

33. Этикет, манеры, стиль поведения.

34. Дисциплина и надзор у М. Фуко.

35. Коммунальные и индивидуальные пространства существования.

36. Проблема этнических конфликтов.

37. Право и мораль.

38. Права человека и государственные добродетели.

39. Солидарность и справедливость.

40. Коммунитаризм и индивидуализм.

41. Общество контроля Ж. Делеза.

42. Сети порядка современного общества.

43. Забота о себе в римской культуре.

44. Антропология города.

45. Метафизика любви в русской философии.

 


[1] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993. С. 207.

 

[2] К такому выводу пришел П. Слотердайк, который в своих последних работах выступает за защиту техники от моральных оценок. Именно они являются устаревшими и требуют изменения. См.: Sloterdijk P. Nicht gerettet. Versuche nach Heidegger. Fr. a. M., 2001.

 

[3] См.: ДюмонЛ. Homo Hierarchicus. СПб., 2001.

 

[4] Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск, 1998. С. 245.

 

[5] Уайт Л. Наука о культуре: Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 142.

 

[6] Там же.

 

[7] Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 232.

 

[8] См.: Дюмон Л. Указ. соч.

 

[9] См.: Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев // Кляйн М., Айзекс С., Рай‑вери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 1998. С. 385.

 

[10] См.: Sloterdijk P. Spaeren II. Globen. Fr. a. M., 1999. S. 203.

 

[11] Платон. Филеб // Платон. Соч. Т. 3 (1). С. 86.

 

[12] Платон. Федон // Платон. Соч. Т. 2. С. 16.

 

[13] Фуко М. Забота о себе. Киев; М., 1998. С. 93–94.

 

[14] Elias N. Uber den ProzeB der Zivilisation // Soziogenetische und psychogenetische Unter‑suchungen. Bd. 2. Suhrkamp, 1976. S. 314.

 

[15] См.: Elias N. Uber den ProzeB der Zivilisation. S. 225.

 

[16] См.: Оссовская M. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

 

[17] См.: Elias N. Uber den ProzeB der Zivilisation. S. 92.

 

[18] См.: Канторович Е. Средневековые процессы над ведьмами. М., 1912.

 

[19] Dorner K. Burger und Irre. Fr. a. M., 1969. S. 27.

 

[20] Foucault M. Wahnsinn und Gesellschaft. Fr. a. M., 1969. S. 71.

 

[21] См.: Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996. С. 23.

 

[22] Лоренцер А. Археология психоанализа. C. 37.

 

[23] См.: Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 279.

 

[24] См.: Sennet R. Stein und Fleisch. В., 1997. S. 234.

 

[25] Эта картина сохранилась в виде иллюстрации к произведению маркиза де Сада «Философия в будуаре».

Если Людовик XV действительно был наделен завидным темпераментом, то у его наследника, Людовика XVI, огонь желания тлел лишь слабым пламенем. Семь лет его брак с габсбургской принцессой Марией Антуанеттой оставался бесплодным. Только после того, как ее брат, позже император Иосиф, приехал инкогнито из Вены и заставил деверя обследоваться у врачей, было устранено сужение крайней плоти (Phimose), после чего первый ребенок (из четырех) не замедлил появиться на свет. Но и потом Людовику XVI больше нравилась охота за животными, чем за фартуками. 14 июля 1789 г., в день штурма Бастилии, он вносил в дневник только слово: «Rien». Он думал только о том, что никого не подстрелил на охоте. Сексуальная нерасторопность короля разрушала славу не только его, но и жены. Парижане были убеждены, что I'Autrichienne (в этом слове кроме «австриячки» одновременно содержится намек на chienne, суку) бесстыдно укладывалась в чужие кровати. На самом деле это не соответствовало истине. Единственным мужчиной, общение с которым выходило за пределы поцелуя руки, был шведский военный атташе граф Ферзен. Во время неудавшейся попытки побега королевской пары он сидел на месте кучера. Само собой разумеется, чистой выдумкой, продуктом извращенной фантазии революционного трибунала было обвинение ее в кровосмешении с собственным сыном.

 

[26] См.: Утманн Й. Образование на все случаи жизни. М., 2005. С. 110.

 

[27] См.: Шпенглер О. Закат Европы. Мюнхен, 1929. Т. 2. С. 119.

 

[28] Поражает какая‑то нечеловеческая атмосфера «американского стиля»: небоскребы‑монстры порождают друг друга, здания не затеняют одно другое, но своими зеркальными фасадами друг друга отражают. Это чистые архитектурные объекты, не признающие потребностей человека в уютном домашнем пространстве.

 

[29] Именно этот вопрос определяет основную тональность сочинения Р. Сеннета, посвященного исследованию антропологических последствий городской архитектуры.

 

[30] В его реконструкции автор опирался на блестящий феноменологический очерк Р. Сеннета и Б. Вальденфельса, посвященный мегаполису.

 

[31] Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995. С. 47.

 

[32] Бодрийар Ж. Система вещей. С. 11.

 

[33] Там же. С. 21.

 

[34] Бодрийар Ж. Система вещей. С. 138.

 

[35] См.: Канклини Н. Г. Городские культуры в конце века: антропологические перспективы // Международный журнал социальных наук. М., 1998. № 20. С. 60.

 

[36] Schuetz A, Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Neuwied, 1975. Bd. 1. S. 23.

 

[37] Ibid. S. 23.

 

[38] Абелъс X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 82.

 

[39] См.: Валъденфелъс Б. Происхождение норм из жизненного мира // Мотив чужого. Минск, 1999. С. 83.

 

[40] Heidegger M. Bauen, Wohnen, Denken. Vortrage und Aufsatzc. Fr. a. M., 1985. S. 53.

 

[41] Ibid.

 

[42] Heidegger M. Wohnung beziehen in der Haimatlosigkeit. Vortrage und Aufsatzc. 1985. S. 27.

 

[43] См.: Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. М., 2003.

 

[44] См.: Duerr P. Intimitat. Fr. a. M., 1990.

 

[45] См.: Luhmann N. Liebe als Passion. Fr. a. M., 1994.

 

[46] См.: Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 359–395.

 

[47] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1994. С. 37.

 

[48] См.: Хейзинга И . Homo ludens. М., 1992. С. 91.

 

[49] См.: Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. С. 395.

 

[50] Гёте И. В. Об искусстве: Сб. статей. М., 1975. С. 337.

 

[51] Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. С. 363, 395. См.

 

[52] Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 80.

 

[53] Платон. Государство // Платон. Соч. Т. 3. С. 250.

 

[54] Платон. Государство. С. 253.

 

[55] См.: Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 170.

 

[56] См.: Бодрийар Ж. Прозрачность Зла. М., 2003. С. 35.

 

[57] См.: Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С. 44.

 

[58] См.: Булгаков С. Н. Иуда Искариот – апостол‑предатель //Труды о троичности. М., 2001. С. 318.

 

[59] Платон. Федр // Соч. Т. 2. С. 185.

 

[60] Там же. С. 187.

 

[61] К мифу о сиренах в связи с пониманием природы музыки и пения неоднократно обращались философы. Автор опирается на работы Ф. Ницше, М. Бланшо и П. Слотердайка.

 

[62] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 64.

 

[63] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 56.

 

[64] Ницше Ф. О будущем наших образовательных учреждений // Философская проза. Минск, 2000. С. 147.

 

[65] Деррида Ж. Слухобиографии. СПб., 2002. С. 91.

 

[66] Там же. С. 93.

 

[67] Деррида Ж. Слухобиографии. С. 93.

 

[68] Ницше Ф. О будущем наших образовательных учреждений. С. 122.

 

[69] Там же. С. 123.

 

[70] Там же. С. 124.

 

[71] Ницше Ф. О будущем наших образовательных учреждений. С. 125.

 

[72] Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 227.

 

[73] Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998. С. 126.

 

[74] Там же. С. 135.

 

[75] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 163.

 

[76] См.: Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

 

[77] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 65.

 

[78] Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004. С. 266.

 

[79] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993. С. 203.

 

[80] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 67.

 

[81] «Логографическое письмо» – использование рисунков для представления объектов; затем рисунки свелись к более формальным символам – иероглифам. «Фонетическое письмо» – изображение звуков символами; представляет собой визуальный код речи, которая, однако, не является содержанием письма; каждому звуку соответствует знак; создано сирийско‑палестинскими семитами.

 

[82] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 56.

 

[83] Там же. С. 87.

 

[84] Луман Н. Медиа коммуникации. С. 140.

 

[85] Мак‑Люэн М. Галактика Гутенберга. С. 60.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!