Процесс образования и специфика Древнерусского государства в IX—X вв.



Образование Древнерусского государства (IX — X вв.) На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

1.Норманнская теория - древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами)В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.(широко распространена в XVIII–XIXв, авторы Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, считали также: Н.М.Карамзин)
2.Антинорманнская теория. Варяги были, но раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность - это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. (М.В. Ломоносов) Первая глава гос-ва-Рюрик, он передал власть своему родственнику Олегу.
В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей, установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи, вел активную внешнюю политику:907 г. договор с Византией о привилегиях для русских купцов, 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

Специфика Древнерусского государства:
Многоэтничное гос-во: славяне ассимилировали многие другие народы — балтские, угро-финские, иранские и другие племена→ древнерусская народность.

Разный тип общин – славяне – террит-ая (в состав легко приним.чужеземцы), русы – кровнородств (→ гос-во как господство одного рода).
Образ жизни – оседлый, пашенное земледелие, натур. хоз-во. Поселения на берегах рек, небольшая площадь, полуземлянки (в каждой малая семья, всего 15-20 семей), верования – земледельческие культы (велес, даждьбог и тд).

В IX—X вв. Киевская Русь →объединение различных земель-княжеств, общим главой которых был киевский князь (позже «великий князь», т. е. главный среди др. князей). Каждое княжество объединяло территории (или земли) нескольких славянских племен, во главе таких княжеств стояли свои, местные князья.
Между киевским князем и местными князьями→договор. Условия: 1.право киевского князя собирать дань в землях союзных князей («полюдье»). Обычно начинали осенью и всю зиму собирали.
2.киевский князь был обязан обеспечивать защиту подвластных ему земель.
3. местные князья давали воинское ополчение если киевский князь возглавлял общий воинский поход в чужие края.

Основные положения документов:

В первом фрагменте говорится о послании Андрея Курбского Ивану Грозному. Поводом для переписки Андрея Курбского с Иваном IV послужили гонения со стороны царя на своих приближённых. Разногласия участников переписки заключаются в разном видении и понимании процесса управления Россией. Андрей Курбский осуждает насильственные методы управления.

Второй текст состоит из фрагмента ответа Ивана Грозного на послание Андрея Курбского. В нем говорится о том, что Иван Грозный придерживается той точки зрения, что он волен поступать как захочет {«волен жаловать своих холопов, волен и казнить»). Своё предназначение Иван IV видел в том, чтобы продолжить традицию своих прародителей и стать единовластным самодержцем. Обязанности бояр и дворян Иван Грозный понимает, как беспрекословное служение своему царю. Иван IV хотел лишить их влияния на государственные дела.

Историческое значение источников:

Переписка князя Курбского с Иваном Грозным представляет собой ценнейший источник знаний о различных сферах жизни Московского государства того времени. В ней отражаются характеры и мировоззрение исторических деятелей – самого царя и одного из выдающихся военачальников, прослеживается противоборство двух политических моделей, выражающих интересы самодержавия и боярства. Переписка Ивана Грозного с Курбским дает представление о культурном уровне общества, религиозном сознании.

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт иностранных языков

 

Экзаменационный билет № 5

по дисциплине «История»

для студентов 1 курса заочной формы обучения (уровень бакалавриата)

направление подготовки - 44.03.02 Лингвистика ; профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» ; «Перевод и переводоведение»

 

1. Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в.

2. Проанализируйте основные положения документа. Каково историческое значение данного источника?

 

« Крестоцеловальная запись В.И. Шуйского»

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович

всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне. их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати».

Вопрос 1.

Во второй половине XVIII в. Россия решала несколько внешнеполитических задач:

•     Выход к берегам Черного и Азовского морей, освоение и заселение южных черноземных степей, налаживание торговли через порты Черного моря; это привело к длительным войнам с Турцией и Крымским ханством;

•     Возвращение части древнерусских земель (украинских, белорусских), захваченных Польшей (Речью Посполитой);

•     Участие России в борьбе с революционной Францией;

•     Определение позиции России в связи с борьбой североамериканских колоний с Англией. Дело в том, что Англия была основным торговым партнером России. Но Екатерина II отклонила просьбы английского короля послать ему на помощь русские войска. Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, продолжала торговать и с Англией, и с Америкой. Более того, Россия установила дипломатические отношения с Америкой. Аляска и часть Алеутских островов стали российскими, ими управляла Российско-американская компания. На Дальнем Востоке остров Сахалин и Курилы перешли к России, но отношения с Японией не были налажены.

Второй период 18-го века ознаменовался правлением Елизаветы Петровны и Екатерины II. Период был богат на государственные преобразования. Основными направлениями стали освоение новых земель и утверждение границ страны. Сильнейшие страны старались расширить свои владения и увеличить свой авторитет в мире. Россия очень вовремя начала вести захватническую политику, поскольку ее главные конкуренты на поле международных отношений были в состоянии упадка. Например, Польша со Швецией еще не оправились после Северной войны, да и Турция находилась в состоянии кризиса. И Россия со своей стороны практиковала исключительно силовой подход в решении вопросов по освоению новых земель. Русские войска приняли участие в одном из крупнейших противостояний 18 века: Семилетней войне— и побеждали, но неразумная политика взошедшего на престол Петра 3 свели на нет все успехи русского оружия.

Итоги внешней политики страны во 2-й половине 18 века:

•     Получение новых земель - после раздела Польши к России присоединились новые земли (например, Курляндия Западная Белоруссии, Ливония, а также Западная Украина).

•     Выросли экономические достижения и человеческие ресурсы.

•     Политический авторитет страны теперь поднялся и позволял участвовать в обсуждении общемировых вопросов.

•     Увеличилось русское население. В 1796 г. оно перешагнуло планку в 36 млн. человек. В сравнении: когда Екатерина II только восходила на престол (1762), то страна насчитывала только 20 млн. жителей.

Вопрос 2

Во время венчания на царствия Василий Шуйский дал присягу — «Крестоцеловальную запись» с условиями, в соответствии с которым он обязывался править.

«Крестоцеловальную запись» В. Шуйского содержала первые в отечественной истории положения, ограничивавшие власть монарха, в частности — гарантию законного суда.

О Крестоцеловальной же записи знает только узкий круг профессиональных историков, в т.ч. в России. Она по своим идеям не была востребована русским обществом, и о ней забыли вскоре после её принятия. Запись Шуйского не оказала никакого влияния ни на современные ей социальные процессы, ни на политическую мысль в России вообще. Почему? Короткий ответ: это – небольшой набор добрых обещаний, но это даже не основа для правовой нормы.

Крестоцеловальная запись:

1. Ограничивала права монарха на жизнь и имущество подданных

2. Обещала справедливое и законное судопроизводство, то есть "истинный суд вместе с боярами"

3. Обещала не наказывать без судебного выяснения вины обвиняемых

4. Запрещала конфискацию вотчин у членов семей осуждённых

5. Гарантировала сохранение имущества жён и детей осуждённых представителей низших сословий - гостей, торговых и чёрных людей.

6. Давала обязательство законного рассмотрения дел, без учёта ложных доносов, наказания клеветников.

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт иностранных языков

 

Экзаменационный билет № 6

по дисциплине «История»

для студентов 1 курса заочной формы обучения (уровень бакалавриата)

направление подготовки - 44.03.02 Лингвистика ; профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» ; «Перевод и переводоведение»

 

 

1. Принятие христианства на Руси: историко-культурные и ментальные последствия

2. Проанализируйте основные положения документа. Каково историческое значение данного источника?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!