Теория государства как учебная дисциплина, её структура.



Функции теории государства – это основные направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс.

К числу функций теории государства как науки и учебной дисциплины следует отнести: аналитическую, эвристическую, аксиологическую, прогностическую и др.

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретической науки анализа структуры и содержания основных понятий и принципов.

Эвристическая функция предполагает обобщение информации полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственного развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

Структура теории государства как учебной дисциплины предполагает выделение двух взаимосвязанных разделов: вводного и общей теории государства. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве объекта теории государства выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства, а также рассматриваются основные теории происхождения этого феномена. Во втором разделе, рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство: понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.

 

Тема 1.2. Происхождение государства

1.2.1. Причи­ны и формы возникновения государства.

Общие закономерности возникновения государства, его признаки

1.2.3. Теории происхождения государства (теологиче­ская, патриархальная, договорная, психологическая, органическая, марксистская, насилия и др.).

 

1.2.1. Причи­ны и формы возникновения государства.

 «Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества»[4].

Как пишет Л.А. Морозова: «В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса»[5].

Государство существовало не всегда. Человек как биологический вид появился на Земле приблизительно 2 млн. лет назад, а как разумное существо оформился несколько десятков тыс. лет назад. Известные же науке первые государственные образования появились менее 10 тыс. лет назад. Так, Платон упоминал Атлантиду – цивилизацию, которая существовала около 9 тыс. лет назад в районе Гибралтарского пролива. Первая письменная цивилизация, Шумерская, насчитывает 6-7 тыс. лет.

Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания такого важного общественного института, как государство.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства.

В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этнографии наука располагает обширной информацией о данном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т. д.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Согласно археологической периодизации, в развитии первобытного общества принято выделять два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции.

На этой периодизации основана современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину и её разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы – камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племён. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и её члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т. е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путём выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова «potestus» – власть, мощь. Помимо авторитета, потестарная власть основывалась и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, её обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин.

Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

Археологические и иные научные данные свидетельствуют о том, что на рубеже 12-10 тыс. до н.э. возникли экологические кризисные явления – неблагоприятные изменения климата, которые повлекли изменение мегафауны – исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Точные причины этих катаклизмов пока не установлены, но большинство специалистов склонны связывать их с окончанием ледникового периода и масштабными погодными изменениями в Северном полушарии. Как бы то ни было, но обширные зелёные саванны Северной и Центральной Африки стали очень быстро превращаться в пустыни. Именно тогда появилась крупнейшая пустыня в мире, Сахара. Эти явления, по мнению учёных, угрожали существованию человечества как биологическому виду, что обусловило необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Данный переход получил название в литературе «неолитическая революция» (неолит – новый каменный век).

И хотя это явление именуют революцией, оно не носило разового, скоротечного характера, а протекало в течение длительного периода, сам переход охватил десятки тысячелетий. На протяжении данного периода происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам земледелия (поливному, подсечно-огневому, неполивному и т.д.), а в сфере скотоводства – к пастбищному, отгонному и др.

Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Этот переход сопровождался селекционной деятельностью, как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!