Методология теории государства.



РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА

Тема 1.1. Предмет и метод теории государства

Общая характеристика науки «Теория государства».

1.1.2. Методология теории государства.

Теория государства как учебная дисциплина, её структура.

1.1.1. Общая характеристика науки «Теория государства».

«Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания, – так определяется значение слова«Наука»в Большой Советской Энциклопедии. – В ходе исторического развития Наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания».

Все науки с определённой долей условности можно подразделить на естественные, социальные и технические. 

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия, принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.). К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

Социальные науки (к каковым следует относить и «Теорию государства»)изучают общественные отношения, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, религии, юриспруденции и т.д.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект любой науки – это то, что данная наука изучает. При этом объектом научного знания является наиболее общее представление об исследуемом явлении.

Таким образом, объектом теории государства является само государство.

Определяя, что является предметом данной науки, следует учесть следующее:

Во-первых, как отмечает Л.А. Морозова: «Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета»[1].

Во-вторых, по мнению А.Б. Венгерова: «В последнее время по всему спектру общественных наук происходит дальнейшая дифференциация научного знания. Затронула эта тенденция и теорию государства и права. В рамках этой тенденции в относительно самостоятельные части выделились теория государства и теория права. Предыдущий подход, при котором подчеркивалось, что право и по происхождению, и по функциям является порождением государства, его инструментом, не выдержал испытание временем, пришел в противоречие с новыми знаниями. Поэтому возникла необходимость рассматривать государство и право не только в их органической связи, но и как относительно самостоятельные социальные институты. Теория государства рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства. Теория права, соответственно, изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества»[2].

Таким образом, к предмету теории государства относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государства, т. е. всё общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных государственно-правовых явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства

Как уже указывалось выше, «Теория государства» относится к блоку социальных наук, предметом изучения которых являются различного рода общественные отношения. Поэтому будет уместным уточнить: что именно следует понимать под общественными (социальными) отношениями?

Согласно М. Веберу, социальное отношение является системой социальных действий. К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д.

В свою очередь социальное действие Макс Вебер определяет следующим образом: «Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Согласно Веберу: Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы:

- субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

- результат действия – ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение – это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие – это только некоторые виды поведения. Социальные действия – это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели – изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех социального действия во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения.

2) ценностно-рациональным – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий.

3) традиционным – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими.

4) аффективным – определяется эмоциями.

 

Методология теории государства.

Методология теории государства включает в себя комплекс взаимосвязанных приёмов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в данной сфере.

Философские основы теории государства и права как всеобщие методы. Диалектико-материалистический метод в изучении государства.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства. Взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания имеет сложный характер. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме – философии, которая сознательно и открыто связывает себя с наукой, с научным методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и, опираясь при этом на результаты науки.

В основу диалектического материализма положены три закона: Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон единства и борьбы противоположностей, Закон отрицания отрицания.

В процессе изучения теории государства используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системный подход, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системный подход предполагает комплексное изучение явления или процесса как системы, как единого целого с позиций системного анализа, т. е. уточнение параметров сложной системы и её предназначения, структуризация в серию задач, решаемых с помощью  методов системного анализа, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ включает:

- анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;

- анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;

- установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;

- перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Используя системный подход при изучении государства, мы должны учитывать, что любая система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, которые придают всему явлению новое качество.

Использование данного метода позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный характер объекта изучения, а с другой, выявить различные типы связей, характеризующие место и роль объекта в однородной системе.

Вот, что пишут исследователи системного подхода о его роли в социальных науках: «…представляется целесообразным наметить некоторые понятия и проблемы, разработка которых, по нашему мнению, может способствовать проникновению в сферу социального познания специфически системных методов исследования... Одна из этих проблем связана со специфически системной задачей расчленения исследуемого объекта

Как известно, в современном социальном познании используются два различных способа расчленения социальной действительности. Первый из них базируется на представлении о многоуровневом (многоплоскостном) горизонтальном членении общества и на соответствующем выделении уровней социальной системы (общество в целом – социальные группы высшей степени общности – социальные группы низшей степени общности). При этом в социологических и социально-психологических исследованиях социальная группа – прежде всего малая группа – фактически рассматривается как определенным образом заданная система функций индивидов, составляющих эту группу.

Второй способ состоит в том, что выделяются определенные сферы общественной жизни – экономика, политика, нравственность, сфера искусства и т.д., которые выступают как глобальные, относящиеся к любому уровню социальной организации. Такое членение можно условно назвать «вертикальным», поскольку оно «пронизывает» социальную систему «снизу доверху».

Сопоставив эти два подхода и «наложив» их один на другой, мы получим нечто вроде «сетки», в которой сочетаются горизонтальное и вертикальное членения» [3].

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений.

Сущность функционального подхода применительно к государству заключается в том, что его (государства) предназначение рассматривается через совокупность выполняемых государством функций, которые необходимо осуществлять для реализации предназначения. После установления функций формируются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается самый оптимальный из них.

В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни и механизмы их реализации.

Общие логические приёмы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приёмы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Специальные методы – это приёмы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень воздействия государства на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приёмы, как анкетирование, опрос населения и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (со стороны государственных органов, должностными лицами и т.д.).

Кибернетический метод – это приём, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве.

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства следует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство характеризуется как изменяющийся во времени феномен и поэтому должно исследоваться в динамике его исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы, сформулированные в курсе теории государства выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!