Современная философия науки (постнеклассическая)



– вторая половина XIX - начало XX 1в.в.

Продолжая изучение истории и философии науки, мы переходим к современному этапу их развития.

Современная философия науки была подготовлена всем предшествующим развитием мировой философии и истории, прежде всего ее классическим и неклассическими этапами развития. Современная философия и история наукипредставляет собой синтез всевозможных традиций, миропониманий и мироощущений. Это обусловлено разными причинами. Если до середины XIX века были популярны классические философские системы, которые основывались на систематическом миропонимании и целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве, то начиная со второй половины XIX века в рамках развития информационной цивилизации и технического прогресса сложно было представить мир в единстве. Развитие знаний о мире показало, что мир многообразный, многоуровневый, динамичный, различные проявления которого изучали разные науки со своей точки зрения, что привело к зарождению всевозможных подходов, разного рода проблем.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Глобальный эволюционизм.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки:

 

1. Одна из главнейших особенностей постнеклассической науки - это включение субъективной деятельности в контекст нау­ки, в самую ткань научного производства. Здесь, на этом этапе, воз­никают и дают о себе знать ценностные факторы. Речь идет о цене ис­тины: что, какие ценности наука несет человечеству.

2. С постнеклассического этапа развития науки, знания и ценности пере­стают противостоять друг другу. Да, наука занята поиском истины, что есть высшее, конечное предназначение человечества? Что создается по­средством научной деятельности? Какие последствия они принесут чело­вечеству? Вот какие вопросы волнуют умы мыслителей, философов, по­литиков. Их надо осмыслить объективно, непредвзято. И вывод такой: функционирование науки-не цель, а средство самоутверждения челове­чества. Отсюда правильно отвести науке подобающее место. И, конечно, необходима иерархия ценностей и расстановка приоритетов с позиций учета коренных целей человеческого рода. Прошлая, неклассическая наука, этим себя не утруждала. А это было чревато близоруким сциентизмом, технократизмом. Наступило время тщательно анализировать последствия развития знания, вносить коррек­тивы, если это необходимо.

 

3. Следующая характерная черта развития постнеклассической науки за­ключается в парадигме целостности, т. е. осознании необходимости все­стороннего взгляда на мир. Здесь уже речь идет принятии диалектики целостности, включенности человека в систему. В этом одно из величай­ших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом. Рассмотрим кратко, в чем заключается эта парадигма целостности. Попытаемся перечислить эти проявления целостности.Целостность общества, биосферы, ноосферы (по Вернадскому), всего мироздания; да и человек находится не вне изучаемого объекта, а как бы внутри него, он часть, познающая целое.

 

4. Усиление сближения естественных и гуманитарных наук (некоторые авторы даже говорят об объединении тех и других). Речь идет о том, что идеи и принципы развития естествознания все шире внедряются в соци­ально-гуманитарные науки. Процесс здесь двухсторонний, методология обществознания все более входит в структуру естествознания.

 

5. Проникновение в европейскую культуру и науку восточных идей и норм научной деятельности. Европейская наука XX в. постепенно ориен­тируется на восточное мышление. Тема «Восток-Запад» сегодня активно обсуждается. В.И. Вернадский писал, что мудрость и мораль конфуциан­ства, несомненно, скажется глубоко в ходе мирового научного мышле­ния. В ходе обсуждения речь идет и о синергетике, которая как-то свя­зана с восточной мудростью. Вот, что сказал один из основателей синер­гетики И.Р. Пригожин. «Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значе­ние экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяю­щемся самоорганизующемся мире».

 

6. Еще более широкое применение философии и ее методологии во всех науках. Философия как органическое единство своих двух начал-научно-теоретического и практически-духовного пронизывает современное есте­ствознание и науку вообще. Теперь активно «задействованы» все функ­ции философии: онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, эвристическая и др. Но возникает много вопросов: о какой философии вести речь, о месте философии в культуре; надо знать механизм ее воздействия на познание. Иногда в пе­чати встречается термин «постфилософия». Предлагается включить в науку религиозные идеи. Характерно мнение американского философа П. К. Фейерабенда о методологическом плюрализме. Он требует не огра­ничиваться какой-то единственной философской методологией; недопус­тимо объявлять какой-либо один метод единственно верным, отвергая все другие методологические концепции.

 

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким норма­тивам научного дискурса (словесного оформления). Иначе сказать, ло­гического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента. В. И. Вернадский писал, что «научная творческая мысль выходит за пределы логики (включая в логику и диалектику в разных ее пониманиях). Личность опирается в своих научных достижениях на яв­ления, логикой не охватывае­мое. Далее Вернадский подчеркивает, что интуиция, вдохновение - ос­нова величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся на идущих строго логическим путем,- не вызываются ни научной, ни логи­ческой мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе. Он призывал усилить наше научное внимание к указанным вненаучным, внерациональным формам. Начиная с последней трети XX века все более становилось очевидным, что рациональные нормы и правила метода ни­когда в полной мере не соблюдались. Все более убедительно ставится под сомнение утверждение о незыблемости рациональных норм и прин­ципов.

 

8. Внедрение Времени во все науки, заключающееся во все более ши­роком распространении идеи развития («историзация», «диалектизация») науки. Так, возникает все отчетливее необходимость перехода к высшей форме мышления - диалектике как логике и теории познания.

 

9. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Некоторые ученые говорят, в частности, об угрозе превращения теоретической физики в математиче­скую теорию. Размывается грань между теоретической физикой и мате­матикой.В науке резко возросло значение вычислительной математики, кото­рая стала самостоятельной ветвью математики. Расширяется влияние компьютеризации. Усиливается роль математического моделирования. Экспериментирование с математической моделью на ЭВМ и с помощью вычислительно-логических алгоритмов является общепризнанным. В со­временной науке математическое моделирование приобретает новую форму реализации, связанную с успехами синергетики. Но подробнее о синергетике позже.

Таким образом, понимание мира теперь строится не только как саморазвивающаяся целостность, но и как нестабильный, не­устойчивый, неравновесный, хаосогенный и неопределенный мир, и всю эту характерную картину мира изучает синергетика.

Иначе говоря, мир воспринимается как многогранный, и философский, и научный поиск был направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мира.

Предпосылками активного развития наукиXX-XXI веков являются процессы, связанные с потрясениями общества, государства, личности, изменениями в статусе науки и т.п.:

1) социально-экономические проблемы;

2) зарождение массового общества;

3) гражданские войны;

4) идеологизированность процессов в государстве;

5) внедрение компьютерного производства; причина – создание искусственных нейронных сетей 80-90 гг. 20 века;

6) научно-техническая революция;

7) революция в естествознании.

                                                                                                 

Таким образом, развитие всех сфер деятельности оказало воздействие на мировоззрение и культуру, породило новую живопись, роман, поэзию, религиозные искания, философию =èфилософия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать смысложизненные вопросы человеческого бытия, поэтому образуется большое количество философских направлений, которые решают проблемы мироздания со своей позиции: кто-то акцентирует на проблеме утилитаризма, кто-то на проблеме жизни и смерти, проблеме языка, кто-то на проблеме науки и ценностей. Именно в этот период происходит отделение научных направлений, которые сформировались в русле философии от самой философии.

49 Развитие науки в этот период во многом определяется социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия. Культура раскалывается на тех, кто выступает за научно-технический прогресс и тех, кто против него, поэтому развитие современных философских учений происходит в русле таких направлений как сциентизм-антисциентизм.

Дилемма «сциентизм-антисциентизм» не только важнейший признак современной философии, культуры и науки, но и ключ к пониманию новых проблем. Философия в классический период еще не вступает в глобальное противоречие с наукой, и познание мира осуществляется единым фронтом. В постклассический период сильная дифференциация наук приводит к уничтожению образа науки как целостного образования.Становится ясным факт относительности научных идеалов. Наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с другими способами духовного постижения мира.

Традиция сциентизма-антисциентизма формируется на базе неокантианского учения в рамках различного интерпретации учения Канта. Первую мировоззренческую позицию обозначают как сциентизм, определяющий научное знание наивысшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения мира. Идеалом для сциентизма выступают наиболее развитые естественные и математические науки. Этой позиции противостоит антисциентизм, подвергающий науку широкой критике и как социальный институт, и как форму постижения мира. Наука объявляется несостоятельной не только в постижении истины, но и в решении проблемы сущности человека, его взаимоотношений:

 

 

Неокантианство

 

Марбурская школа

Баденская школа

Антипсихологическая установка кантовской философии. Философия трактуется как рационально-теоретическая форма мышления.

Г. Коген, П. Наторп, Е. Кассирер.

Сциентизм - поддержка рациональности.

Трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в котором особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания. Гносеологическое (ценностное) отношение человека к миру.

В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Атисциентизм – негативное отношение к рациональному.

Направления сциентизма:

1.Феноменология (Э. Гуссерль).

2.Позитивизм ( О. Конт, Дж. Милль).

3. Непозитивизм (Л. Витгенштейн, Б.Рассел).

4. Постпозитивизм (К. Поппер, Р. Карнап, И. Лакатос).

Коммунологические тенденции, которые поддерживают программу общего исследования текста:

5. Структурализм (К. Леви-Стросс, Соссюр).

6. Герменевтика (Ф. Шлейхермахер, В.Гумбольдт, Г. Гадамер)

Направления антисциентизма:

1.Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр).

2. Персонализм (И. Гартман).

Коммунологические тенденции, которые отвергают программу общего исследования текста:

3. Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко).

4.Деконструктивизм (Ж. Делез, Р. Барт).

5. Постмодернизм.

       

 

Сравнительная характеристика

сциентистского и антисциентистского подходов[69]

Аргументы сциентистов Аргументы антисциентистов
Приветствуют достижения науки Испытывают предубежденность против научных инноваций
Провозглашают знание как культурную наивысшую ценность Не устают подчеркивать критическое отношение к науке
Отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей; они подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Несмотря на многочисленные успехи науки человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения; следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества; научное знание имеет предел, за которым наука утрачивает свою актуальность.
Видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом, только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание»; вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики.  
Намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым все большее число своих сторонников.

 

 

Система современного философского мышления

прагматизм феноменология психоанализ Аналитическая Философия (неопозитивизм)   постпозитивизм Философская антропология экзистенциализм
Д. Дьюи, Р. Рортри, Ч. Пирс, У. Джемс Утилитарный подход к окружающему миру. Основная задача: показать, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия, а методом решения реальных практических, четко фиксируемых проблем, которое встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях. 3 осн. идеи: 1. познание – прагматическая вера; 2. истинность есть неспекулятивный опыт, дающий желательный результат; 3. философская рациональность и есть практическая целесообразность. Э. Гуссерль Сознание задается особыми феноменами (явлениями), которые даны человеку непосредственно, совпадая со всей сущностью (ноуменом), «чистое» знание (доопытное). Духовная жизнь человека предстает как особая самостоятельная сфера. Идейное течение. Основоположник – З. Фрейд. Развивают идеи – К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни; неофрейдисты – Э. Фромм, Г.Маркузе. Открытие – амбивалентность человека (бессознательная сфера, помимо сознательной). Каждый человек носит в себе большое количество комплексов, страхов, суеверий, которые выражаются в безобидных чудачествах, а временами носят антисоциальный характер. Первичным источником жизненной активности является сексуальный инстинкт – «либидо». К. Юнг: коллективный слой бессознательного, которое состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания мира. Э. Фромм : целостная концепция личности. Исследовал взаимодействие психологических и социальных характеров. Чувство неуверенности перед лицом проблемы компенсируется деструктивизмом – стремлением к разрушению. Конформизм – это отказ человека от собственного «я» посредством растворения в массе, толпе (американский позитивизм) Центр обсуждения – философия логики, философия языка и философия сознания, политическая философия, трансцендентальная метафизика. Анализ языка ставится в зависимость от развития науки, т.е. язык становится не только средством общения, но и единственной средой, в которой протекает вся сознательная и бессознательная жизнь человека. Переход от логического анализа к лингвистическому был связан с изучением коммуникативных функций языка, что означало включение его в контекст деятельности => эволюция лингвистической философии. Философы аналитической философии 90-х г.г. ХХ века часто ищут вдохновение не в логике и языке, а в истории, в математике, информатике, религии, мистике. В аналитическом ключе работают=> Неопозитивисты (М. Шлик, Р.Карнап.Л. Витгенштейн, Ф. Франк),   постпозитивисты(К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) и представители других направленийпринцип верификации и фальсификации.   М. Шелер, Г.Плесснер, А. Гелен, Дж. Мид, К. Леви-Стросс, Ж.-П.Сартр, Ж.Делез и др. Человек как объект философского рассмотрения в его целостности становится в центр исследования. К идеям Божественного творения и разумного конструирова- Ния философская антропология добавила дионисийского человека, стремящегося к слиянию с природой, и человека деятельного. Создающего символы, формирующего интеллект. В поисках своей сущности человек выходит за пределы своей природы и раскрывает себя на уровне игры, творчества. Выживание человека зависит от диалога со второй природой, с культурой, которая во многих своих проявлениях оказывается опасной для человека (искусственные личности – роботы). М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Противоречие между неочевидностью жизни и непознаваемостью смысла как основа структуры целесообразности жизни. Цель науки – овладение миром, но не понимание смысла личного восприятия мира. В пограничной ситуации (бытие-к-смерти – между жизнью и смертью как физической, так и моральной) человек становится сам собой, поиск «внутреннего Я». Задача подлинной философии – анализ бытия человека. Бытие человека определяется через духовные переживания, скуку, отвращение, т.е. произвольные сиюминутные переживания здесь и сейчас. В обществе свобода человека ограничена, личность созданная, а истинная свобода проявляется в мыслях (поток сознания) в состоянии одиночества.
Философская герменевтика структурализм постмодернизм неотомизм синергизм  
Х.-Г. Гадамер, В.Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, П. Рикер. Герменевтика – искусство понимания текста, речи. Основной вопрос – что значит понимание и какова его интерпретация? Ответ – понимание – открытый исторический процесс, в котором любой интерпретирующий и любое интерпретируемое уже включены в традицию понимания. К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт Окружающий мир представлен в виде зашифрованных истин, Мир символики. Необходимо лингвистическими методами находить эти истины. Задача философии – заниматься поисками скрытых связей между социальными институтами, идеями, обычаями и отношениями власти. Структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов. Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Бодрийяр и др. «Трансавангард», «Неоструктурализм», «Суперструктура- лизм». Это симптом современнойкульутры, постмодернистская чувствительность. Во многом он выражает собой тенденцию разрушения «старой» культуры и стремление создать на этой базе иное образование, основанное на более широком коммуникативном пространстве, но одновременно включает фрагментарное восприятие мира отдельным человеком => увеличение степени свободы выражения человеком своих мыслей, собственное объяснение феноменов. Человек не имеет возможности держать в голове всю информацию, ему проще зафиксировать сиюминутный событийный момент. Наблюдение вместо рассуждения. Субъект децентрализован, живет сиюминутными чувствами, желаниями, которые непредсказуемы. Заслуга постмодернизма в том, что представляет культуру, философию, жизнь не только в виде образцов, сюда они относят все то, что носит знаково-символический характер. Восприятие мира как хаос, абсурд, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая => отсутствие целостности. Задача: сконструировать новые смыслы. Э. Жильсон, Ж. Маритен, Й. Бохеньский. Как официальная доктрина католической церкви. В ее основе философия Аристотеля, Ф.Аквинского. Они представляют теологическую критику противоречий научно-технической революции, концепции единства науки и религии. Главную причину кризиса европейской цивилизации они видят в пренебрежении религией. Н. Н. Моисеев, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов, Иваницкий Т. Р., Е. Н. Князева и др.   Трактует образование макроскопически упорядоченных структур в нетривиальных (немеханических) системах с позиции формирования порядка из хаоса вследствие коллективных эффектов согласования множетсва подсистем на основе нелинейных, неравновесных упорядочивающих процессов.    

 

 

Обратите внимание на следующие моменты:

На третьем этапе развития позитивизма возникло несколько философских школ, которые объединяют одним названием – неопозитивизм. К этому направлению относятся логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм, а во второй половине ХХ века на их основе сложился постпозитивизм. В неопозитивизме сохранилось узкое понимание предмета философии – она по-прежнему сводится к теории познания. По мнению позитивистов, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке.

Для анализа научного знания неопозитивисты использовали наряду с принципом конвенционализма два других методологических принципа – верификации и фальсификации. Принцип верификации ввели создатели логического позитивизма – члены так называемого Венского кружка. Его главные представители – МорицШлик и Рудольф Карнап.

Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте получили название протокольные предложения. К ним были отнесены предложения, фиксирующие чувственный опыт субъекта, например: «Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое».

Принцип фальсификации был введен Карлом Поппером. Принцип фальсификации означает проверку знания на ложность. Верификация общих утверждений признается невозможной: так, никакие утверждения не подтвердят: «Все лебеди белые». Во всех областях знаний, как правило, конкурируют несколько теорий, которые могут сравниваться по глубине и степени правдоподобия. Эту проблему подробно исследовал наиболее известный ученик Поппера ИмреЛакатос в работе «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Он полагал, что теория может считаться опровергнутой только тогда, когда будет построена новая, более полная и точная теория. С работ Лакатоса начался переход к новой фазе развития современной философии науки – постпозитивизму. Постопозитивисты обратились к анализу истории науки и попытались понять механизмы ее развития и функционирования в социальной системе. Одним из самых известных постпозитивистов был Томас Кун, автор произведения «Структура научных революций». Центральное место в его философии науки занимает понятие парадигмы (в пер. с греч.означает – пример, образец). Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих сохранение научной традиции. Это стиль мышления, объединяющий ученых той или иной эпохи, выраженный в классических научных трудах. Самостоятельными парадигмами являются геоцентрическая система Птоломея, механика Ньютона, теория относительности Энштейна. В развитии познания чередуются периоды так называемой нормальной науки и «научных революций».

Прагматизм (от греч.Pragma – дело, действие). Как и позитивизм, он критиковал классическую философию за ее абстрактность и оторванность от жизни. Крупнейшие представители – американские философы Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи, создатель инструментализма, являющегося новейшей версией прагматизма. Задача прагматизма – создание философской системы, основанной на понимании практического действия, а не теоретических рассуждений. Главной целью познания становится избавление от сомнений и достижение устойчивого верования. «Истинно то, что полезно». Истинны те знания, которые приносят человеку пользу. Ч. Пирс разработал несколько методов достижения устойчивого верования, которое ведет к успеху:

4. Метод упорства. Человек должен непоколебимо придерживаться однажды принятых взглядов, отрицая любую критику и сохраняя убежденность в своей правоте.

5. Метод авторитета. Для закрепления верования надо использовать авторитет и влияние социальных институтов, государственной власти, применять насилие.

6. Научный метод. Верования людей должны быть подкреплены некими внешними для сознания силами.

 

48 Основные особенности постнеклассической науки:

Таким образом, в постнеклассической науке:

1) утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек представляют собой единую целостность (следствие – сближение естественных и общественных наук):

м ир как единое целое. Важнейшей чертой современной науки можно считать укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Это выражается в том, что в современных научных исследованиях человек рассматривается не вне изучаемых объектов, а внутри них, или в связи с ними. Процесс всемирной глобализации- Развивается и углубляется принцип коэволюции (Коэволюция, по определению Н.Н. Моисеева, – такое поведение человечества, такая адаптация к естественным процессам, которая сохраняет биосферу в рамках действия того аттрактора (канала эволюции), который оказался способным произвести человека[70]. ). Принцип коэволюции означает такую систему запретов (экологических параметров), которая исключала бы возможность изменения биосферы до той запретной черты, переступить через которую человечество не имеет права. Современное состояние жизни при этом оценивается как критическое.

Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке в к. 20-н. 21 веков – это ориентир европейской науки на восточное мышление – сочетание европейской тяги к эксперименту в сочетании восточной (китайской традиции) в представлении о мире как о спонтанном и самоорганизующемся.

Теория самоорганизации оказалась созвучной такому подходу, поскольку люди и их деятельность получили роль не просто зрителей, но и реальных участников эволюционного процесса, являя собой его аттракторы. Современная стадия развития науки и технологии рассматривается как точка бифуркации – нарушения состояния равновесия или ветвления эволюционных путей. Развитие таких процессов непредсказуемо, поэтому «к числу условий экологического императива следует добавить требование избегать любых бифуркационных состояний»[71].

Центральная идея (принцип) коэволюции в концепция глобального эволюционизма – взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого (например, изменение морфологических признаков животных с изменение климата или формула воды как и общество если разложить по элементам ими нельзя затушить пожар). Изменение курса евро – повышение цен на все.

Синтез знаний (создание общенаучной картины мира) пример концепция глобального эволюционизма Янча Э. (австрийский философ, эмигрировавший в США), который писал, что эволюция представляет собой целостный процесс, который проявляется на физико-химическом, биологическом, социальном, экологическом и социально-культурном уровне книга «самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возникающей парадигмы эволюции».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!