Общефилософские методы познания



Философия дает наиболее общую картину мира, которая служит предпосылкой и условием для разработки частнонаучных картин мира в качестве универсальной онтологической установки . Благодаря философии становится возможным увидеть место и роль частнонаучных представлений, вписать их в качестве необходимых элементов общей картины мира. Кроме того, философия дает исследователю знание, исходные ориентиры об общих закономерностях самого познавательного процесса, путях и формах постижения истины. Частные науки тоже осуществляют процесс познания, но ни одна из них не имеет предметом изучения закономерности, формы и принципы познания в целом. Этими и вопросами занимается философия (гносеология), конечно, опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса. Философия разрабатывает всеобщий, мировоззренческий метод, который адекватен широте ее содержания. Общефилософские (всеобщие) методы в истории познания разделяются на две группы: метафизические и диалектические.

Метафизический (греч. µετα φυσικά – то, что после физики) метод, рассматривающий предметы и их мысленные отражения как нечто законченное и неизменное, преобладал в науке. примерно до XIX века. Метафизический метод тяготеет к абсолютизация какой-либо определенной стороны процесса познания или любого элемента целого. Первоначально слово «метафизика» использовалось для обозначения сборника трактатов Аристотеля, посвященных рассмотрению «первых причин». В издании работ Аристотеля, подготовленном позже Андроником Родосским, эти трактаты были расположены после (µετά) «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название. В эпоху просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться как особый способ понимания мира. Метафизичность мышления многих ученых, не учитывающих реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, приводила к ряду трудностей в научном познании. Научные открытия, сделанные в XIX веке привели к диалектическим идеям и к формированию диалектического метода. Учет связей исследуемой вещи и явлений с другими вещами и явлениями занимает важнейшее место в диалектическом методе, отличая его от метафизического. Слово «диалектика» (греч. διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение) первым применил Сократ, для обозначения действия человека, выражающегося в умении вести разговор. Появление этого термина связано с развитием полисной демократии, требующей для достижения успеха в общественных делах умения вести дискуссию, доказывать и обосновывать свою позицию. Сократ, а вслед за ним Платон понимали под диалектикой диалог, содержащий логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. В результате происходит определение содержания понятий. Не случайно работы Платона, главным действующим лицом которых был Сократ, написаны в форме диалогов. В греческой философии стихийно-диалектические идеи развивал Гераклит. Им было понято движение как универсальное свойство природного и социального бытия. Гераклит считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий (показательны в этой связи его фразы «Все течет, все меняется», «Нельзя войти в одну т ту же реку дважды»). разделяли, Эпикур, Лукреций Кар и др.).

Значительный вклад в развитие диалектики внесли атомисты (Левкипп, Демокрит) представители Элейской школы (Парменид, Зенон). На основе диалектики Гераклита и элеатов возникла диалектика софистов. Целостная концепция диалектики была разработана в рамках немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Георгу Гегелю. Он представил весь мир как процесс, беспрерывное движение, изменение и предпринял попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. В XIX веке наметилась тенденция перехода научных исследований от познания вещей и явлений к изучению связей и процессов что потребовало развития диалектического метода. Если метафизический метод рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, то диалектический метод исходит из того, что причина вещей и явлений – взаимодействие противоположностей. Согласно диалектике, источник развития находится в самих вещах или явлениях. Диалектика функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, и приемов, а в качестве гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности. Диалектика включает в свое содержание принципы, законы и категории, которые отражают взаимосвязь и противоречия действительности. Как метод диалектика представляет собой систему регулятивных принципов, ориентирующих человека в его познавательной деятельности на рассмотрение действительности в качестве процесса постоянного становления. Диалектические принципы играют важнейшую роль в современных научных исследованиях. Прежде всего, рассмотрим принцип историзма (развития). Этот принцип базируется на представлениях о сущности развития, о прогрессе, синтезировании, взаимосвязи качества и количества, причинности и т.д. Историзм является исходной диалектической идеей, с осознания которой началась разработка диалектики. Данная идея позволяет увидеть мир в постоянном движении, приводящем к качественным изменениям различной направленности (прогрессивной или регрессивной). Становление и разрешение противоречий, содержащихся в самой сущности развивающихся объектов, является источником движения и развития. То есть развитие понимается диалектикой как саморазвитие. Согласно принципу историзма, Вселенная представляет собой результат универсальной эволюции, содержащей эволюции добиологической, биологической и социальной форм бытия. Принцип историзма утверждает непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений, их перехода от одних форм и уровней к другим. Не случайно, в ряде случаев диалектику определяют как науку о движении, изменении и развитии бытия и познания. В принципе историзма заключено требование к исследователю рассматривать материальные системы в их динамике, развитии. Все материальные системы необходимо рассматривать во временном их аспекте. Только изучив прошлое интересующего нас объекта или явления, историю его возникновения и формирования, можно понять его современное состояние и прогнозировать его будущее. Устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, диалектика стремится сделать таким же и процесс познания. Историзм требует от исследователя в ходе научного познания опираться при анализе вещей и явлений на соответствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др. Исследователь должен выявлять в ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Исследователю необходимо помнить, что историзм рассмотрения требует такого подхода к изучаемому объекту, при котором учитывалась бы возможность альтернативного движения его развития. (Для этого допустимо использование мысленного эксперимента с приемом: «а что было бы, если бы...»). Вероятностный подход к истории, тесно связанный с критическим анализом истории, является важным компонентом диалектического познания. Принцип историзма подводят познающее мышление к выявлению главных тенденций развития системы. Раскрытие этих тенденций развития системы позволяет предсказать ее будущее. В этой связи история становится будущим, точнее служит будущему. Изучение объектов в развитии может реализоваться в научном познании двумя путями: историческим и логическим. При историческом подходе история объекта воссоздается подробно, в точности с учетом всех деталей и событий, в том числе различного рода случайные и несущественные отклонения в развитии. При логическом подходе тоже воспроизводится история объекта, но при этом она рассматривается с учетом определенных логических преобразований, обрабатывается теоретическим мышлением, выделяющим общее, существенное и освобождающим от случайного, несущественного, мешающего выявлению закономерностей развития. Выбор исторического или логического подхода в познании определяется природой изучаемого объекта и целями исследования. В научном исследовании оба подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не может применяться без определенного логического осмысления фактов развития изучаемого объекта. А логический анализ всегда исходит из истории развития объекта. Принцип единства логического и исторического приводит к пониманию, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Этот принцип позволяет исследователю достичь логически реконструированного, обобщенного отражения исторического развития изучаемого объекта, что позволяет прийти к получению важных научных результатов. В современной науке столкновение познающего мышления с противоположными тенденциями развития становится все более привычным. Принцип диалектической противоречивости говорит о том, что исследователь должен находить источник развития, чему соответствует методологический вопрос: «почему совершается развитие?»


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 712; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!