Физическая культура Средневековья.



Средние века принято датировать с конца V по XVII века. Вся история средних веков, в том числе и спортивная, неразрывно связана с феодализмом, а также большой ролью церкви и религии. Идеалом человека средневековья становится образ аскетичного монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души. Постепенно этот идеал перерастает в новый - образ честного, смелого рыцаря, в котором сочетаются как физическая сила, так и духовная.

Рыцари были единственной кастой, которая обучалась физической подготовкой в специальных заведениях. На их плечи ложилось регулирование феодальных междоусобиц, которые проходили на протяжении нескольких веков. Все физические умения так или иначе применялись в обращении с лошадью и в полном обмундировании. Теперь никого не волновало, какой ловкостью и скоростью ты обладаешь без килограммовых лат. Даже соревнования делились на типы не по видам, а по степени «одетости» рыцарей.

Каждый рыцарь обязан был уметь ездить верхом, плавать (при чем тут навык относился непосредственно к плаванию с/на лошадью/и), охотиться, стрелять из лука и сражаться с оружием. Особое внимание уделялось выработке чувства баланса, равновесия.

Первоначально рыцарями являлись исключительно дети феодалов, их отправляли в возрасте семи лет на «учения», где пребывали до четырнадцати в доме хозяйки, а до двадцати одного – у сюзерена (крупный правитель-феодал).

Главным спортивным явлением первой половины средневековья были рыцарские турниры. Они делились на парные и групповые. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья выбить соперника из седла. Если победитель не определялся, сражение заканчивалось силовой борьбой. С XI века участвовать могли лишь дети дворян. Первые турниры проходили в Провансе и были популярны вплоть до XIV века, но с развитием военной подготовки их военное значение стало падать и стало носить лишь сплачивающий характер зрелища.

Иные спортивные пристрастия, конечно, были у простого сельского народа. Самой доступной забавой была игра в мяч, и стиль ее зависел непосредственно от страны с ее географическими и природными условиями. Популярность этих игр определялась тем, что человек, хотя бы в воображении, «освобождался» от царящих феодальных и церковных оков, мог победить «противника». Зачастую целью игры было не набрать очки/голы, а осуществить захват территории или имущества дугой команды. Так, в разных уголках мира появляется футбол, но победа в нем отдавалась тем, кто первый доставит мяч за черту, а не забьет в ворота. В Россию, как и во всю Европу, приходит популярная в Индии игра лапта, близкая к современному американскому бейсболу. Зимой пользовались популярностью лыжи, коньки.

 

СЛАЙД 24-26

Физическая культура эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), период развития гуманистических идей, физической культуре уделяется большое внимание. Считается необходимым воспитывать в человеке активность, инициативность, единство интеллекта, духовности и физической силы, так как совокупность этих качеств имеет важное значение для успешной деятельности людей.

В эпоху Возрождения положено начало развитию теории физического воспитания. В середине XVI века издается первое учебное пособие по играм с мячом итальянского автора де Барди (правила игры, судейства и рекомендации по дополнительной физической активности). В XVII веке появляется работа Я.А. Коменского "Великая дидактика", в которой автор предлагает с дошкольного возраста развивать детей как интеллектуально, так и физически, официально внося спорт в школьную программу обучения наряду с иными дисциплинами, способствуя таким образом их духовному и эстетическому развитию. Такая методика была взята за основу обучения в школах Западной Европы. Тем самым, в эпоху Возрождения физическое воспитание отделяется от трудовой и военной деятельности.

 

СЛАЙД 27-29

Итальянское Возрождение.

Искусство Итальянского Возрождения характеризуется возвращением к культу красоты человеческого тела, а, следовательно, и повышением внимания к физической культуре у всех сословий. Народные массы больше не отстраняли от участия в спортивных событиях, но при этом еще и не «смешивали» с дворянами.

Умение хорошо владеть мечом и кинжалом являлось необходимым атрибутом жизни многих сословий жителей итальянских городов. Это привело к необходимости практического совершенствования в фехтовании, а также к разработке его теоретических основ. В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Написаны пособия, раскрывающие техническую, тактическую и психологическую стороны подготовки фехтовальщика. Известный мастер того периода Ахилле Мароццо считается отцом итальянского фехтования.

В 1463 г. Доменико да Феррара написал «Трактат об искусстве пляски и танца», в котором впервые разграничивает искусство художественного и бытового танца, закладывает основы хореографии (балета). Он обозначает ритм, темп, согласованность шагов, координацию движений руками и ногами, распределение пространства для танца.

 

СЛАЙД 30-33

Северное Возрождение.

Движущей силой северного – испанского, французского, немецкого и английского – Возрождения также была буржуазия, которая боролась против феодализма.

Состоятельная городская буржуазия развлекалась в крытых залах для игры в мяч или устраивала поединки на копьях. Простонародье имели доступ только к ярморочным площадям и игровым площадкам вне города. 

Самыми популярными спортивными развлечениями эпохи Возрождения стали игра в мяч и стрельба из лука. В мяч играли все и всюду. Мячи дарили как политические дары.  В XVI в. центр игры в мяч переместился во Францию. Как писал английский педагог Роберт Даллингтон, посетивший Францию в 1598 г.: «Игры в мяч распространены во Франции более, чем во всем христианском мире. Страна усеяна игровыми площадками, и их количество превышает число церквей. Французы рождаются с ракеткой в руках. Там играют все: женщины, дети, ремесленники...»

Стрелковые праздники так же были в почете у жителей европейских городов в этот период. Организовывали их стрелковые общества, пришедшие на смену цеховым объединениям. Первые упоминания о состязании по стрельбе из лука относятся к 1387 г., когда жители Магдебурга пригласили к себе на праздник представителей других городов, с которыми состояли в хороших отношениях. Во второй половине XVI в. в ряде немецких земель стало традицией завершать стрелковые праздники танцами. Составной частью стрелковых праздников были так называемые «открытые игры», в которых могли принять участие все желающие, в том числе и женщины. Программу «открытых игр» составляли соревнования по борьбе, бегу, фехтованию, прыжкам, метанию камней, езде на неоседланном коне. Однако в XV в. существовало еще сословное разделение соревнующихся людей: дворяне отдельно, мещане отдельно, слуги отдельно. В XVI в. в открытых играх принимали участие уже лишь представители простого народа, соревнования утратили свой состязательный характер и носили вид забав и развлечений.

Были, конечно, и более региональные спортивные виды. Так, конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых известных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей. Английские породистые скакуны славились на всю Европу. В Голландии же образовался культ коньков.

 

СЛАЙД 34


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!