Функция социальной интеграции и стабильности.



Достаточно часто религию трактуют как универсальный фактор интеграции и стабильности общества, поскольку само общество рассматривается как культурно-духовное целое, в котором интеграция и стабильность могут быть обеспечены только посредством культурно-духовных факторов, религиозных символов. Однако проблема интеграции в целом не сводится к функции, выполняемой религией, – она входит в качестве одной из составляющих в сложную систему взаимодействий. Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабилизации в одних условиях и фактором, вызывающим конфликты и потрясения, – в других.

4. Функция сакрализации культурных ценностей (главным образом этических).

Способствует посредством сакрализации норм и ценностей общества его стабильности. Но с развитием общества, его дифференциацией возможности религии в этом отношении меняются. Социология религии связывает понимание функций и роли религии в обществе с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения, т.е. необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям его существования. В связи с этим И. Яблоков сформировал следующий подход к классификации функций религии.

Он выделил следующие функции религии:

· мировоззренческую;

· компенсаторную;

· коммуникативную;

· регулятивную;

· интегрирующую ( дезинтегрирующую);

· культуротранслирующую;

· легитимирующую ( разлегитимирующую).

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и прочее. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, с точки зрения которых осмысливается мир, общество, человек и обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей преимущественно путем перестройки сознания, но не изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Коммуникативная функция состоит в том, что религия обеспечивает общение. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом и верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении» и т.д.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью, отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных и обещаемых в посмертном существовании).

Интегрирующая – дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующая – разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Степень социального влияния религии связана и изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer – священный) и секуляризации (позднелат. saecularis – мирской, светский). Сакрализация означает увеличение степени влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни – начиная от поведения людей и заканчивая деятельностью социальных институтов. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Соответственно, ограничиваются возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности – поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Профессор И.Н. Яблоков, анализируя роль и значение религии в обществе, выявил три позиции, которые религия занимала в обществе:

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.

4.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!