Функция принадлежности, или идентификации.



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБЛАСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Специфика предмета и структура религиоведения

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Количество накопленной информации и в естественных и в гуманитарных науках огромно, а процесс познания продолжается. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение. Религиоведение как научная дисциплина занимается изучением религии, которая, следуя определению ведущих научных школ религиоведения Института философии РАН, понимается как духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности. Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания сформировалось в конце XIX в. На сегодняшний день оно представляет собой междисциплинарный научный проект, исследующий религию с точки зрения методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук.

Поскольку современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент культуры человечества, то предметом исследования в равной мере становятся как мировые религии (буддизм, христианство, ислам), так и национальные религии, и современные религиозные движения, и культы.

В рамках этой дисциплины анализируются причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры, а также поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Стоит отметить, что огромное значение для религиоведения как научной дисциплины играет философское содержание, что обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, центральной для этой дисциплины 6 является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным гуманитарным направлениям – литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философскомировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе.

При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на философское наследие, на историю общественных и естественных наук (особенно на научное объяснение религии).

Современное религиоведение включает ряд научных дисциплин: философию религии, историю религии, социологию религии, религиозную культурологию, психологию религии и феноменологию религии. Каждая из них опирается на свою теоретико-методологическую традицию, они нередко взаимодействуют и обогащают друг друга. Философия религии дает общее истолкование сущности и природы религии, выступает как важнейшая методологическая предпосылка ее изучения. Возникновение философии религии как специальной предметной сферы философствования произошло в XVIII–XIX вв. благодаря работам английского философа Д. Юма, французского философа Г. Гольбаха, немецкого философа И. Канта, немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, немецких философов И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. А. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, голландского теолога и историка религии К.П. Тиле, датского теолога и философа С. Кьеркегора, русского философа В.С. Соловьева. В XX в. религиозные философы интерпретировали религию с позиций герменевтики (толкование текстов древних литературных источников), феноменологии, экзистенциализма, материализма, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. При этом философию религии не следует отождествлять с религиозной философией, которая опирается на основные принципы вероучения конкретной религии.

В исследовательской литературе в контексте религиозной философии выделяют ее христианский, буддийский и исламский варианты.

Социология религии исследует механизм функционирования религиозных верований в различных социальных средах и группах верующих. Кроме того, она изучает структуру и взаимодействие элементов религии, ее место, функции и роль в той или иной общественной системе и особенности влияния данной общественной системы на религию. Основной метод изучения проблем конкретно-социологические исследования, которые затем математически обрабатываются и обобщаются.

Как область религиоведения социология религии оформилась в конце XIX – в начале XX в. Ее основателями считают М. Вебера и Э. Дюркгейма. Значительное влияние на развитие социологии религии оказали К. Маркс, Б. Малиновский, Э. Трёльч и др. Социология религии развивалась также на базе научных исследований религии практиками церкви и отдельными теологами, что способствовало появлению наряду с академическим, конфессионно-ориентированного направления.

Психология религии изучает сферу психологических особенностей верующих, их внутренний мир (религиозные представления, чувства и переживания). Уделяется большое внимание вопросам адаптации верующего человека к современным условиям. Наиболее действенными методами в психологии религии являются: наблюдение, интроспекция, описание, метод опрашивания, анализ биографического материала, изучение документов, исследование установки диспозиции личности, социометрия. Как самостоятельная религиоведческая дисциплина психология религии сложилась на границе XIX–XX вв. Особое влияние на становление психологии религии оказал выход в свет работы Ф. Шлейермахера «Психология» (1862 г.). Над проблемами психологических аспектов религии работали довольно известные ученые: немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог С. Холл, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, российский психолог А.А. Потебня и др.

История религии в хронологической последовательности раскрывает историю возникновения и эволюцию отдельных религий. В широком плане история религии является элементом исторического самосознания человека, его памятью о собственной жизнедеятельности и формах отношений со сверхъестественным. История религии как религиоведческая дисциплина зародилась в XVIII в., а начиная с XIX в., она становится полем деятельности многих исследователей (И. Бахофен, Ф. де Куланж, Ж.Э. Ренан, Э. Тейлор, Д. Фрэзер и др.).

Религиозная культурология в большей степени сосредоточена на исследовании религиозного искусства. Именно оно художественными приемами утверждает религиозное мировоззрение и имеет религиозную идейную направленность. В поле зрения религиоведческой культурологии включена храмовая архитектура, скульптура, иконопись, музыка и прочие формы религиозного искусства. В то же время, в рамках этого направления исследуется роль религии и церкви в зарождении, развитии и функционировании культуры, а также аспекты взаимодействия религии, церкви и культуры на различных этапах развития человеческого сообщества.

Важно помнить, что в рамках одной конфессии часто сосуществуют противоположные религиозно-культурологические концепции: традиционалистские, консервативные, модернистские, которые по-разному решают вопросы оценки и отношения к культуре.

Феноменология религии обобщенно отображает попытки изучения религиозного феномена в чистом виде, без мировоззренческих и идеологических предубеждений. Как методологическая рефлексия феноменология религии возникла в первой половине XX в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли немецкий философ и социолог М. Шелер, немецкий философ и теолог Ф. Хайлер, франкоязычный философ и историк М. Элиаде и др.

Большое влияние на развитие феноменологии религии оказала феноменологическая философия немецких философов Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Основные части религиоведения настолько тесно связаны между собой, что временами бывает непросто разграничить их, ведь они исследуют один и тот же объект – религию, хотя каждая изучает его со своих позиций и собственными методами. Как мы отмечали выше, предметом исследования в религиоведении выступает теоретико-научный поиск главных качественных черт, присущих различным религиозным образованиям. Для тщательного, комплексного и более совершенного рассмотрения предмета изучения религиоведение использует самые разнообразные методы познания: общефилософские, общенаучные, социологические, теоретические, эмпирические. Применяются также специальные религиоведческие методы. Рассмотрим некоторые методы более подробно.

Сравнительно-исторический методэто метод, когда исследователь сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в разные времена или же разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на различных этапах развития. Большое значение имеет сравнение образов разных религий (например, Будды и Иисуса Христа). Наиболее типичным примером использования сравнительноисторического метода в XIX – начале XX в. можно считать работы А. Фрэзера, который использовал бесчисленные иллюстрации из классической мифологии, из Библии и современной ему этнографии для подтверждения собственных гипотез о происхождении и развитии разнообразных верований и обычаев. Активно использовал сравнительноисторический метод немецкий ученый Макс Вебер, который установил наличие связи между протестантизмом и развитием капитализма.

Антропологический метод. Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека и его рас, опирающаяся на изучение тела человека, естественных отличий между людьми. Занимаясь преимущественно первобытными и племенными обществами, антропология пытается использовать данные таких исследований для объяснения 9 происхождения и функций религии. Отцом современной антропологии считается английский этнограф Эдуард Тейлор, проследивший эволюцию цивилизации от человека первобытного состояния до человека настоящего времени, каким он предстает в современной европейской культуре. Для религиоведения особое значение имеет разработанная Э. Тейлором теория анимизма – веры в существование души. С антропологическим методом связан и такой метод исследования, как символическая антропология. Ведущим представителем данного метода в антропологии и религиоведении является американский антрополог Клиффорд Гиртц, который считает, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, следует рассматривать не как отображение социальной структуры, а как отдельные символические системы, нуждающиеся в интерпретации. Подход К. Гиртца оказался очень продуктивным и значительно повлиял на изучение религии. В своей работе «Религия как культурная система» он определяет религию как систему символов, работающих на формирование мощных, всепроникающих и долговременных ориентации и мотиваций человеческих поступков.

Типологический метод. Это совокупность процедур распределения и группирования объектов, которые изучаются по определенным признакам. В результате типологизации создаются устойчивые статистические группы признаков – типы, которые дают модель типологической общности для определения объектов и явлений. С помощью метода типологизации, например, принято характеризовать исторические типы религий, а также типы свободомыслия. Каузальный метод направлен на познание причинноследственных связей возникновения и эволюции различных религиозных явлений. Он помогает осознать различные религиозные и нерелигиозные формы, анализируя отношения людей в процессе жизнедеятельности.

Феноменологический метод. Применительно к религии метод феноменологии, разработанный немецким философом Эдмундом Гуссерлем, предполагает антиисторизм, отрыв религиозного сознания от его реальных носителей (конкретных исторических субъектов) и сведение религиозного сознания к совокупности некоторых «чистых» структур и сущностей. Задача феноменологии заключается в анализе структуры религиозных явлений. Так, значение магии, жертвоприношения или молитвы постижимо, по его мнению, лишь в качестве конституирующих элементов религиозного сознания и практики.

Структурно-функциональный метод. Это метод исследования сложных социальных систем, предусматривающий изучение в объекте 10 стабильных элементов, их структурных взаимосвязей и функциональных зависимостей. В религиоведении он направлен на раскрытие структуры и функционирования религий, религиозных организаций, культов и т.п. Выделение элементов религиозных систем, сравнение их с другими элементами и всей системой дает возможность глубже познать особенности их функционирования. С этой точки зрения религия выступает как подсистема, включающая некоторые элементы и выполняющая соответствующие функции. Теоретическим источником структурнофункционального метода в целом является учение Э. Дюркгейма. Именно у него последователи заимствовали тезис о религии как главном факторе, «интегрирующем общество», т.е. обеспечивающем его целостность; у английского этнографа Б. Малиновского был заимствован постулат «универсального функционализма», согласно которому всякое социальное явление существует потому, что оно «функциональное», т.е. оказывает содействие укреплению социальной целостности.

 Социографический метод. Начиная с 30-х гг. в рамках западной социологии возникают эмпирические исследования религии. Например, во Франции католический социолог Габриэль Ас Бра исследовал посещаемость воскресных богослужений в различных городах и департаментах. После Второй мировой войны такие исследования были официально одобрены французским епископом. На основании полученных данных была составлена карта религиозности Франции, в которой приводились показатели посещаемости месс населением тех или иных департаментов и больших городов. Таким образом, исследователи религии имеют в своем распоряжении разнообразные, взаимодополняющие методы, которые дают возможность на эмпирическом уровне изучать религиозное поведение людей, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений. Использование этих разнообразных методов имеет смысл только при условиях соблюдения основных методологических принципов исследования религиозных практик. В философском плане понятие «принцип» означает фундаментальное положение, отправное начало, наиболее значимое основание определенной теории или науки. Наиболее фундаментальными в религиоведческом поиске являются следующие принципы:

· Принцип объективности. Он является одним из основных методологических основ любой, в том числе и религиоведческой области научного знания. Он требует рассматривать феномен религии таким, каков он есть на самом деле, пренебрегая при этом какими-либо богословскими постулатами, решениями церковного собрания, поучениями церковных деятелей, которые часто имеют субъективный, эмоциональный, оттенок.

 · Принцип историзма. Его основными положениями являются выяснение истоков исследуемого явления, причин его появления; рассмотрение этапов функционирования и механизма изменений этого явления на протяжении его истории, поиск взаимосвязи этапов; анализ особенностей нынешнего состояния этого явления; прогнозирование его возможных последующих изменений, определение тенденций развития.

· Культурологический принцип. Он дает возможность религиоведу раскрывать роль религии, церкви в зарождении, развитии и функционировании культуры, а также взаимовлияние религии, церкви и культуры на различных этапах развития человеческого общества; выяснять особенности религии как феномена культуры, свойства религиознокультурных образований, специфику религиозной философии, своеобразие различных проявлений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.

· Принцип эгалитарности (равенства). В его основу положено обязательное признание равенства, автономности религиозных коммуникаций, взвешенность и беспристрастность по отношению к другим религиозным парадигмам, формам религиозной деятельности, культа и свободомыслия. Принцип эгалитарности предусматривает также признание как за отдельными верующими, так и за неверующими права на собственное понимание истины, взаимоуважение, сознательный отказ от превосходства, пренебрежения правами и унижения достоинства других людей. · Принцип дуальности. В основе любого религиозного учения лежит вера в сверхъестественное начало, которому верующий должен поклоняться, используя систему конфессионно определенных обрядовых действий. Это означает, что рядом с естественным миром, который окружает человека в его повседневной жизни, есть иной мир, который существует на основе противоположных принципов. Именно поэтому одним из исходных в религиоведческом познании является принцип дуальности (двойственности, раздвоенности).

· Принцип общечеловечности. Существование этого принципа обусловлено тем, что религия в основе своей является общечеловеческим явлением. Общечеловеческие ценности в религиозном сознании выступают как особая форма выражения общих потребностей, интересов человека в высших жизненных, моральных ориентирах и идеалах. Вообще общечеловеческое в религии имеет трансцендентный характер и является проявлением определенного морального абсолюта, который проявляется в отстаивании определенной религиозной системы. Оно аккумулирует и выражает мысли, стремления и волю всех людей, функционирует в каждой сфере общественной жизни, на всех уровнях социальной организации.

 · Принцип правового обеспечения свободы совести предусматривает за человеком право, гарантирующее свободу совести человека в вопросах отношения к религии, т.е. право личности на реальную возможность иметь, принимать, изменять религиозные верования по собственному выбору или же придерживаться нерелигиозных убеждений. В России право на свободу совести гарантируется действующей Конституцией, законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Осуществление свободы совести в России подвергается ограничениям лишь в случаях, если речь идет об охране общественного порядка, безопасности жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан.

Религиоведение – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Однако религиоведение не просто комплексная наука, имеющая в своем арсенале философские идеи, социологические констатации, исторические факты, культурологические заметки или психологические наития. Опираясь на разные источники, религиоведение стремится дать целостный анализ различных теоретических и практических аспектов религии.

2.

В современном культурном контексте понятие «религия» трактуется по-разному: и как система представлений, практик и ценностей, и как истина, и как исторический или социальный феномен, и как благочестие. В одном случае слово «религия» употребляется как родовое понятие, в другом подчеркивается многообразие религиозных практик. Вилфред Кантвел Смит, директор центра по изучению мировых религий при Гарвардском университете, считал, что само понятие «религия» – западноевропейская идея. То, что обычно называется «религиями», по его мнению, следует считать самодостаточными «кумулятивными традициями», иначе говоря, типами культуры. Каждая религия претендует на истинность, но истина связана не с «религиями», а с верой индивида. Религия становится истиной тогда, когда человек признает ее и следует ей.

Еще в античную эпоху сформировались две традиции в интерпретации происхождения слова «религия». Первая – философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (I в. до н.э.), выводившего это слово из глагола rе1еgare (лат.) – перечитывать, размышлять, подчерки- 13 вая тем самым человеческое измерение религии. Вторая традиция – теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактанция (III–IV вв.), который выводил это понятие из глагола rе1egere (лат.) – связывать; в этом случае религия понималась как связь человека с Богом.

О религии размышляли и писали не только богословы, многообразие и сложность религиозных явлений заставляли многих мыслителей искать различные подходы для понимания и изучения этого феномена. Например, философ И. Кант связывал религию с чувством нравственного, этнограф Э. Тайлор определял религию как веру в сверхъестественное, психолог З. Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог М. Вебер рассматривал ее как фактор общественного развития. Множество сформировавшихся интерпретаций понятия «религия» позволили ученым-религиоведам сгруппировать их в определенную классификацию, которая включает в себя следующие подходы к определению и происхождению религии:

· Субстанциональные (или сущностные) определения религии. К ним можно отнести определение религии теолога и философа Фридриха Шлейермахера, который видел ее сущность в ощущении собственной зависимости. Среди субстанциональных определений выделяют когнитивные (или познавательные), в которых для характеристики религиозных представлений принято использовать слова «сверхъестественный», «потусторонний», «трансцендентный» (определение Э. Тайлора), и психологические, которые конституируются на основании личного религиозного опыта (определение З. Фрейда).

· Функциональные определения, характеризующие религию или как фактор социального изменения, или как фактор социальной сплоченности. Именно в последнем варианте рассматривал религию французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он писал, что религия есть система верований и практик, которая объединяет людей в одну моральную общность, называемую церковью.

· Феноменологические определения религии, основанные на категории «священное». Так, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия – это то, что вырастает из священного, дает выражение и переживание священного во всех аспектах. Приверженцы этой позиции полагали, что подобное понимание религии позволяет решить проблему подмены определения религии ее происхождением и отойти как от концепции разделения мира на сверхъестественный и естественный, так и от тенденции сведения религии к антропологическим (биологическим) или социальным основаниям.

· Антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется в этом случае, по утверждению К. Гирца, как определенная классификационная система, или культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в ее смысл.

· Направление, определяющее религию с точки зрения ее структуры. Каждая религия состоит по меньшей мере из четырех сложных элементов:

1) познавательный компонент религии (связан с религиозным мировоззрением и с религиозным действием, т.е. с ритуалом, как практическим элементом религии);

2) психологический компонент (представляет собой религиозный опыт, т.е. переживания, связанные с верой и проявляющиеся во время ритуалов);

3) религиозный этос (имеется в виду образ жизни, определяемый нравственными ценностями и регулируемый нормами той или иной религии);

4) символ (выполняет роль своеобразного моста из рационального мира в мир религиозного опыта).

Говоря о проблеме происхождения религии, стоит отметить, что до сих пор этот вопрос остается дискуссионным, тем не менее были сформированы некоторые подходы к данному вопросу, на которых мы и остановимся в данном пособии. Первая версия – так называемый первобытный монотеизм (или «прамонотеизм») – выражает идею «извечности религии» и идею Божественной природы религии. Она была выдвинута иудейскими, христианскими, мусульманскими теологами. В ней можно выделить следующие ключевые характеристики:

· поскольку первобытная религия дана человеку Богом, то изначально, по своей форме, она была верой в единого Бога - Творца (единобожие) и свойственна всем народам с первых шагов их исторического развития;

· появившиеся впоследствии многочисленные верования в разных божеств представлялись «обломками» первоначальных представлений о едином Боге-Творце, следствиями забвения человеком божественного откровения;

· тенденция развития религий приведет в дальнейшем к образованию общей для всех народов мира монотеистической религии. Вторая версия происхождения религии основывается на идее о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Она основывается на фактическом материале, который предоставляется 15 такими науками, как археология, антропология, этнография. Сторонники этой теории утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, т. к. их сознание было непосредственно включено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе и религиозных.

Как первая, так и вторая версии пока что остались на уровне гипотез. Третья версия, которой придерживалось большинство религиоведов, заключается в том, что простейшие религиозные верования существовали уже 40 тыс. лет тому назад. Именно к этому времени относится появление человека рода Homo sapiens (разумного человека), способного к созданию общих понятий и абстракций довольно высокого уровня. Археологические раскопки свидетельствуют, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей и при захоронении соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской – охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода; также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди (иногда ряженные в звериные шкуры) и животные. Следовательно, имелись представления о том, что наряду с миром повседневности существовал мир иной. Именно благодаря таким многочисленным этнологическим исследованиям были обнаружены земные истоки религии, ее тесная связь с развитием языка и общественного сознания. Не отделяя себя от природы, человек переносит на нее отношения, складывающиеся в первобытной общине (антропоморфизм). Те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной практической деятельности и которые имели для него жизненно важное значение, но не поддавались его практическому воздействию, вызывали чувство страха и побуждали его к поискам средств воздействия на них. Осознание людьми их зависимости от природных сил привело к созданию фантастических образов и породило веру в реальность их самостоятельного существования.

Таким образом, религия является одной из древнейших форм общественного сознания, одной из форм отражения мира, но отражения специфического. По сути, она стремится к универсальному отражению действительности, употребляя при этом фантастические образы, которые воспринимает как соответствующие действительным. Можно выделить несколько причин, которые привели к возникновению религии:

· социальные и природно-климатические: незащищенность человека перед природной стихией и социальными катаклизмами (войнами, голодом, эпидемиями и др.) породили стремление найти защиту в сверхъестественном;

· гносеологические (познавательные): способность человеческого сознания в ходе познавательной деятельности придавать сверхъестественные (трансцендентные) свойства предметам и явлениям, которые человек не в состоянии исследовать опытным путем, в результате чего в сознании человека формируются абстрактные представления о тех или иных явлениях, основанные не на знаниях, а на вере;

· исторические: обусловленность существующих религий историческими корнями, т.е. всем предшествующим развитием;

· социально-психологические: единая вера и совместные культовые действия способствовали интеграции людей в рамках определенной социокультурной общности;

· психологические: это причины, связанные с воздействием культовых отправлений на психику человека (например, у индивида во время религиозного обряда могут возникнуть галлюцинации, сильное эмоциональное возбуждение и т.д.).

3.

1. Функция значения, или смыслополагания.

Многие исследователи рассматривают эту функцию как основную для всех религий, поскольку именно религия формирует такую картину мира, в которой несправедливость, страдание и смерть выглядят как имеющие некое значение в контексте «конечной перспективы». Именно так у индивида формируется уверенность в воздаянии или наказании после смерти (компенсаторный аспект данной функции). Но она может иметь и другие стороны, например, подразумевая, что человек не должен довольствоваться заботой о настоящем, а обязан помнить о цели человеческой жизни. Таким образом конкретизируется смысл жизни и применительно к данной конкретной личности, и к группе или обществу.

Функция принадлежности, или идентификации.

Религия выполняет функцию идентификации (и не только национальной), поскольку в современном обществе, характеризующемся большой социальной и «географической» мобильностью, чувство укорененности, принадлежности к какой-либо общности имеет огромное значение. Еще одно пространство, где религия выступает как способ идентификации, – это индивидуальное развитие и изменение роли индивида на протяжении его жизни. Это реализуется в том числе и через возрастные обряды, которые являются частью религиозной традиции во многих культурах, т.е. религия способствует процессу социализации личности. Отметим также, что Дюркгейм считал наиболее важными в религии функции, способствующие поддержанию не столько индивидуальной, сколько коллективной идентичности. Религия решает эту функцию, объясняя место и значение данной группы среди других, населяющих мир. Эта интегрирующая людей функция религии в традиционных, еще достаточно однородных обществах весьма эффективна. В условиях дифференциации общества, в том числе и религиозной, возрастающего плюрализма ни одна из традиционных религий уже не способна выполнять эту функцию.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!