ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТОЙ ОСТРОВ ПАТМОС.



Как известно остров Патмос является одним из самых главных святых мест для христиан. Именно здесь святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом было получено откровение о будущих судьбах церкви и мира данное ему свыше. Поэтому Патмос всегда привлекал христиан, и сюда стремились попасть паломники изо всех стран мира. В июле этого года и из Петербурга на Патмос отправилась также группа паломников. Вначале мы должны были прилететь на греческий остров Кос, чтобы уже оттуда приплыть на Патмос. В субботу 21 июля наша группа отправилась с Коса на корабле в долгожданное путешествие на Патмос. Плыть пришлось более двух часов с остановками на островах Додеканисоса. Плаванье оказалось весьма приятным и впечатляющим. Вокруг нас по лазурному Эгейскому морю проплывали загадочные и таинственные острова с белыми часовнями и крестами на их вершинах. Мы любовались красотой панорамы моря, а в душе появлялась радость от увиденной картины Божьего мира! Наконец приплываем на Патмос. Спускаясь с трапа, видим греческого Архиерея с панагией на груди и стоящего рядом с ним монаха. Подходим к ним с теми словами, которые мы знаем по-гречески: «Евлогите!» Владыко улыбается и тут же благословляет нас!

После трапезы и размещения в гостинице отправляемся на автобусе в монастырь святого апостола Иоанна Богослова, расположенный на вершине острова. Надо сказать, что этот монастырь появился здесь в XI веке. Византийский император Алексий I Комнин подарил монаху Христодулу к тому времени уже заброшенный и необитаемый остров Патмос. Прп Христодул построил монастырь как неприступную крепость на самой вершине, чтобы защитить его от постоянных набегов сарацин. И сегодня мощные стены монастыря выглядят как неодолимая крепость. Монастырь окружает не только крепость, но и деревня под названием – Хора. Ее основали мастера – строители монастыря. Хора, как и почти все на Патомсе, построена из белого камня. И сегодня здесь существует множество храмов. Ниже на склоне холма находится здание знаменитой богословской школы, возникшей здесь в 18 веке. Считается, что она сыграла заметную роль в религиозно-нравственном возрождении греческого народа в тяжелую эпоху турецко-османского ига. Основатель ее отец Макариос Калогерас был причислен к лику святых. Добравшись до древних стен монастыря, мы выходим вместе с многочисленными туристами. Днем монастырь становится похожим на музей, который осаждают группы западных туристов. При входе с нас, как и со всех берут плату – 4 евро с человека. Войдя в монастырь, мы отправляемся в древний храм, чтобы приложиться к находящимся здесь святым мощам: свв. Апостола Фомы, дьякона Филиппа, Антипы, прп. Христодула и другим. Здесь же в храме мы молимся перед древней византийской иконой св. апостола Иоанна Богослова, подаренной основателю монастыря императором Алексием I Комнином. Кроме того в монастыре хранятся также частицы животворящего Креста Господня, мощи св. первомученика Стефана, св. Иакова и частицы других святых. В монастырском музее имеется двести подлинников византийских икон, множество предметов церковного облачения, сшитых в 18 веке. А также часть Евангелия от Марка – шестого века, книга Иова – восьмого века. Хранится подлинник документа, подтверждающего право владения прп Христодулом острова Патмос с печатью императора Алексия I Комнина и завещание самого основателя монастыря.

Осмотрев монастырь и побывав в музее, мы стали спускаться вниз пешком, чтобы посетить в тот же день главную нашу цель – пещеру Апокалипсиса. Спустившись по старой дороге к знаменитой пещере, мы обнаружили, что она закрыта. Рядом со входом в пещеру висело объявление, из которого мы узнали, что завтра в воскресенье литургия начнется здесь в 8 утра. Вернувшись в гостиницу все стали готовиться к завтрашней литургии. Вместе прочитали три канона и последование ко святому причащению. Встав рано утром, мы тот час же отправились пешком наверх в пещеру Апокалипсиса. Когда подошли к знаменитой пещере-гроту, ставшей теперь уже небольшим монастырем, обрадовались, увидев открытый вход. Войдя в нее мы тут же встретились со служителем – греком, который взял с нас за вход по 2 евро. После чего стали спускаться вниз по белому каменному коридору, пройдя ряд поворотов, мы наконец вошли в саму пещеру Апокалипсиса. Войдя, услышали греческое мужское пение и сразу почувствовали, что входим в святое место. Эта древняя пещера, ставшая храмом, сразу напомнила нам эпоху раннего христианства, гонимого римской властью и вынужденного скрываться в катакомбах. Как известно св. Иоанн Богослов был сослан на Патмос императором Доминицианом и провел здесь шестнадцать месяцев. Появилось ощущение, что мы попали в то время. В пещере Апокалипсиса слева мы увидели место, где св. апостол Иоанн Богослов получил Откровение. Это место на стене, где лежала рука Апостола, теперь отмечено серебряной нишей. Справа находится место, на котором св. Прохор записывал слова Откровения. Скала, нависающая над нашей головой имела тройную расщелину, из которой по преданию доносился глас Божий, диктовавший св. апостолу Иоанну Богослову Откровение. « Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что ты видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиакру, и в Сардис и в Филадельфию, и в Лаодикию.» ( Откр.1., 10-11).

В пещере-храме, когда мы входили было вначале не много народа, в основном греческие женщины и мужской хор, состоящий из пяти человек. Войдя, мы встали недалеко от того места, где по преданию лежал св. апостол Иоанн Богослов во время Откровения. Литургию служил греческий иеромонах, один, без дьякона, стройный, благообразный в облачении – прямо как с иконы. Литургия, здесь в пещере Апокалипсиса, воспринималась нами по-особенному, как таинство – Богообщения. Многие во время нее плакали, причем плакали даже те, кто редко ходил до этого в церковь. Да это и не удивительно, ведь здесь в пещере Апокалипсиса – Богослужения не прерывались более двух тысяч лет. Это место, пещера – храм, в котором произошло последнее великое Богооткровение Нового Завета, напоминало храм Гроба Господня. Те же чувства в душе мы испытывали здесь, что и там на Голгофе и в Кувуклии на Святой Земле.

К концу Литургии пещера наполнилась людьми, в основном греками, которые пришли сюда с детьми, чтобы причастить их. Причастников было много. Из нашей группы паломников причащались 12 человек. После Евхаристии мы, как и все кто был в храме, получили освященный хлеб. С окончанием Литургии греки больше не совершают богослужений и поэтому быстро расходятся после прочтения благодарственных молитв. Поэтому пещера Апокалипсиса быстро опустела, наша группа паломников осталась почти одна. И мы, получив великую радость от Божественной Литургии и причастия святых Христовых Таинств, стали тут же читать акафист св. апостолу Иоанну Богослову. По окончании акафиста мы еще раз здесь приложились к иконам. Уходить отсюда, из этого поистине святого места никому из нас не хотелось. Поднявшись наверх, многие купили здесь на память иконы и книги. Из пещеры Апокалипсиса с тихой радостью на душе мы спустились до нашей гостиницы и поспешили в порт на корабль, который отходил на остров Кос. Отплывая, все долго смотрели на удаляющийся святой остров Патмос. И благодарили Бога за то, что он дал нам побывать здесь в пещере Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова. Слава Богу за все!

 

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ГРЕЦИИ

Летом в 2013 году с группой паломников – наших давних друзей мы отправились в Грецию. Многим из нас давно хотелось побывать в этой древней православной стране, о которой с детства читали и слышали. В субботу 29 июня вылетели из Петербурга в Салоники. Там нас ждала моя знакомая Ольга Анатольевна Абаева – наш гид по святым местам Греции. Еще в Петербурге мне не раз говорили, что она лучший гид, уже много лет работающий в Греции с русскими паломниками. Из аэропорта Салоник сразу отправились на автобусе в храм св. апостола Павла. Оказалось, что в этот день в Греции празднуется день св. апостолов  Петра и Павла, так как у них церковь перешла на «новый стиль». А у нас в России по Юлианскому календарю сегодня как раз первый день апостольского поста.

Храм св. апостола Павла куда мы вошли, находится рядом с когда-то бывшей здесь синагогой, в которой св. апостол Павел и проповедовал «три субботы подряд». Настоятель вышел навстречу и благословил нас. Он рассказал историю этого храма, о том, как часть мощей св. ап. Павла была прислана им из Рима. Мощи темного цвета, так как в свое время были преданы огню. Еще он рассказал как св. апостол Павел стал главным просветителем Греции и основателем церкви в Фессалониках. В Новом Завете есть два послания апостола к Фессалоникийцам по поводу второго пришествия Христа Спасителя и всеобщего Воскресения. По окончании беседы с настоятелем мы всей группой молимся у св. мощей апостола Павла и затем обходим храм, чтобы приложиться к иконам. Отсюда автобус везет нас в кафедральный собор Преображения Господня, где находятся мощи святителя Григория Паламы. Собор прекрасно расписан, здесь во всем чувствуется идея Преображения и Фаворского Света. Особенно замечательно расписан образ Пантократора со священными небесными чинами ангелов и архангелов вокруг него. Войдя в собор, мы сразу же свернули в небольшое помещение – часовню, где и покоятся мощи свят. Паламы – великого отца Церкви 14 века. Здесь в часовне находится большая серебряная рака с его святыми мощами, а на ней сверху стоит клобук святителя. За ракой на стене роспись Успения святителя Григория, повторяющая сюжет Успения Богородицы, когда сам Христос приходит и берет на руки как младенца душу усопшего угодника Божия. Встав на колени в этом месте, все особенно усердно молились и пели не раз величания свят. Григорию Паламе. Церковь называет его «фесалоникийское похвало». Из собора не хочется уходить. Этот собор всей своей архитектурой и росписями сам является своего рода богословием паламизма – верой в Преображение и обожение человечества и всего космоса во Христе Спасителе. Сегодня вечером здесь в соборе готовились к крестинам детей, когда мы стали покидать его, родители с детьми уже входили в него.

Мы едем дальше к храму святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – «учителей словенских». В Салониках находится памятник, где начертана кириллица – буквы славянской письменности. Основатели славянской письменности, как известно, были здешними жителями. Они получили благословение Константинопольского патриарха Фотия в 9 веке на создание славянского языка богослужения и перевода на него Священного Писания. Чтобы было со славянами без церковно-славянского языка, без православия, и думать не хочется. Язык дал нам веру, открыл путь ко Христу, к вселенской церкви и спасению. Заходим в храм св. равноап. Кирилла и Мефодия, дружно поем им здесь величание и прикладываемся к их иконе.

Далее едем к самому известному храму этого города, и наш гид Ольга Анатольевна рассказывает многострадальную историю Салоник. В эпоху турецко-османского ига с 1430-1912 гг. все храмы были превращены в мечети. Греческое население истреблялось, а оставшиеся были проданы в рабство при захвате Салоник турками в 1430 году. Освобождение Салоник от турецкого ига произошло только в 1912 году в день памяти св. муч. Димитрия Солунского, который не раз спасал от нашествий свой город. Храм св. муч. Димитрия Солунского построен классически как греческая базилика. В нем находятся мощи св. муч. Димитрия Солунского, которые несмотря на серебряную массивную раку благоухают. Известно, что св. Димитрий родился в Салониках в конце третьего века и с детства был христианином. В эпоху гонений на христиан при языческом императоре Максимиане, он открыто исповедовал Христа перед жителями города, где занимал должность военачальник. Св. Дмитрий пострадал за Христа 26 октября 304 года и вскоре его мощи стали источать целебное миро. На месте мученической кончины начались исцеления от мощей святого и здесь был построен большой храм. Нынешний храм уже четвертый по счету, в нем сохранилось много колонн 5 века и мозаики византийской эпохи. Мощи св. муч. Димитрия мироточили на протяжении столетий и исцеляли многих христиан. Известно, что в 10 веке миро лилось потоком, и для него даже пришлось построить каменные бассейны, в которые он стекало. В наше время мощи святого уже так не мироточат, но благоухание от раки, где они почивают, и сегодня ощущают, когда к ним прикладываются.

Ольга Анатольевна передала нашей группе в храме несколько пакетиков с ватками наполненными миром от мощей св.муч. Димитрия. И мы все с радостью не только помолились и приложились к серебряной раке, но и помазались благоухающим миром. Затем всем было предложено присесть на замечательные кресла – настоящие троны с двухглавыми византийскими орлами, которые рядами стоят здесь в центре храма. Во всем чувствуется у греков ностальгия по ушедшей великой византийской эпохе.

Вечером в этот день мы под руководством нашего гида отправились в греческую таверну на ужин. И попали на национальный греческий праздник, похожий на званый ужин. Играла живая греческая музыка, на столах были различные салаты и кушания, конечно вино и елей. Вобщем, попали сразу на праздник св. апостолов! В Греции как и в России православие – это прежде всего праздник, радостный пасхальный пир веры Христовой. Оказавшись на празднике, мы легко стали его участниками. При этом не только слушали музыку, греческие песни, но и сами тоже пели нашу русскую народную классику – «Катюшу», «Степь да степь кругом» и другие.

После праздничного ужина не хотелось идти в отель мы отправились на берег красивого Эгейского моря, по которому плавал еще Одиссей. Но дойти так и не удалось, у памятника Аристотеля пошел дождь, переходящий в шторм и шквал. Город почти утонул в воде и нам пришлось идти по потокам воды. Вернулись в отель уже поздно ночью. Так закончился первый день поездки.

Что-то нас ждет впереди? 

 

Поездка на Метеоры.

Сегодня воскресение. Мы едем согласно нашей паломнической программе в Метеоры. Метеоры – это монашеский центр Православного Востока со средних веков. Здесь на высоких и величественных скалах был основан 21 монастырь. Сегодня сохранились действующими лишь шесть монастырей. В средние века Метеоры были духовной твердыней монашества подобно Афону. В наше время монастыри здесь подвергаются настоящему нашествию многочисленных толп туристов. Вначале мы побывали на скале св. Стефана. В этом монастыре основанном в 14 веке есть два храма. Один из них посвящен св. Стефану, а другой св. великомученику Харлампию. В 1333 году в монастыре жил непродолжительное время даже византийский император Андроник Палеолог. В этом монастыре мы молились св. великомуч. Харлампию, который принял жестокие страдания за Христа. Сценами этих страданий великомученика ярко по-гречески расписаны стены всего храма. Побывав здесь, мы отправились в еще один древний монастырь преп. Варлаама.

Иеромонах Варлаам считается первым жителем скалы, на которой в 1350 году он построил маленькую церковь Трех Святителей и несколько келий. Позднее в 1455 году на этой скале была построена большая церковь Трех Святителей в форме креста с куполом украшенным иконной росписью известным иконописцем с острова Крит. Когда мы поднялись по каменным ступеням в монастырь преп. Варлаама, к нам вышел настоятель и все подошли под его благословение.

В этом древнем монастыре по Промыслу Божьему мы оказались в храме Всех Святых как раз в то самое воскресенье, когда по Юлианскому календарю и отмечается праздник Всех Святых. Поэтому с особой радостью молились здесь нашим небесным покровителям, имена которых мы носим. Все в этот день и в этом храме почувствовали себя именинниками!

Побывав в Метеорах, мы во второй половине дня совершаем переезд на остров Эвбея к святому праведному Иоанну Русскому. Долго едем по дорогам Греции, плывем на высоком пароме, а затем поднимаемся в гору. К вечеру приезжаем в небольшую греческую деревню. Здесь построен храм в честь св. прав. Иоанна Русского – точная копия того храма, что был в Малой Азии, где жил святой праведник в 18 веке. Вечером у нас опять ужин в греческой таверне, правда, более скромный, чем был накануне.

 

Остров Эвбея.

Утром в понедельник встаем рано и сразу идем в храм, который находится рядом через дорогу напротив нашей гостинице. Храм еще пустой, только настоятель священник – грек уже здесь. Прикладываемся к мощам св. прав. Иоанна Русского и молимся обо всех болящих и о упокоении родителей и близких людей. Здесь в Греции есть обычай ставить двухметровые восковые свечи, которые горят здесь сутками. Впервые здесь ставлю такую свечу. Перед началом богослужения к храму подъезжает еще один большой автобус с русскими паломниками и двумя священниками. Все они быстро заполняют весь храм и он становится почти русским, так как греков почти нет, разве что настоятель и свечницы. Ольга Анатольевна подводит меня к настоятелю, чтобы он благословил помолиться в алтаре. Получив благословение, иду в алтарь, там уже находятся двое наших батюшек и дьякон. Начинается Литургия, ее служат не только по-гречески, но и по-русски. Вся наша группа паломников причащалась Святых Христовых Тайн как, впрочем, и все приехавшие сюда русские богомольцы. После окончания Литургии настоятель произнес проповедь, которую нам переводили. Настоятель говорил о терпении и вере св. прав. Иоанна Русского, когда ему жгли волосы на голове, пытаясь таким образом обратить в ислам. Батюшка говорил и о единстве православных народов Греции и России, перед лицом новой агрессивной исламизации мира. Он пожелал нам получить от св. прав. Иоанна Русского исцеления и помощь уже во время нашего путешествия. Нам понравился настоятель, который служит уже здесь 49 лет, у него мудрое и благородное лицо доброго пастыря. Понравились и наши русские батюшки, особенно своими голосами. По окончании проповеди мы еще раз обошли этот большой храм, хорошо расписанный, и приложились к иконам, которые привезли сюда из Малой Азии, из храма в Прокопии. Конечно, к мощам св. прав. Иоанна Русского все подходили, и несколько раз, чтобы приложиться и попросить помощи. Его святые мощи темного цвета и целиком сохранились во весь рост, а ведь он жил с 1690 по 1730 годы. Его судьба – это судьба русского православного народа, а может быть и судьба России.

Отсюда мы отправляемся дальше, наш путь лежит теперь через всю Грецию на юг, в древнюю Аттику. По дороге наш гид Ольга Анатольевна рассказывает о местностях, через которые мы проезжаем. Красивейшие пейзажи в Греции, горы, моря, долины весьма живописны и все имеют, конечно, древнюю историю еще с греческих времен. Приезжаем к Коринфскому каналу, соединяющему Ионическое и Эгейское моря. Канал тоже произвел на нас яркое впечатление – это гигантское сооружение, удивительным образом было прорыто еще в 19 веке. Переходя мы видим как под нами внизу по нему плывут корабли и яхты. Во второй половине дня мы приезжаем в Лутраки и размещаемся в гостинице. Все захотели сразу пойти на море, которое здесь рядом. Купаемся в Ионическом море, теплом и прозрачном, правда в нем есть много морских ежей, и некоторые паломники укололись о них. По берегам Ионического залива находится знаменитый Пелопоннес.

 

Поездка на остров Эгину.

Сегодня мы плывем на остров Эгину к святителю Нектарию Эгинскому. Многие у нас давно мечтали попасть к нему. Плывем вначале на пароме, а затем по острову едем на автобусе к монастырю Святой Троицы. По дороге к монастырю вспомнилось, что на Эгине родился знаменитый древнегреческий философ Платон. Он жил в 5 веке до Р.Х. и утверждал веру в бессмертие души. Только после выхода из тела как темницы душа, считал он, обретает свое небесное отечество в идеальном мире добра, красоты и истины.

В отличие от языческих представлений Священное Писание утверждает, что истинным источником бессмертия для нас является не душа по своей природе, а Господь Иисус Христос: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную» (Иоанн, 6, 47).

Монастырь Святой Троицы на Эгине для сестер своих духовных чад свят. Нектарий основал на месте, где в 9 веке подвизалась св. Афанасия Египетская. Главный храм св. Троицы он освятил в 1908 году. В нем и служил как простой священник, а иногда по большим праздникам и как митрополит. В Греции сегодня нет городка или села, где бы не было храма в честь Нектария Эгинского. Он родился в 1846 году на селе в восточной Фракии, недалеко от Константинополя. Уже с малых лет больше всего любил быть на богослужении, особенно на Божественной Литургии и стремился прислуживать на ней священнику. При крещении ему дали имя Анастасий. С юных лет он хотел выучиться грамоте, стать богомольцем и проповедником слова Божия. Получив благословение у родителей, Анастасий отправляется учиться в Константинополь. Там он будет учиться в старших классах и уже преподавать в младших. Закончив школу, будущий святитель станет преподавать закон Божий детям в школе на острове Хиос в течение 7 лет. Став насельником монастыря и проводя в течение трех лет жизнь в строгом воздержании и молитве, он примет там постриг и в 1877 году его рукоположат в иеродиакона. В 1882 году Нектарий станет студентом богословского факультета Афонского университета. Получив богословское образование, о котором он мечтал с детства, Нектарий отправляется в Александрию. Видя его усердие в служении Богу и Церкви, патриарх Александрийский Софроний возводит Нектария вначале в сан архимандрита, а затем в 43 года в сан митрополита Пентапольского. Однако праведники в этом мире всегда гонимы и вот по наущению дьявола, на святителя Нектария была возведена ложь и клевета. Праведника из зависти обвиняли в том, что он замышляет заговор с целью завладеть патриаршим престолом в Александрии. И в результате клеветы он был изгнан из Александрийской патриархии, для него начался период гонений и испытаний. Гонимый клеветой, он вынужден был уехать в Афины, но и здесь его не приняли. Святитель испытывает на себе страшные лишения, часто голодает, мерзнет от холода, он всеми покинут в это время. Клевета будет преследовать праведника до конца его земной жизни. Лишь после отошествия святителя ко Господу будет восстановлено его доброе имя. После изгнания из Александрии ему с большим трудом удалось получить назначение в округ Эвбею – служить простым проповедником. Кроткий и смиренный святитель Нектарий с радостью принимает это назначение. Позднее он станет и директором Духовной семинарии братьев Ризари в Афинах. Став в конце жизни многоопытным духовником и старцем, святитель Нектарий своей мягкостью, благодатным словом очень многих привел к вере и согласию. В 1908 году свят. Нектарий удаляется в основанный им монастырь Святой Троицы на острове Эгина. В 1920 году святитель тяжело заболел и его перевезли в афинскую больницу для бедных, где он и скончался 8 ноября. Тут же в палате, где он лежал, начались исцеления тяжело больных. Его мощи вскрытые через полгода оказались нетленными и источали аромат. Он был официально прославлен церковью в 1961 году.

Автобус привозит нашу группу к монастырю Святой Троицы. Выходим из автобуса, кругом нас окружают горы и скалы, поросшие растительностью, очень жарко. Входим в монастырь, он весь из белого камня, как обычно принято в Греции. В нем два небольших храма, в одном из них находится честная глава святителя Нектария в маленькой серебристой раке. Мы молимся и прикладываемся с мощам и иконе свят. Нектария. Одна из наших паломниц спела здесь «Агни Парфене» гимн Божией Матери написанный самим свят. Нектарием. Затем мы посетили небольшой по размерам храм Святой Троицы и келью святителя, где он жил и молился в последние годы. Много интересного рассказала наша русская послушница Филофея. Часто, говорила она, свят. Нектарий молился Божией Матери со словами: «Царица Небесная, Вы пожалуйста помогите этому человеку, сейчас, немедленно надо помочь!». Святитель Нектарий называл, обращаясь за помощью к Пресвятой Богородице – Госпоже Богоматери. В честь ее он написал большую богословскую работу «Христология».

Мы побывали в помещении, где он был похоронен в Большом белом мраморном саркофаге. Рядом с маленьким Троицким храмом находится величественный собор, построенный из белого мрамора в византийском стиле в честь святителя Нектария. Этот великолепный собор может вмещать до девяти тысяч паломников. В нем тоже есть часть мощей свят. Нектария, находящихся в серебряной раке. Мы войдя в собор долго молились здесь всей нашей группой и по очереди прикладывались к раке со святыми мощами. Уходить из этого прекрасного по истине Дома Божия нам очень не хотелось. Когда обратно ехали на автобусе к пристани, водитель Моисей включил для нас греческое песнопение «Агния Парфения». Оно наполнило наши души радостью и утешением до слез. В этот же день мы приплыли в Афины и побывали на Акрополе. Здесь, как известно, выступал с проповедью св. апостол Павел перед греческими философами. Согласно 17 главе «Деяний Апостолов», апостол Павел был приглашен в Ареопаг выступить перед его собранием. И хотя греческие философы не приняли проповедь о воскресении из мертвых, один из членов Ареопага – св. Дионисий Ареопагит и женщина по имени Дамарь уверовали и стали христианами.

Когда мы поднялись на вершину Акрополя, наш славный гид – Ольга Анатольевна вдруг предложила мне тоже здесь при всех выступить с проповедью. Деваться было некуда и пришлось выступить. Я сказал несколько слов о значении Воскресения Христова, которое для нас является самой главной основой нашей веры, открывает высший смысл, и цель нашей земной жизни, дает силы жить. Закончил словами: «Христос Воскресе!». Все наши паломники ответили: «Воистину Воскресе!». Однако мне показалось, что и моя проповедь здесь тоже не имела успеха. Как сказала мне потом наша сотрудница Маргарита, что у меня не было изюминки. Из Афин мы к вечеру вернулись в наш отель в Лутраках.

 

Поездка в Патры.

После завтрака садимся в автобус и отправляемся в новое большое путешествие по Греции, едем в Патры.

В начале заезжаем в монастырь преп. Потапия Египетского. Он расположен высоко на горе, и мы поднимаемся вверх по ступеням. Все постройки здесь как и везде в Греции из белого камня. В этом женском монастыре, основанном в 1952 году, есть храм Успения Пресвятой Богородицы и пещера преп. Потапия Египетского, в которой он жил. Заходим в пещеру, чтобы приложиться к мощам преподобного, они освящены десятками золотых лампад, которые жертвуют в благодарность за исцеление. Войдя в пещеру, сразу чувствуем благодатность и намоленность этого места. Здесь нам дали ватки с миром от мощей святого, чтобы помазать всех паломников. Отсюда не хочется уходить, но нам пора отправляться дальше. В Патры приезжаем во второй половине дня. Этот город для нас известен прежде всего как место, где был распят св. Андрей Первозванный. В Патрах построен сравнительно недавно в 1974 году самый большой собор в Греции, посвященный св. апостолу Андрею Первозванному. Собор великолепный, он замечательно расписан. Восточный свод покрывает фреска с изображением Покрова Божией Матери над Патрами. Здесь в соборе справа от главного алтаря находится рака с мощами св. апостола Андрея Первозванного. Около раки с мощами хранятся также части косого креста, на котором был распят апостол. Как известно, св. апостол Андрей обратил ко Христу большую часть горожан, он исцелил здесь множество больных, одержанных и прокаженных. Римский проконсул Эгеат приказал распять св. апостола на косом кресте вниз головой. Когда св. апостола Андрея привели ко Кресту, он с верой возгласил: «Радуйся крест, освященный Христовой плотию… Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы через тебя принял меня Тот, Который искупил меня Тобою».

Проконсул Эгеат видя разгневанные толпы народа, требующие освободить апостола, приказал солдатам снять его с Креста. Однако св. ап. Андрей Первозванный пожелал закончить свою земную жизнь на Кресте. Он принял мученическую кончину в 67 г. от Р. Х. Мощи св. апостола в 356 году были перенесены из Патр в Константинополь. Позднее десница св. апостола была увезена в Москву. В 13 веке крестоносцы перевезли св. мощи апостола в Рим. В 20 веке римский папа Павел VI в 1964 году вернул честную главу апостола Андрея Первозванного православным грекам. С тех пор она находится в кафедральном соборе города Патры.

После того, как мы помолились и приложились ко Кресту и св. мощам св. апостола в главном соборе, нас повели в рядом стоящий храм 18 века, также посвященный св. ап. Андрею Первозванному. В нем хранятся старинные иконы и частицы мощей св. апостола в серебряной раке. Позади этого древнего собора есть место, где по преданию и был распят св. ап. Андрей Первозванный, находится святой источник. Все побывали в этом месте и конечно набрали и испили из него святой воды.

Вечером мы вместе с автобусом погрузились на большой паром и отправились на нем в Италию в Бари. Ночь прошла на пароме весьма сложно. Многие паломники, к сожалению, оказались без кают и им пришлось «спать» в креслах. Кроме того, ночью на пароме было весьма прохладно, а теплых вещей никто из нас не взял.

 

Бари.

Утром мы приплыли в Бари. На пароме ночью и утром все молились, готовясь к исповеди и причастию. Бари вероятно самый посещаемый русскими паломниками город в Италии. Он известен во всем мире, как место, где находятся мироточащие мощи святителя Николая Чудотворца. Из порта нас подвозят прямо к базилике, где и хранятся святые мощи угодника Божьего. Этот величественный собор в романно-апулийском стиле строился с 1087 по 1200 год. Сюда, спасая от набегов мусульман-сарацин, в 1087 году барийцами и были перевезены мощи святителя Николая. От этой мощной латинской базилики веет ранним средневековьем – эпохой крестовых походов. Внутри базилики в верхнем храме находится большая статуя святителя Николая. Ее барийцы не только носят по городу 9 мая по н.с. в день праздника перенесения мощей святителя, но также целая флотилия лодок следует за этой его статуей по воде. Верхняя часть храма также богата произведениями искусств эпохи барокко 17 века. Спустившись вниз по лестнице, находящейся справа от центра, мы попадаем в крипту древнего храма. В ней за решеткой стоит белый мраморный престол над мироточивыми мощами святителя Николая. В те дни, когда здесь совершается православная Литургия, решетку открывают, чтобы все могли приложиться к раке с мощами Святителя и Чудотворца Николая. Его святые мощи продолжают мироточить и в наше время. Католическая церковь один раз в году – 9 мая по н.с. собирает святое миро, истекающее от мощей. Затем его разбавляют со святой водой и разливают по стеклянным бутылочкам для многочисленных паломников, которые постоянно приезжают сюда.

Войдя в крипту, мы встречаем множество русских паломников, которые приехали также сегодня на Литургию. Православные Литургии здесь всегда служат по четвергам. Из алтаря начинают выходить наши батюшки, чтобы исповедовать русских паломников, желающих сегодня причащаться. Мы передаем в алтарь наши записки на проскомидию и затем по очереди исповедуемся. У всех радостное и приподнятое настроение, действительно для нас сегодня большой праздник. У меня в душе радостный трепет, здесь покоится мой святой и покровитель. Ведь с крещения в младенчестве я ношу его имя! Начинается Божественная Литургия, на ней поет русский женский хор, все молятся с особым благоговением и слезы сами приходят в это время. Почти все сегодня здесь причащаются Святых Христовых Тайн. После Литургии служит акафист и молебен у мощей Святителя Николая. После чего выстраивается длинная очередь, чтобы приложиться к раке со святыми мощами, расположенными под алтарем. По окончанию богослужения в нижнем храме мы поднимаемся наверх. Интересно было узнать, что в верхнем храме базилики сегодня тоже служили мессу католики. Вот так сразу в одном соборе одновременно служится православная Литургия и католическая месса. Выйдя из базилики идем в магазин, чтобы купить бутылочки с миром, а затем фотографируемся всей нашей группой у памятника свят. Николая Чудотворца. Этот памятник работы Церетели был подарен В.В.Путиным городу Бари. Отсюда нас везут на русское подворье, где у нас должна состояться праздничная трапеза. Это подворье, которое барийцы называют «русская церковь», было основано в 1913 году. Императорское Палестинское общество, которое возглавляла тогда вел. княгиня Елизавета Федоровна, построило здесь церковь свят. Николая в древнерусском стиле и приобрело участок земли. Был построен и странноприимный дом для русских паломников. После революции в 1937 году это русское подворье вместе с землей было передано муниципалитету города Бари. 1 марта 2009 года состоялась официальная передача подворья Русской Православной Церкви.

Подъехав к подворью, мы сразу отправляемся на трапезу в сад, где для нас уже накрыты столы. Прочитав благодарственные молитвы после причастия, все с радостью вкушают русскую пищу. Чувствуем себя здесь как дома, словно побывали в России. После трапезы идем в храм, чтобы помолиться, приложиться к нашим русским иконам и подать записочки на проскомидию и молебны. Здесь тоже есть памятник святителю Николаю, напоминающий икону «Николу Можайского» с мечом и церковью в руках. Он несомненно больше нравится нам, чем церетелевский. Господи, приведи нас сюда еще не раз, так здесь хорошо нам быти!

Вечером мы отплываем уже из Бари на остров Корфу. Стоим на палубе смотрим на огоньки уходящего Бари и поем наши любимые песни: «Прощай любимый город» и другие. Позднее на корабле дружно и весело отмечаем день рождения Антонины – одной из наших паломниц.

 

Остров Корфу

Приплываем на о. Корфу рано утром до рассвета. Выходим на остров и идем пешком сразу к памятнику нашего святого праведного адмирала Федора Ушакова. Ему здесь поставлен обелиск с надписью по-русски как освободителю острова Корфу от французских захватчиков. После короткого молебна у обелиска отправляемся по еще спящему городу ко храму святителя Спиридона Тримифунтского. В наше время Корфу известен прежде всего как место нахождения святителя Спиридона и святой императрицы Феодоры – защитницы иконопочитания. Из жития святителя Спиридона Тримифунтского известно, что он родился и жил в середине третьего века от Р.Х. на Кипре во времена жестоких гонений. В детстве был пастухом, доброта и мягкость души снискали ему любовь и уважение жителей. Господь благодатью Святого Духа даровал смиренному и доброму Спиридону мудрость. Местные жители после смерти епископа Тримифунта единодушно решили избрать Спиридона епископом Тримифунтским. Хорошо известно, что святитель Спиридон принимал участие на Первом Вселенском Соборе в Нике в 325 году. Согласно преданию, свят. Спиридон Тримифунтский на соборе с помощью Божией помог православным одержать победу над ересью Ария. Сохранились свидетельства многочисленных чудес и исцелений совершенных святителем Спиридоном. Он отошел ко Господу 12 декабря 348 года. Его святые мощи были в 648 г. перевезены в Константинополь. После захвата столицы турками в 1453 году отец Георгий Кальхеретис перевез мощи святителя Спиридона и мощи св. императрицы Феодоры на Корфу (Керкира). С этого времени они постоянно находятся на Корфу в храме освященном в честь его имени. Существует множество свидетельств чудесной помощи святителя и в наше время. Так, например, во время Второй мировой войны, когда Корфу подвергался в течение нескольких месяцев бомбардировкам, жители сбежались в храм святителя Спиридона и все остались живы. В этот знаменитый храм, где почивают мощи святителя, мы приходим благодаря нашему гиду – Ольге Анатольевне одни из первых, еще до начала Литургии. В городе все еще спят, на улицах редкие прохожие, только что начинают открываться магазинчики и кафе. У входа в храм горят свечи в песочных ящиках. Ольга Анатольевна ведет нашу группу в небольшое помещение в храме, где нам греки дарят святыньки и масло от мощей святителя. Меня опять по просьбе нашего гида благословляют помолиться в алтаре. Перед началом Литургии начинается исповедь и появляется большая очередь ко всему лишь одному батюшке из Москвы. После исповеди отправляюсь в алтарь и вместе с батюшками молюсь там почти всю Литургию. Перед причастием возвращаюсь из алтаря в храм и вижу очень большую очередь на исповедь. Тут меня начинают просить прислать хоть еще одного батюшку. «Мы не успели причаститься, говорят мне. После вас всю Литургию исповедуется одна и та же монахиня». Вскоре по просьбе пришел из алтаря еще один батюшка и стал быстро исповедовать паломников. Начинается Евхаристия, в ней как мне кажется, все приняли участие, весь храм. Жаль только, что у греков нет запевки после причастия как у нас. По окончании Литургии открывают раку с мощами свят. Спиридона Тримифунтского. Выстраивается длинная очередь и все паломники подходят и прикладываются к мощам по несколько раз. Сами святые мощи темного цвета, мы прикладываемся, читая молитву, к честной главе и ступням ног святителя. Наши в это время хором поют акафист свят. Спиридону. С его окончанием покидаем храм и отправляемся на трапезу. После нее Ольга Анатольевна собирает нашу группу и ведет по храмам города. Сегодня очень жарко и поэтому нам трудно все запомнить. Мы входим в греческие храмы и прикладываемся к чудотворным иконам Божией Матери и святых разных времен. Доходим до храма свят. Николая, в котором находятся мощи св. прав. императрицы Феодоры. Она известна тем, что в 842 году окончательно избавила Церковь от ереси иконоборчества. Ересь появилась в первой половине седьмого века и продолжалась более ста лет. Императоры: Лев III, Константин V Копроним, Лев IV Хазар, Лев V Aрмянин стали жестокими гонителями иконопочитания. Они по своему произволу назначали и смещали патриархов, стремились полностью подчинить церковь своей власти. Особенно жестокие гонения обрушились на монашествующих – защитников иконопочитания. В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе иконоборчество было объявлено ересью, однако оно продолжалось вплоть до смерти императора Феофила Иконоборца. После его кончины на престол вступила православная императрица Феодора, которая вместе с патриархом Мефодием в 842 году окончательно восстановила в Церкви иконопочитание. С этого времени Церковь каждый год стала отмечать день Торжества Православия в первое воскресение Великого Поста. Впоследствии сын имп. Феодоры Михаил сослал свою мать и ее сестер в монастырь и принудил принять монашество. Императрица Феодора приняла монашество для спасения своей души. После ее кончины тело императрицы было обретено нетленным. В 1456 году ее святые мощи были перенесены из Константинополя на Корфу. Всю эту историю мы выслушали на ступенях храма, где долгие годы покоятся мощи св. царицы Феодоры. Ближе к вечеру мы покидаем о. Корфу, увозя с собой в душе радость встречи с Господом и великими святыми православной Греции.

Прошло уже почти двадцать лет, с того момента когда Владыка Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил меня отправиться в паломничество на Кипр. С тех пор мне удалось совершать паломничества по разным странам. И если бы мне сказали о том, что я смогу побывать на Святой Земле, на Афоне и на Патмосе в шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века, то я бы вряд ли поверил в это. И вот по милости Божией невозможное стало возможным. Благодарю Господа что Он открыл для нас путь к христианским святыням мира!

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!