ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН



На протяжении многих столетий святая гора Афон является несокрушимым оплотом Православия и монашества. Согласно древней традиции Афон стал особым уделом Божией Матери. Когда Богородица вместе со св. апостолом Иоанном Богословом отправилась посетить св. Лазаря Четверодневного на остров Кипр, их корабль во время шторма прибило к берегу Афона. Выйдя на берег, Божия Матерь просила своего Сына-Господа Иисуса Христа дать Ей его в удел. И Христос с радостью отдал ей это место на земле Своей Матери как «Ее наследство и сад, рай и пристань спасения». Согласно другому раннехристианскому летописному преданию, когда корабль с Божией Матерью подплыл к Афону, то языческая статуя Юпитера на вершине Горы рухнула вниз, как и другие статуи во всех языческих храмах на всем полуострове. Увидев это чудо, когда и деревья склонились перед приездом Богородицы, местные жители уверовали и стали христианами. С этого времени на святую гору Афон стали приходить и заселять ее христианские подвижники, монахи и отшельники – пустынножители. В 885 году император Василий I издал указ, который объявил Афон принадлежащим исключительно монахам. В 10 веке византийский император Алексий Комнин I  наложил запрет на посещение Афона женщинами.

Позднее в 1046 году император Константин IX Мономах официально утвердил за Афоном название «Святая гора» - удел или «Сад Пресвятой Богородицы». С этого времени Святая Гора Афон окончательно становится особой страной – страной монахов и монастырей, игуменьей которой является сама Богородица. В 963 году преподобный Афанасий основывает здесь самый большой общежительный монастырь – Великую Лавру. В 11 и 12 веках наступает расцвет монашества на Святой Горе. В это время на Афоне существует уже 180 различных монастырей и насчитывается сорок тысяч иноков, которые подвизаются здесь. Среди них люди разных национальностей: греки, сербы, итальянцы, грузины, молдоване, валахи, болгары и русские. Все они становятся иноками, иными людьми, ищущими царства Божия и Правды Его – по словам Евангелия. Оставившими «мир лежащий во зле», чтобы жить во Христе и обрести спасение души. Несомненно, этот выбор делал их избранниками Божиими «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» по словам св. апостола Петра.

Поэтому не случайно, что на Святую Гору Афон по наущению дьявола часто нападали пираты, которые оскверняли храмы и убивали монахов. В силу этого на Афоне и сегодня можно видеть высокие крепостные стены с башнями возведенными вокруг монастырей еще в средние века. Они защищали монахов в разные времена и от арабских пиратов, каталонских наемников и от турецко-османских захватчиков во времена турецкого ига.

Афон очень пострадал особенно в 1821 году в эпоху борьбы греков за независимость. В те годы на Афоне оставалось менее тысячи монахов. Тяжело сказались и последствия разрушительной гражданской войны случившейся в Греции после второй мировой мировой войны. В то время на Святой горе подвизалось всего несколько сот иноков. Сегодня на Святой Горе Афон существует двадцать общежительных монастырей и двенадцать скитов. У каждого монастыря есть свои отдельные келии и пустыньки в скалистых лесах. В наши дни на Афоне подвизается более тысячи семисот иноков. Главным законодательным органом Святой Горы Афон является Кинот (Синод) в который входят игумены всех основных монастырей. Перечислим названия основных монастырей в порядке старшинства: Великая Лавра, Ватопед, Иверон, Хиландар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракала, Филофей, Симонопетр, Святого Павла, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Есфигмен, Святого Пантелеимона (Руссик) и Костамонит.

В период расцвета монашеской жизни некоторые скиты по числу иноков стали больше чем их правящие монастыри. Вот названия двенадцати скитов на Афоне: пророка Илии (русский), Святого Иоанна Предтечи (румынский), Святого апостола Андрея (русский), скит Богородицы (болгарский), Благовещения Пресвятой Богородицы, Новый скит, Святого Димитрия, Праведной Анны, Кавсокаливия второй скит Иоанна Предтечи, скит святого Пантелеимона и скит святого Димитрия. Все монастыри и скиты имеют устав преп. Афанасия Афонского – основателя Великой Лавры. Святая гора Афон – это та лучшая часть Византии, которая и сегодня является для нас оплотом православной веры, местом подлинной духовной жизни во Христе под Покровом Царицы Небесной.

 

19.07.2011. Сегодня отправляюсь на Афон. Это уже в третий раз в моей жизни. Плыву в Уранополис (Небесный град) на большом пароме, здесь много греков, сербов и русских. Они разных возрастов, но ближе к моему - 50-60 лет, хотя есть и дети. На верхней палубе, где мы сидели, над нами натянут тент, поэтому нежарко и продувает ветерок с моря. Эгейское море, по которому в древности плавал Одиссей, сказочно красивое, так и манит своей лазурно-прозрачной водой. Мимо нас начинают проплывать древние монастыри Афона, они издали похожи на средневековые замки и крепости. Как построили их в средние века для защиты от арабских пиратов мусульман, так они и остались в том же виде.

Однако видно, что за последние годы их отреставрировали. Проплывает и наш русский монастырь св. великомуч. Пантелеймона. Он тоже заметно отреставрирован и стал похож издали на игрушку. Хотя его здесь, я слышал ругают, дескать живут в нашем монастыре на по афонскому уставу. Внезапно приплываем в Дафну – это конечная цель нашего морского путешествия. Бегу что есть силы вниз за вещами, а затем на автобус, иначе тут и останусь и никуда не доеду. Еле успел сесть в автобус, набитый в основном греческими паломниками. Он довозит всех нас до Кареи – административного центра всей св. горы Афон. Там снова бегу и сажусь теперь уже в маленький микроавтобус и мы едем по направлению в монастырь Филофей. По дороге заезжаем вначале в греческий монастырь Каракала, а уже затем приезжаем в Филофей, здесь конечная остановка. Монастырь тоже греческий, древний, основан еще в 10 веке. Он небольшой, окружен, как и другие монастыри на Афоне, высокими крепостными стенами. Внутри находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В воротах монастыря меня встречает отец Иеремия – русский монах, который и пригласил меня приехать к ним на Афон. Он оказался высокого роста, молодым еще монахом, подвизавшимся уже более 10 лет в этом монастыре. Отец Иеремия рассказал мне в гостинице, где мы сидели за столом и пили кофе с водой, историю своей жизни. Это была одна из историй о русской душе, ищущей не земного счастья, а Бога, спасения и духовного подвига.

Родился он в Ленинградской области под Лугой в обычной семье крещеных, но не воцерковленных людей. С юности умел все делать своими руками, быстро, не по годам стал взрослым. Для матери и младшей сестры был опорой и главой семьи. Рано стал искать Бога и духовной жизни. Вначале пошел в Алексанро-Свирский монастырь и пробыл там послушником полгода. Затем съездил на остров Залит к старцу Николаю Гурьянову и получил от него благословение ехать на св. гору Афон. Так он оказался на Афоне. Там стал обходить все монастыри, пока не получил благословения остаться в обители Филофея. Здесь подвизается уже с 2000 года и стал келарем – лицом значительным. У него ключи от всех помещений монастыря. В промежутке между утренним и вечерним богослужениями он постоянно занят различными хозяйственными нуждами монастыря, включая ловлю рыбы в Эгейском море. Отец Иеремия выучил греческий язык и свободно говорит на нем. При этом он очень переживает за судьбы Родины и русского народа. Мы познакомились с ним после того, как он посмотрел фильм «История России 20 века», где я принимал участие. Позвонив мне, он предложил всей нашей группе приехать на св. гору Афон. И вот я приехал по его приглашению на Афон, чтобы помолиться здесь о душе моей дорогой мамы, совсем недавно отошедшей ко Господу. С отцом Иеремией я заметил, здесь все считаются и он, несмотря на свои молодые годы, держит себя начальствующим лицом. И видимо по его просьбе греки здесь меня радушно принимают. Вечером в 17 часов по местному афонскому времени в монастыре начинается богослужение. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы весь расписан. Росписи древние, многие из них посвящены сценам из Апокалипсиса св.ап. Иоанна Богослова. В иконостасе находится особо почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Нежное лобзание». Вечером, после трапезы, снова возвращаемся в храм, чтобы приложиться к святым мощам. Их всегда в это время выносят в центр храма, чтобы паломники и насельники монастыря могли к ним приложиться. При этом все прикладываются не к стеклу, а к самим святым мощам. Перед этим прочитываются краткие молитвы, и греческий монах рассказывает, чьи это мощи. И это происходит каждый вечер во всех греческих монастырях Афона. В келье, где спят паломники, нас двое. Рядом со мною расположился молодой грек. Жаль, что негде помыться, душа здесь нет. В монастыре, как сказал мне отец Иеремия, моются в бане один раз в месяц.

20.07.2011. Звонят и стучат в било в 4 часа утра. Всех зовут на богослужение в храм. В это время во всех монастырях Афона начинается полунощница, часы, утреня и Божественная Литургия. Причащаются в монастыре Филофей во вторник, четверг, субботу и воскресенье. В остальные дни хоть и служат Литургию, но не причащаются, а дают всем антидор. Когда я шел в храм, было темно, только небо сияло россыпями звезд и таинственно притягивало к себе. В храме тоже было темно и таинственно. Освящены были только образы Христа Спасителя и Богородицы, фигуры монахов еле видны в таинственной темноте храма. Во время греческого богослужения понимаю только «кирилейсон», это значит «Господи, помилуй». Вообще тяжело слушать греческую речь и ничего не понимать. Литургия у греков очень аскетична в отличие от нашей. У нас Литургия - всегда праздник, пасхальная радость встречи с воскресшим Спасителем, вхождение души в царство Божие. Попав в греческий монастырь, чувствую себя еще больше славянофилом!

После Литургии отец Иеремия отправляет меня в соседний монастырь – Каракаллы. Дорога идет через лес, молюсь и крещусь. Дорога петляет, переходит в тропинку, вот и показался монастырь Каракаллы. Он возвышается как средневековый замок. Вокруг монастыря крепостные стены, внутри как в средние века – маленький монашеский городок с высокой сторожевой башней. Внутри монастыря замка – храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Перед тем как войти в монастырь пью вкусную холодную воду из источника, несколько раз омываю лицо, так как очень жарко. Вхожу в монастырь, здесь все налажено и блестит. Меня у входа встречает греческий монах и что-то начинает спрашивать по-гречески. Затем зовут переводчика, русскоязычного монаха с Украины. Он переводит вопросы грека, о том, хочу ли я остаться на ночлег. На Афоне существует древняя традиция принимать всех паломников на ночлег и на трапезу, правда очень часто просят показать пропуск, по-гречески диамонтирион. Показав его, паломники везде на Афоне получают ночлег. Я ответил, что не буду оставаться в Каракале и вернусь сегодня в Филофей. После вечернего богослужения здесь, как и везде на Афоне трапеза, за которой паломников, как правило, сажают в центр. На трапезе все стоит уже на столах, даже и сухое вино. Всем предлагают одинаковую пищу, включая и насельников и настоятеля монастыря. После вкусной трапезы краткая молитва и мы идем в храм, чтобы приложиться к святым мощам. Здесь мне нравится больше чем в монастыре Филофей. Однако нужно возвращаться, а то скоро стемнеет. И я снова иду через лес с Иисусовой молитвой, читаю 90 псалом и часто повторяю: «Богородице спаси нас!». На душе мир и покой, хорошо здесь нам быть!

Вспоминаю слова апостола Петра, сказанные им на Фаворе. Здесь везде присутствует благодать Божия, ведь святая гора Афон это земной удел и царство Пресвятой Богородицы, она игуменья всех монастырей. Афон это та лучшая часть Византии, которая осталась незахваченной турками-османами благодаря заступничеству Божией Матери. Здесь время остановилось и чувствуется во всем дух вечности, который проникает в души людей приезжающих сюда помолиться. На Святой Горе я почувствовал, что попал в любимое мной с юности христианское средневековье, в другой мир, где все стремятся к Богу и к спасению души. Здесь живут люди любовью не к граду земному, а к граду небесному. Вспомнилось, как писал св. Августин Блаженный, что у людей «града земного» любовь к себе доведенная до презрения к Богу, а людей «града Божия», любовь к Богу, доведенная до презрения к себе. Ток оно и есть, особенно сегодня, где слава, богатство и секс стали вместо Бога главными ценностями современного человека, готового продать за них свою бессмертную душу.

21.07.2011. Сегодня после Литургии и трапезы отец Иеремия отправляет меня снова в путешествие, теперь в Иверон, так здесь называют знаменитый Иверский монастырь. Меня снабжают картой Афона и рекомендациями. К монастырю Иверон меня подвозит отец Акакиос, добродушный греческий монах. Выхожу на берег Эгейского моря, вода лазурная, чистая как стекло, набегает волна и хочется искупаться. Но здесь на Афоне купаться паломников не благославляют. Поворачиваюсь от моря и иду в сторону монастыря. Войдя в монастырь, я захожу в книжную лавку и покупаю икону Иверской Божией матери. Затем подхожу к часовне, где находится сама чудотворная икона. Монах грек не очень-то спешит открыть мне часовню, видимо устал и потом я один. Но все-таки открывает и я вхожу. Иверская икона весьма большая, она вся покрыта дарами. Чего здесь только нет! И ордена, и панагии, золото, драгоценности, даже часы подарены. Становлюсь на колени и молюсь об упокоении моей дорогой мамы, а потом обо всех крестниках, дочери, родственниках, знакомых, болящих, паломниках. Рассказывают, что если лампады вдруг начинают раскачиваться у иконы Иверской Божией Матери, это значит что-то плохое случилось в мире, и монахи всей горы Афон начинают усиленно молиться о спасении. Считается, что когда Иверская икона уйдет со Святой Горы, это будет означать быстрое приближение конца света. И монахи-насельники 20 монастырей Афона должны будут его покинуть, так он после этого уйдет под воду!

Помолившись у этой великой чудотворной иконы, выхожу из часовни, вижу группу греков-паломников и монахов монастыря. Дарю иконку св. блаж. Ксении Петербургской одному пожилому греческому монаху. Он тут же с радостью приглашает меня на трапезу. Иду со всеми приглашенными и монахами на трапезу, сажусь за длинный стол с греками-паломниками. Монахи сидят отдельно. Трапезная огромная как храм. Кормят нас здесь вкусно по-гречески с вином, оливками и овощами. После трапезы меня зовут «русский» и приглашают оформить проживание в гостинице монастыря. Но я говорю, что не собираюсь оставаться, хотел бы только приложиться к святым мощам. Храм, где находятся мощи, закрыт. И чтобы мне его открыли, читаю акафист св. Николаю Чудотворцу. Нахожу его икону среди апокалиптических сцен, которыми расписаны стены храма. Долго никто не открывает храм. Я успеваю прочесть акафист, и тут вновь появляется тот же монах, что и открывал часовню, где находится икона Иверской Божией Матери. Он явно недоволен, и показывает что у меня 10 минут на все. Вхожу в древний храм, здесь много св. мощей, но они под стеклом. Я разглядываю мощи и прикладываюсь к стеклу, хотя это на Афоне не принято. На выходе из храма, монах говорит мне, чтобы я брал такси и ехал в монастырь Филофея, видимо я утомил его своими просьбами и настойчивостью. Прости меня Господи! Выхожу из монастыря и иду к лазурному морю, сажусь и созерцаю, слушаю прибой и вижу в дымке силуэты островов. В душе появляется умиротворение и тихая радость от созерцания моря. Обратно меня подвозит монах из монастыря Каракала, но подвозит только до развилки дорог. Последние километры иду по пыльной дороге как настоящий паломник, очень жарко, наверно обгорело лицо и руки.

22.07.2011. Опять, как и вчера, после Литургии и трапезы отправляюсь в путь. Да, совсем забыл, ведь я вчера причащался! Во время Евхаристии, когда я подошел со всеми к чаше, священник грек вдруг по-русски спросил меня, исповедался ли я? Меня это застало врасплох. Ведь греки, как правило, не исповедуются перед причастием. У вас есть духовник, еще спросил меня этот греческий священник. Когда я сказал, что исповедался совсем недавно – в прошлое воскресенье и что у меня есть духовник, меня тут же допустили к причастию.

Сегодня я еду в Карею – административный центр всей святой горы Афон, чтобы помолиться и приложиться к чудотворной иконе Достойно есть, в день которой 24 июня появился на свет! Приезжаю в Карею, и сразу же в храм, где находится эта любимая мною чудотворная икона Божией Матери, которую еще называют Милующая. Вхожу в храм вместе с еще тремя паломниками. Становлюсь на колени перед чудотворной иконой и молюсь об упокоении мамы в Царствии Небесном. Потом молюсь о дочери, о себе, о крестниках и друзьях. Дважды удалось подойти к этой иконе и приложиться. Выйдя из храма, захожу в книжные магазинчики. Покупаю книги и путеводитель по св. горе Афон. Затем отправляюсь, слава Богу опять как настоящий паломник, пешком в русский скит св. апостола Андрея Первозванного. Скит мощный, грандиозный по масштабам, скорее лавра, чем скит, построенный русскими в 1902 году. Во всем здесь чувствуется русский императорский стиль эпохи св. царя Николая II.

Главный храм скита напоминает своей грандиозностью скорее Исаакиевский собор в Петербурге. Греки его захватили в 80-е годы прошлого века, как я позднее узнал. Они воспользовались спорами между Русской Зарубежной церковью в ту пору и Московской Патриархией. Теперь наш скит стал частью Ватопедского монастыря. В Андреевском храме есть часть современных греческих росписей, которые здесь выглядят как провинциальный местечковый стиль на фоне императорского русского стиля начала 20 века. Окончательно разочаровываюсь в современных греках и становлюсь славянофилом. Даже мощи – честная глава апостола Андрея оказались теперь у греков. Прикладываюсь к св. мощам апостола Андрея и помолясь у русских икон, поскорее ухожу, чтобы не расстраиваться. Возвращаюсь в монастырь Филофей.

23.07.2011. утром в 4 часа начинается богослужение. Сегодня в монастыре не причащаются. По окончании Литургии всем дают антидор и коливо со святой водой. Трапезы здесь проходят торжественно по уставу, чувствуется строгое соблюдение монастырских традиций. Паломников в греческих монастырях сажают как почетных гостей за центральным длинным столом, монахи садятся за свои столы вдоль стен. Вся еда уже на столах, она очень вкусная, в основном это овощи, в воскресенье и праздники дают рыбу. В монастыре есть седовласые монахи-схимники. Один из них седовласый монах отец Георгий часто беседует с приезжающими сюда ребятами-греческой молодежью 16-17 лет. Он собирает их вечером после трапезы за воротами монастыря в открытой беседке, где дует свежий ветерок с моря. Когда он рассказывает, а потом часто смеется с ребятами, лицо у него преображается и видно, что душа его находится в состоянии блаженства.

Выйдя вечером из монастыря посмотреть на Эгейское море, я застал его беседующим и шутящим с молодыми греческими подростками. Они сидели и открыв рот слушали его, записывая в свои блокноты что он говорил им. Наверное, это тоже греческая духовная традиция. Как жаль, что у нас ее нет.

Отец Иеремия позвал меня сегодня в свою мастерскую, потчевал вкусным арбузом и дыней. Мы с ним долго беседовали о том, что нас волнует – о спасении, судьбах мира и современных ересях. Он рассказал мне, что греческий старец Ефрем недавно предсказал о стремительно надвигающейся на нас третьей мировой войне. Так ли это или нет, будущее покажет. Днем отец Иеремия взял меня в поездку на машине в Ватопедский монастырь. Мы долго ехали по пыльным дорожкам. Заезжали в келию одного монаха с острова Крит. В этой келии есть домовый храм, все отделано деревом, очень чисто и аккуратно. Нас угощали фруктами и конфетами. Затем мы приехали в Ватопед, который оказался весьма большим, похожим на лавру. В нем, как правило, всех принимают и предоставляют ночлег. Нас повели в центральный храм, туда где находятся чудотворные иконы Божией Матери – «Пантанасса», «Отрада и Утешение» и другие. Внутри храма нам вынесли святыни монастыря: пояс Богородицы и главу св. Иоанна Златоуста. Нам рассказали, что сохранилась даже ушко у главы святителя, в которое ему говорил сам св. апостол Павел, когда Иоанн Златоуст писал толкование на послания «апостола языков». Мы все с благоговением помолились и несколько раз приложились к святым мощам. Я особенно молился перед образом Пантанассы, прося Богородицу упокоить со святыми душу моей дорогой мамы во царствии Ее сына – Господа Иисуса Христа. Здесь на Афоне часто плачу о маме и молюсь со слезами. Вернулись в монастырь Филофей к вечернему богослужению и после него также приложились к св.мощам, среди которых есть рука – длань св. Иоанна Златоуста.

24.07.2011. Сегодня воскресенье, день Господень. Божественная Литургия совершалась значительно дольше, чем обычно. Слава Богу, я сегодня причастился св. Христовых таинств. Уже во второй раз в этот приезд на св. гору Афон. Монах Иеремия духовно окормляя меня, дал мне почитать замечательную книгу русского исповедника и подвижника 20 века архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Этот владыка не раз подвергался гонениям, был в лагерях и ссылках. Его книга называется «Путь умного делания. И молитве Иисусовой и Божественной Благодати». Эту книгу, написанную из духовно-аскетического и молитвенного опыта владыки Антония, я читаю здесь каждый день, так она интересна. Так как мне придется книгу отдать, стараюсь выписать самые важные для меня отрывки из нее. «Одна должна быть цель жизни нашей, писал владыка Антоний, - умертвить и искоренить грех огнем Божественного причащения. Достижение сей цели обеспечено Самим Христом в нас Сущим и Побеждающим по не ложному обещанию своему (Иоанн 6, 53-57). «Если Небесный Огонь Божественного Причащения, пишет он, объемлет все наши грехи несовершенства, немощи, расслабленности, изнеможения и мертвящие нас и тлящие болезни, а мы не исцеляемся вдруг, то это потому, что все земные прискорбности оставлены нам Божиим промыслом вместо воздушных мытарств, чтобы души наши уже здесь очищались в час исхода возносились прямо в свет лица Божия, и в Собор искупленных Христом».

Как ясно и четко сказано владыкой о самом главном, что нам нужно для спасения души в вечности. А ведь сегодня люди чаше всего ищут не Бога и не спасения души, а земного счастья и счастливой и безмятежной жизни. Эти представления о том, что в мире лежащем во зле можно найти счастье и что это есть главный смысл и цель жизни впервые появились в Европе в 18 веке. Эта опасная ересь родилась в эпоху так называемого «Просвещения», когда была отвергнута вера во Христа и спасение души. Вместо них была провозглашена «вера в человека» - как мера всех вещей. Казалось бы, истребительные войны и революции 20 века показали, что без Христа человек и человечество обрекают себя на самоистребление и разочарование в земном счастье.

Прошлый век воочию доказал трагический смысл жизни без Бога, и открыл бездну греховной падшести человека. Сегодня вновь т.н. «права человека» стали религией и «культом» современной цивилизации. Интересно и то, что часто человек в наше время, верит не только в земное счастье, но и в то, что раз он крещен, то значит уже и спасен. Читая книгу владыки Антония на св. горе Афон, еще раз убеждаюсь в духовном превосходстве и различии православного учения о спасении от католицизма и протестантизма. В 13-15 веках католицизм стал выдвигать учение о так называемом «чистилище» грешников за гробом. Чистилище у католиков понимается как среднее место между раем и адом. В него попадают души тех, кто по мнению католиков не успел принести Богу и божественной справедливости его должного удовлетворения за совершенные грехи и не очистил душу от страстей. В отличие от католицизма православие исповедует покаяние и очищение души от страстей в течение земной жизни верующего человека, терпеливо несущего крест страданий, данных ему промыслом Божиим для спасения. «Скорби, внутренние и внешние, терпеливо переносимые на земле, заменят нам в вечности страдания ада, пишет владыка Антоний, и явятся в поддержание Господу, образом Креста Христова, вселяющего нас в вечную жизнь, то есть в Бога, на безысходное в нем обитание». «Спасаться,- значит скорбеть. Без скорбей нет спасения, как нет для последователя Христова на земле счастья, подтверждает владыка слова Евангелия из своего жизненного и духовного опыта. «В мире скорбны будете» (Иоанн, 16, 33). Вспоминаю маму и страдания ее, в последние месяцы жизни, когда живые завидуют мертвым.

25.07.2011. Сегодня после Литургии и трапезы отец Иеремия дает мне карту Афона и снабдив нужными рекомендациями отправляет в сербский монастырь Хиландар. Снова плыву на пароме и знакомлюсь с русскими паломниками: отец и сын из Москвы и один паломник из Петербурга. Довольно интересно и приятно было побеседовать с ними о тех местах, где им удалось побывать на св. горе Афон. Приплываем, выходим на пристань и садимся в очень душный автобус, который долго везет нас в монастырь. В Хиландаре вначале нас не хотят пускать, так как у них идет ремонт зданий после большого пожара и мало мест. Нас четверо русских и мы уговариваем сербских монахов оставить нас. Наконец наши просьбы были услышаны и мы идем в гостиницу. Она представляет из себя большой палаточный дом, где на деревянном полу поставлены ряды кроватей. Все чисто и аккуратно, напоминает летний палаточный пионерлагерь для детей. Пожалуй, со времен армии я так не спал, но мне понравилось. Вечером в храме служили акафист перед чудотворной иконой Божией Матери Троеручица. В этом центральном храме монастыря есть мощи преп. Симеона Чудотворца – царя сербского, ставшего монахом и игуменом Хиландара. Его сын станет знаменитым святителем – Саввой Сербским. По окончании акафиста все находящиеся в храме совершают земные поклоны и только после этого прикладываются к чудотворной иконе Троеручица и св. мощам преп. Симеона Сербского чудотворца.

26.07.2011. Встаем с ударами в било как и везде на Афоне в 4 часа утра. Отправляемся на богослужение. Наконец праздник – Божественная Литургия на родном церковно-славянском языке! Почти все мне понятно, за исключением некоторых слов. Спасибо еще раз св. равноап. Кириллу и Мефодию за создание замечательного церковно-славянского языка Литургического Богослужения и Богообщения. С окончанием богослужения всех зовут на трапезу, она хоть и монастырская, но по-славянски обильная и вкусная. Везде на столах стоят большие и высокие графины с сухим вином. Я не удержался и попробовал. Оказалось весьма вкусное и легкое натуральное виноградное вино. Трапезная у сербов, как и храм, большая и вся заполнена людьми. Паломники-сербы все очень высокие, крупные и сильные по виду мужчины. В них больше чем в нас русских видна чистая славянская раса, сохранилась богатырская природа и красивая стать. После трапезы обходим и осматриваем монастырь, везде видны следы большого пожара. Сейчас Хиландар восстанавливают, и он почти весь стоит в строительных лесах. Здесь мне нравится чувствовать себя в родном православно – славянском мире. Почти всегда русские для сербов любимые старшие братья, в то время как греки явно стремятся огречить все монастыри на Афоне. Из Хиландара мы снова отправляемся к парому на пристань. По дороге разговариваем и знакомимся в автобусе. Со мной едут двое паломников из Петербурга – взрослый мужчина со своим крестником. Мальчику по виду 10-12 лет, но рассуждает он уже как взрослый богомолец. По ходу разговора узнаю, что его зовут Николай, и у него как и у меня совсем недавно умерла мама. Слушаю его и понимаю, что эту встречу мне послал Господь, чтобы я не впадал в печаль и уныние, видя как этот мальчик стойко переносит потерю своей матери. Приехав к берегу садимся вновь на паром и плывем до Дафны, а потом на «Святой Анне» до Григориата. Монастырь Григориат находится прямо на скале выступающей в море. Он был основан еще в 14 веке преподобным Григорием Синаитом и его учениками. Монастырь неоднократно подвергался нападениям пиратов.

В 18 веке монастырь был вновь восстановлен после разрушений и пожаров игуменом Иоакимом. Здесь гостинца для паломников расположена прямо на берегу Эгейского моря и шум прибоя хорошо слышен. Вначале здесь греки не хотят принимать. У вас говорят, «филофеевская диомантирия», а не общая. Кланяюсь гостиничному монаху и прошу его по-гречески «Эвлогите!». И меня, слава Богу, размещают здесь в гостинице вместе с другими. Из окон открывается чудесный вид на море и в открытые окна всю ночь будет слышаться рокот волн. Вечером идем в главный храм монастыря, где находится чудотворный образ святителя Николая. До этого уединяюсь, ставлю иконы на коленях и молюсь: «Богородица, Дево, радуйся!» 150 раз. Храм, куда мы приходим на богослужение небольшой, находится на скале. Все его стены расписаны сценами из жития Святителя Николая. Здесь прикладываемся к его чудотворной иконе. До начала службы в храме успел прочитать акафист своему любимому святому. В храме также есть чудотворные иконы Божией Матери «Млекопитательница» и «Пантанасса» - Всецарица. После окончания вечернего богослужения нам на поклонение по древней афонской традиции выносят святыни Григориата. Это часть Животворящего Креста Господня, стопы и десница преподобномученицы Анастасии Римлянины, глава Фотинии Самарянки, глава Григория Богослова, глава великомученика Кириака, мощи священномученика Дионисия Ареопагита, святых целителей Косьмы и Дамиана и мученицы Иулиты.

После ужина спать еще не хочется, и я отправляюсь на берег Эгейского моря, чтобы послушать прибой волн. В рокоте накатывающихся на берег волн есть отзвук вечности и покоя от житейской суеты.

Рано утром встаем и поднимаясь вверх по лестнице идем в храм на Литургию. Во время греческого богослужения мне понятны только отдельные слова: «Кирилейсон, кирилейсон!» - Господи помилуй!

Потому читаю про себя вначале Иисову молитву 150 раз, а затем столько же Богородице, Дево, радуйся!». С окончанием Литургии, греки уже ничего не служат, и сразу же все монахи и мы с ними отправляемся на братскую трапезу. По ее окончании прощаемся с Григориатом и плывем вновь на «Святой Анне» (маленьком кораблике) в Дафну. Прибыв туда, мне захотелось побывать в нашем русском монастыре св. Пантелеимона, но отец Иеремия по телефону отговорил. Он объяснил, что так как у меня «диомантирия филофеевская», то будут неприятности, и ее могут даже отобрать! Пришлось добраться до Кореи и там сесть на автобус идущий в Ватопед. Этот монастырь нравится всем и принимают там всегда радушно. Однако по приезде у меня опять возникли сложности из-за моей «диомантирии филофеевской». В конце концов все устраивается и меня размещают с одним греческим паломником в хорошей келии, напоминающей каюту на корабле. Интересна история Ватопеда.

Согласно преданию, Ватопед в теперешнем виде был воссоздан во второй половине 10 века тремя монахами: Афанасием, Николаем и Антонием. Преподобный Афанасий Афонский благословил их подвизаться на том месте, где сейчас и находится Ватопед. По другому более позднему преданию монастырь был основан императором Феодосием в благодарность Богу за спасение его сына Аркадия. Отрока смыло с корабля и живым вынесло на берег на месте будущего Ватопеда. Здесь у кустарника слуги и нашли живого царевича, отсюда и название монастыря – Ватопед (вато-куст, педион-ребенок).

В Ватопеде подвизались в разное время многие византийские святые: святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек, преподобный Геннадий Ватопедский и другие. Во время турецко-османского ига в Ватопеде существовала Афонская духовная академия. Соборный храм в Ватопедском монастыре освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом втором, после великой лавры монастыре святой горы Афон расположено пять храмов: во имя Святой Троицы, святых Архангелов, святителя Николая, святого Димитрия Солунского и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение». Фреска иконы «Отрада и Утешение» имеет очень интересную и поучительную историю. Эта фреска находилась на внешней стене Благовещенского собора в Ватопеде. По существующему правилу дежурный монах, сотворив молитву, брал ключ от монастырских ворот, который висел у фрески Богородицы. Но тут он услышал голос от иконы: «Сегодня не открываются ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните пиратов». Повернувшись, он увидел, что фреска ожила, и как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря: «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре!». Однако Богородица чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула ручку Богомладенца, освободив свои уста. И в этом положении фреска застыла, и так пребывает до сего дня. Монахи побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами и сумели отогнать их. В благодарность за спасение фреска была вырублена и вынута из стены и помещена в маленький специально устроенный храм, где каждую пятницу перед иконой «Отрада и Утешение» совершается Божественная Литургия.

Кроме этой иконы среди чудотворных икон Пресвятой Богородицы в монастыре есть также «Всецарица», «Увещание», «Елеоточивая», «Ктиторная», «Закланная», «Предвозвестительница», «Простреленная». Во дворе обители находятся две часовни – святых целителей Косьмы и Дамиана, а также Святого Пояса.

Вечером, после службы в Благовещенском храме нам как паломникам здесь выносят святыни хранящиеся в монастыре. Главной святыней Ватопеда стал Пояс Пресвятой Богородицы, который Она носила во время своей земной жизни и мощи святителя Иоанна Златоуста. В обители храниться его честная глава с левым усиком. По преданию, когда Иоанн Златоуст писал толкование на послания св. ап. Павла, тот явился ему и говорил, как надо их понимать, есть здесь и мощи св. пророка Иоанна Крестителя – Его Указательный палец, которым он указал апостолам на Христа, сказав им – «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира».

После того, как я вместе с другими паломниками приложился к святым мощам к нам подошел один русский монах, который подвизается в Ватопеде уже не один год. Он рассказал нам свою историю, как оказался здесь. К удивлению, он живо интересовался религиозной жизнью в России и раздал нам пакетики с освященными поясочками.

На Литургию вставали как принято на Афоне – ночью. В это время здесь свежо и прохладно, на небе было великое множество звезд, виден даже млечный путь. Тихо и таинственно ночью на Афоне, душе в это время хочется молиться и быть со Христом.

Литургию служат сегодня в приделе свят. Николая Чудотворца всего несколько монахов. Молюсь про себя Иисусовой и Богородичной молитвой и 150 раз каждой. После окончания богослужения все выходят и терпеливо ждут, когда придет настоятель монастыря архимандрит Ефрем. Он появляется с радостным и смеющимся лицом в окружении монахов. Настоятель благословляет, и мы все входим в большую и высокую залу на братскую трапезу. Во время ее знакомлюсь с отцом и сыном-паломниками из Белоруссии. Он преподаватель, весьма интеллигентен, приятной внешности и манерой разговора, он защищал свою диссертацию в Петербурге. Сын его три месяца назад стал священником.

Они здесь как волонтеры, помогают в монастыре. Сегодня, наверное, редко у нас встретишь таких людей. Было очень приятно познакомиться и поговорить. При расставании отец сказал мне: «Передайте привет Петербургу, нашему любимому городу».

После трапезы, получив свою «филофеевскую диомантирию» сажусь на автобус и вновь еду в административный центр Афона – Карею. Здесь встречаю отца Иеремию и с ним отправляюсь в еще один афонский монастырь «Ставроникиты». Это самый маленький монастырь на Афоне.

Он выглядит как настоящий средневековый замок, окруженный крепостными стенами и большой башней. Его история начинается с 11 века, когда он был основан. С 1533 года начинается новый период его истории связанный с игуменом Григорием. При нем в 1546 году был построен соборный храм в честь свят. Николая Чудотворца. Одной из главных святынь монастыря является мозаичная икона свят. Николая 13-14 веков, которую именуют «Николай Устричный». Интересна история этой иконы. Как известно, на Афон часто нападали арабские и турецкие пираты. Он грабя монастыри бросили в воду икону святителя Николая и к его лику прилепилась раковина. Считается, что икона пролежала на дне около семисот лет, и однажды один рыбак выловил ее своей сетью. Когда раковину отодрали от лика Святителя, то полилась кровь от иконы. Узнав эту историю иконы, мы вместе с отцом Иеремией прочитали тропарь, молитву и приложились к этой чудотворной иконе.

По дороге из монастыря Ставроникиты в Филофей, отец Иеремия рассказывает мне о старце Иосифе Исихасте (1898-1959). По словам отца Иеремии пять обителей на святой горе Афон находятся под духовным руководством его учеников. Один из учеников отец Ефрем, который сейчас в Соединенных Штатах Америки основал и построил 10 монастырей.

На следующий день, вернувшись в Филофей, я просил отца Иеремию заказать сорокоуст об упокоении моей матери, которая недавно отошла ко Господу. Разговор зашел о загробной судьбе ее души. И чтобы разрешить мои сомнения и ответить на вопросы мы подошли к слепенькому схимонаху Исидору. Ему 73 года, он считается в Филофее духовным и прозорливым монахом и к нему здесь часто обращаются за советом. Мы присели к нему на скамейку, отец Иеремия по одну сторону, а я по другую. Отец Иеремия стал по-гречески спрашивать схимонаха Исидора насчет моей мамы. Взяв меня за руку, монах Исидор спросил: «Спокойно ли умерла она?». Я рассказал все, как было. В ответ, узнав, что она не раз исповедовалась и причащалась, он сказал, что все хорошо и добавил: «Нам бы так умереть!». А ее тяжелые страдания были в очищение души от грехов и страстей. И еще схимонах Исидор произнес: «Если кающиеся не спасаются, то что же тогда нам делать?». На этом беседа наша закончилась, и на душе от нее у меня появился покой и умиротворение.

31.07.2011. Воскресение. Ранним утром служится Литургия. Идем на нее с радостью. Хотя еще темно и на небе сверкают россыпи звезд, на душе покой. Сегодня у нас праздник – Пасха, не зря христиан называли «Люди Воскресения!». Для нас, православных христиан, каждое воскресение – день Господень! «Ей гряди Господи Иисусе!» - говорили в этот день христиане первых веков. Они были готовы к встрече со Христом и всеми силами стремились к ней. Для ранних христиан воскресение был днем эсхатологическим, днем наступления Царства Божия в душах людей. Сегодня мы во многом стали пленниками падшего мира и утеряли понимание Воскресения как дня Господня. Только здесь на Афоне сохранилось еще подлинное пасхальное и эсхатологическое восприятие христианства как религии Воскресения и Царства Божия.

По окончании воскресной Божественной Литургии, которая здесь служится долго, наступает рассвет. Когда мы выходили из храма, солнце стояло уже высоко. Сегодня уже почти 2 недели как я приехал на Афон. Настало время возвращаться в Уранополис. После трапезы мы вместе с отцом Иеремией подходим к игумену Никодиму чтобы получить благословение на поездку. Подойдя под благословение, кланяюсь и благодарю настоятеля монастыря за радушный прием. На машине долго едем по пыльным дорогам мимо стен древних монастырей, насельники которых и сегодня своим монашеским и молитвенным подвигом спасают наш мир от нашествий сил зла. Проплывая на пароме вдоль живописных берегов Афона, благодарю Господа за все, что Он дал мне увидеть здесь.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!