Управленческая мысль древних цивилизаций.



Управление как социальная практика возникает вместе с необходимостью целенаправленной организации деятельности в первых человеческих сообществах. Государства древности (Месопотамии, Египта. Индии, Китая) возникали по берегам великих рек, особенности климата и режим паводков вызвал необходимость возведения и использование оросительных систем, возможное только в случае объединения коллективных усилий, Отдельные домохозяйства не могли претендовать на какую-либо часть ирригационной системы – она принадлежала общине.

Таким образом, азиатскую форму производства характеризовало государственно-общинное землевладение при отсутствии частной собственности на землю: мощное объединяющее начало, способное организовать тяжелый труд большого числа людей. Вначале это была власть общины, затем – власть государства. Ко времени возникновения первых цивилизаций (III тыс.л.до н.э.) экономические условия существования социума уже позволяли освободить часть его членов (вождей и жрецов) от производительного труда. Институт вождей, который впоследствии был интегрирован в институт государственной власти, выполнял функции внутреннего и внешнего политического управления и суда. Жрецы, род деятельности которых был связан с наблюдениями за природными явлениями, были первыми исполнителями управленческих функций прогнозирования, планирования и организации ирригационных и полевых работ. Постепенно иерархия жречества усложнялась, они наделялись обязанностями чиновников и становились частью государственного аппарата. Этот процесс оценивается исследователями как «первая управленческая революция»[2].

Отношения между государством и общинниками-земледельцами складывались на основе подданства и безусловного несения повинностей. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики, которая объединяла собственность и власть. Сложная система иерархии власти, выполнение управленческих функций планирования и организации работ, детально разработанная система складского учета и отчетности повлекло ранее возникновение и развитие письменности.

Найденные в Древней Месопотамии клинописные глиняные таблички, сохранившиеся в городских и храмовых «библиотеках» Ура Урука, Лагаша, Аккада указывают на сложную социальную и управленческую иерархию. В надписях на двух глиняных конусах, относящихся к правлению лагашского царя Урукагины (XXIV в. до н.э.) говорится о том, что «при корабле был поставлен надзиратель корабля, у ослов был приставлен надзиратель за пастухами, у овец был приставлен надзиратель за овчарами», упоминаются также управляющие городами – патеси, крупные чиновники-жрецы – атриги, надзиратели-судьи[3].

Сведения о сложной бюрократической системе, сложившейся при египетских фараонах V и IV династиях Древнего Египта (3 тыс. л. до н.э.) можно получить из «Текстов пирамид», начертанных на стенах погребальных сооружений в Саккаре. В частности, в тексте войскового писца Каипера (начало V династии) перечислялись 27 должностей, которые этот писец последовательно занимал: писец пастбищ, писец документов, писец царского войска, надзиратель писцов, начальник царских работ и т. д.[4] Должности чиновников доставались, как правило, знатным людям, были почетны и выгодны. Сведения об этом мы находим и в более поздних памятниках письменности.

Иероглифические списки на стенах фиванских гробниц чати-визирей Рехмира, Усера и Аменемонета (XVI—XV вв. до н.э.), вошедшие в историю как «Предписания о служебных обязанностях высшего сановника» являются инструкцией для главы администрации фараона о ведении разнообразных дел: финансы, суд, управление делами дворца, пашнями, а также порядок отчетности его подчиненных и доклада фараону [5].

Артхашастра (санскр.— «Наука о пользе»), сводный трактат по науке управления и политике, приписываемый Каутилье, полулегендарному министру основателя династии мауриев, содержит Табель о рангах государственных служащих, где указано около 12 рангов служащих. Кроме того, в данном памятнике управленческой мысли проводится идея об экономической роли государства, допускается самое широкое его вмешательство в хозяйственную жизнь. [6].

Памятники управленческой мысли древних государств повествует развитии форм и видов хозяйственной деятельности. В Нововавилонский период характерной особенностью были хозяйства, называемые «торговые дома» (прообразы современных холдингов). Сохранились документы домов Эгиби и Мурашу, их экономической основой являлась крупная земельная собственность.

Дом Мурашу поначалу арендовал земли крупной персидской знати. Эти земли сдавались в субаренду мелкими участками земледельцам, при условии снабжения всем необходимым (орудиями труда, посевным зерном, водой). Полученные в уплату от аренды сельскохозяйственные продукты продавались на внутреннем рынке. Доходы использовались для ростовщических операций. Дом Эгиби был связан, в основном, с внешней торговлей, выступал в качестве кредитора, давая займы крупным собственникам.

Деловые дома принимали, также, на хранение ценности, выступали гарантом платежеспособности человека, выдавая соответствующие документы. По поручению собственника могли уплачивать из этих ценностей налоги или отдавать долги [7].

В истории управленческой мысли древних царств встречаются документы, свидетельствующие о попытке систематизации опыта управленческой деятельности и передачи его преемникам. Наиболее яркими примерами являются памятник Древнего Египта «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара» (XXII в. до н.э.) и законы вавилонского царя Хаммурапи.

Ахтой III, автор «Поучений», советует сыну ценить мудрость, быть искусным в речах, вовремя подавлять мятежи и заботиться о государстве: «уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа». Из глубины тысячелетий приходит совет, актуальный для многих современных политиков: «Насыщайся своим хлебом и своим пивом. Придет к тебе красный гранит без помехи. Не порть памятников другого. Пусть выламывают камни в Туре. Не строй гробницу, разрушая сделанное, чтобы соорудить свою»[8].

Кодекс законов царя Хаммурами, действующий в Вавилоне в конце XVIII века до н.э. «для того чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость», защищал собственность, закреплял сословное неравенство, регулировал долговые обязательства и брачно-семейные отношения, охранял нравственность. Хаммурапи пишет о праве и ответственности, которыми наделили его боги, об осознании этой ответственности. Своим потомкам правитель завещает чтить закон, соблюдать справедливость: «если этот человек будет чтить мои слова, написанные на моей стеле, не отменит моего законодательства, не исказит моих слов, не изменит моего памятника, этот человек - как я, справедливый царь»[9]. Современный читатель часто отмечает жестокость наказаний, предусмотренных в кодексе Хаммурапи: большинство проступков влечет за собой увечье или мучительную смерть. Объяснить это возможно ценностными представлениями того времени: человеческая жизнь, особенно жизнь представителя низкого сословия, ценилась мало, законы Хаммурапи систематизировали существующие ранее общинные практики наказания.

Своеобразие древнекитайской управленческой мысли основывается на попытке решения проблемы гармоничной организации общества. В китайской философии заложено представление о естественных природных ритмах, где человек и вещь в кругах бытия равны. С точки зрения даосизма в любой путь (дао) нельзя вмешиваться, чтобы не нарушить естественных ход вещей. Все несчастья в современном ему обществе Лао Цзы, основатель даосизма, объясняет неестественными для гармоничного хода истории отношениями в сфере законодательства и государственного управления. Для восстановления справедливости государь должен вернуться к идее «недеяния». Лучший правитель тот, который «скроется». Лао-цзы выступал против законов и приказов, считая, что именно они приводят к бедности бунтам [10].

Конфуций и его многочисленные последователи полагали, что жизнь человека и общества возможно гармонизировать целенаправленно. В процессе дальнейшего развития конфуцианства развернулась целая дискуссия о проблемах управления государством.

С точки зрения Конфуция отношения между правителем и народом должны складываться как в семье, где отец заботится о своих детях и почитается ими, где есть старшие и младшие братья. Таким образом, мудрый правитель государства (император – «сын Неба», «добродетельный муж») заботится о сохранении социального порядка и достатка у народа. Народ же должен, в свою очередь, быть почтительным, стремиться к моральному совершенству, умело хозяйствовать и добиваться приумножения богатства на землях общинников и в частных хозяйствах богатых землевладельцев. В трактате, составленном учениками Конфуция «Лунь Юй» («Беседы, суждения») приводятся и конкретные практические советы в сфере управления. Великий китайский философ считал, что фиксированный закон навязан личности насильно, управлять следует на основе правил, обычаев, ритуалов, воспитывающих в народе добродетель и чувство стыда. В этих представлениях прослеживается влияние общинного порядка жизнеустройства, основанного на традиции и круговой поруке.

Последователи Конфуция уделяли внимание сущности государственной власти и личности правителя, механизмам государственного управления экономикой и политического принуждения [11].


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!