Молот Мьёлльнир, Грааль, Изольда, Европа, Антигона



Охарактеризуйте Дездемону. Сравните её с Офелией, Джульеттой. Какая деталь решает её судьбу в глазах Отелло?

В каком круге Ада и как наказан Улис?

 

109

МОЛОТ МЬЁЛЛЬНИР - Согласно эддическим мифам Молот Тора был выкован темными альвами (карликами-кузнецами, населявшими Свартальвхейм), но у этого удивительного оружия был один изъян – его рукоять оказалась непропорционально мала в сравнении с навершием. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что Молот Тора стал таким из-за проделок Локи (более подробно об этой особенности Мьельнира можно узнать из соответствующего мифа). Однако Тору, который был единственным из асов (и вообще – из всех живых существ), кто сумел подчинить себе силу Мьельнира, не мешала его уникальная конструкция. Напротив, в многочисленных легендах, описывающих поединки Тора (например, с Хрунгниром или Тьяцци) бог грома виртуозно метает свой молот в противника, при этом Молот Тора всегда возвращается, точно бумеранг. Вероятно, в этом заключается один из ключевых символических аспектов уникального оружия бога Тора. Речь идет о том, что любое действие человека всегда имеет последствия, которые так или иначе возвращаются к нему. Например, победа над Хрунгниром привела к тому, что у Тора в голове застряла часть оружия великана, из-за чего сын Одина часто мучается жуткими головными болями, и от этого сотрясается земля.

Трудно сказать, может ли Тор взять в руки Мьельнир без сторонней помощи. В том смысле, что у бога грома есть Пояс Силы, который удваивает его мощь, но ни в одном мифе мы не встречаем упоминания, поднимает ли Тор свой молот, когда пояс не надет. Однако есть информация о том, что Молот Тора нельзя взять в руки без специальных рукавиц, которые называются Ярнгрипер (дословный перевод со старо-скандинавского – «железные рукавицы»), ибо в бою оружие раскаляется докрасна (по другой версии – добела). Известно, что Мьельнир выковали карлики Синди и Брокком, преподнеся его в дар Тору, чтобы он защищал их и весь мир. Но относительно рукавиц Ярнгрипер никакой информации нет.

 

ГРААЛЬ - Романы здесь сводятся к тому, что Грааль (знаменитая чаша , из которой пил в последний вечер Христос, а потом в нее Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Христа), эта чаша дает здоровье и поддерживает жизнь. И вот воины короля Артура отправляются на поиски этого самого грааля, символа всеобщей справедливости и благоденствия. Однако есть условие: этот грааль может быть открыт абсолютно безгрешной и чистой душой рыцаря. Таких нет, у каждого есть свой недостаток. Здесь появляется во французской версии роман “Персеваль”, автором его является Кретьен де Труа. Но Кретьен очень увлекается приключениями рыцарей и не успевает дописать свой роман. Создатель немецкого романа “Парцифаль” Вольфрам фон Эшенбах делает данный сюжет более популярным, чем была французская версия. Благодаря Вольфраму и Вагнеру, создавшему легендарную одноименную оперу, роман получает мировую известность.

Есть некоторая разница между французским и немецким пониманием грааля. Ученые так и не объяснили до конца, почему в Германии грааль видоизменяется. В общеевропейском понимании грааль - это чаша, а вот в романе “Парцифаль” это драгоценный камень.

 

ИЗОЛЬДА – вопрос 55
ЕВРОПА
- в греческой мифологии дочь Агенора, финикийского царя Ханаана и Телефассы, сестра Кадма. По Гомеру (Илиада, XIV, 321), Европа была дочерью красного солнечного божества Финика (Φοίνιξ). Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в белоснежного быка с маленькими жемчужными рожками (Аполлодор, III 1, 1), то ли послав за ней быка, которого из благодарности превратил потом в созвездие Тельца (Эратосфен, 14). На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта (Аполлодор, III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звездного"), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.

При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа. А царю Астерию Зевс милостиво даровал могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка – созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.

С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Аполлодор, III 1, 2; Гигин, Фабулы, 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество.

 

АНТИГОНА - в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями (миф Семеро против Фив). Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребённым, она, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата.

Слабая и нерешительная сестра Антигоны Исмена боится нарушить запрет Креонта, и Антигона одна совершает над Полиником символический обряд погребения, засыпав его тело тонким слоем земли. Схваченная стражниками, Антигона отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного (каким является Креонт) не может отменить "не писанных, но прочных божественных законов", повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека. Разгневанного Креонта эти доводы не убеждают, и за нарушение его воли Антигону заключают в пещеру, где она должна погибнуть от голода. Желая избежать столь мучительной смерти, Антигона, оказавшись в заточении, кончает жизнь самоубийством. Ее примеру следует проникший в пещеру Гемон, сын Креонта, с которым она была обручена.

 

110

Девушка сама делает первый шаг и признается в чувствах генералу. Влюбленные тайно венчаются. Мавр дарит юной жене подарок — платок, доставшийся Отелло от матери. По легенде красивая вещь сохранит любовь и счастье в семейном очаге.

Дездемоне действительно свойственно сострадание. Слушая морские рассказы Отелло о военных сражениях, она по-настоящему влюбляется в него и соглашается на тайное венчание вопреки запретам отца. Для Дездемоны главное быть с любимым рядом, и она уезжает с ним в отдаленный гарнизон. Ее красоте и чистым помыслам завидуют помощники полководца Отелло - ее мужа, считая, что он не достоин такой жены.

Образ Дездемоны – это образ невинной жертвы. Обвиненная мужем в измене, Дездемона пытается его успокоить и уверить в том, что она невинна, что у нее даже в помыслах не было измены. Однако ревнивый и вспыльчивый мавр убивает ее. Образ чистой и невинной Дездемоны символичен. Ее любовь оказалась чище, сильнее и выше, чем любовь мужчины, который убил ее по лживому и нелепому навету.

Судьба трех героинь шекспировских трагедий печальна. Все они являются образцом невинности и чистоты, которые оказываются в центре непростых событий.

Мы видим, одним словом, как Офелия поневоле вовлекается в борьбу необычайно мощных сил, она оказывается в эпицентре бури, и, чтобы устоять и не исчезнуть в этом урагане страстей, ей самой нужна была бы огромная сила, которой у нее попросту нет. Интересно, что все лучшие женские героини Шекспира тоже вовлечены в борьбу этих бурных противоборствующих течений: и Джульетта, и Дездемона. И, как правило, эти почти стихийные силы сметают с лица земли героинь Шекспира. Джульетта тоже борется, потому что ею движет любовь – чувство, во сто крат сильнее справедливости. Джульетте любовь дает энергию борьбы.

Не борется Дездемона. И поэтому она очень похожа на Офелию. Но на стороне Дездемоны правда: ей нечего стыдиться, ведь она не изменяла мужу, она не предательница, она чиста перед Отелло, и это тоже придает ей силы перед смертью.

Но Офелия‑то, в отличие от всех этих героинь, виновна. Она предала Гамлета. Значит, она пошла против своей же собственной любви. Она выступила наперекор женской природе. Правда, она послушна отцу, только это послушание хуже, чем своеволие. Она не может не знать, что творит зло.

 

111

Улисс (Одиссей) на 8 круге 8 щель

Лукавые советчики.

Наказание: тень грешника заключена в огне, в котором горит.

Примеры: Диомед, Одиссей (Улисс), Гвидо да Монтефельтро.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!