Даосское блюдо , украшенное цветочными символами инь . По поверьям даосов , сила инь может перехолить в еду , положенную на это блюдо , а затем — к тому , кто её ест .




Даосский трактат «Канон Нефритовой чистоты» перечисляет уже десять запретов и одним из самых страшных проступков считает нарушение сыновнего долга, когда «поворачиваешься спиной к отцу и матери». Также нельзя проявлять неуважение к правителю.

За несколько веков даосизм прошёл путь от учения посвящённых, скептически относящихся к правителям, стоящим у власти, до вполне лояльной, практически государственной религии. Ещё в IV—III вв. до н. э. даосы иронизировали над одной из главных ценностей конфуцианства — сыновней почтительностью. Они говорили: «Когда исчезает благодать, то появляются сыновняя почтительность и долг». Однако уже в Средневековье такие понятия, как «сыновняя почтительность и долг», стали едва ли не самыми привычными терминами в даосском лексиконе. Таким образом даосизм прочно врос в государственную идеологию.

СОВРЕМЕННЫЙ ДАОСИЗМ

Ныне в Китае количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз уступает количеству буддийских обителей. Религиозный даосизм постепенно сходит на нет, а из некогда крупных даосских школ сохранились только две — Цю-аньчжэньдао цзяо и Чжэнъидао.


Даосизм в конце XX столетия стал особой национальной формой обыденного верования. Китаец может быть буддистом и при этом участвовать в даосских магических ритуалах, обращаться к гадателям и лекарям-даосам. Поэтому невозможно даже приблизительно ответить на вопрос, сколько даосов в современном Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов, осталось очень немного. Это даже позволило некоторым специалистам, в том числе и китайским, говорить о том, что даосизм утратил характер национальной религии.

Однако более верным представляется иной вариант. Даосизм настолько глубоко вошёл в плоть и кровь китайской культуры, в обыденное сознание каждого китайца, что многие некогда закрытые ритуалы превратились в элемент повседневной культовой практики. Например, каждый день сотни людей приходят в даосский храм Байюньгуань (Белое Облако) в Пекине, чтобы прикоснуться к крупу священной бронзовой лошади (в народном пантеоне лошадь — одно из священных животных, приносящих счастье). Даосский храм Чжунъюэмяо в провинции Хэнань пользуется особой популярностью среди местных жителей-буддистов как лучшее место для изгнания злых духов и лечения.

Конечно, даосизм не умер, он до сих пор пронизывает всё китайское общество, но формы его проявления заметно изменились, некогда мистическое, закрытое учение перешло на уровень обыденного сознания. Например, заходя сегодня в одну из многочисленных китайских аптек на улицах Пекина или Шанхая, чтобы выбрать необходимое средство из нескольких сотен, а то и тысяч лекарств и трав, человек редко задумывается, что вся китайская медицина вышла именно из даосизма. Популярное в наше время иглоукалывание тоже когда-то было исключительной принадлежностью именно даосской практики и учения о «циркуляции ци в человеке". Сегодня ярко расцвели традиционные боевые искусства, которыми увлекались даосы. Каждое утро в любом парке по всему Китаю можно наблюдать сотни людей,


занимающихся дыхательно-медитативными упражнениями цигун, гимнастикой тайцзицюань (Кулак Великого Предела), боевыми искусствами багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм) и синъицюань (Стиль Формы и Воли), истоки которых самым непосредственным образом связаны с даосским учением. А прилавки книжных магазинов заполнены книгами о даосском питании с рецептами блюд.

Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме Байюньгуань, принадлежащем школе Цюаньчжэньдао цзяо. Этот храм связан с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингисхана. И всё же реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан. Ещё император Чжу Ли приказал создать здесь величественный комплекс храмовых сооружений, и около 300 тыс. строителей, мастеров и солдат в течение десятка лет трудились над их возведением. В пору расцвета комплекса здесь проживали до 30 тыс. монахов, но сегодня от былой


славы центра не осталось и следа, В немалой степени к этому привели преследования даосов в 50-х гг. XX в., когда многие священнослужители пострадали в ходе кампании по борьбе «с влиятельными феодальными и антиреволюционными пережитками». По указу Председателя Компартии Китая Мао Цзэдуна в районе Удан была построена колоссальная дамба, и часть предгорной равнины вместе с многочисленными культовыми сооружениями оказалась затопленной. В 60-х гг. в период «культурной революции" в КНР лишь высокие горы и труднопроходимые тропы помешали отрядам хунвэйбинов (красных охранников) добраться до центра эзотерического даосизма в горах Удан.

Сегодня, как и в древности, никакого единого даосизма не существует, хотя большинство храмов принадлежит школе Чжэнъидао, пользующейся поддержкой властей. Руководители Даосской ассоциации входят в органы государственного управления, в частности во Всекитайское собрание народных


 


ПАЛОМНИЧЕСТВО В ГОРЫ УДАН

Каждый год в девятый день девятой луны отмечается даосский праздник, посвящённый «естественному человеку» Чжэньу, который считается одним из воплощений Лао-цзы. Паломники со всех концов Китая направляются на


поклонение к священным горам Удан, где уже в течение многих столетий находится центр монастырского даосизма. Здесь в сотнях мелких монастырей, а то и просто даосских поселений из пяти-шести человек, подвижники с традиционным упорством не только соблюдают все древние заветы, но даже пытаются изготовить знаменитую пилюлю бес-


смертия. В последнее время к подножию священных вершин ежегодно стекается до 30 тыс. паломников, стремящихся приобщиться к великой традиции святости и бессмертия. Однако лишь единицам хватает терпения и сил для того, чтобы подняться наверх, причём с каждым годом количество таких энтузиастов становится всё меньше.


 


одно

ЧЕЛОВЕК И КОСМОС

Вот как описано в «Хуайнаньцзы» единство природы человека и космоса: «Тьма вещей несёт на себе инь и обнимает ян, столкновением противоположного эфира достигается гармония». Поэтому и говорится: «В первую луну появляются соки, во вторую луну — припухлость, в третью — плод, в четвёртую — мякоть, в пятую — мышцы, в шестую — кости, в седьмую оформление завершается, в восьмую плод приходит в движение, в девятую


движение сменяется толчками, в десятую происходит рождение. Когда форма и тело завершены, образуются пять внутренних органов. Лёгкие ведают глазами, почки — носом, желчный пузырь главенствует надо ртом, печень — над ушами... Голова круглая — как Небо, ступня прямоугольная — как Земля. У Неба есть четыре времени года, пять стихий, девять выходов, триста шестьдесят шесть дней. У человека тоже есть четыре конечности, пять внутренних органов, девять отверстий, триста шестьдесят шесть суставов. Природе известны ветер и


дождь, холод и жар. Человек также способен брать и отдавать, радоваться и гневаться. Желчный пузырь — это облака, лёгкие — эфир, печень — ветер, почки — дождь, селезёнка — гром. Таким образом, человек есть часть триады — Небо, Земля, человек. А сердце — всему господин. Уши и глаза — это Солнце и Луна, кровь и эфир — ветер и дождь...

Вселенная и космос — это человеческое тело, в пределах шести сторон устройство то же, что в человеке... В древности человек имел единый с вселенной эфир...».


Государственный флаг Республики Южная Корея . На флаге — лаосская символика : знак «ян—инь» и триграммы , символизирующие небо , землю , воду и огонь , которые означают также четыре стороны света .


представителей. В отличие от такого «государственного» даосизма существует по крайней мере около сотни мелких даосских школ, ритуалы которых далеко не всегда одобряются властями, а некоторые общины вообще считаются государственно опасными для общества, поскольку их ритуалы связаны с традиционной для даосизма сексуальной практикой, оккультными обрядами с использованием сильных наркотических и галлюциногенных средств.

Распространяется в наши дни и особый — «западный» — даосизм. Речь идёт о самых разнообразных и обычно никак не связанных между собой школах здорового образа жизни, диетологии, сексуальной практики, ушу, которые называют себя даосскими, Их можно встретить практически в любом городе Европы и США. Во многом это дань увлечению экзотикой. Однако людей на Западе и в России интересуют в основном не религиозные аспекты даосизма (вряд ли кто будет серьёзно совершать даосские поклонения духам очага), а способы оздоровления.


творческого раскрепощения сознания, работы над собственной психикой.

В Великобритании находится штаб-квартира крупнейшей Международной даосской ассоциации, в которую может вступить любой желающий. Основными направлениями её деятельности стали диетология, фитотерапия, медитация и боевые искусства. В некоторых странах деятельность подобных организаций встречает резкий протест со стороны Христианской Церкви, поскольку даосизм представляется классическим воплощением восточного оккультизма. В других же странах, например в Англии, даосские группы могут проводить занятия даже в христианском соборе, на время арендовав помещение, Практически при всех западных университетах существуют студенческие клубы и группы по изучению даосизма, хотя всё это имеет мало общего с китайской религией, тайными культами и закрытыми посвящениями. Даосизм на Западе стал моден и привлекателен, не случайно за пределами Китая известны сотни переводов «Дао дэ цзин».

В определённой мере даосизм превратился в визитную карточку Китая — кто не знает бело-чёрного символа ян и инь. Сознание современного китайца до сих пор наполнено даосской символикой, верованиями, ритуальными действиями. И хотя религиозный аспект даосизма уступает место даосизму практическому и обыденному, тем не менее именно это учение многие сегодня называют национальной религией Китая.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!