ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛАО - ЦЗЫ В НЕБЕСНОГО ГОСПОДИНА ЛАО



Одна из историй даёт мистическое объяснение превращения человека Лао-цзы в небесного Господина Лао. Согласно этому объяснению, легендарный основатель даосизма, исполнив свою земную миссию и принеся людям откровение, записанное в «Дао дэ цзин», решил покинуть мир человеческих страстей. Так как Лао-цзы обладал магическими способностями, он стал постепенно изменять своё тело, пока не освободился от него окончательно (это сравнивали с процессом превращения личинки в бабочку, устремляющуюся в небо). Вскоре он оказался на небесах, и теперь во время сеансов медитации и выхода за пределы своей физической оболочки даосы могут встретить Господина Лао и даже получить от него наставления.


Кстати, восемь бессмертных отнюдь не отличались особыми мирскими добродетелями; они дрались, порой напивались, но неизменно воплощали полную естественность — идеал даосизма.

ДАОССКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

По представлениям даосов, истинный человек является существом, стоящим вне добра и зла. В этом смысле он «никаков». Это соответствует даосскому пониманию истинного состояния мира — пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни каких-либо других противоположностей.

В даосизме есть шуан шэн (закон парных рождений) — вещи и явления существуют как противоположности друг друга. Стоит лишь появиться добру, как тотчас возникает и его противоположность — зло и насилие. Иными словами, даос, стремящийся к добру, обязательно вызывает к жизни зло. Потому в даосизме в отличие от многих других религиозных систем моральными поисками не интересуются. Это отнюдь не означает, что даосы безнравственны. В даосизме этической проблемы просто нет, ведь даос стремится к прекращению всякой мысли о действии, он просто естественно откликается на «развёртывание» мира перед ним.

И все же даосизму свойственны определённые нормы поведения, которые трудно назвать нравственностью в европейском понимании этого слова. Кодексы поведения даосов сложились не без влияния буддизма; даосы с удовольствием перенимали стройные и чётко продуманные буддийские каноны.

Классическими стали пять правил, признанные во всех школах: не убивать, не злоупотреблять вином, стремиться к тому, чтобы речи не расходились с велениями сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т. е. достичь Дао.

Многие школы не ограничивались лишь пятью запретами, к тому же даосизм в XI—XIII вв. стремительно развивался, появлялось множество новых последователей, которые с трудом постигали тайные глубины учения, но


зато прекрасно понимали необходимость соблюдения определённых норм поведения. Тем самым даосизм сводился к ряду предписаний, а не к «полётам внутрь себя" и духовным поискам, Постепенно система запретов усложнилась. В качестве примера можно упомянуть некоторые из «восьми


предписаний»: не убивай даже ради спасения собственной жизни; не предавайся развратным желаниям ради наслаждения; не воруй чужие вещи ради собственного обогащения; не предавайся пустым речам ради доказательства собственных умений; не употребляй вина с целью замутить свой разум.


 


РИТУАЛ ПИТАНИЯ

В даосизме издавна существовали подробно разработанные предписания относительно того, что и как можно есть. Даосская диета и сегодня активно применяется в китайской медицине как для лечения различных болезней (в том числе диабета или гастрита), так и для общего оздоровления организма. Многие современные китайцы используют даосские рецепты, даже не догадываясь об их истоках.

Характерной частью религиозной практики почти во всех даосских школах стало чжай (соблюдение поста). Даосы понимали пост не только как воздержание от некоторых видов пиши, например от мяса, но и как воздержание от многих желаний, побуждений, мыслей и слов. В даосизме разработана сложная и обширная система ограничений. Один из древних трактатов называл пост залогом достижения Дао: «Для того, кто изучает Дао, нет ничего важнее воздержания. А это значит, что снаружи он не загрязняется пылью суетного мира, внутри же сохраняет в чистоте пять органов, стремится к истине и постигает истину, благодаря чему его дух и Дао единятся». Итак, рецепт ясен — необходимо соблюдать особый даосский пост.

В даосизме нет единых правил поста, потому что даосизма как единой религии с единым каноном никогда не существовало. В связи с этим под словом «пост» понимались самые различные предписания: ограничения в пище, строгое соблюдение ритуалов и, наконец, «ограничения сердца», т. е. работа с эмоциями и страстями. Примечательно, что именно «ограничения сердца» во всех даосских школах долгое время считались важнейшими. Однако со временем всё большая роль стала отводиться именно предписани-


ям, которые касались пиши. Они остаются главными и по сей лень.

Традиционное даосское питание включает много непривычного, а порой и загадочного. Прежде всего оно предусматривает особое «питание ци» и подразумевает не столько общее оздоровление организма, сколько психофизическое очищение. Одним из питательных соков организма в даосизме считается слюна, поэтому её следует сберегать, т. е. не сплёвывать напрасно, а как можно чаще сглатывать. Даосы лаже разработали специальные упражнения и массаж горла для усиления слюноотделения.

Классическим является метод девяти форм пищевого поста. По сути эти формы представляют собой девять этапов совершенствования, через которые проходит даос на пути слияния с Дао. Первые этапы связаны с чисто физическими ограничениями, остальные -с достижением сначала «целостных свойств», а затем и единого Дао. Итак, первая форма — это питание зерном и злаками (в основном пшеницей) и отказ от мясной пиши. Затем предполагается питание овощами и травами. Третья форма предписывает строгую дисциплину, что касается как количества пиши, так и времени её приёма (существуют, например, особые «голодные» дни). В любом случае следует придерживаться в питании принципа «срединности» и есть не насыщаясь полностью.

Все последующие методы питания связаны с даосской теорией. «Питание семенем» означает приём внутрь заговорённой воды, в которой может быть растворён пепел от сожжённой бумаги с изображением магических иероглифов. «Питание светом», или «сиянием», — поглощение света солнца, луны и звёзд, питающее организм человека могуществом и нетленностью, свойственным этим све-


тилам. «Питание ци» — предусматривает овладение различными дыхательными упражнениями и приёмами углублённой медитации. На предпоследнем этапе адепт как бы подходит к изначальному состоянию мира, приобщается к Великой Изначальной Пустоте, как объясняли это сами даосы. Он начинает питаться «изначальным ци», т. е. энергией, из которой формируются первоначала мира.

И, наконец, высший этап — «зародышевое питание». Эмбрион в чреве матери — это идеал существования для даоса. По традиционным даосским понятиям, зародыш в утробе ничем не питается, но растёт и развивается, не дышит, но живёт. В этом смысле он находится в предельном недеянии, фактически ничего не предпринимая для поддержания собственной жизни. Таким образом, «зародышевое питание» для даоса означает «восполнение от Дао», без приложения к этому каких-либо усилий.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!