Трагедия индивидуализма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Индивидуализм — социально-психологическое явление, которое заключается в том, что человек ставит себя выше людей, не считается с ними, рассчитывает только на собственные силы и часто преследует эгоистические цели.

В романе представлены различные типы индивидуализма. Основные индивидуалистические характеры — это Раскольников, Лужин и Свидригайлов:

а) индивидуализм Раскольникова. Раскольников создает свою теорию о «двух разрядах» людей и причисляет себя к «высшему разряду», то есть к людям, способным изменять нравственные законы и человеческие судьбы, опираясь только на свою собственную силу, волю, незаурядность и т.п. Не случайно Раскольников все время сопоставляет себя с Наполеоном — высшим выражением индивидуализма в европейской культуре XIX века. Раскольников сознательно и последовательно отъединяется от людей, даже от самых близких, и в этом его трагедия. Но индивидуализм Раскольникова благороден: он хочет в одиночку, силой одной своей воли победить мировое зло, исправить социальную несправедливость, дать людям счастье. Именно это благородство натуры делает возможным его отказ от индивидуализма в эпилоге и духовное воскрешение.

б) индивидуализм Лужина. Он грубо эгоистичен и морально низок. Его расчеты и действия могут вызывать только презрение и отвращение (поведение с Дуней и Пульхерией Александровной, попытка обвинить Соню в краже и т.п.). Он любит только самого себя и соблюдает только свою выгоду. В «новых веяниях» общественной мысли он видит лишь оправдание беспредельному эгоизму. Его индивидуализм — это цинизм человека «низкого и злого», по выражению Дуни.

в) индивидуализм Свидригайлова. Свидригайлов — очень сложный характер. Ему не свойственны ни романтические порывы Раскольникова, ни циническая низость Лужина. Сущность этого характера в принципиальном неразличении добра и зла. Он может совершить и то, и другое, но не из моральных соображений, а просто по прихоти. Люди ему, в сущности, не нужны, а его индивидуализм — это равнодушие к окружающим. Исключение составляет лишь Дуня, но и она не может его любить. Когда рвется эта последняя связь с людьми, жизнь Свидригайлова становится окончательно бессмысленной и он убивает себя.

 К Раскольникову, Лужину, Свидригайлову Достоевский относится, конечно, по-разному. Но индивидуализм в любой форме отвергается автором. Индивидуализму Достоевский противопоставляет единение с людьми, смирение и сострадание. В романе Достоевский интересуется не обстоятельствами преступления, а его мотивами и приходит к выводу, что идея права «сильной личности» совершить преступление может возникнуть в неблагополучной социальной среде, в условиях несправедливого общества. Главные вопросы, поставленные в романе, не «что?», не «как?», а «почему?». Достоевского интересует путь выхода из индивидуалистического тупика, путь героя к общечеловеческой правде.

Автор отвергает психологию индивидуализма Раскольникова, показав, какую опасность она представляет для общества, в котором происходит деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, на героев и толпу, оправдание власти избранных, даже если целью этой власти объявляются добро и справедливость. «Игра», которую периодически затевают «сильные мира сего», приводит к тяжелым последствиям: к краху личности, разрушению нравственных принципов общества, к потере моральной ответственности за совершенное, наконец, к мукам совести. Достоевский убежден и убеждает читателя в том, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, то он неизбежно приносит только зло себе и другим. Мало того, стоит только разрешить себе «кровь по совести» — и кровь польется потоком. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое, становится источником все новых и новых злодеяний. Теория, которая должна была освобождать от жизненных тупиков, завела в тупик, самый беспросветный из всех возможных. Если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях всегда будут утверждать свою власть наполеоны всех мастей и масштабов. А найти оправдание насилию и убийству они всегда сумеют с помощью «интеллектуалов» из числа «твари дрожащей». Недаром и по сей день «краеугольным камнем» всех современных теорий «сильной личности» служит идея власти избранных над «человеческим муравейником».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 2924; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!